Напоминание

"Роль духовной музыки в воспитании детей"


Автор: Кудряшова Марина Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ Чигиринская СОШ
Населённый пункт: с. Чигири, Благовещенский район, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль духовной музыки в воспитании детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Роль духовной музыки в воспитании детей Кудряшова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чигиринская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов, учитель музыки с.Чигири Благовещенского района Разрушение наших душ за три четверти столетия – вот самое страшное, что происходит с нами. Жестокость, беспощадность установились в человеческих отношениях. Люди привыкают к тому, что ложь – называют правдой, наше бытиё ничего, кроме опустошения, равнодушия и нищеты – материальной и духовной нам не несёт. Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Почему же мы, как за спасательный круг ухватились сегодня за русскую духовную православную культуру – основу нравственной морали. Духовная музыка вместе с народной является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства на Руси. Важно разобраться, что мы вкладываем в понятие «духовная музыка». Если музыка помогает ребёнку раскрыться, проснуться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно- нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Основой содержания музыкального образования в школе в настоящее время являются произведения композиторов светского направления и народное творчество. За пределами остаётся вся духовная музыка. Это сужает и обедняет представление школьников о русской музыкальной культуре. В этом немаловажное значение отводилось музыкальному образованию. «Через красивое к человеческому – такова закономерность воспитания» В.А.Сухомлинский. Вспомните гениальную «Троицу» Рублёва. По трём сторонам престола с жертвенной трапезой сидят трое. Четвертая сторона престола пуста, она
обращена к нам. «…И к отворившему мне войду и вечерять с ним буду, а Он со мной». Таковой же должна быть и природа вхождения ребёнка в духовную музыку в общеобразовательной школе: от интонации слова в интонационный строй музыки, в её сердцевину. И там, внутри её, стараться раскрыть свою душу. Постижение музыки и осознание того, как же ты, именно ты, сможешь решить вечные проблемы человеческого бытия: добра и зла, любви и предательства. Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место. На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. Опыт работы в общеобразовательной школе позволяет утверждать, что основой уроков музыки являются те духовные, незримые нити, которые учитель протягивает из года в год, которые должны вывести к свету. Какие же пути постижения отечественной духовной музыкальной культуры могут быть? Как раскрыть детям богатства духовной музыки, идущие от сердца и имеющие своими истоками древнюю национальную культуру? Осмысление цели музыкального воспитания в общеобразовательной школе – формирование музыкальной культуры как части духовной позволяет органично, не нарушая логики программы, решить этот вопрос. Так как же на уроке сделать так, чтобы духовное начало затрагивало самые сокровенные струны человеческого сердца? Как эту нить духовности не прервать из урока в урок, из класса в класс? Духовная музыка органично и естественно вплетается в художественно- педагогическую ткань, атмосферу урока. Ведь урок – живой творческий процесс, процесс творения себя, своей души, своего духовного мира. И трудно предугадать, на какую волну в данный момент настроены дети, о чем они размышляют, в какое русло выльется их состояние. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры. Урок музыки в первом классе. Обычно после разучивания и исполнения белорусской народной песни «Перепёлочка», ребята вспоминают старенькую бабушку, которой хочется помочь, и которую хочется пожалеть. Но однажды одна девочка сказала, что перепёлочка напоминает ей метлу. Да, именно метлу. В классе все засмеялись, а она тихо продолжала: «Неужели вы не понимаете, что метла ведь берёзкой была, росла, радовалась, а её сорвали, связали и каждый день об асфальт…». И она расплакалась. В классе стало очень тихо. Стояла такая тишина, из которой и рождаются незримые нити, связывающие учителя, учеников и музыку. И для того, чтобы эти нити ещё больше окрепли, учитель рискует дать ребятам прослушать духовную музыку – изумительный 2
напев «Святый Боже», в котором только три фразы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». И в этом «помилуй нас» было всё – и старенькая перепёлочка, и бабушка, и метла, и слёзы, и тишина… Начинается огромная внутренняя работа, раскрывается душа и сердце. На другом уроке ребята спели колыбельную Мамы – Козы из оперы «Семеро козлят», вспомнили разные эпизоды из мультфильмов. Про медвежонка Умку – мама-медведица пела ему такую же ласковую колыбельную. Про мамонтёнка, который искал свою маму, прижимался ко всем и так хотел ласки и тепла. Затем ребята вспомнили колыбельные песни, которые пели им мамы, бабушки. И чувствовалось, что дети не столько вспоминают, сколько мечтают о том, чтобы мамы им пели и ласкали их. И видно было, как они сами становятся нежными, глаза светятся теплом. И уже не так важно, кто ласкает своё дитя – Мама-Коза или Мама-Медведица, или их собственная мама, потому что в мире существует вечная тема – мать и дитя. Исполняемая песня «Нас качая в колыбели» звучит напевно и тепло. Ощущение теплоты и доброты в классе усиливается зрительными образами иллюстраций: «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Владимирская Богоматерь, Донская Богоматерь. В программе по музыке есть западноевропейская духовная музыка, с которой мы знакомим ребят: «Ария» из «Высокой мессы» И.Баха, «Лакримоза» из «Реквиема» В. Моцарта, «Страсти по Матфею» И.Баха. Но хотелось бы через русскую духовную музыку пробудить любовь и к нашей исконно русской культуре, важной частью которой она является. Пусть та духовная музыка, которую ребята слушают на уроках, будет первым лучиком, возвещающим о приближении солнца. Пусть этот лучик коснётся их душ, и хотя бы на один миг поможет им оттаять. Вспоминаем сказку «Снежная королева», в которой Герда своей любовью смогла растопить уже начинающее леденеть сердце Кая. Любовь сильнее всего на свете. Лейтмотив любви и самопожертвования будет звучать и дальше на многих уроках, и не только в первом классе. Важно одно, чтобы эта музыка дошла до сердца ребёнка, и он искренне откликнулся на неё, чтобы духовность пронизывала содержание чувств, чтобы духовность стала скрепляющей и направляющей силой. В пятом классе вновь возвращаемся к «Сикстинской мадонне» Рафаэля и «Аве, Мария» Шуберта. Торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской красоте, доброте и благородству звучит в этих произведениях музыки и живописи. Удивительное сочетание простоты и величия в этих произведениях – мягкие линии, чистые светлые краски, ощущение одухотворённости поражают ребят. Существует огромная разница межу тем, чтобы просто посмотреть определённое количество картин, просто послушать определённое количество музыкальных произведений, и тем, чтобы стать причастным к тому, что видим и слушаем. 3
Учитель говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!». Духовную музыку нужно включать в жизненное пространство учащихся, чтобы она стала созвучной сегодняшнему дню. Проработав в школе более 30 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только общее образование, очень важное и значимое, но и духовно-нравственное воспитание. Музыка — это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности. Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека? Тем, что её удивительная возможность в том, чтобы отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки (финал оперы М. Глинки «Иван Сусанин»); поёт солдат в походе — песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг (фрагмент оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»); мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе (фрагмент оперы Т. Хренникова «Мать»). Ребенок может понимать доброту, человечность поступков героев музыкальных, художественных произведений. Но кроме понимания, присутствия доброты и сочувствия, в нем постепенно вырабатывается привычка быть добрым и человечным, заботливым и внимательным. Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим. С каждым годом возрастает интерес к духовной музыке, потому что музыка учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Поэтому музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. «В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить», - сказал Сократ. Именно духовная музыка и призвана помочь светить внутреннему солнцу каждого ребёнка. 4


В раздел образования