"Умственная одаренность: ее психологические проявления и предпосылки"
Автор: Митрофанова Любовь Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Киселевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 30" Населённый пункт: город Киселёвск Наименование материала: статья Тема: "Умственная одаренность: ее психологические проявления и предпосылки" Раздел: начальное образование
Умственная одаренность: ее психологические проявления и
предпосылки.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшее из даров природы.
Даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидна мысль о том, что
свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, кого-то меньше.
Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности,
способности большинства.
Поэтому большинство ученых (Н.С.Лейтес, С.А.Рубенштейн, В.А. Крутецкий и др.)
называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в
значительной мере определяет как конечный результат развития, так и темп развития.
Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Эта мысль с
большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической
психологии.
В последнее время положение значительно изменилось, термин «одаренность» вновь
получил общественное признание и стал использоваться в литературе. Признание
социальной значимости проблемы обучения одаренных детей, безусловно, важный шаг к
ее решению.
Широкое использование термина «одаренность» связано с более поздними временами,
с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных
наук. Корень слова «одаренность» - «дар». Это слово, как в русском, так и в английском
языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренный», мы подчеркиваем,
что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслуженно», а «даровано».
Однако, рассмотрение детской одаренности с этой точки зрения бессмысленно.
Поэтому в современной психолого-педагогической науке одаренность рассматривается как
динамическое явление. Психика человека – результат взаимодействия процессов
биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются.
Поэтому детская одаренность реально всегда представляется перед обществом как
сложный итог трудно прогнозируемого взаимосвязью действия генотипических и
средовых факторов.
Важнейшим вопросом, волнующим до сих пор ученых, является вопрос о
происхождении этого дара.
Даром мышления наделен каждый человек. Но, очевидно, что этот дар распределен
между людьми не поровну. Поэтому одаренными принято называть тех, чей дар явно
превосходит средние возможности.
Наиболее удачным можно считать определение одаренности, предложенное К.К.
Платоновым. Он утверждал, что: «одаренность – это генетически обусловленный
компонент способностей развивающей деятельности или деградирующей при ее
отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как
конечный итог, так и темп развития».
Существует и другое понятие одаренности, которое содержится в тексте «Рабочей
концепции одаренности»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя
разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых в
социально-педагогической практике принято называть одаренными: дети с высоким IQ,
дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой
креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта М.А.Холодная утверждает, что
следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики»,
«креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».
Но в фундамент дифференциации обучения закладывается лишь три категории
одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять – дети, с
высоким показателем по уровню общей одаренности. Вторая группа – дети, достигшие
успехов в каких-либо областях деятельности. Это одаренные юные музыканты,
художники, математики, спортсмены. Они давно завоевали себе право на специальное
обучение. Их чаще называют талантливыми. К третьей категории одаренных можно
отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Авторы «Рабочей концепции одаренности» предлагают рассматривать детскую
одаренность еще в одном аспекте – на сколько она, в данное время, проявлена ребенком.
Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной и,
напротив, проявляющуюся в завуалированной форме – скрытой одаренностью. Так же
вводится другая, близкая к предыдущей, градация – актуальная и потенциальная
одаренность.
Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную педагогами, психологами,
родителями - называют «актуальной». Обычно таких детей называют талантливыми. И,
напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические
возможности для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в
деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют «потенциальной».
Ученые обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее
ребенка. Одаренные дети встречаются чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Но нужно знать, что среди видов умственной одаренности нужно различать те, которые
больше зависят от знания мира, жизненного опыта и поэтому не могут раскрыться рано.
Умственная одаренность всегда выступает в единстве с другими особенностями личности.
Большую роль в умственном развитии ребенка играет его внутреннее развитие, а после
рождения – средовые факторы. Ученые выделяют ряд закономерностей развития
функциональных систем мозга. Одна из первых закономерностей в том, что генетическая
программа реализуется с колебаниями в определенных пределах. Диапазон этих колебаний
принято называть «нормой реакции». Существование этой «нормы реакции» по
отношению к развивающемуся мозгу особенно заметно при рассмотрении динамики
формирования определенных функциональных систем: зрительной, слуховой,
двигательной и др.
В качестве следующей закономерности генетики выделяют относительную
независимость уровня сформированности различных функциональных систем друг от
друга. На каждом возрастном этапе какие-то функции выглядят наиболее активными и
сформированными, другие находятся на второстепенных местах.
Свою умственную одаренность ребенок может проявить в поведении, в общении со
сверстниками и взрослыми и, конечно же в познавательной деятельности. Ценность этих
психологических проявлений в том, что они почти всегда могут быть замечены не только
практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями,
родителями.
Среди наиболее характерных, а потому часто встречающихся особенностей одаренных
детей ученый Л.Халлингуорт выделяла: неприязнь к школе; особую направленность
игровых интересов; неконформность; погруженность в философские проблемы;
несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием .Ю.З.
Гильбувх к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычайно раннее
проявление познавательной активности и любознательности; быстроту и точность
выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и
оперативной памятью; сформированность навыков логического мышления; богатство
активного словаря; быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций; выраженную
установку на творческое выполнение заданий; развитость творческого мышления и
воображения. Известный немецкий специалист в области обучения одаренных детей
К.А.Хеллер выделяет следующие личностные характеристики высокоодаренных детей:
высокие интеллектуальные способности; выдающиеся креативные способности;
способности к быстрому усвоению и выдающаяся память; интеллектуальное любопытство
и стремление к знаниям; высокая личностная ответственность; убежденность в
собственной эффективности и самостоятельность суждений; позитивная - Я-концепция,
связанная с адекватной самооценкой.