Авторы: Слепенкова Ирина Алексеевна, Полякова Юлия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт–Петербурга "Академический"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Выявление и поддержка музыкально одаренных детей
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр
внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района Санкт-Петербурга
“Академический”
Выявление и поддержка музыкально одарённых детей в системе
дополнительного образования
Адресат: педагоги дополнительного образования
Авторы:
Слепенкова Ирина Алексеевна (педагог доп. образования)
Полякова Юлия Владимировна (педагог доп. образования)
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная
записка
«Человек, обладающий врожденным талантом,
испытывает величайшее счастье тогда,
когда использует этот талант».
Иоганн Вольфганг Гете
Долгое
время
одаренность
рассматривали,
как
божественный
дар
и
лишь
в
середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара.
Ребёнок рождается на свет с определенными способностями. Задача родителей
вовремя
заметить
и
направить
развитие
этих
способностей
в
нужном
направлении.
Чрезвычайно
важно
дать
таланту
поддержку
и
опору,
подтолкнуть
его
к
росту
и
совершенствованию.
Развитие одарённой личности, индивидуальных способностей и интеллектуально-
творческого потенциала ребенка в большой степени зависит от педагогов. Не случайно
это
становится
одной
из
главных
задач
в
системе
общего
образования.
Изменение
традиционных
методов
преподавания,
создание
условий
для
поддержки
детской
одарённости и развития способностей детей в сфере образования, науки, культуры и
спорта, в том числе путём реализации Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №
996 – р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», требует поиска
наиболее результативных методик воспитания и обучения каждого отдельного ученика.
Федеральные
стандарты
делают
акцент
на
деятельный
подход
в
образовательном
процессе, т.е. готовность быть автором, творцом и активным созидателем своей жизни,
максимально использовать свои способности, уметь ставить цель, искать способы её
достижения, делать свободный выбор и быть ответственным за него.
Одаренные
дети
–
это
дети,
которые
выделяются
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися достижениями (имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Поддержка
способных
и
одаренных
детей
осуществляется
в
соответствии
с
принципами:
соблюдения прав ребенка;
охраны здоровья детей;
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
комплексного
подхода
к
выявлению
признаков
одаренности
у
детей
и
развитию их творческого потенциала;
2
активного
сотрудничества
с
социальными
партнерами
и
участниками
образовательного процесса.
В
настоящее
время
учеными
и
практиками
стала
осознаваться
необходимость
специально организованного обучения одаренных детей и целенаправленной работы по
выявлению и развитию их потенциала.
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся.
Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются
свои музыкальные предпочтения и свои приоритеты.
Одним из методов выявления одарённых детей является наблюдение за его
индивидуальными
проявлениями.
Преимущество
наблюдения
в
том,
что
оно
может
происходить
в
естественных
условиях,
когда
наблюдателю
может
открыться
немало
тонкостей.
Чтобы
судить
об
одаренности
ребёнка,
нужно
выявить
то
сочетание
психологических
свойств,
которое
присуще
именно
ему,
то
есть,
нужна
целостная
характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Кроме того, признаки
одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.
На
что
же
должен
обратить
внимание
педагог
при
работе
с
музыкально
-
одарёнными детьми?
Прежде всего, надо постараться создать на занятии благоприятную атмосферу
взаимопонимания. В процессе общения педагогу необходимо постоянно стимулировать
ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество
синтетично
и
часто
носит
импровизационный
характер,
что
в
полной
мере
дает
возможность
судить
об
индивидуальных
особенностях
и
своевременно
выявить
эти
способности у детей.
У
одарённых
детей
чётко
проявляется
потребность
в
исследовательской
и
поисковой
активности
-
это
также
одно
из
условий,
которое
позволяет
учащимся
погрузиться
в
творческий
процесс
обучения
и
воспитывает
в
нём
жажду
знаний,
стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
Принципы
педагогической
деятельности
в
работе
с
одаренными
детьми
•
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
•
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
•
принцип
создания
условий
для
совместной
работы
учащихся
при
минимальном
участии педагога;
•
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
3
В
работе
с
одаренными
детьми
наиболее
эффективными
из
современных
педагогических
технологий
являются
технологии
продуктивного
обучения
и
компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и
смотреть
на
вещи
с
его
и
со
своей
точек
зрения,
использовать
исследовательские,
частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет
помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески - одарённую
личность.
Основные
задачи
адресной
поддержки
способных
и
одаренных
детей
Обеспечение условий, способствующих развитию личности одаренного ребенка
через творческую созидательную деятельность;
адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям;
всестороннее развитие и воспитание детей на основе их интересов и творческих
способностей через создание культурно-информационного пространства;
предоставление
возможности
для
продуктивной
самореализации
способных
и
одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
развитие системы поощрений достижений способных и одаренных обучающихся.
Основы
деятельности
педагога
в
работе
с
одарёнными
детьми
Развитие одаренности детей проходит более успешно, если деятельность педагога
базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего
творческого
процесса,
внимания
к
индивидуальным
психологическим
и
возрастным
особенностям
каждого
одаренного
учащегося,
подготовки
учащихся
к
концертной
деятельности, организации самостоятельной творческой работы учащихся, проведения
разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них целостного представления
о способностях своего ребенка.
Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга,
«одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность,
голова
полна
шалостей;
он
-
нерадивый,
халатный,
невнимательный,
озорной,
своенравный». Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями. В
своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный
подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Одарённые дети
всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие.
Поэтому
каждому
педагогу
необходимо
обязательно
выстраивать
индивидуальную
траекторию творческого развития каждого ребенка.
Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа.
4
Она
должна
быть
направлена
на
формирование
такой
личности,
которая
станет
«воспитателем» собственных способностей.
В работе с одаренными детьми необходимо избегать двух крайностей: возведения
ребенка на пьедестал (подчеркивания его особых прав), с одной стороны, и публичного
принижения
его
достоинств
или
игнорирования
интеллектуальных
успехов,
с
другой
стороны.
Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию личности,
опираясь на основные нравственные критерии добра и зла. Ведь такие качества, как
доброта,
искренность
и
открытость,
в
сочетании
с
мастерством
будут
сопровождать
личность на протяжении всей его жизни.
Комплекс
педагогических
качеств
,
необходимых
в
работе
с
одаренными
детьми
Педагогу
для
работы
с
музыкально
одаренными
детьми
необходимо
обладать
следующим комплексом качеств:
личностными
(позитивная
«Я-концепция»,
целеустремленность,
зрелость,
эмоциональность,
артистичность,
доброжелательность,
общительность,
тактичность);
профессиональными
(знания
и
умения,
помогающие
развитию
одаренности
каждого
ученика
с
учетом
индивидуальной
психолого-
педагогической
характеристики);
поведенческими (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника,
форма поведения педагога);
умением разрабатывать специальные учебные программы;
умением
оценивать
результаты
обучения
и
консультативно
обучать
детей
и
родителей.
Для того чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен
иметь особую подготовку, включающую в себя:
представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный
ребенок;
в чем особенность развития одаренных детей;
разработку и апробирование приемов педагогической поддержки - пути решения
проблем музыкально- одаренных детей разного характера (проблемы обучения,
общения, развития, поведения, проблем мировосприятия и др.).
Педагогические
условия
развития
музыкально
одаренных
детей
5
Процесс развития музыкально одаренного ребенка будет эффективным, если:
приоритетными
будут
педагогические
задачи
личностного
развития
с
высоко
моральными ориентирами, воспитания характера, эмоционально-волевой сферы
ребенка, позитивного отношения к жизни;
будут созданы условия, обеспечивающие позицию ребенка как субъекта своего
развития, самопознания, самоорганизации;
педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта
как художественно-творческой деятельности;
педагогическими
факторами
будут
выступать
художественная
ориентационно
-
развивающая
среда
и
педагогическая
поддержка,
направленные
на
развитие
личностной, эмоциональной сфер.
Одаренные
дети
с
огромным
желанием
и
удовольствием
принимают
участие
в
концертах и различных конкурсах. Стремление к победе и чувство победы позволяет
ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности.
Необходимо хвалить детей, даже за самые незначительные достижения, если они
требовали времени и усердия. Участие в конкурсах вполне соответствует естественной
детской
потребности
соревноваться.
Конкурсная
деятельность
имеет
определенные
преимущества
перед
другими
способами
личностной
самореализации.
Подготовка
и
участие в конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений,
помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более
глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества, в
процессе которого дети развивают свое воображение, расширяя, обогащая и углубляя
сферу эмоциональных переживаний.
Любой
конкурс
содержит
в
себе
потенциальные
возможности
для
саморазвития,
качественного совершенствования личности. Творческие конкурсы повсеместно играют
видную роль в деле выявления молодых талантов.
Роль
родителей
в
развитии
одаренных
детей
Значительную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка
играют родители юных дарований. Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил
родителей на четыре группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих
детей:
1.Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным
обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил».
2.Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают
детей из соображений престижа.
3.Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть
профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.
6
4.И,
наконец,
идеальный
случай,
когда
родители
не
торопятся
с
преждевременными
выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному
обучению
как
к
необходимой
для
всех
части
общего
образования.
Они
не
склонны
преувеличивать
или
приуменьшать
значение
музыки
и
потому
для
педагога
взаимодействие с такими родителями — наилучший вариант. Серьезное отношение таких
родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей.
Объективная
требовательность,
помощь
в
решении
организационных
вопросов,
готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и
успех, - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим
энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности детей.
Основные
направления
поддержки
способных
и
одаренных
детей
Осуществление психолого-педагогического мониторинга по выявлению и развитию
способных и одаренных детей.
Диагностирование - организация мониторинга личностного развития одаренных
детей
в
системе
основного
и
дополнительного
образования
(изучение
круга
интересов способных и одаренных детей; изучение их личностных потребностей;
проведение
психологического
обследования
особенностей
когнитивной,
личностно-эмоциональной
сферы
обучающихся,
изучение
их
коммуникативных
навыков).
Создание банка данных способных и одаренных детей.
Содействие способным и одаренным детям в реализации их способностей.
Организация
консультативной
помощи,
направленной
на
творческую
самореализацию
школьников,
укрепление
сотворчества,
создание
условий
для
диалога в учебном процессе и развитие исследовательской сферы.
Обеспечение
научно-информационного
и
методического
сопровождения
исследовательской, проектной и творческой деятельности способных и одаренных
детей.
Оформление индивидуального «Творческого портрета ученика» (Приложение 1).
Составление маршрута выявления и поддержки одарённых детей (Приложение 2).
Организационные
основы
системы
поддержки
способных
и
одаренных
детей
Привлечение педагогов, родителей и высококвалифицированных специалистов для
организации
обучения
детей
в
системе
дополнительного
образования
и
для
разработки различных проектов;
Привлечение
одаренных
детей
и
обеспечение
их
возможностью
участия
в
олимпиадах,
конкурсах,
форумах,
фестивалях,
соревнованиях,
летних
интеллектуальных, творческих и профильных сменах в лагерях по различным
направлениям
деятельности
и
в
других
мероприятиях
муниципального,
7
регионального, всероссийского и международного уровней с целью развития и
реализации их способностей;
Оказание информационной, психологической и методической помощи родителям в
воспитании способных и одаренных детей;
8
Маршрут
выявления
и
поддержки
одарённых
детей
В
«Стратегии
развития
системы
образования
Санкт-Петербурга
2011-2020
гг.»
обозначены
целевые
ориентиры
для
учреждений
дополнительного
образования
детей,
выявлена проблема, требующая решения: недостаточная работа с одаренными детьми и
талантливой молодежью.
В
хоровой студии мальчиков и юношей в рамках проекта «Одарённые дети и
подростки»,
разработанного
методическим
отделом
Центра
внешкольной
работы
Калининского района, был составлен и эффективно используется «Маршрут выявления и
поддержки одарённых детей».
«Выявление и поддержка способных и одарённых детей»
9
Диагностика,
мониторинг
Диагностика,
мониторинг
Участие в
Проектах
Участие в
Проектах
Iступень –Выявление одарённых детей
Iступень –Выявление одарённых детей
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Диагностика и
мониторинг
Диагностика и
мониторинг
IIступень - Выбор учебного материала
IIступень - Выбор учебного материала
Разноплановый
материал
Разноплановый
материал
Произведения
повышенного
уровня сложности
Произведения
повышенного
уровня сложности
Участие в
конкурсах и
фестивалях
Участие в
конкурсах и
фестивалях
Произведения
повышенного уровня
сложности
Произведения
повышенного уровня
сложности
III ступень - Публичные выступления
III ступень - Публичные выступления
Участие в
конкурсах и
фестивалях
Участие в
конкурсах и
фестивалях
Участие в
Проектах
Участие в
Проектах
Хоровая
концертная
деятельность
Хоровая
концертная
деятельность
10
IVступень - Социализация
IVступень - Социализация
Творческое
партнёрство
-Композиторы
-Исполнители
-Профессиональные
музыкальные
коллективы
Творческое
партнёрство
-Композиторы
-Исполнители
-Профессиональные
музыкальные
коллективы
Творческое
партнерство
-Композиторы
- Исполнители
-Профессиональные
музыкальные
коллективы
Творческое
партнерство
-Композиторы
- Исполнители
-Профессиональные
музыкальные
коллективы
Знакомство со
специализированны
ми учебными
заведениями
-Музыкальные
училища
-Музыкальные
ВУЗы
Знакомство со
специализированны
ми учебными
заведениями
-Музыкальные
училища
-Музыкальные
ВУЗы
Vступень – Создание портфолио одаренных детей
Vступень – Создание портфолио одаренных детей
- Запись CD дисков
солистов
- Запись CD дисков
хора
- Создание
видеоклипов с
солистами хора
- Запись DVDдисков
хора
- Запись CD дисков
солистов
- Запись CD дисков
хора
- Создание
видеоклипов с
солистами хора
- Запись DVDдисков
хора
Заключение
Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно
решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию
своей независимости и ответственности, т.е. иными словами в профессиональной элите,
формирование
которой
является
одной
из
задач
нашей
страны,
что
невозможно
без
выявления, поддержки, адресной помощи и развития наиболее одаренных и талантливых в
различных областях знаний и творчества детей.
Поддержка
способных
и
одаренных
детей
–
это
система
экономических,
организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых образовательным
учреждением, а также физическими лицами, и направленных на оказание материальной,
образовательной, психологической и иных видов помощи данной категории детей.
В
распоряжении
Правительства
РФ
от
04.09.2014
года
№1726
–
р
«Концепция
развития дополнительного образования детей» особый акцент делается на развитие сферы
дополнительного образования детей, как составляющей национальной системы поиска и
поддержки таланта, что в свою очередь должно стать основой для профессионального
самоопределения,
ориентации
и
мотивации
подростков
и
молодёжи
к
участию
в
инновационной деятельности в сфере высоких технологий.
Каждый ребенок должен быть замечен и поддержан.
К любому ребёнку следует
относиться
с
надеждой
и
ожиданием,
но
одаренный
человек
требует
к
себе
особого
внимания.
Необходимо
бережно
заботиться
о
нём,
обеспечив
всем
необходимым
для
успешного развития и самореализации.
11
Литература
1.
Александрова
Е.А.
Индивидуализация
образования:
учиться
для
себя
//Народное
образование. 2008. №7. С.243-250.
2. Александрова Е.А., Алешина М.В. Элементы индивидуализации учения // Школьные
технологии. 2003. № 2. С.54-66.
3.
Логинова
Ю.Н.
Понятия
индивидуального
образовательного
маршрута
и
индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека
журнала «Методист». 2006. №9. С.4-7.
4. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор,
организация обучения //Директор школы. 2009. №4. С.58-63.
5. Суднева О.Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития // Современные
исследования социальных проблем. 2012. №11. C.57- 60.
6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. N 4.
С.30-44.
7.
Литвак
Р.А.,
Бондарчук
Т.В.
Закономерности
социализации
одаренных
детей
в
современных
социокультурных
условиях
//
Современные
исследования
социальных
проблем. 2012. №1. С. 635-644.
8.
Хеллер
К.А.
Диагностика
и
развитие одаренных
детей
и
подростков
//
Основные
современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.,1997.
С. 243-264
9. Липатова В.М. Специфика детской одаренности // Вестник магистратуры. 2014. №3(30).
Т.1. С.86-88.
10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М., 2000.
11. Липатова В.М. Компетентностный подход при работе с одаренными студентами //
Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы,
перспективы. Тамбов, 2014. С. 182-186.
12. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований //
Иностранная психология. 1999. №11. С.10-18.
13.
Липатова
В.М.
Разработка
индивидуальных
здоровьесберегающих
маршрутов
для
одаренных детей // Социально-педагогическая эффективность результатов исследований
молодых ученых в области здоровьесбережения учащихся. Тула, 2014. С.141- 146.
12