Напоминание

"Гармония рук и души" игра на осетинской гармонике


Автор: Дзицоева Жанна Махарбековна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр эстетического воспитания детей "Творчество"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: "Гармония рук и души" игра на осетинской гармонике
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР

ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ

«

ТВОРЧЕСТВО

»

г.ВЛАДИКАВКАЗ

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАУДО ЦЭВД «Творчество»

____________ Хосонова М.И..

"3"сентября 2018г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественного направления

ГАРМОНИЯ РУК И ДУШИ

игра на осетинской гармонике

возраст обучающихся 8 – 13 лет

срок реализации – 5 лет

Автор:

Дзицоева Жанна

Махарбековна

педагог дополнительного

образования

0

-

г

.

ВЛАДИКАВКАЗ

, 2018

г

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная

культура, как неотъемлемая часть социокультурного творчества.

Фольклор, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, и жить

без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к

культуре своей страны не может быть полноценной жизни.

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и

может

осуществляться

рост

духовной

культуры

всего

общества.

Культура,

как

растение, у него не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост

начинался именно с корней» - говорил академик Д.С.Лихачев

Культура

осетинского

народа

богата

разнообразным

музыкальным

инструментарием: дала-фæндыр

(разновидность

балалайки), хъисынфæндыр

(разновидность скрипки), къæрцгæнæнтæ

(трещотки), уадындз (свирель), гумсæг

(барабан), фæндыр (гармоника), дыууадсестон (12-струнная арфа).

Со 2-й половины ХIХ века широкую популярность приобретает осетинская

гармоника. Заимствовав в России этот музыкальный инструмент, так же, как и

многие

народы

Поволжья,

Кавказа,

осетины

по

праву

считают

гармонь

своим

народным

инструментом.

Феномен

столь

большой

популярности

и

быстрого

распространения гармони объясняется большими выразительными возможностями

этого инструмента, относительной простотой его освоения даже музыкантами –

любителями, и ладовой общностью осетинского музыкального фольклора и русской

народной музыки, основанной на естественной для этих двух народов диатоники.

В настоящее время гармонь имеет 2 вида: инструмент с диатоническим

и

хроматическим звукорядом.

Сегодня трудно представить Осетию без гармоники,

она

незаменимый

элемент

национального

колорита

и

олицетворяет

собой

национальный символ.

Актуальность

- Сохранение и развитие национального исполнительского

искусства с опорой на этническую культуру народов Кавказа. формирование у

ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве

творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры.

Новизна программы заключается:

Комплексное

использование

различных

обучающих

методик-нотной,

цифровой системы, на слух.

Использование технических средств: фонограммы, диктофон, компьютер

Приобретение навыков аккомпаниаторства.

Раннее приобщение к игре в ансамбле.

Отличительная особенность:

Обучение по ускоренной авторской методике

Индивидуальный

подбор

программного

репертуара

с

учетом

возраста,

творческих

способностей,

психофизического

развития,

музыкального

вкуса

и

технических возможностей обучающихся.

1

Социальная значимость программы:

Развитие творческого потенциала и мотивированного выбора будущей профессии.

ЦЕЛЬ

ПРОГРАММЫ

-

подготовка

подрастающего

поколения

к

жизни

в

обществе

через

развитие

творческих

способностей,

эстетическое

воспитание,

художественное

образование.

Раскрытие

индивидуальных

способностей

личности

ребенка.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

овладение игрой на осетинской гармонике;

изучение истории, культуры, фольклора осетинского народа:

организация концертной деятельности;

профессиональная ориентация обучающихся.

Развивающие:

развитие

у

детей

способностей

к

самостоятельной

и

коллективной работе;

развитие

мотивации

к

творческой

деятельности

наиболее

одаренных детей в области музыкального искусства.

развитие интереса к учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

создание художественной среды вокруг самоопре-деляющейся

личности;

создание условий для общения;

адаптация

к

современной

жизни

на

основе

национальной

культуры, традиций, обычаев, знаний, навыков.

воспитание уважения к истории, обычаям и традициям своего

народа средствами музыкального искусства.

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования,

руководителей ансамблей гармонистов.

Особенностью программы является:

востребованность обучающимися, вызванные неиссякаемой любовью народа к

осетинской гармонике;

соединение традиционных методик обучения и оригинальных, выработанных

автором и апробированных на протяжении многолетней практики;

возможность ускоренного обучения и высокая результативность;

приобретение навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, импровизации;

вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую работу;

постоянное обновление репертуара, включающего в себя обработки народных

мелодий и современные произведения.

Программа

рассчитана

на

5

лет,

возраст

учащихся

с

8

9

до

18

лет,

предусматривает индивидуальные занятия (2 раза в неделю по 1 академическому часу)

и групповые занятия. Прием обучающихся целесообразно проводить в начале учебного

года. Желательна проверка музыкальных данных: чувство ритма, слух, музыкальная

память. Обучению игре на инструменте предшествует пением, подбор мелодий по

слуху.

Параллельно

с

изучением

музыкальной

грамоты,

возможно

обучение

по

цифровой системе (10/1 – верхняя строка – обозначает клавишу, нижняя – аппликатуру,

длительности

по

нотной

системе),

что

способствует

ускоренному

овладению

инструмента, развитию музыкальных способностей, привитию любви к инструменту.

Репертуар в программе формируется по годам обучения. 1 год предполагает

индивидуальное

обучение,

как

цель

подготовки

к

ансамблевой

игре

и

уже

во

2

2

половине 1-го года обучения необходимы ансамблевые исполнения (дуэт, трио, квинтет

и т.д.). Дуэт – педагог-обучающийся, когда педагог терпеливо и доходчиво раскрывает

«секреты» ансамблевой игры.

Начиная

со

2

года

обучения

могут

быть

сформированы

ансамбли

(12

25

человек).

Основная

практическая

задача

коллективного

музыцирования

формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение

слушать

звучание

ансамбля,

умение

ощутить

единый

ритмический

пульс,

играть

согласованно

и

художественно

в

изменчиво-гибком

ритме,

совместно

исполнять,

свободно

«общаться»

и

взаимодействовать

с

участниками

ансамбля.

В

инструментальный состав ансамбля могут быть введены скрипка (хъисынфæндыр),

доули (гумсæг), трещотки (къæрцгæнæнтæ), балалайка и др.

Ансамбли гармонисток могут быть объединены с вокальными, танцевальными

коллективами в качестве аккомпанирующего состава. В программе все теоретические

сведения даны в связи с изучением музыкальных произведений, учитывая игру на

инструментах,

слуховое

развитие

ансамблистов.

Каждое

новое

изученное

произведение – очередная ступень для продвижения обучающихся вперед.

Изучаемый

репертуар

необходимо

использовать

для

расширения

общего

кругозора,

накопления

знаний

о

музыке,

творчестве

композиторов,

для

развития

воображения учащихся, их музыкальной отзывчивости и восприимчивости. Задачи

обучения и воспитания должны быть тесно связаны между собой.

Так, работая над техническими трудностями, следует обращать внимание на

красоту мелодии, гармоническое сочетание звуков, выразительность.

Вызвать

интерес

к

занятиям

возможно

при

наличии

деловой

и

творческой

атмосферы,

интересно

построенное

занятие,

умно

подобранный

репертуар,

всегда

является важным фактором в развитии любви к музыке. В целях развития и углубления

интереса

к

музыке

необходимо

использовать

различные

средства

воздействия:

про слушивание

записей

ведущих

гармонистов,

по сещение

ко н ц е рто в

профессиональных

коллективов,

организация

встреч

с

известными

музыкантами

исполнителями на осетинской гармонике, композиторами Осетии.

Другая существенная задача – пробудить у обучающихся, желание трудиться,

воспитать любовь к работе. Занятия музыкой требуют много времени,

усилий,

серьезного

и

вдумчивого

отношения

к

работе

над

музыкальным

произведением.

Музыканту – гармонисту необходимо все музыкальные произведения, мелодии знать

наизусть,

часто

возвращаться

к

повторению

пройденного

материала,

постоянно

совершенствовать исполнительское мастерство, пополнять репертуар.

Вся образовательная и воспитательная работа, проводимая в ансамбле, должна

быть

направлена

на

углубление

музыкальных

знаний,

развитие

их

творческой

активности, интереса и любви к музыке, культуре своего народа.

Уровень

освоения

программы

каждым

обучающимся

определяется

системой

отчетной деятельности:

a)

Открытые, зачетные занятия;

b)

Академический концерт;

c)

Фестивали, смотры, конкурсы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Введение в образовательную

программу

2

1

3

2

Элементарная теория музыки

40

-

40

3

3

Система исполнительских навыков

игры на инструменте

-

15

15

4

Технические упражнения и этюды

8

16

24

5

Ритмические особенности осетинской

музыки

4

4

8

6

Работа над музыкальными

произведениями

-

44

44

7

Беседы.

4

-

4

8

Итоговое занятие. Академический

концерт

-

6

6

ИТОГО:

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I года обучения

I.

Введение в образовательную программу. Беседа с детьми о целях и задачах

творческого объединения, знакомство с историей появления инструмента, общее

ознакомление с инструментом, с творчеством композиторов Северной Осетии,

известными

исполнителями

на

осетинской

гармоники.

Обучение

игре

на

инструменте

наиболее

активное

средство

музыкального

развития

учащихся.

Развитие музыкальности опирается на знание основ музыкальной грамоты, на

умении и навыке, связанные с усвоением тех или иных элементов музыки.

Приступая к обучению игре на инструменте, педагог должен, прежде

всего,

знакомить обучающихся с особенностями, строением и характером

избранного

инструмента.

Осетинская

гармонь

язычковый

пневматический

инструмент,

разновидность

«вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь». С конца 19

века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных и любимых

инструментов в Осетии. В настоящее время осетинская гармонь видоизменилась.

Существует 2 ее варианта: инструмент с диатоническим звукорядом правой руки

(21

клавиша)

и

12

басами,

и

более

модифицированный

инструмент

с

хроматическим звукорядом в правой руке и 80-120 басами. Знание устройства

инструмента

важно

главным

образом

для

того,

чтобы

обучающиеся

лучше

понимали специфику звукоизвлечения, осознавали преимущество и недостатки

инструмента

при

овладении

техникой

исполнения,

знали

особенности

инструмента, его возможности при интерпретации художественных произведений.

II.

Элементарная теория музыки. Знакомство с нотным письмом, изучение нот,

понятия звукоизвлечения, штрихов, размера, темпа. Интервалы. Динамические

оттенки. Фразировка. Терминология. Акцент. Читка с листа. Читка нот с листа

проводится

на

протяжении

всех

лет

обучения.

Ребенка

следует

научить

предварительно просматривать тексты, воспитывая способность воспринимать

мелодию и умение припевать вслух. Начинать эту работу необходимо с простых

народных мелодий, обращая внимание на ладовую, метроритмическую основу

произведения, штрихи, аппликатуру и т.д. Умение самостоятельно и грамотно

разбираться в нотном тексте активизирует весь процесс работы над музыкальным

произведением.

III.

Система

исполнительских

навыков

игры

на

инструменте

-

включает

ряд

общих для всех инструментов положений:

4

1. Посадка

2. Постановка рук

3. Принципы звукоизвлечения.

4. Приемы игры

5. Аппликатура и способы ее применения

6. Динамические оттенки

7. Агогические элементы исполнения (ускорение и

замедление)

8. Фразировка, лиги, акценты, штрихи.

9. Исполнение мелизмов.

10.Исполнение мелодии и сочетание ее с

сопровождением.

1. Правильная посадка имеет крайне важное, пожалуй, решающее значение для всего

дальнейшего

хода

исполнения.

Игра

на

инструменте

требует

выработке

новых

движений

и

сохранения

при

этом

необходимой

«свободы»

во

время

исполнения.

Нельзя сидеть на всем стуле и упираться на спинку. Сидеть можно только на половине

стула, голову держать прямо и свободно, во всем теле ощущать собранность и в то же

время необходимую эластичность. Правая нога выступает вперед, расположение ног по

3 хореографической позиции.

2.

Постановка

рук

так

же,

как

и

посадка,

видоизменилась

в

процессе

развития

музыкальных инструментов и методов исполнения. Руки должны быть эластичны,

чтобы

была

обеспечена

координация

всех

частей

руки,

чтобы

движения

ее

были

просты, экономны и содействовали наиболее выразительному исполнению.

3. Основным

вопросом обучения игре на инструменте является звукоизвлечение

(характер и способности). Уже на первых занятиях обучающийся должен получить

представление о правильном звучании и понять в чем его смысл и значение.

В

соответствии с этим музыкальный звук должен быть напевным, легко вливающимся за

ним звук и связанным

со звучанием предшествующего. В звукоизвлечении нужно

избегать

резкого,

сухого

звучания

и

стремиться,

чтобы

звучание

на

инструменте

уподоблялось пению. Необходимо поэтому с самого начала не форсировать звук и

всегда контролировать получаемый звук слухом, дать понять обучающемуся, что сила

звука

приведет

неизбежно

к

столь

же

механическому,

ничего

не

выражающему

звучанию произведения в целом.

4. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что вопросы звукоизвлечения и приемы

игры (легато, стаккато, нон легато) имеет решающее значение во всей исполнительской

работе

и

требует

неизменного

влияния

на

протяжении

всех

лет

обучения.

На

протяжении

всех

лет

обучения

следует

постоянно

работать

над

качеством

звукоизвлечения. Звукоизвлечение на гармонике складывается из двух неразрывных

факторов: способа нажатия клавиши и способа движения меха. Необходимо обратить

внимание обучающегося на координацию этих движений и приучить вслушиваться в

свое

исполнение,

добиваться

выразительно

звучания

инструмента.

Движение

меха

совершается по небольшой дуге, которую описывает левая рука при разжиме и сжиме.

Следует выработать ровное, плавное движение меха на разжим и сжим для получения

основных динамических оттенков: piano,

mezzo piano , forte и т.д. Затем работать над

движением

меха

– creshendo,diminuendo, перейти к мелким движениям с различной

силой звука, которых требует акцент и creshendo. Необходимо менять мех лишь в конце

фразы,

предложения.

Не

следует

разжимать

мех

до

крайнего

предела.

Передать

художественное содержание

музыкального произведения,

можно

освоив

разнообразные приемы владения мехом. Осетинская музыка изобилует различными

приемами мехового тремоло.

5.

Точная

аппликатура

одно

из

решающих

условий

игры.

С

самого

начала

обучающийся

должен

знать,

что

как

важно

взять

на

инструменте

верную,

соответствующую записи

ноту, так важно взять ее и соответствующим пальцем.

5

Аппликатура

это

способ,

средство

верного

исполнения

на

инструменте

нотной

записи.

6,7.

Динамика

и

агогика

имеют

огромное

выразительное

значение.

Они

придают

жизненность музыкальным интонациям, помогают слушателю ярче воспринять и лишь

ослепить

содержание

произведения.

Основные

элементы

динамики

(громко,

тихо,

усиление,

уменьшение

звучания)

и

агогики

(усиление,

замедление,

остановки)

в

зависимости от характера исполняемого получают многочисленные и тончайшие по

своим оттенкам варианты.

8.

Фразировка

предложения

не

исчерпывается

применением

динамических

и

агогических оттенков. Большое значение имеют лиги, штрихи, способы ведения звуков

(легато, стаккато, портаменто). Особенности их определяются характером инструмента.

Структура применения, его построения, когда оно понятно обучающемуся, побуждает

его к наиболее верной и сознательной передачи его замысла и художественных образов.

IV.

Технические упражнения и этюды. Технические упражнения для правой руки и

для левой руки отдельно. Гаммы – до-мажор, ля-минор, ре-минор, соль-мажор.

Этюды Б.Газданова, С.Ревазовой, Л.Хосроевой, Б.Шаталова.

V.

Ритмические

особенности

осетинской

музыки.

Мелодии

Осетии,

как

и

Северного Кавказа, изобилуют

триолями, дуолями, синкопированным ритмом.

Большое

значение

придается

меховому

тремоло,

мелизмам.

Особенностью

мелодического склада является частое использование квартовых и квинтовых

мелодических

оборотов.

Ритмическая

структура

осетинских

напевов

и

наигрышей

весьма

своеобразна.

Употребление

мелких

длительностей,

чередуемых

с

более

протяжными

звуками,

использование

синкопированных

ритмов,

чередование

дуолей

и

триолей

при

двухдольном

размере

все

это

говорит о богатстве и многообразии музыкально-стилистических особенностей

осетинской народной музыки.

VI.

Работа

над

музыкальным

произведением.

Работа

над

выразительностью

исполнения, развитием слухового контроля, качеством и разнообразием звучания,

ритмом и динамикой должна проводиться на протяжении всех лет обучения.

VII. Беседы.

«Традиции и обряды осетин»

«Из истории музыкальных инструментов»

«Народная мелодия

VIII.

Итоговое

занятие.

Академический

концерт.

Академический

концерт

проводится 2 раза в год. Обучающиеся исполняют 2 разнохарактерных произведения.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Технический или учебно-тренировочный материал (упражнения, гаммы, арпеджио).

Произведения осетинских композиторов.

1.

«Симд» - музыка Б.Газданова

2.

«Хонга» - музыка Б.Газданова

3.

«Хонга» - музыка В.Дзерановой

4.

«Круговой» - музыка И.Мистуловой

5.

«Лирическая» - музыка Л.Корнаевой

6.

«Симд» - музыка Д.Хаханов

7.

«Симд» - музыка С.Ревазовой

8.

«Симд» - музыка В.Цопбоева

6

9.

«Хонга» - музыка В.Наниева

10. «Дидинаг» - музыка Б.Газданова

11. «Хонга» - музыка А.Хуадонова

12. «Кайсыны цагъд» - музыка К.Мерденова

13. «Застольная» - обр.С.Ревазовой

14. «Арондский танец» - обр. Б.Газданова

15. «Хонга» - обр.Б.Газданова

Народные мелодии.

1.

«Симд»

2.

«Круговой танец»

3.

«Хонга»

4.

«Лезгинка»

5.

«Алагирский танец»

6.

«Кима»

7.

«Старинная хонга»

8.

«Хъуыбады»

9.

«Кабардинская кафа»

10. «Туальский симд»

11. «Заманкульский симд»

12. «Танец старейшин»

13. «Танец Шамиля»

14. «Молодежный танец»

15. «Быстрый танец»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Приобретение

навыков

чтения

нотного

текста

и

разучивание

несложных

музыкальных произведений.

2.

Владение аппликатурной дисциплиной.

3.

Выразительное исполнение простых музыкальных произведений.

4.

Владение мехом (плавно, ровно, активно).

5.

Владение навыками ансамблевой игры (педагог-обучающийся, обучающийся-

обучающийся)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Теория музыки.

25

25

50

3

Понятие «ансамбль». Малые формы ансамбля

(дуэт, трио, квартет)

10

35

45

4

Технические упражнения и этюды

-

36

36

5

Работа над музыкальными произведениями.

Народные мелодии.

15

58

73

6

Беседы.

4

-

4

7

Академические концерты. Начало концертной

деятельности.

-

6

6

ИТОГО:

216

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II года обучения

I.

Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами 2 года обучения. Повторение

пройденного материала 1 года обучения. Беседа «Гармония рук и души»

II.

Теория музыки. Работа над текстом – понимание цели. Анализ текста, разбор

произведения двумя руками, разучивание каждой рукой отдельно

технически

трудных

мест,

применение

верной

аппликатуры,

осмысленное

исполнение

в

посильном темпе, не искажающем смысл пьесы. Работа над штрихами, нюансами,

динамическими оттенками.

III.

Понятие «ансамбль». Малые формы (дуэт, трио, квартет). Элементарные навыки

ансамблевой игры.

IV.

Технические упражнения и этюды, гаммы.

В овладении исполнительскими

навыками огромное значение имеют упражнения и этюды. Упражнение – средство

развития

гибкости,

беглости,

ловкости

пальцев

и

частей

рук,

на

этюдах

закрепляются навыки, приобретаемые на упражнениях.

V.

Работа над музыкальными произведениями. Понимание художественной цели.

Самоконтроль при исполнении. Развитие самостоятельности в решении различных

исполнительских

задач

(нахождение

удобной

и

правильной

аппликатуры,

преодоление технических трудностей).

VI. Беседы.

«Гармония рук и души»

«В мире музыкальных инструментов»

«Основоположники осетинского музыкального искусства»

VII. Академический концерт. Проводится 2 раза в год. Участие в мероприятиях

Центра «Творчество», начало концертной деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Произведения осетинских композиторов.

1.

«Праздничная» - обр.Б.Газданова

2.

«Хонга» - музыка С.Ревазовой

3.

«Симд» - музыка В.Цоппоева

4.

«Лезгинка» - музыка Е.Воложанина

5.

«Хонга» - музыка И.Мистуловой

6.

«Быстрый легкий танец» - музыка В.Дзерановой

7.

«Хонга» - музыка В.Дзерановой

8.

«Круглый танец» - музыка И.Мистуловой

9.

«Мелодия гор» - музыка Е.Воложанина

10. «Круговой танец» - музыка Е.Воложанина

11. «Воспоминания» - музыка Е.Воложанина

12. «Зилга» - музыка М.Кокойти

13. «Симд» - музыка В.Наниева

14. «Летят золотые годы» - музыка В.Цоппоева

15. «Песня о матери» - музыка Б.Хутяевой

16. «Свадебная песня» - музыка Б.Марзаевой

17. «О, нана» - музыка И.Габараева

Народные мелодии.

8

1.

«Плавный танец»

2.

«Ногирская хонга»

3.

«Старинная хонга»

4.

«Быстрый танец»

5.

«Кабардинская мелодия»

6.

«Старинный симд»

7.

«Танец Татэ»

8.

«Дигорская хонга»

9.

«Джигитовка»

10. «Молодежный танец»

11. «Хонга»

12. «Симд»

13. «Народный симд»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Умение работать над качеством звука и выразительностью исполнения.

2.

Знание творчества композиторов Северной Осетии, фольклора и обычаев осетин.

3.

Владение читкой с листа двумя руками.

4.

Владение более сложными приемами игры (акцентированное стаккато, элементы

мехового тремоло).

5.

Исполнение произведений из репертуара 2-го года обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие

2

1

3

2

Теория музыки.

35

-

35

3

Технические упражнения и этюды

28

28

56

4

Работа над музыкальными произведениями.

Музыка народов Кавказа

17

56

73

5

Учебно-исследовательская работа

5

10

15

6

Беседы.

4

-

4

7

Ансамбль. Концертная деятельность

5

25

30

ИТОГО:

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

III года обучения

9

Основной задачей 3 года обучения является создание ансамбля гармонистов.

Повышение

общего

музыкального

уровня

развития,

усложнение

репертуара,

углубление

знаний

о

музыке

и

творчестве

композитора.

Совершенствование

технических

навыков

исполнения.

Углубленное

и

дополнительное

развитие

специальных навыков игры в ансамбле. Продолжается воспитательная работа – беседы,

встречи, посещения концертов, участие в конкурсах, фестивалях.

I.

Вводное занятие. Беседа «Этикет осетин». Ознакомление с целями и задачами 3

года

обучения.

Повторение

пройденного

материала

за

1

и

2г.

обучения,

расширение репертуара.

II.

Теория

музыки.

Работа

над

содержанием

произведений.

Предварительное

проигрывание,

детальный

разбор,

техническая

отделка,

игра

произведения

наизусть, овладение содержанием с художественной стороны, через авторский

замысел и умение реализовать его.

С о л о ,

аккомпанемент (вокалистам, инструменталистам, танцорам). Виды

аккомпанементов: «гармоническая поддержка», «чередование баса и аккорда»,

«аккордовая

пульсация»,

аккомпанемент

дублирует

вокальную

партию

и

т.д.

Музыка народов Кавказа.

III.

Технические упражнения и этюды. Воспитание технических навыков. Метод

вариантов – метрические, динамические, штриховые, ритмические.

IV.

Учебно-исследовательская работа. Поиск старинных мелодий, материалов о

гармонистах-любителях,

известных

исполнителях,

композиторах

Северной

Осетии. Участие в конференциях «Юность.Наука.Культура», «Шаг в будущее».

V Беседы:

«Этикет осетин»

«Новогодние обряды у осетин»

«Оркестр народных инструментов»

«Музыкальное искусство народов Кавказа»

VI

Ансамбль.

Концертная

деятельность.

Создание

ансамбля,

участие

в

городских, внутрицентровых мероприятиях. Активная концертная деятельность.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Произведения осетинских композиторов.

1.

«Хонга» - музыка Б.Газданова

2.

«Хонга» - музыка С.Ревазовой

3.

«Хонга» - музыка И.Мистуловой

4.

«Цицилия» - музыка З.Калмановой

5.

«Лирическая танцевальная» - музыка Т.Лекова

6.

«Прощальный танец» - музыка А.Петрова

7.

«Дзерасса» - музыка А.Петрова

8.

«Круговой танец» - музыка Д.Хаханова

9.

«Турецкий симд» - музыка Б.Газданова

10. «Старинная хонга» - музыка Б.Газданова

11. «Чечено-ингушская мелодия» - музыка Б.Газданова

12. Песня «Забытая любовь» - музыка

13. «Сердце матери» - музыка Б.Марзаевой

14. «Ищу тебя» - музыка Е.Воложанина

Народная мелодия

10

1.

«Хонга цагъд»

2.

«Зилга»

3.

«Юго-Осетинский танец»

4.

«Черкесская мелодия»

5.

«Кабардинский танец»

6.

«Хонга»

7.

«Акушинский народный танец»

8.

«Фатима»

9.

«Лирический девичий танец»

10. «Грузинский танец»

11. «Ган-да-ган» – грузинский танец

12. «Легкий круговой танец»

13. «Симд»

14. «Удж.хешт» - массовый танец

15. «Старинная хонга»

16. «Быстрый танец»

17. «Кабардинская каффа»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Создание ансамбля гармонистов.

2.

Высокий уровень исполнительского мастерства.

3.

Знание творчества композиторов.

4.

Владение музыкальной терминологией.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

IV года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие

2

1

3

2

Теория музыки.

25

30

55

3

Технические упражнения и этюды

15

18

33

4

Работа над музыкальными произведениями.

Транспонирование. Импровизация.

18

38

56

5

Учебно-исследовательская работа

-

25

25

6

Беседы.

4

-

4

7

Ансамбль. Концертная деятельность.

10

30

40

ИТОГО

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

IV года обучения

11

I.

Вводное занятие. Беседы о музыкальном искусстве, по профессиональной

ориентации. Знакомство с целями и задачами обучения.

II.

Теория

музыки.

Транспонирование.

Импровизация.

Проигрывание

музыкального произведения в основной тональности, транспонирование

сочинения

в

заданную

тональность.

Навыки

транспонирования

в

концертмейстерской

практике.

Импровизация

(«неожиданный»,

«внезапный»)

варьирование

определенной

мелодической

модели.

Значение импровизации в исполнительском искусстве. Аккомпанирование

танцевальному

коллективу.

Знакомство

с

творчеством

композиторов

Северного Кавказа.

III.

Технические упражнения и этюды. Работа над этюдами различных видов

– гаммаобразные движения, арпеджио, двойные ноты, триоли, дуоли, трели,

аккорды.

Характерные

упражнения

для

гармонистов

подготовка

к

преодолению

технических

трудностей

при

исполнении

художественных

произведений.

IV.

Учебно-исследовательская

работа.

«Забытые

мелодии»

-

обработка

народных

мелодий.

Упорядочение

фотоматериала,

газетного

и

документального материала о композиторах, известных исполнителях на

осетинской гармонике. Изготовление тематических «раскладушек». Участие

в конференциях «Юность. Наука.Культура», «Шаг в будущее»

V Беседы:

«Легенды и мифы осетинского народа»

«Нартский эпос – жемчужина осетин»

«Моя профессия – моя судьба»

«Народно-вокальное и инструментальное искусство»

VI.

Ансамбль.

Концертная

деятельность.

Пополнение

репертуара.

Усовершенствование

исполнительского

мастерства.

Участие

в

конкурсах,

фестивалях, смотрах. Профориентационная работа, подготовка к поступлению в

специальные средние музыкальные заведения.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН

IV года обучения

1.

Этюд № 1-12 - С.Ревазова

2.

Этюд № 6 - Б.Газданов

3.

Этюды № 11-13 - Б.Шаталов

4.

Этюд № 4 - Л.Хосроева

5.

«Характерные упражнения для гармонистов» - Б.Шаталов

Творчество композиторов Кавказа.

1.

«Заманкульская хонга» - обр. Б.Газданова

2.

«Осетинский вальс» - музыка Х.Плиева

3.

«Лирическая танцевальная» - музыка Н.Петрова

4.

«Черкесская мелодия» - обр. Б.Газданова

12

5.

«Праздничный симд» - музыка С.Ревазовой

6.

«Кабардинская каффа» - обр. С.Ревазовой

7.

«Бæрæгбоны зарæг» - музыка И.Мистуловой

8.

«Праздничная» - обр. Ж.Дзицоевой

9.

«Фæндыр» - музыка Ж.Дзицоевой

10. «Ханты цагъд» - обр. Б.Газданова

11. «Исламит» - музыка Б.Шаталова

12. «Лирическая» - музыка Т.Лекова

13. «Круговой свадебный танец» - обр. И.Мистуловой

14. «Ганн-да-ган» - аджарская народная музыка

15. «Чечено-ингушские мелодии» - обр. Б.Газданова

16. «Дагестанский танец» - музыка народная

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Владение навыками ансамблевой игры, аккомпанирование.

2.

Активная концертная деятельность.

3.

Профессиональная ориентация обучающихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

V года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие

2

1

3

2

Технические упражнения и этюды

20

25

45

3

Работа над музыкальными произведениями.

Обработка народных мелодий

25

50

75

4

Учебно-исследовательская работа

-

29

29

5

Беседы.

4

-

4

6

Ансамбль. Концертная деятельность.

-

60

60

ИТОГО

216

13

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ V ГОДА ОБУЧЕНИЯ

I. Вводное

занятие.

Беседы

о

фольклоре,

культуре

осетинского

народа,

по

профориетанции, знакомство с целями и задачами обучения.

II. Технические упражнения и этюды. Усовершенствование техники исполнения,

непрерывная работа над этюдами, гаммами, упражнениями. Применение

штриховых

и

ритмических

различий

при

исполнении

гамм

и

арпеджио.

Совершенствование техники управления мехом.

III. Работа над музыкальным произведениями. Углубленное понимание содержания

музыкального произведения, осмысление его художественной ценности, умение

анализировать мелодию. Совершенствование раннее усвоенных практических

умений и навыков.

IV.

Учебно-исследовательская работа. Поиск забытых старинных мелодий и их

обработка. Участие в конференциях.

V. Беседы.

«Из сокровищницы осетинских народных мелодий»

«Пути исканий»

«Творчество молодых гармонистов»

«Аланы. Нарты. Осетины»

VI. Ансамбль. Концертная деятельность. Усовершенствование исполнительского

мастерства. Радио и теле передачи об ансамбле, участие в региональных и

республиканских смотрах, фестивалях. Подготовка учеников ансамбля к

поступлению к специальные учебные заявления.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН

V года обучения

1.

Этюды – С.Ревазова

2.

Этюд № 7-11 Б.Газданов

3.

Сборник этюдов для аккордеона

4.

Этюды

Пьесы.

1.

«Фæсивæды цагъд» - музыка В.Цопбоева

2.

«Молодежная хонга» - музыка Баранова

3.

«Цицилия» - музыка З.Калмановой

4.

«Народный симд» - музыка народная

5.

«Кабардинская кафа» - обр. Л.Корнаевой

6.

«Кабардинский танец» - обр. Л.Корнаевой

7.

«Летят золотые годы» - музыка В.Цопбоева

8.

«Симд» - музыка В.Цопбоева

9.

«Мады зæрдæ» - музыка С.Ревазовой

10. «Малусæг» - обр. С.Ревазовой

11. «Лирическая» - музыка И.Мистуловой

12. «Фантазия» - обр. Р.Каргаевой

14

13. «Кабардинская каффа» - обр. А.Баскаевой

14. «Симды фæз» - музыка Т.Кокойти

15. «Ольгинская хонга» - музыка народная

16. «Хъуыбады» - обр. С.Ревазовой

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Развитие профессионального интереса.

2.

Приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений по

развитию творческой индивидуальности.

3.

Приобретение умения импровизировать, аккомпанировать

4.

Активная концертная деятельность.

15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

1.

Индивидуальные занятия.

2.

Групповые занятия (ансамбли, дуэты, трио, квартеты).

3.

Музыкальные вечера, встречи с композиторами, известными исполнителями на

национальных инструментах.

4.

Беседы.

5.

Открытые занятия.

6.

Посещение концертов, музыкальных спектаклей.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.

Наглядный:

- наглядно-слуховой (демонстрация образцов музыкального исполнения);

- наглядно-зрительный (показ иллюстраций, видеоматериалов, наглядных

пособий).

2.

Объяснительно-иллюстративный метод:

- беседы педагога об эмоционально-образном содержании музыки.

3.

Эмпирический:

- метод подражания - «играй, как я тебе показываю».

4.

Эвристический:

- метод поиска, самостоятельной работы обучающегося над произведением.

5.

Репродуктивный:

- усвоение умений и навыков на основе повторения пройденного материала.

6.

Музыкально-образовательныйчерез знакомство:

- с разными музыкальными жанрами и формами;

- с выразительными средствами в создании музыкального образа;

- с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;

- с основами музыкальной грамоты.

7.

Результатом художественно-педагогической деятельности являются:

- академические концерты;

- выступления в различных конкурсах, фестивалях, праздничных

мероприятиях.

16

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.

С.А.Песьяков «Национальное и интернациональное в осетинской музыкальной

культуре» С.54

«Идеи дружбы интернационализма в осетинском Советском искусстве».

Ордж-зе, 1966 г.

2.

В.Лушников «Школа игры на аккордеоне». М., -Всесоюзное издательство «Советский

композитор», 1982 г.

3.

Т.Л.Беркман, «Музыкальное образование учителя». Изд-во Акад.Пед.Наук, 1961 г.

К.С. Грищенко

4.

Б.Шаталов «Музыка народов Кавказа», Владикавказ, 1992 г.

5.

В.Цопбоев «Музыка народов Северной Осетии», Ордж-зе, 1983 г.

6.

С.Ревазова «Пьесы, этюды и песни для осетинской гармоники». Владикавказ, 2000 г.

7.

Б.Газданов «Школа игры на осетинской гармонике для 1 и 2 класса».

Владикавказ,2003 г.

8.

К.Г.Цхурбаева «Некоторые особенности осетинской народной музыки».

Орджоникидзе, 1959г.

9.

Х.В.Дзуцев «Жизнь осетинской семьи». Владикавказ, 1993 г.

10. Т.Л.Теркман «Индивидуальное обучение музыке». Москва, 1964 г.

11. С.С.Газарян «В мире музыкальных инструментов». Москва, 1985 г.

12. М.Зильберквит «Мир музыки». Москва, 1988 г.

13. Г.Левашева «Музыкальные вечера». Ленинград, 1963г.

14. Г.Кусов «Встречи со старым Владикавказом». Владикавказ, 1998 г.

15. Л.Грикурова «Осетинские танцы». Ордж-зе, 1961 г.

16. Ф.Суанов «Осетинские героические песни». Владикавказ, 1995 г.

17. Л.Хосроева «Альбом пьес и этюдов для осетинской гармоники». Минводы, 2001 г.

18. У.Алексеев «Методика преподавания игры на баяне». Москва, 1961 г.

19. П.Лондонов «Самоучитель игры на двухрядной гармонике – хромка». Москва,1976г.

20. Е.И.Кубанцева «Концертмейстерский класс». Москва, 2002 г.

17



В раздел образования