Напоминание

Методическая разработка на тему: «Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»


Автор: Вебер Марина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДШИ №2 им. П. И. Чайковского
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методическая разработка на тему «Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»
Тема: Методическая разработка на тему: «Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Вебер Марина Владимировна

преподаватель МБОУ ДО «ДШИ№2 им. П. И. Чайковского»

Методическая разработка на тему: «Использование проблемного метода обучения на

уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»

Детская

музыкальная

школа,

как

известно,

является

начальным

звеном

системы

музыкального

образования.

Воспитание

такого

навыка,

как

умение

сознательно

и

эмоционально

слушать

музыку,

составляет

одну

из

центральных

задач

предмета

музыкальной литературы. Другой существенной задачей предмета является приобретение

умения грамотно излагать впечатления и мысли о музыке. Таким образом, музыкальная

литература представляется тем самым предметом, который в наибольшей степени решает

задачи расширения слушательской аудитории, воспитания ее вкусов и потребностей.

Проблема

совершенствования

методов

обучения

музыкальной

литературе

в

школе

искусств составляет одну из актуальных задач улучшения всей системы музыкального

образования.

Важнейшими задачами совершенствования методов обучения музыкальной литературе в

детской школе искусств представляются следующие:

1.

Развитие

познавательной

самостоятельности

,

то

есть

умения

самостоятельно

добывать и усваивать знания из области музыкального искусства;

2.

Воспитание творческой активности, то есть потребности и умения делиться в

любой форме полученными знаниями с окружающими.

Для решения этих задач актуальным является привлечение метода проблемного обучения.

Итак, одной из важных задач, стоящих перед педагогом , является развитие у своих

воспитанников

познавательной

самостоятельности.

Под

п о з н а ват е л ь н о й

самостоятельностью мы понимаем умение самостоятельно добывать и усваивать знания.

Особенно

сложно

выработать

такое

умение

по

отношению

к

знаниям

из

области

музыкального искусства, так как получение таких знаний предполагает часто наличие

определенного

слушательского

и

исполнительского

опыта,

также

осведомленности

в

основах теории и истории музыки. Кроме того, произведения музыкального искусства не

предполагают

порой

однозначной

трактовки,

сведения

о

них

подчас

противоречивы.

Поэтому так важно, чтобы уже на первом этапе обучения учащиеся, особенно те, кто

желает в дальнейшем продолжить музыкальное образование на теоретическом отделении

музыкального училища, смогли научиться не только правильно, но и самостоятельно

постигать

смысл

услышанного.

Это

качество

является

необходимой

предпосылкой

воспитания эстетического вкуса.

Осуществление

задуманного

можно

достичь

при

помощи

проблемного

обучения.

В

отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения, где учитель

сообщает и обобщает фактический материал, а учащимся следует лишь запомнить и при

необходимости

воспроизвести

его,

«при

проблемном

обучении

деятельность

учителя

состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее

сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся

факты и организует их в учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа

фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют с помощью

учителя определения понятий или самостоятельно применяют известные знания в новой

ситуации

или

художественно

отражают

действительность:

пишут

стихи,

сочинения,

рисуют, играют. Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного

познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов,

формирование

познавательной

деятельности

ученика

самостоятельно

и

развитие

его

творческих способностей.

Проблемное обучение может осуществляться разными методами. Один из них – это метод

проблемного

изложения,

предполагающий

постановку

проблемы

и

раскрытие

доказательного пути решения самим педагогом. Это наиболее простой из всех методов,

ибо

от

учеников

здесь

требуется,

кроме

восприятия

знаний,

пока

только

осознание

проблемы, внимание к последовательности и «контроль» за степенью убедительности ее

решения.

Сами

же

учащиеся

пока

проблемы

не

решают,

а

лишь

учатся

решать

ее,

внимательно следя за ходом рассуждений учителя.

«Противоречие»

-

основное

звено

проблемной

ситуации.

Находить,

ставить

перед

учащимися и решать проблемы, возможно как при изучении биографии композитора так и

при

объяснении

отдельного

произведения.

Проблемные

ситуации

возникают

при

столкновении противоречивых мнений великих людей, ученых, писателей и музыкантов.

Проблемное изложение можно применить и в рассказе о музыкальном произведении. Так,

например,

в

основу

проблемы

может

быть

положено

противоречие

между

уже

сложившимися

в

сознании

учеников

представлением

о

четырехчастном

строении

симфонического

цикла

и

полученными

сведениями

о

двухчастном

строении

«Неоконченной симфонии» Шуберта. В связи с этим встает проблема: можно ли считать

это сочинение Шуберта симфонией? В процессе решения этой проблемы педагог может,

во-первых, еще раз выделить общие черты сонатно-симфонического цикла как схемы, а во

вторых,

разбирая

характерные

черты

«Неоконченной

симфонии»

Шуберта,

доказать

принадлежность ее к жанру симфонии, не смотря на двухчастность. Важно, чтобы такой

анализ

опирался

на

слуховые

представления

учащихся,

а

не

был

сухим

теоретизированием.

Использование метода проблемного обучения возможно и при опросе, так как одним из

способов

создания

проблемной

ситуации

является

«варьирование

задачи,

переформулировка

вопроса»,

а

формой

реализации

этого

способа

может

быть

«применение сочетания слов и наглядности». Постепенно надо совсем исключить из

опросов простой пересказ текста учебника. Каждое задание должно содержать маленькую

проблему,

задачу,

загадку.

Урок

музыкальной

литературы

должен

быть

обязательно

двойственным: с одной стороны, это яркое, увлекательное действо, где у каждого ученика

своя непассивная роль, а учитель – это незаменимый, но и незаметный руководитель –

«режиссер», с другой стороны, это очень концентрированный, до предела уплотненный,

насыщенный процесс, в котором каждый из учащихся принимает такое участие, на какое

он способен. И чем перспективнее ученик, тем больше он получит от урока, тем шире

должен быть горизонт, открываемый ему. Готовясь к очередному уроку, надо всегда

помнить о том, что кому-то из учеников он обязательно пригодится в дальнейшем. Чем

насыщенее

урок,

тем

дольше

след

от

него,

тем

полнее

его

роль

в

общем

курсе

музыкальной литературы.

Используемая литература:

1.

Документы жизни и деятельности И.С. Баха.,М.,1980

2.

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке ., М., 1985

3.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 1981г.

4.

Медушевский В.В. Потребности музыкальной культуры и воспитание музыкантов. Сов.музыка, 1979г.

5.

Фролова Т. Пробудить художника в каждом, Сов музыка, 1980.



В раздел образования