Напоминание

Речь на кончиках пальцев


Автор: Савинцева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад комбинированного вида "Гномик"
Населённый пункт: д.Родыгино Советского района Кировской области
Наименование материала: Мастер–класс для родителей
Тема: Речь на кончиках пальцев
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для родителей на тему:

«Речь на кончиках пальцев»

Цель:

помочь

родителям

с

минимальными

затратами

сил

и

времени

осуществлять

целенаправленную

работу

по

развитию

мелкой

моторики

младшего

дошкольного возраста в домашних условиях.

Задача:

Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой

моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.

Оборудование: подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных

фракций с отверстиями, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон,

прищепки с шаблонами, шнурки, пуговицы, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими

игрушками.

Ход встречи.

Добрый

вечер,

уважаемые

родители! Но,

прежде

чем

начать

общение

я

предлагаю Вам, зарядиться положительными эмоциями.

Скажите нам громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да?

Пришли Вы на встречу, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь?

Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь нам?

Последнее спрошу вас я: Активными все будем?

Сегодня наша встреча будет необычная, а тема нашей необычной встречи

таиться в отгадках. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

Пять сыночков у руки,

Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они,

И зовут их... ПАЛЬЧИКИ

Одна другой касается —

Хлопок получается. ЛАДОНЬ

Сжали пальцы мы руки -

Получились... КУЛАКИ

Наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Мы поговорим с вами о разных

способах

развития

мелкой

моторики

у

детей, которые

помогут

вам

в

домашних

условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола

обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Игровая разминка «Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками)

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой)

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают, на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы родителям:

Как вы думаете, для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения?

Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум

ребёнка

находится

на

кончиках

его

пальцев».

На

кончиках

пальцев

расположены

нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в

мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое мелкая моторика? Кто-нибудь знает из вас?

ОТВЕТЫ родителей.

С

научной

точки

зрения

мелкая

моторика –

это

координированные

(согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг

другу.

И поэтому, когда мы стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук,

происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны и

тем

самым

способствует

развитию

речи.

Наряду

с

развитием

мелкой

моторики

развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Не с проста с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть

со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.п.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно

снизился. Как вы думаете, с чем это связано?

Это можно объяснить несколькими причинами:

- взрослые меньше говорят с детьми;

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-

аудио-видео);

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и

вещи

устроены

максимально

удобно,

но

не

эффективно

для

развития

моторики

(одежда

и

обувь

с

липучками

вместо

шнурков

и

пуговиц,

книжки

и

пособия

с

наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все

замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все

более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит.

Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат

карандаш,

пальцы

рук

у

них

вялые

и

неловкие.

Как

же

помочь

им

добиться

необходимой ловкости маленьких пальчиков?

Для

развития

мелкой

моторики

рук

можно

использовать

разные

игры

и

упражнения. С некоторыми из них мы вас познакомим.

Одна из них - это пальчиковые игра, сопровождаемая чтением стихотворений.

Это

веселые

упражнения

для

пальчиков

и

ручек.

Пальчиковые

игры

очень

эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития.

Сейчас я предлагаю вас поиграть, повторяйте за мной.

«ПАЛЬЧИКИ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же

порядке)

«КАПУСТА»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев рук, ладоней и

кулачков помогают детям не

только развить моторику, но и …(что?- вопрос к

родителям). Ну конечно, речь, память.

В эти игры мы играем с детьми в группе.

Игры «Собери бусы», «Шнуровка», «Мозаика» и многое другое. (Показ)

Я вам предлагаю дома поиграть с детьми еще в очень интересную игру. Вам

понадобятся макароны с отверстиями и шнурок, верёвочка или ниточка. Покажите

малышу, как нанизать макароны на верёвочку «Ниточку в дырочку» и дайте ему

возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете

делать свои бусы. Поверьте, это для детей очень трудно сделать.

Какие варианты игр можно еще придумать с макаронами и что они могут развить

или чему могут научить вашего ребенка.

1.

Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру.

2.

Чередование узора.

3.

Классификация макарон по форме или цвету и размеру.

4.

Игры со шнурками: учить завязывать и развязывать узелки, шнуровать ботинок

(вырезанный из цветного картона ).

5.

Игры с пуговицами: «собери цветок» (к кусочку ткани пришита пуговица,

нужно «лепестки» прикрепить к пуговице).

Рисование, лепка, аппликация – одно из самых любимых занятий всех детей.

Но

мы

рисуем

нетрадиционным

методом:

рисование

пальчиками

по

сыпучему

материалу. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но

и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс по всему развитие фантазии и

воображения.

У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено, гречка и др. На яркий цветной

поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать

её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою, и нарисуйте

простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком.

Предлагаю родителям поиграть в эту игру.

А как вы думаете, чем эта игра может быть полезна для вашего ребенка? Какие

игры еще можно придумать с манкой?

1.

Пересыпание из одной емкости в другую.

2.

Насыпание крупы ложкой в сосуд.

3.

Нахождение предметов в крупе (ищем клад) пальчиками, ложкой, ситечком.

А вы почувствовали этот эффект от рисования?

Игры с шишками так же развивают моторику и массажируют пальчики детей.

Игры с фасолью, горохом и другими крупами.

Игра

«Сухой

бассейн».

Родители

ищут

игрушки

в

фасоли

и

на

ощупь

определяют, что они нашли.

Если не хочет ребенок кушать кашу, можно ему предложить найти сюрприз после

того, как он её съест. И кашу съели и моторику развили.

Предложите, пожалуйста, свои варианты игр с фасолью. А что мы развиваем у

ребенка, играя в эти игры?

1.

Выкладывание узора, дорожки, геометрических фигур и др.

2.

Игра «Покорми Колобка» - в прорезь забрасываются фасолинки, как монетки в

копилку.

3.

Рассортировать фасоль по баночкам.

Усложним задачу – будем делать это на скорость.

Игра «Золушка»: смешанные вместе разные крупы разложить по ёмкостям.

Игры с прищепками. Очень дети любят играть с прищепками. Эта игра

развивает не только моторику, но и творческое воображение.

Упражнения с речевым сопровождением.

- Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного

к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона

и т. д. (показываю )

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Сделать

«солнышку

лучики»

вырезанному

из

картона

жёлтому

кругу

прикрепить прищепки).

Игры с носовыми платочками

Комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как

целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не

помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот! »

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в

кулачке.

Итог мастер-класса (рефлексия)

Упражнение «Чудесная коробочка»

Воспитатель предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в

коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.

(Родители пишут на листочках и кладут в коробочку, воспитатель

зачитывает: «Удачным сегодня было… »; «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в

следующий раз… »)

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

Буду рада, если хоть что-то вы возьмете себе на заметку. А мне остаётся только

поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов!



В раздел образования