Автор: Бутяева Наталья Владимировна
Должность: старший методист
Учебное заведение: СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с.Кошки
Населённый пункт: село Кошки, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии портфолио в учреждении дополнительного образования детей.
Раздел: дополнительное образование
Применение технологии портфолио
в учреждении дополнительного образования детей.
Н.В.Бутяева
старший методист СП ДОД ДДТ
ГБОУ СОШ с.Кошки
м.р.Кошкиский Самарской области
Портфолио
-
это
способ
фиксирования,
накопления
и
оценки
индивидуальных
достижений
учащихся.
Портфолио
может
показать
прогресс
в
обучении
по
результатам,
приложенным
усилиям.
При
формировании
ребенком
портфолио
происходит
перераспределение
педагогического
ударения
с
оценки
на
самооценку. А поскольку портфолио собирается не один год, можно проследить за
становлением личности обучающегося, за изменением его интересов, проследить шаги
к победам. Технологию портфолио целесообразно применять в сфере дополнительного
образования, так как
здесь именно индивидуальное развитие и личностный рост
являются
главными
доказательствами
успешности
ребенка
в
выбранной
сфере
деятельности.
Наиболее
значимые функции,
которые
реализует
портфолио
в
системе
дополнительного
образования,
можно
разделить
на две
группы.
Они
позволяют
педагогу
эффективно
решать
задачи
психолого-педагогического
сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности ребенка.
Реализация первой группы функций портфолио способствует упорядочиванию
деятельности ребенка в выбранной сфере дополнительного образования, к ней можно
отнести:
-
диагностическую,
позволяющую
провести
объективную
оценку
своих
потенциальных возможностей;
-
аналитическую,
способствующую
осознанию
своих
интересов,
мотивов,
возможностей, желаний;
-
мотивационную,
обеспечивающую
осознанный
выбор
ребенком
сферы
деятельности;
- целеполагания, помогающую обучающемуся определить перспективы своего
развития;
-
планирования,
систематизирующую
деятельность
по
достижению
поставленных целей в выбранной сфере;
-
рефлексивную,
создающую
ситуацию
осознания
субъектом
результатов
деятельности,
причин
достижений
и
возникающих
проблем,
эмоционального
отношения к происходящим изменениям.
Реализация второй группы функций портфолио позволяет его использовать как
средство
отслеживания
результатов
деятельности
ребенка
в
процессе
психолого-
педагогического сопровождения. В нее входят:
- воспитательная, помогающая решать задачи формирования у ребенка умений
самодиагностики,
целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии
своей
деятельности;
-
стимулирующая,
предусматривающая
создание
условий
для
активизации
позиции воспитанника в рамках выбранной сферы;
- корректирующая, позволяющая создать условия для формирования у ребенка
адекватной
самооценки,
осознания
им
необходимости
вносить
изменения
в
свою
деятельность в соответствии с полученными результатами;
- психотерапевтическая, обеспечивающая формирование у воспитанника чувства
успешности и целесообразности затраченных усилий;
1
- ориентирующая, направленная на осознание ребенком этапов своего развития в
выбранной сфере, ключевых моментов принятия самостоятельных решений, спектра
возможных вариантов выбора.
Реализация этих
групп функций портфолио обуславливает целесообразность
использования
данной
технологии
для
решения
задач
психолого-педагогического
сопровождения детей в системе дополнительного образования.
Цель
портфолио
-
создание
индивидуального
образовательного
рейтинга,
основанного
на
компетентном
подходе,
в
котором
отражены
истинные,
реальные
достижения обучающегося.
Работа над портфолио осуществляется на протяжении образования по программе
объединения, что позволяет создать картину значимых образовательных результатов в
целом,
обеспечить
отслеживание
индивидуального
прогресса
ребенка
в
широком
образовательном
контексте,
продемонстрировать
его
способности
применять
на
практике приобретенные знания и умения.
Как
должна
выглядеть
рабочая
папка
(портфолио)?
Можно
предложить
следующее
содержание
портфолио
обучающегося
творческого
объединения
в
учреждении дополнительного образования:
1.Титульный лист
2.Личные данные
3.I раздел «Мой портрет»
4.II раздел «Мои достижения»
5.III раздел «Мои работы»
6.IV раздел «Отзывы»
7.V раздел «Копилка»
Теперь рассмотрим содержание разделов подробнее.
Раздел «Мой портрет» может включать в себя цели (обучающийся ставит цели),
самоанализ
собственных
планов
и
достижений,
итогов
года,
результаты
психологических диагностик, информацию, помогающую ребенку проанализировать
свой характер, способности, узнать способы саморазвития и самосовершенствования.
Документы,
представленные
в
разделе
«Мои
достижения»,
фиксируются
в
таблице.
Сами
документы
(грамоты,
сертификаты,
благодарственные
письма,
свидетельства и т.д.) представляются в копиях.
Примерная таблица участия в акциях, проектах, массовых мероприятиях.
№
п
/п
Уровень
(международн
ый, всероссийский,
областной,
районный/окружной,
учрежденческ
ий)
Н
азвание
ко
нкурса
Мес
то и дата
пров
едения
Результат
(место,уч
астие)
Участ
ник
(орган
изатор
проведения)
В этом же разделе можно представить результаты промежуточной и итоговой
аттестации (копия протокола результатов или в виде таблицы, заверенной педагогом
дополнительного образования)
Раздел «Мои работы» содержит:
-комплект различных творческих, проектных, исследовательских и других работ
обучающегося творческого объединения;
- проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном
виде);
2
-исследовательские
работы
и
рефераты
(исследовательская
работа,
реферат,
использованная литература);
- работы по искусству (перечень работ, фото работ и т.п.).
Раздел «Отзывы» включает в себя характеристики отношения обучающегося к
людям, событиям, различным видам деятельности представленные педагогом. Они
могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной
работы, например рецензий на статью, опубликованную в СМИ, рекомендательных
писем от педагогов, родителей, друзей и т.д
К
работе
с
портфолио
привлекаются
родители,
а
педагог
дополнительного
образования курирует работу. В задачи педагога дополнительного образования входит
оказание
помощи
воспитаннику
в
сборе
и
систематизации
свидетельств
его
индивидуальных
достижений,
в
осознании
своих
успехов,
проблем
и
перспектив
дальнейшего развития. Педагогу очень важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что
составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами.
Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его
результат.
Технология портфолио может помочь педагогу дополнительного образования
обеспечить
эффективное
решение
задач
психолого-педагогического
сопровождения
процесса
индивидуального
и
личностного
развития
ребенка.
Кроме
того
её
использование
в
деятельности
педагога
дополнительного
образования
позволит
зафиксировать и систематизировать материалы, свидетельствующие о его собственном
профессиональном
росте,
и
обозначить
основные
направления
сво его
профессионального развития.
Литература.
1. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической
деятельности. Ч. 1. Образовательные технологии : учебное пособие / подобщ. ред. А.П.
Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ,2012.- С. 208-217.
2.Чернявская А.П., Технология портфолио // А.П. Чернявская, Л.В. Байборо-
дова, И.Г. Харисова. Технологии педагогической деятельности. Ч. 1. Образовательные
технологии : учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В.Байбородовой. -
Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - С. 208-217.
3