Автор: Ус Дарья Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: ст. Северская, Краснодарский край
Наименование материала: Произведения крупной формы
Тема: Анализ сонаты Й. Гайдна es–moll
Раздел: дополнительное образование
Анализ сонаты Й. Гайдна es-moll
Соната ми минор - одна из наиболее популярных сонат Й. Гайдна. Написана
для клавесина. Имеет 3-х частную форму.
I
часть
в
сонатной
форме, presto, ми минор, лирическая. Тема главной
партии (ми минор) напоминает оперный дуэт лирико-драматического содержания
с фразами короткого дыхания. Басовые восходящие ходы по звукам трезвучий
поддерживают
взволнованную
атмосферу.
Тема
связующей
партии
-
в
неудержимом,
радостном
движении
шестнадцатыми,
приводит
к
побочной
партии, соль мажор. Ее тема звучит очень мягко и светло. Движение параллельных
терций и секст в верхних голосах, гомофонно-полифонический 4-х голосный
склад, динамика пиано и верхний регистр вызывают ассоциации с гармоничным
лесным пением птиц и тихим шелестом листвы. Заключительная партия в соль
мажоре
возвращает
характер
неудержимого,
радостного
движения
связующей
партии. Разработка развивает темы главной, связующей и заключительной партий
в
миноре.
В
репризе
даже
светлая
побочная
партия
оминоривается,
словно
вечерние
тени
ложатся
на
лесную
природу. I
часть
заканчивается,
как
и
начиналась, взволнованным диалогом фраз короткого дыхания (главная партия),
которые к концу I части как бы удаляются (diminuendo).
По сравнению с взволнованностью I части и ее неудержимым движением, II
часть - образец спокойствия и радостного созерцания. Соль мажор, ремарка «в
полголоса», adagio (С Соль мажором у Й.Гайдна обычно связаны лирические,
пасторальные образы). Лирика этой части безмятежна. Размер менуэта - 3/4, а
также
размеренное
движение
аккордов
в
партии
левой
руки
создает
ритм
медленного
шага.
Четкое
гармоническое
оформление
- T-D-D-T,
а
также
начальный
фанфарный
ход
по
мажорному
трезвучию
в
партии
правой
руки
привносят
в
тему
торжественное
настроение,
глубокую
душевную
уравновешенность. Мелодия подчинена гармонической логике периода. Аккорды
аккомпанемента, падающие всегда на первую долю такта, придают весомость,
приземленность образу. Мажорный лад наполняет музыку светом. Последующие
пассажи
из
мелких
длительностей
вносят
изысканность
и
утонченность
и
напоминают
то
щебетание
птиц,
то
бесплотный
полет
бабочки,
то
легкое
дуновение ветерка. Фактура здесь - один из самых выразительных элементов.
Вообще вся часть напоминает оперную арию для колоратурного сопрано.
II часть написана в форме, в которой обычно пишутся adagio (andante), то
есть медленные части в симфониях, концертах, квартетах и сонатах от Й.
Гайдна и В. Моцарта до С. Прокофьева и А. Веберна. Это 3-х частная репризная
форма, где после первой части (здесь в форме 8-ми тактового периода) идет
связующий раздел, вторая часть здесь - неустойчивая середина на интонациях
темы первой части в ми миноре, затем снова связующий раздел и третья часть,
останавливающаяся на прерванном обороте и дополненная аккордовым переходом
к III части всей сонаты. В связке (с 9 такта) мелодия представляет из себя
волнообразное движение - то взлетающее
вверх, то нисходящее из вершины
источника, она парит в высоком регистре, партия аккомпанемента теряет тяжелую
первую долю, в ней - легкие короткие созвучия на второй и третьей долях.
Отклонения в ля минор, в ми минор вносят новые оттенки в образ II части -
возникают ассоциации с прохладой и свежестью ветра.
Подытоживая все сказанное - для экспонирования здесь, как и обычно у
венских классиков, применено размеренное чередование функций, опора
на
устойчивые
элементы
лада,
для
связок
характерна
модуляционность,
незакрепленность тональностей, отсутствие кадансов. Соотношение T-D- начало
части и конец первой связки, D-T-конец второй связки и начало репризы - активно
динамическое.
Параллельный
минор
второй
части
(соотношение T-S)
-
как
сопоставление тональностей.
III часть сонаты в ми миноре написана в форме, сочетающей признаки
рондо и вариаций. Основная тема (рефрен) в ми миноре напоминает песенку, как
будто кем-то насвистываемую. Быстрый темп, динамика пиано, высокий регистр
мелодии, альбертиевы басы в аккомпанементе, прозрачность фактуры придают
музыке легкость, полетность. Форма основной темы простая 2-х частная.
Два эпизода в Ми мажоре (B
и C) - мажорные варианты основной темы.
Тема в них приобретает шутливость, игривость благодаря новому аккомпанементу
и
легким,
быстрым
пассажам
в
высоком
регистре.
Здесь
тема
более
инструментальна.
Форма такова - ABACA кода(A)
Основная тема каждый раз варьируется, вариация, особенно отличающаяся
от темы своей фактурой - в коде. Это кульминация всей части.
Все средства выразительности (и в том числе серебристый тембр клавесина
и
его
четкое
острое
звучание)
направлены
на
достижение
определенности,
ясности,
уравновешенности,
четкости,
яркости
музыкального
рисунка
и
музыкального образа.