Напоминание

"Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"


Автор: Никитина Галина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Бузулук, Оренбургская область
Наименование материала: технологическая карта открытого урока
Тема: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта открытого урока по русскому языку

Ф.И.О. учителя Никитина Г.А.

Класс - 3

Тема урока: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Цель урока
: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Задачи:
1. Предметные: - выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; - совершенствовать умение распознавать существительные по родам; 2. Метапредметные: а) познавательные УУД: -развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся. б) коммуникативные УУД: - формировать умение работать в парах, группах; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; в) регулятивные УУД: - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; - формировать умения выполнять свои действия по образцу; 3. Личностные: - формирование умения адекватно оценивать свою работу; - воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Тип урока
: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы обучающихся
: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
: компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки для учащихся

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного

материала

Методы и

приемы

работы

Формы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

Организаци

онный
Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок. -Добрый день, ребята! -Садитесь! -Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Галина Алексеевна. Я работаю в школе №10 в 3 «Б» классе. -Ученики моего класса подготовили для вас видеоприветствие. фронт. Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Настраивает на работу. Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах. Познавательны е УУД Общеучебные (контроль процесса)
Актуализац

ия знаний.

Мотивация.
Вспомнить отличительные признаки частей речи. Постановка проблемы.
1.Видеоприветствие.

Слайд 1
1. - Здравствуйте, ребята! -Мы передаём привет от учеников 3 класса школы №10. - И мы предлагаем вам отгадать загадку. 2. Эта буква — хитрый знак. Не сказать её никак. 3. Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в наблюдени е вывод фронт. - Слушает ответы, контролирует и вносит коррективы в случае необходимост и Слушают и отгадывают загадку Познавательны е УУД Логические (подведение под понятие) Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия.
УГОЛЬ, Без пожара, просто так? Это сделал
……….
Правильно. Удачи Вам на уроке. - И так ребята, я приглашаю вас на урок Открытия новых Знаний. -Что вы можете сказать о мягком знаке? -Какую роль он выполняет в словах? Он ребята, еще выполняет одну роль, а вот какую? -Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.
Слайд 2

2.
- Прослушайте аудиозапись и сделайте вывод, чем похожи все слушание наблюдени е Прикрепляет карточку с ь знаком. Вспоминают роли ь знака и приводят примеры. Слушают аудиозапись, определяют признаки схожести. (Схожи: им. Сущ., закан. На шипящий) Рассказывают об имени существительн ом.
прослушанные слова?
Слайд 3

(камыш, печь, рожь,

мяч, дочь, малыш,

плач, молодежь.)
-Чем же похожи эти слова? - А что вы знаете об имени существительном? - Мы обобщили с вами знания об имени существительном и составили КЛАСТЕР. Сегодня на уроке мы будем научными сотрудниками и будем проводить различные исследования. Первое исследование - исследовать слова:
дочь и мышь
-Посмотрите на эти слова. -Что общего? -На какой согласный звук оканчиваются эти слова? -Охарактеризуйте его. исследован ие сравнение Прикрепляет карточки: им. Сущ., шипящие: ж,ш,щ,ч. (Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что?, бывает одуш, неодуш., собствен, нариц.,, изменяется по числам и бывает м.р., ж. р., ср. р..
-Чем различаются? -Я закрываю ь знак. Изменится ли что-то в произношении. - Для чего же здесь нужен ь знак? Так какую же роль здесь играет ь знак? - Кто догодался? - Какая тема нашего урока?
Определен

ие темы

урока
Определить тему урока

Сформулируйте тему нашего урока.
Слайд 4
Фронт. Индив. Слушает ответы, контролирует и вносит коррективы в случае необходимост и Определяют тему урока (Мягкий знак на конце имён существительн ых после шипящих), проговаривают её вслух
Целеполага

ние и

построение

проекта

урока
Подведение детей к формулировани ю цели урока на основе темы. Построение проекта урока. - Какую цель мы перед собой поставим?
Цель:
Мы должны узнать, когда в словах после шипящих пишется ь знак.
Слайд 5
Эвристиче ская беседа Фронт. Организует беседу с обучающимис я, в ходе которой конкретизируе т известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулирова- Анализируют название темы урока. Формулируют цель урока и проговаривают свои действия. Регулятивные УУД Выделение и формулирован ие познавательно й цели в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразо
нии цели урока. ва ние (учебная мотивация)
Открытие

новых

знаний

(практичес

кая

деятельнос

ть

обучающих

ся)
Организовать работу детей по открытию новых знаний Учить выполнять действия по плану.
1.

Исследование
Продолжаем наши исследования. ( работа в парах) - Каждый из вас получил карточку с заданием. -Прочитайте внимательно задание, исследуйте и выполните в тетради. Задание для девочек: 1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода. Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода. Задание для исследован ие наблюдени е Самосто ятельная Предлагает понаблюдать и найти способ действия. Наблюдает за работой обучающихся. Подводит ребят к выводу Наблюдают и определяют сходство и различия данных слов. Делают вывод. Сопоставляют свои предположения с правилом в учебнике. Познавательны е УУД Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия.
мальчиков: 1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода. Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода. Каждая группа выполняет задание в тетрадях. Делаем вывод.
ВЫВОД:

Мягкий

знак после шипящих

на конце имен

существительных

пишется только в

существительных

женского рода в ед. ч.,
в
существительных

мужского рода с

шипящим на конце ь

знак не пишется.

Это орфограмма.
- Какова же работа ь вывод Индиви дуальна я Проверяет работу учащихся. Просит сравнить своё предположени е с правилом в учебнике. Регулятивные УУД Осуществлять контроль.
знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род им. Сущ.).
Слайд 6
2. - Откройте учебник на стр. 73 -Прочитайте сообщение авторов. -Сопоставьте наш вывод с сообщением в учебнике. -Верно ли мы сделали вывод? - Что нового вы узнали о роли мягкого знака?
Слайд 7
3. А как быть, если слова писать на слух. Для этого нужно составить алгоритм.
Алгоритм

1. Услышав шипящий

на конце слова, узнай

часть речи.

2. Если это имя

существительное в

начальной форме, то

определи род.

ж. р. ---- ь

3. Если слово
Работа с учебником Сопоставл ение рассужден ие Слушание Фронтал ьная группов ая Проговаривают действия и составляют алгоритм. Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия.

м. р. ---- ь

Слайд 8
4. Работа с ЦОР
ВЫВОД: Как же

действовать при

написание сущ. с

шипящими на конце?
5. Аудиозапись - А сейчас ребята, применив полученные знания, запишите слова в два столбика: сущ. Ж.р. и сущ. М.р.. . - Скажите, у всех ли слов было легко определить род? -Чем же можно воспользоваться, что бы определить правильно род имен существительных?
Работа в группе
1гр. – в учебнике 2гр. – в словаре 3гр.- в интернете -Так какой же вывод Работа с источнико м Наблюдает за работой учащихся. Подводит ребят к выводу. Дети выходят к доске и выполняют задание 1 ученик у доски, остальные в тетради записывают в два столбика м.р., ж.р.. Дети отвечают на вопрос учителя.(в словаре, в учебнике, в интернете) Работают с источником и делают вывод. Коммуникатив ные УУД Умение продуктивно взаимодейство вать в группе.
можно сделать?
ВЫВОД: если есть

затруднения в

определении рода,

надо посмотреть в

словаре.
Проговаривают каждый пункт алгоритма. Разбирают слова, проговаривая алгоритм. Работают с сигнальными карточками. Делают вывод. Внимательно слушают аудиозапись и выполняют работу самостоятельно .Ищут ответ на проблемный вопрос. Делают вывод.
Физминутка
Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.
Формирова

ние

первичных

умений на

основе

самоконтро

ля
Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные знания. 1.
Работа с учебником

Стр.74, упр 507

2.

Работа по карточкам

со взаимопроверкой.

3.

Работа в парах.
- На столе у вас разрезанная пословица. -Составьте пословицу и объясните смысл. -Найдите ошибку. (Без знаний и утро – ноч., Книга лучший товарищь, Хорошую реч хорошо и слушать.) - Ребята, а почему хорошую речь приятно слушать? Самостоят ельная работа. Индиви дуальна я Работа в парах Проводит беседу. Наблюдает за работой Слушает ответы ребят. Работают на оценку по карточкам, применяя изученные знания. Работают в паре. Составляют пословицу, объясняют смысл и находят ошибки. Рассуждают, почему допущена ошибка УУД Умение договариваться , находить общее решение с товарищем. Познавательны е УУД Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия.
Самостояте

льная
Обеспечить условия для
1.

Работа в паре.
Работа с нетбуком Работа в парах Выполняют рефлексивную Регулятивные УУД Контроль

работа с

самопровер

кой по

образцу.

Обобщение

знаний по

теме.
пооперационно го контроля хода выполнения задания Формировать умение оценивать себя. - Ребята, а сейчас проверим полученные знания. В этом нам поможет тест. самооценку. Сообщают результаты. в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Регулятивные УУД Оценка ( осознание уровня и качества усвоения)
Итог урока
Подвести итог урока 1. Урок открытия новых знаний подходит к концу. 2. Подводя итог урока и для запоминания послушать стихи
Стихотворение
Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодёжь. Если род мужской у Работа в четверках Работа с сигналами Самосто ятельно Фронтал ьная Слушает ответы Контролирует ответы учащихся Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Слушают слова и показывают сигналом ответ. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
слова - Нет тут знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач. слушание
Рефлексия
Какое открытие вы сегодня сделали? - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите зелёную (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – жёлтую. Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя Познавательны е УУД Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия.
3. Если не разобрались в теме – красную
Дополните

льное

задание

Игра-сигналы
-Ребята, раз ь знак хитрый он может устроить ловушки. Приготовьте сигналы. Игра- задача Ночь, ночка, дочь, дочка, печь, печной, мощный, мощь, кирпич, кирпичный
Домашнее

задание

оценивание

Слайд 19
Стр. 73 правило Творческое задание: сочинить сказку о написании ь знака в именах существительных. Объясняет дом. Задание. Слушают инструктаж по выполнению дом. задания


В раздел образования