Авторы: Тимофеева Ольга Константиновна, Павлова Татьяна Алексеевна
Должность: социальный педагог, специалист по социальной работе
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Опыт организации клуба выпускников на базе СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15"
Раздел: дополнительное образование
Тимофеева Ольга Константиновна,
социальный педагог
СПб ГБУ «Центр содействия
семейному воспитанию №15»
Долгополова Татьяна Николаевна,
специалист по социальной работе
СПб ГБУ «Центр содействия
семейному воспитанию №15»
Павлова Татьяна Алексеевна,
специалист по социальной работе,
СПб ГБУ «Центр содействия
семейному воспитанию №15»
Опыт организации клуба выпускников
на базе Центра содействия семейному воспитанию
«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»
Сократ
Аннотация: в статье представлен опыт сопровождения выпускников
в СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15».
Ключевые
слова:
социальная
адаптация,
выпускник,
воспитанник,
дети-сироты,
социальные
партнеры,
сопровождение,
клуб выпускников
Вступление выпускника интернатного учреждения в социум – это
переход
от
пассивного
пребывания
на
государственном
обеспечении
и
привычки
полагаться
на
помощь
окружающих
к
самостоятельному
обеспечению
себя
за
счет
своего
труда;
от
жизни
в
среде
«своих»
к
самостоятельному
проживанию
в
обществе
с
ориентацией
на
закон,
гражданские
права
и
обязанности;
определенной
заданности
жизни
в
учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную
ответственность.
1
Этот
переход
–
сильнейший
стресс
для
молодого
человека,
выросшего в условиях довольно замкнутого пространства, каким является
детский
дом.
Если
переход
к
взрослой
самостоятельной
жизни
будет
осуществляться
плавно,
то
он
будет
менее
болезненным
для
воспитанников.
От того, каким было детство, где оно проходило, зависит дальнейшая
судьба человека, его характер и тип личности. Потеря семьи – тяжелейшая
травма,
трагедия
для
ребенка,
которая
оставляет
глубокий
след
в
его
судьбе. Когда он становится взрослым, эта потеря может стать еще более
ощутимой. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для
любого
ребенка,
а
тем
более
для
сироты,
который
вырос
в
детском
учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом,
полуизолированном
мире,
соприкасающемся
с
реальностью
только
отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из
центров для детей-сирот или приемной семьи.
Факторы, влияющие на адаптацию выпускника интернатного
учреждения.
Проблема
адаптации
выпускников
Центров
в
особенностях
формирования личности ребенка, которая характеризуется следующими
показателями:
– завышенная или заниженная самооценка;
– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к
замечаниям
окружающих
и
повышает
риск
принятия
неправильного
решения;
– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях
(реализовывать
и
оценивать
обстановку,
искать
различные
способы
в
решении сложной проблемы);
– ощущение физической опасности (в народе бытует мнение: сироту
каждый обидеть может);
2
– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на
чью-либо помощь;
–
неумение
согласовывать
собственные
интересы
с
интересами
коллектива.
Каждый Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей устроен по-своему, но есть в них несомненно общее: тесные
взаимодействия
детей
и
взрослых.
В
первую
очередь
нас
должны
интересовать их личные отношения. Главным законом здесь должна быть
Совесть.
Важно,
чтобы ответственность находилась внутри каждого
человека. А если в Центре есть и любовь, то все огорчения и переживания
можно
преодолеть.
Однако,
корме
моральной
поддержки
и
любви
необходимо
помочь
воспитанникам
сориентироваться
в
юридических
аспектах взрослой самостоятельной жизни. Важно, чтобы дети знали свои
права:
это
и
учеба,
и
жилье,
и
семейные
отношения
–
весь
спектр
общественной жизни должен быть им знаком еще в детстве.
Как выпускнику Центра для детей-сирот состояться в жизни?!
Это самый непростой и самый главный вопрос. Конечно, выпускнику не
просто выйти из ворот сытого и ухоженного учреждения в мир, где его
никто
не
ждет.
Но
если
педагоги смогли объяснить, а воспитаннику
удалось понять – все то, что будет происходить в его жизни, зависит
только от него – тогда все получится.
Надо
иметь
желание
преодолевать
трудности
не
стенаниями,
а
ежесекундным познанием и мира, и себя, получить хорошее образование…
надо вникать в общественные процессы, чтобы найти там свое место,
развивать в себе наблюдательность, как инструмент, который поможет
дать оценку своей личности в обществе, в индивидуальных отношениях.
Очень хочется, чтобы те средства, которые дает государство, выходящим в
жизнь выпускникам, тратились не впустую, а на обустройство жилья,
образование. Образование – это лучшее вложение в себя.
3
Важно
иметь
и
положительный
взгляд
на
свое
будущее,
умение
преодолевать трудности с юмором и самоиронией, не сжигать мосты, а
строить их для себя и других.
Надо верить в то, что добрые дела сегодня помогут ему состояться
как личности и гражданину своей страны.
Профессиональное обучение и подготовка к самостоятельной жизни
выпускников сиротских учреждений – это актуальная и важная задача на
сегодняшний день, так как «социальное сиротство» в нашей стране, к
сожалению, приобретает все более широкие масштабы.
Воспитание в условиях Центров для детей-сирот не обеспечивает в
полной
мере
формирования
необходимых
в
самостоятельной
жизни
личностных качеств, знаний и умений, что приводит к неуспешности ряда
детей в решении задач независимого жизнеустройства.
Недостатки
физического
или
психического
здоровья
затрудняют
процесс вхождения в социум выпускников - сирот.
Такие
нарушения
психического
развития,
с
отклонениями
в
умственном развитии снижает возможности ребенка в приобретении им
социального опыта и подготовке к самостоятельной жизни.
С этой целью в Центре содействия семейному воспитанию №15
создан «Клуб выпускников «Содружество», где выпускникам оказывается
консультативная
и
практическая
помощь
в
решении
сложных
задач
независимого проживания, профилактика вторичного сиротства.
Члены Клуба – это выпускники ГБОУ Детского дома №11, бывшего
Детского дома-школы № 9, выпускники СПб ГБУ «Центра содействия
семейному воспитанию №15» а также будущие выпускники «Центра №15»
Цель создания Клуба – оказание помощи выпускникам в трудной
жизненной
ситуации.
Специалисты
Клуба
в
своей
деятельности
руководствуются Положением о Клубе выпускников «Содружество»
Информация о работе Клуба проходит через средства связи, интернет
(«в контакте») и через самих выпускников.
4
За истекший период, с начала 2013 года в Клуб обратилось более 100
выпускников по различным вопросам.
Большая и важная работа ведется с архивом. Хороший архив – это
залог успеха в нашей работе. Некоторые справки из архивных личных дел
помогли
нашим
выпускникам:
восстановить
паспорт,
найти
нужный
документ из личного дела, что в отдельном случае помогло получить жилое
помещение.
Достигая намеченных целей Клуб взаимодействует со следующими
структурами
- с юристами МО МО «Георгиевский» по жилищным вопросам;
- с «Центрами социальной помощи семьи и детям» Фрунзенского,
Василеостровского,
Красносельского,
Петроградского,
Невского,
Красногвардейского,
Центрального
и
других
районов
по
вопросам
социальной
помощи,
погашения
задолженности
по
квартплате,
по
вопросам предоставления жилых помещений, предоставление бесплатных
яслей, поиск выпускников и прочее;
- с Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга и центрами
занятости населения Фрунзенского и Выборгского районов;
- с инспектором по делам несовершеннолетних 4 отделения милиции
Фрунзенского
района,
которая
провела
ряд
занятий
с
воспитанниками
детского
дома
по
теме
«Сам
себе
адвокат»
–
знакомство
с
административным и уголовным кодексом РФ;
- с Профессиональными учебными заведениями, в которых учатся
выпускники детского дома;
- с организаторами проекта «Уралсиб дает надежду: образование-
работа - жилье» по вопросам помощи в учебе высших учебных заведений;
- с Кризисным центром помощи женщинам, отделение «Маленькая
мама»;
- с Благотворительной группой поддержки материнства и детства
«Мама рядом»
5
-
с
Санкт-Петербургской
благотворительной
общественной
организацией «Пристань»;
- с Благотворительным Фондом помощи детям «Теплый дом»;
-
с
Благотворительным
Фондом
«Корчаковский
центр»
и
фонд
«Рауль»
(Миссия
организации
–
профилактика
социального
сиротства
через
распространение
опыта
и
реализацию
программ
помощи
и
поддержки воспитанников, и выпускников учреждений для детей сирот,
семей
с
детьми,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации).
В сопровождении тьюторов проведены профориентационные экскурсии в
О О О
« П р и з м а » ,
м а ш и н о с т р о и т е л ь н ы й
з а в о д
« В о л ь в о » ,
профориентационный семинар-встреча «Везит доброй воли «Зарина»
- с автономной некоммерческой организацией «Родительский Центр
«Подсолнух»».
Цель
организации
–
оказание
социальных
услуг
и
реализации социальных программ, направленных на развитие личности
детей,
подростков,
молодых
людей
и
поддержку
их
семей.
По
согласованному расписанию проходят совместные мероприятия и мастер-
классы, как с выпускниками, так и с воспитанниками;
-
с
Санкт-Петербургской
ассоциацией
общественных
объединений
родителей
детей-инвалидов
«ГАООРДИ». Ежегодное
мероприятие
–
Военно-патриотический
слет,
в
котором
команда
воспитанников СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15»
уже седьмой год принимает участие. Мероприятие, которое проходит в
турклубе «Лена» пос. Лосево в мае месяце, направлено на формирование
патриотических чувств по средствам проведения спортивных состязаний,
участия в творческих и интеллектуальных конкурсах. Стоит отметить, что
основой
формирования
нравственно-патриотических
чувств
является
пережитые
эмоции,
которые
участники
Военно-патриотического
слета
получают в полной мере. Спортивные мероприятия, такие как «путанка»,
«скалодром», «висячие сады», «стрельба» особенно запомнились нашей
команде.
Ведь
именно
благодаря
слету
ребята
с
ограниченными
6
возможностями здоровья, смогли взять в руки оружие и не всегда метко, но
с
удовольствием
пострелять
по
мишени.
Попробовать
свои
силы
на
скалодроме и услышать благодарные и ободряющие крики команды, когда
спортивный этап был побежден. А также почувствовать себя звездой на
сцене,
исполняя
песню
любимой
певицы
или
танцевать
до-упаду
на
дискотеке в кругу людей, которые окажут поддержку и подбодрят. Ребята
живут
в
домиках
и
под
руководством
сопровождающих
учатся
самостоятельно готовить, участвовать в конкурсе «фронтовой обед», учатся
ухаживать
за
собой
в
походных
условиях.
В
летний
период,
в
июле
«ГАООРДИ» организует фестиваль спорта и творчества на базе турклуба
«Лена».
Второй
год
сотрудники
Центра
№15
вместе
с
выпускниками
принимают участие в фестивале. Ребята получают опыт самостоятельного
проживания в палатках, готовить на костре, общаться с туристами, петь
песни у костра и получать массу эмоций от людей, которые очень любят
лесной туризм.
Администратор
Клуба
и
социальные
педагоги
помогают
определиться с выбором новых жилых помещений, сопровождают ребят
при осмотре.
Администрация детского дома выделяет транспорт для перевозки
вещей при переезде на новый адрес бывшим выпускникам.
Клуб
и
специалисты
Центра
№15
помогают
выпускникам
при
возникновении трудностей в учебе, и на новом месте жительства. Также
посещают
и
обследуют
жилищные
условия
как
выпускников,
так
и
воспитанников детского дома.
На сайте Детского дома создана страничка о выпускниках. Там же
размещается информация о проводимых в детском доме мероприятиях,
направленных на оказание социальной и правовой помощи.
7
Выходя из сиротских учреждений, Центров содействия семейному
воспитанию
выпускник
лишается
КОНТРОЛЯ
и
помощи
со
стороны
взрослых, не умеют применять имеющиеся знания и навыки в новых для
него условиях, так как окружающая его профессиональная среда не может
учитывать,
в
силу
своей
некомпетентности
всех
психофизических
и
возрастных особенностей подростков с отклонениями в интеллектуальном
развитии.
Без поддержки на рабочем месте, выпускники группируются себе
подобными и пополняют криминальную среду.
При
переходе
от
жизни
«на
всем
готовом»,
не
требующей
значительных
самостоятельных
решений
к
само стоятельному
жизнеустройству, некоторым из выпускников потребуется период работы
на
защищенном
рабочем
месте
специально
организованного
производственного
участка.
Это
позволит
предупредить
социальную
дезодаптацию данной категории учащихся на этапе профессионального
обучения и создать условия для успешной интеграции в социальную среду
после выпуска.
Подростки ограничены в выборе профессии. Расхождение в выборе
желаемой
и
реальной
профессии
является
результатом
того,
что
недостаточный балл аттестата.
Многие
из
выпускников
меняют
место
работы
и
не
могут
определиться в жизни. К сожалению, выпускники сиротских учреждений
рассматриваются как неспособные к серьезной работе и поэтому получают
минимальную профессиональную подготовку, низкооплачиваемую работу,
с низким социальным статусом. Деньги, которые они получают за свой
труд, недостаточны для поддержания независимой жизни.
Независимое существование сопряжено с необходимостью решения
большого
количества
материально-бытовых
проблем,
от
которых,
выпускники были изолированы в силу специфики проживания в детском
доме.
8
Сложности в том, что у них отсутствует:
- умение рационально планировать свои расходы;
- экономно вести хозяйство;
- рассчитывать бюджет;
- вовремя оплачивать коммунальные платежи.
Желание к красивой жизни не сочетаются с доходами. Хаотичность и
недостаточная
выраженность
установленных
связей
социального
взаимодействия.
Деятельность каждой службы в Центре №15 направлена на успешное
будущее наших воспитанников:
- Педагогический блок;
- Медицинский блок (охрана здоровья, сбалансированное питание);
- Физкультурный блок (бассейн, массаж, соляная пещера);
- ОДОД (выявление творческого потенциала и трудовых навыков);
- Социальная служба (защита прав воспитанников);
- Клуб выпускников «Содружество»
Учат всему тому, что в будущем составляет, успешную жизнь.
А это значит – «не мерседес под окном», а стабильность, когда есть
работа, умение вовремя оплачивать коммунальные услуги (не накапливая
штрафы), сбережение жилья, правильное понимание будущих перспектив.
В работе с выпускниками специалисты Центра используют несколько
социально-психолого-педагогических
программ
в
рамках
работы
клуба
«Содружество»
В 2012 г социальными работниками Центра разработана программа
«Социально-психологическая адаптация к
самостоятельной жизни детей». .
Программа нацелена на то, чтобы научить воспитанников решать
стандартные жизненные ситуации и способствует решению следующих
задач
- осознанию себя и пониманию других людей,
- выработки механизма социальной адаптации,
9
- привычки к здоровому образу жизни,
-
приобретению навыков противостояния негативным влияниям
социума,
- искоренению иждивенчества,
- воспитывает установку на обеспечение собственных нужд своим
трудом,
- способствует формированию этики поведения.
Программа «Профориентация и профессиональное самоопределение
воспитанников» нацелена на дальнейшую профессиональную ориентацию,
профессиональное
становление
и
адаптацию
в
социуме
Программа
направлена на формирование и развитие социальных навыков, творческих
способностей
у
воспитанников,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формирование
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
а
также
на
организацию
их
свободного
времени.
Она
способствует формированию единого воспитательного, образовательного и
развивающего пространства в учреждении для детей-сирот.
Специалисты
Клуба
выпускников
работают
с
воспитанниками,
имеющими право на получение второго образования по этой программе.
Работе по профориентации мы уделяем особое внимание, используем
все формы работы, привлекаем специалистов из других ведомств: это и
районные центры внешкольной работы, активно работает с нами методист
района
Высоцкая
Злата
Сергеевна.
В
рамках
сотрудничества
были
проведены профдиагностические занятия и тренинги по планированию
карьеры.
В Центре №15 атмосфера добра, заботы и внимания дает свои
плоды.
Порадовали
в
этом
учебном
году
выпускник
Ставропольского
президентского
кадетского
корпуса
Сергей,
наш
воспитанник,
четко
10
сориентированный на профессию. Сергей поступил в Академию МЧС.
Воспитанник
Слава,
закончивший
Кронштадтский
Военно-морской
корпус, поступил в Академию Петра Великого.
10 воспитанников закончили в этом году колледжи и получили
дипломы. (ребята, которые поступили в 2014-2015 годах).
Специалисты
Клуба
выпускников
используют
инновационные
методы
в
работе
по
профориентации.
В
2017
году
стартовал
проект
«Выпускник
воспитаннику»
-
организация
семинаров-практикумов
по
профориентации.
Состоялись
презентации
на
тему
–
получение
профессионального
образования
в
колледже
Метрополитена,
в
Реставрационно-художественном
колледже,
в
Медтехникуме
№2
и
др.
Проводили семинары выпускники студенты 4 курса. Рассказали о своей
профессии, как проходить практику, с какими трудностями в обучении
столкнулись,
когда
выпустились
на
самостоятельное
проживание.
Проводим постоянно эти семинары, в которых принимают участие наши
выпускники
студенты
старших
курсов
профессиональных
учебных
заведений. Информацию от своих ребят воспитанники принимают охотно,
с доверием и интересом.
Воспитанники от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в
период
школьных
каникул
могут
работать
по
программе
временного
трудоустройства несовершеннолетних граждан. Многие подростки по тем
или иным причинам стремятся подработать, и это необходимо поощрять,
так
как
занятость
подростков
в
свободное
от
учебы
время
является
профилактикой безнадзорности, наркомании, преступности.
Проблема
трудоустройства
является
одной
из
самых
сложных
в
жизни выпускников сиротских учреждений, поэтому, как можно раньше
именно детям-сиротам необходимо оказывать действенную поддержку в
поиске и устройстве на работу.
11
В
Центре
№15
сложилась
система
работы
по
временному
трудоустройству подростков. Подростки не только реализуют свое право на
труд,
но
самое
главное,
заняты
часть
дня,
получают
первые
деньги,
заработанные
своим
трудом,
учатся
их
беречь,
учатся
не сти
ответственность за выполненную работу.
Трудовой
опыт
воспитанников,
как
правило,
невелик
или
полностью отсутствует, и во многом от того, насколько удачным будут
первые попытки в сфере трудоустройства, будет зависеть дальнейшая их
социальная адаптация и профессиональная карьера.
На Форуме «Государство и гражданское общество» Президент
РФ
Путин
В.В.
указал
важность
взаимодействия
с
некоммерческими
организациями (НКО):
-
«…будем
и
дальше
поддерживать
социально
значимые
некоммерческие
организации,
в
которых
объединяются
люди,
остро
чувствующие
свой
гражданский
долг,
понимающие
как
много
значит
милосердие, внимание, забота, доброта. Необходимо
использовать их
предложения и опыт при реализации социальных инициатив, исключить
дискриминацию
негосударственного
сектора,
убрать
все
барьеры,
препятствующие их деятельности…»
Такой некоммерческой организацией является ГАООРДИ. Более 5 лет
СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №15» совместно с
Санкт-Петербургской
Ассоциацией
«ГАООРДИ»
в
рамках
реализации
Государственной
программы
РФ
«Доступная
среда»
осуществляет
программу по трудовому воспитанию, направленную на подготовку детей к
самостоятельной жизни. Наши воспитанники принимают активное участие
в программе «Временная занятость несовершеннолетних граждан от 14 до
18лет в свободное от учебы время».
Д а н н а я
П р о г р а м м а
в р е м е н н о г о
т р у д о у с т р о й с т в а
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, обеспечивает
базовую
потребность
воспитанников
в
социальном
признании
и
12
формировании
самостоятельности,
является
элементом
системы
социальной защиты несовершеннолетних граждан, что очень важно для
трудового
воспитания
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Временное
трудоустройство
несовершеннолетних
граждан
создает
основу
для
предпрофессиональной
адаптации,
формирования
адекватного выбора профессии.
Работают
воспитанники
в
помещении
Клуба
выпускников,
выполняют работу по заказу «ГАООРДИ», по заключенным договорам. Это
приучает их к трудовой дисциплине, умению работать качественно, не
делать
брак.
Учатся
работать
дружно
,
весело,
имеют
возможность
встретиться вне группы, на нейтральной территории. Руководит работой
бригадир. За работой ребят наблюдают младшие воспитанники, задают
вопросы, так как им тоже хочется приобщиться к труду. Микроклимат в
коллективе
доброжелательный.
Воспитанники
наблюдают,
как
в
Клуб
приходят выпускники с различными вопросами. Видят, как выпускники
общаются
со
специалистами
по
социальной
работе,
какую
помощь
получают, и это во многом помогает в налаживании контакта с будущими
выпускниками.
Все
это
реально
укрепляет
связь
выпускников
и
специалистов по социальной работе.
И здесь надо отметить, что основную роль в постинтернатном
сопровождении
после
выпуска
ребят
из
стен
Центра
№15
и
из
Профессиональных
училищ
(где
есть
подразделение
детский
дом)
выполняют Центры помощи семье и детям районов Санкт-Петербурга. Не
всегда выпускники решаются обратиться в эти центры и не знают, какая
может
быть
оказана
помощь.
А
помощь,
оказывается,
по
многим
направлениям: финансовая, продуктовая, юридическая, социальная и т.д.
И чтобы лучше информировать наших ребят, специалисты Центра
Фрунзенского района приходят со своими программами в детский дом.
(Если гора не идет).
13
Регулярно,
согласно
утвержденному
плану
с
СПбГБУ
«Центр
социальной помощи семье и детям Фрунзенского района», специалистами
Центра совместно с социальными педагогами проводились и проводятся
встречи – семинары для выпускников и будущих выпускников Центра №15
по следующим очень важным темам:
--
Социально
правовые
тренинги
«Имеешь
право»
(права
и
обязанности)
– Семинары по вопросам жилищного законодательства, связанного
с правами и законными интересами выпускников детских домов и детей,
оставшихся без попечения родителей;
– Семинары «Ты и твое здоровье», социально психологический
тренинг
по
профилактике
алкогольной,
наркотической
зависимости
и
табакокурения;
– Занятия по теме «Формирование семейных ценностей» имеет
широкий спектр: - это отношения между родителями и детьми, супругами,
«Роли
мужчины
и
женщины
в
семье»,
«Внутрисемейное
общение»,
«Ответственное родительство», «Для чего нужна семья?»;
Данные занятия проходят в несколько этапов: для старших групп
мальчиков и для старших групп девочек.
В целом оценивая опыт работы Клуба выпускников можно сделать
следующие выводы:
1.
Эффективность напрямую зависит от тесного взаимодействия
воспитанников и взрослых.
2.
Грамотное
психолого-педагогическое
сопровождение
выпускников
не
только
в
период
поступления
в
профессиональные
учебные заведения, но и на начальном этапе трудовой адаптации.
3.
Привлечение к работе по социальной адаптации выпускников
партнеров
из
социальных
служб
районов
и
города.
Особенно
14
взаимодействие с районными центрами социальной помощи семье и детям,
которые оказывают выпускникам необходимую и действенную поддержку.
4.
Активное
взаимодействие
с
НКО.
Показательным
является
участие
выпускников
в
различных
мероприятиях
общественных
организаций. Это расширяет кругозор ребят, знакомство с интересными
людьми
(не
себе
подобными),
попробовать
на
себе
увлекательное
путешествие и жизнь в палатке, больше узнать о городе, в котором живешь
5.
За все 6 лет существования Клуба выпускников «Содружество»
более
100
выпускников
с
благодарностью
говорят
о
той
поддержке,
которую они своевременно получили в период вхождения во взрослую
самостоятельную жизнь.
Источники правовой информации:
1.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2011
№503
«О программе социальной адаптации и сопровождения выпускников
детских домов в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы»;
2
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 №481
«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей»;
3
Правительство
Санкт-Петербурга
Комитет
по
социальной
политике Санкт-Петербурга Распоряжение от 23.06.29015 №179
«Об утверждении Порядка организации работы по сопровождению
выпускников
организаций
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей, находящихся в ведении исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе по сбору сведений
и ведению учета сведений о выпускниках указанных организаций».
4
Закон
Санкт-Петербурга
от
22.11.2011
N
728-132
(ред.
от
15.11.2017)
"Социальный
кодекс
Санкт-Петербурга"
(принят
ЗС
СПб
09.11.2011.
15
Иные источники
5
И з
м а т е р и а л о в I
Всероссийской
научно-практической
конференции статья Долгополовой Т.Н. «Временное трудоустройство, как
поддержка
успешной
социальн6ой
адаптации
детей-сирот
с
ограниченными возможностями здоровья»
16