Автор: Вебер Марина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДШИ №2 им. П. И. Чайковского
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методическая разработка на тему «Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»
Тема: Методическая разработка на тему: «Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»
Раздел: дополнительное образование
Вебер Марина Владимировна
преподаватель МБОУ ДО «ДШИ№2 им. П. И. Чайковского»
Методическая разработка на тему: «Использование проблемного метода обучения на
уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»
Детская
музыкальная
школа,
как
известно,
является
начальным
звеном
системы
музыкального
образования.
Воспитание
такого
навыка,
как
умение
сознательно
и
эмоционально
слушать
музыку,
составляет
одну
из
центральных
задач
предмета
музыкальной литературы. Другой существенной задачей предмета является приобретение
умения грамотно излагать впечатления и мысли о музыке. Таким образом, музыкальная
литература представляется тем самым предметом, который в наибольшей степени решает
задачи расширения слушательской аудитории, воспитания ее вкусов и потребностей.
Проблема
совершенствования
методов
обучения
музыкальной
литературе
в
школе
искусств составляет одну из актуальных задач улучшения всей системы музыкального
образования.
Важнейшими задачами совершенствования методов обучения музыкальной литературе в
детской школе искусств представляются следующие:
1.
Развитие
познавательной
самостоятельности
,
то
есть
умения
самостоятельно
добывать и усваивать знания из области музыкального искусства;
2.
Воспитание творческой активности, то есть потребности и умения делиться в
любой форме полученными знаниями с окружающими.
Для решения этих задач актуальным является привлечение метода проблемного обучения.
Итак, одной из важных задач, стоящих перед педагогом , является развитие у своих
воспитанников
познавательной
самостоятельности.
Под
п о з н а ват е л ь н о й
самостоятельностью мы понимаем умение самостоятельно добывать и усваивать знания.
Особенно
сложно
выработать
такое
умение
по
отношению
к
знаниям
из
области
музыкального искусства, так как получение таких знаний предполагает часто наличие
определенного
слушательского
и
исполнительского
опыта,
также
осведомленности
в
основах теории и истории музыки. Кроме того, произведения музыкального искусства не
предполагают
порой
однозначной
трактовки,
сведения
о
них
подчас
противоречивы.
Поэтому так важно, чтобы уже на первом этапе обучения учащиеся, особенно те, кто
желает в дальнейшем продолжить музыкальное образование на теоретическом отделении
музыкального училища, смогли научиться не только правильно, но и самостоятельно
постигать
смысл
услышанного.
Это
качество
является
необходимой
предпосылкой
воспитания эстетического вкуса.
Осуществление
задуманного
можно
достичь
при
помощи
проблемного
обучения.
В
отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения, где учитель
сообщает и обобщает фактический материал, а учащимся следует лишь запомнить и при
необходимости
воспроизвести
его,
«при
проблемном
обучении
деятельность
учителя
состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее
сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся
факты и организует их в учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа
фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют с помощью
учителя определения понятий или самостоятельно применяют известные знания в новой
ситуации
или
художественно
отражают
действительность:
пишут
стихи,
сочинения,
рисуют, играют. Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного
познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов,
формирование
познавательной
деятельности
ученика
самостоятельно
и
развитие
его
творческих способностей.
Проблемное обучение может осуществляться разными методами. Один из них – это метод
проблемного
изложения,
предполагающий
постановку
проблемы
и
раскрытие
доказательного пути решения самим педагогом. Это наиболее простой из всех методов,
ибо
от
учеников
здесь
требуется,
кроме
восприятия
знаний,
пока
только
осознание
проблемы, внимание к последовательности и «контроль» за степенью убедительности ее
решения.
Сами
же
учащиеся
пока
проблемы
не
решают,
а
лишь
учатся
решать
ее,
внимательно следя за ходом рассуждений учителя.
«Противоречие»
-
основное
звено
проблемной
ситуации.
Находить,
ставить
перед
учащимися и решать проблемы, возможно как при изучении биографии композитора так и
при
объяснении
отдельного
произведения.
Проблемные
ситуации
возникают
при
столкновении противоречивых мнений великих людей, ученых, писателей и музыкантов.
Проблемное изложение можно применить и в рассказе о музыкальном произведении. Так,
например,
в
основу
проблемы
может
быть
положено
противоречие
между
уже
сложившимися
в
сознании
учеников
представлением
о
четырехчастном
строении
симфонического
цикла
и
полученными
сведениями
о
двухчастном
строении
«Неоконченной симфонии» Шуберта. В связи с этим встает проблема: можно ли считать
это сочинение Шуберта симфонией? В процессе решения этой проблемы педагог может,
во-первых, еще раз выделить общие черты сонатно-симфонического цикла как схемы, а во
вторых,
разбирая
характерные
черты
«Неоконченной
симфонии»
Шуберта,
доказать
принадлежность ее к жанру симфонии, не смотря на двухчастность. Важно, чтобы такой
анализ
опирался
на
слуховые
представления
учащихся,
а
не
был
сухим
теоретизированием.
Использование метода проблемного обучения возможно и при опросе, так как одним из
способов
создания
проблемной
ситуации
является
«варьирование
задачи,
переформулировка
вопроса»,
а
формой
реализации
этого
способа
может
быть
«применение сочетания слов и наглядности». Постепенно надо совсем исключить из
опросов простой пересказ текста учебника. Каждое задание должно содержать маленькую
проблему,
задачу,
загадку.
Урок
музыкальной
литературы
должен
быть
обязательно
двойственным: с одной стороны, это яркое, увлекательное действо, где у каждого ученика
своя непассивная роль, а учитель – это незаменимый, но и незаметный руководитель –
«режиссер», с другой стороны, это очень концентрированный, до предела уплотненный,
насыщенный процесс, в котором каждый из учащихся принимает такое участие, на какое
он способен. И чем перспективнее ученик, тем больше он получит от урока, тем шире
должен быть горизонт, открываемый ему. Готовясь к очередному уроку, надо всегда
помнить о том, что кому-то из учеников он обязательно пригодится в дальнейшем. Чем
насыщенее
урок,
тем
дольше
след
от
него,
тем
полнее
его
роль
в
общем
курсе
музыкальной литературы.
Используемая литература:
1.
Документы жизни и деятельности И.С. Баха.,М.,1980
2.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке ., М., 1985
3.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 1981г.
4.
Медушевский В.В. Потребности музыкальной культуры и воспитание музыкантов. Сов.музыка, 1979г.
5.
Фролова Т. Пробудить художника в каждом, Сов музыка, 1980.