Напоминание

Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на начальном этапе


Автор: Горбан Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на начальном этапе
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОСОЗНАННОГО

ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Эмоциональное

восприятие

содержания

произведения

углубляется

благодаря

осознанию

его

своеобразия,

обогащению

представлений

о

выразительных

средствах

музыки.

Понимание

содержания

произведения

и

средств

выразительности

начинается

с

осмысления

жанровых

особенностей

музыки. Жанр песни, танца, марша первоклассники определяют легко. Поэтому,

давая

учащимся

примеры

самых

разных

музыкальных

жанров,

-

учитель

стремиться, чтобы они не только почувствовали ее характер, но и осознали

особенности каждого жанра. Для этого им дается задание сопоставить пьесы и

найти

в

них

общее.

Так,

на

примерах

«Марша»

С.Прокофьева,

«Марша

деревянных

солдатиков»

П.Чайковского,

«Марша

Бармалея»

С.Слонимского,

«Встречного

марша»

С.Чернецкого,

«Спортивного

марша»

И.Дунаевского

первоклассники поймут, что маршевая музыка связана с разными жизненными

ситуациями и марш имеет много разновидностей. Все перечисленные выше

марши

различны

по

своему

настроению,

но

все

они

передают

размерное

движение шага, отличаются четкой пульсацией.

Сопоставляя «Итальянскую польку» С.Рахманинова с «Полькой» М.Глинки

и

затем

оба

произведения

с

Вальсом

из

балета

П.Чайковского

«Спящая

красавица», учащиеся выявляют, что для польки характерны быстрый темп,

легкость, двухдольность.

Жанровые

особенности

произведений

легче

осознаются

младшими

школьниками в активной музыкальной деятельности. Важно, чтобы под музыку

марша дети шагали, вслушиваясь в движение мелодии, ритма, и передавали при

этом характер произведения (легко или тяжело, игриво или таинственно и т.д.).

Танцевать на уроке не всегда возможно, поэтому исполнение танца можно

ограничить

элементарными

движениями.

Например,

звучание

польки

сопровождать хлопками, а вальса – плавными движениями кистей рук или

покачиванием корпуса тела вправо – влево.

Развивая у учащихся восприятие музыки, учитель стремится формировать у

них способность следить за развитием музыкального образа. Поэтому во время

слушания

пьес

частности,

маршевых,

танцевальных)

он

постоянно

ориентирует ребят на то, чтобы они внимательно слушали музыку до конца,

замечали

изменения

в

ее

развитии.

С

этой

целью

можно

предложить

начинающим ученикам, например, остановиться вместе с последним звуком

марша, смело притопнуть или ударить в бубен в конце танца.

Если

в

школе

отсутствуют

ритмические

инструменты,

то

используется

«акустический аккомпанемент». Учителя обычно применяют его при слушании

«Польки» М.Глинки. Так, первый период пьесы дети сопровождают тихими

хлопками

в

ладоши,

передающими

пульсацию

долей,

а

второй

период

громкими

хлопками

высоко

поднятых

рук.

Это

сопровождение

отражает

двухчастность

произведения

и

подчеркивает

особенности

характера

каждой

части, изменение динамики. Важно, чтобы смена двух видов «акустических

красок» происходила точно. Если это получается выразительно, вовремя, без

подсказки

учителя,

значит,

учащиеся

слышат

окончание

одной

части

и

предвосхищают начало другой.

Таким образом, на начальном этапе осознанное восприятие содержание

произведения и средств музыкальной выразительности происходит на основе

яркой, доступной детям жанровой музыки.

Разнообразие

слуховых

представлений,

полученные

в

активной

музыкальной деятельности осознаются детьми, обобщаются и закрепляются в

музыкальных

терминах,

ярких

словесных

характеристиках

образов.

Так,

наблюдения за развитием музыкального образа помогают усвоению знаний о

музыке. Полученные знания позволяют ребятам глубже воспринимать музыку,

высказывать о ней свои суждения.

Учитель

постоянно

расширяет

словарный

запас

учащихся

при

характеристике музыкальных образов и знакомит с музыкальными терминами.

Чтобы дети нашли нужные слова для описания характера произведения, он

может

предложить

подчеркнуть

наиболее

подходящие

определения

лучшего

запоминания

названия

средств

музыкальной

выразительности

на

начальном

этапе

можно

использовать

специальные

плакаты.

Например,

на

плакате

«Динамика»

изображены

спящая

Дюймовочка,

ревущий

медведь

и

поющие

матрешки.

Под

каждым

рисунком

видны

соответствующие

динамические

обозначения: тихо – P, громко – F, не очень громко – mF.

Чтобы

произведение

вошло

в

музыкальный

опыт

ребенка,

необходимо

давать

его

прослушивать

несколько

раз.

Каждая

встреча

с

произведением

обогащает восприятие, способствует углублению представления о музыкальном

образе

и

его

запоминанию.

Обычно

условно

выделяют

следующие

этапы

формирования восприятия музыки:

Знакомство

с

произведением

(вступительное

слово

учителя,

«живое»

исполнение или слушание музыки в грамзаписи;

Его

анализ (восприятие

отдельных

эпизодов,

концентрация

внимания

учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже

известными);

Восприятие

произведения

на

более

высоком

уровне,

то

есть

на

основе

полученного опыта;

Восприятие произведения на последующих уроках, сравнение его с другими,

ранее не слышанными.

Конечно,

приведенная

конкретно

схема

не

применяется

формально.

В

каждом

конкретном

случае

многое

зависит

от

своеобразия

произведения,

а

также от музыкального опыта учащихся. В конечном счете важно, чтобы дети

поняли и полюбили музыку.

Так, предлагая вниманию первоклассников «Марш деревянных солдатиков»

П.Чайковского,

целесообразно,

не

сообщая

его

названия,

исполнить

только

первую

часть

пьесы.

Прослушав

фрагмент,

учащиеся

должны

ответить

на

вопрос: «Кто может так легко маршировать?». Если их затруднит этот вопрос, то

можно предложить им помаршировать в характере музыки. После того как будет

выявлено, что шагают игрушечные, а не настоящие солдатики и музыка их

марша бодрая, пьеса исполняется с начала до конца. Затем учитель проводит

беседу,

в

процессе

которой

дети

делятся

своими

впечатлениями

о

музыке.

Выясняется, что не весь марш проникнут радостным настроением. В середине

слышится тревога, настороженность, звучание более низкое, резкое. Но в конце

музыка снова приобретает тот же характер, который был в начале. После такого

обсуждения ребятам необходимо послушать пьесу еще раз. На следующем уроке

можно использовать элементы движения и игру на ритмических инструментах,

передавая изменение динамики (РР, Р, РР), смену настроения каждой части

(подчеркнуть «сигналом» треугольника или тарелки).

Движения,

элементарное

музицирование

чрезвычайно

эффективны

для

формирования

музыкально-слуховых

представлений,

осознания

средств

выразительности.

Сотворчество

через

движение,

игру

на

инструментах

активизирует эмоционально осознанное отношение к воспринимаемому.

Итак, для того чтобы школьники чувствовали и понимали музыку, учитель с

помощью

различных

приемов

направляет

их

внимание

на

характер

произведения и средства его воплощения. Постепенно на основе обобщения

полученных впечатлений ребята начинают понимать, что образное содержание

произведений передается средствами музыкальной выразительности.

(«Методика музыкального воспитания в школе»)

Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко



В раздел образования