Напоминание

Методика организации проектной деятельности в начальной школе


Автор: Тараканова Юлия Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Методика организации проектной деятельности в начальной школе
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Методика организации проектной деятельности в начальной школе

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного

педагога

нового

подхода

к

процессу

обучения.

В

современных

условиях

жизни

не

достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать

все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В

современном

динамично

развивающемся

информационном

обществе

нужны,

действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно

добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление

учебно-познавательной

деятельности

один

из

основных

факторов

обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на

поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Ученическое

проектирование

это

процесс

работы

над

учебным

проектом,

процесс

достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой

активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его

применения

педагоги

находят

многочисленные

и

самые

разнообразные

аргументы.

Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения

различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

1.

Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции,

соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

2.

Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

3.

Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели

объектов и явлений окружающего мира.

Работая

над

проектами,

учащиеся

знакомятся

с

разнообразием

окружающего

мира,

получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся

самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется

ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с

партнерами.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода

обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы

над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта

характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем

смысле

целью

проекта

всегда

является

решение

исходной

проблемы,

но

в

каждом

конкретном

случае

это

решение

имеет

собственное

неповторимое

решение

имеет

собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт,

который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения

проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы.

Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на

отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить

способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и

других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных

1

опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением

полученных

данных;

с

формулированием

выводов

и

формированием

на

этой

основе

собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором

описываются

все

этапы

работы

(начиная

с

определения

проблемы

проекта),

все

принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их

преодоления;

анализируются

собранная

информация,

проведенные

эксперименты

и

наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы,

выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты

работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее

результаты,

но

и

демонстрирует

собственные

знания

и

опыт

проблемы

проекта,

приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа

над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им

работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Тема

нашей

проектной

деятельности

«Капуста-королева

питания».Тема

выбрана

учащимися

в

начале

учебного

года

в

сезон

уборки

урожая

и

изучения

темы

по

правильному питанию школьников. В процессе беседы было выяснено, что капуста – это

очень распространенный и доступный овощ в нашей местности, являющийся одним из

основных продуктов здорового питания. И у детей появился интерес узнать о капусте по

больше,

выяснить

почему

нужно

регулярно

употреблять

этот

овощ,

почему

именно

капусту называют «королевой питания».

В начале нашей проектной деятельности было проведено анкетирование учащихся, в ходе

которого было выяснено, что не все дети нашего класса любят и ценят этот полезный овощ

и мы решили разобраться в причинах этого .Перед нами встала проблема почему капуста

многими детьми занесена в список «нелюбимых продуктов» и мы решили помочь детям

полюбить этот замечательный продукт питания.

Целью

нашей

проектной

деятельности

стало

воспитание

осознанного

отношения

к

капусте, как к одному из основных продуктов здорового питания.

На

подготовительном

этапе

дети

сами

сформулировали

интересующие

их

вопросы,

которые стали задачами нашего проекта:

- узнать об истории появления капусты в жизни людей;

-выяснить почему она так называется;

- узнать о разнообразии и видах капусты;

- узнать какими полезными свойствами обладает капуста;

-узнать какими лечебными свойствами обладает капуста;

- познакомиться с разнообразием блюд из капусты;

- изучить стихотворения, пословицы, поговорки, песни, частушки, игры, праздники о

капусте;

-помочь увидеть и понять детям за что необходимо полюбить капусту;

- подготовить праздник «Капустник», распространённый на Руси во время заготовки

капусты: узнать об истории этого праздника, подготовить некоторые фрагменты, самим

поучаствовать в русском народном празднике. Мы предположили, что решая данные

задачи , мы сможем добиться поставленной перед нами цели.

2

В начале нашей деятельности мы разбились на группы, состав групп дети выбирали сами.

Группы имели свои названия и определённые задачи. Первая группа – «Информаторы»,

вторая-« Аналитики и испытатели », третья – «Иллюстраторы», четвёртая- «Кулинары» ,

пятая – «Сценаристы».

Так же на подготовительном этапе мы совместно разработали план нашей деятельности и

определили задачи для каждой группы. Дети получили задание по сбору информации, в

соответствии

с

поставленными

перед

ними

задачами

(подбор

детской

литературы,

иллюстраций,

беседы

с

родителями,

подбор

информации

для

экспериментов,

анкетирование детей и родителей).

И в помощь каждой группе выступала разработанная ранее памятка:

Памятка начинающему исследователю

Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Второй этап: Выполнение проекта . На этом этапе участники каждой группы делились со

всеми накопленным материалом, делились своими рассуждениями, делали выводы по

результатам решения, поставленными перед ними задачами, представляли свои работы.

Информаторы –анализировали подобранный материал и отбирали нужную информацию,

аналитики-экспериментаторы

делали

предположения

и

проверяли

их

на

практике,

иллюстраторы

обеспечивали

группы

необходимым

иллюстрационным

материалом,

кулинары

изучали

богатое

разнообразие

блюд

и

выбирали

блюдо

методом

анкетирования, симпатизирующее всем участникам проектной деятельности, сценаристы

разрабатывали

сценарий

праздника,

который

являлся

итоговой

частью

всей

нашей

работы. Результат проектной деятельности зависел от работы каждой из групп, поэтому

дети

осознавая

значимость

своего

вклада

в

общее

дело,

целеустремленно

и

самостоятельно включились в работу. Каждая группа делилась накопленным материалом,

что позволяло всем сохранять интерес и получать новую информацию, а участникам

группы сделать самоанализ и анализ проделанной работы.

На

следующем

этапе

практического

применения

разработанного

проекта

было

проведение народного праздника «Капустника», с участием каждой группы и родителей.

Информаторы выступи с докладами : «История происхождения и названия капусты», « О

пользе

капусты»,

о

разновидностях

капусты

«Вся

капуста

хороша»,

«

Когда

и

как

заготавливают

капусту.

История

народного

праздника

Капустник».

Аналитики

испытатели практическим путём познакомили с лекарственными свойствами капусты

,показали

способы

её

использования

«Оздоровительный

качанчик»,познакомили

с

результатами своего исследования «Капуста –свежая, квашеная, тушеная». Иллюстраторы

продемонстрировали

выставку

работ

учащихся

«

Красавица-капуста»,

помогли

в

подготовке

иллюстративного

материала

для

проведения

дидактических

игр

:

«Разновидности капусты», «Варим щи», « Сложи картинку». Кулинары познакомили и

продемонстрировали богатое разнообразие блюд из капусты, провели игру «Попробуй и

угадай на вкус», познакомили со своим сборником рецептов из капусты. Сценаристы при

помощи других групп собрали большой материал для проведения праздника : нашли,

разучили

и

исполнили

«капустные

частушки»,

познакомили

с

изобилием

пословиц,

3

поговорок,

загадок,

песен

и

стихотворений

о

капусте.

Все

ребята

с

огромным

удовольствием участвовали в капустных посиделках : исполняли песни, водили хоровод,

играли в старинные народные капустные игры «Колышек», «Вейся, вейся ,капустка моя»,

«Схвати

угощение»,

сами

проводили

и

знакомили

ребят

с

пальчиковой

гимнастикой

«Салат из капусты», зарядкой « В огород пойдём и капустку найдём».Праздник закончился

чаепитием с капустным пирогом, которым с огромным удовольствием угощались все

участники мероприятия.

Следующим этапом нашей проектной деятельности был самоанализ проделанной работы,

ребята высказывали мнение о том, что было удачным, а над чем можно было бы ещё

поработать ,давали друг другу советы и рекомендации. В заключение самоанализа каждый

выступил на тему: «Моё отношение к капусте до проекта и после…».

Проделанная ребятами работа помогла многое узнать и открыть для себя много нового ,

огромное желание привить любовь к полезному овощу другим, позволило осознанно

самим для себя оценить всю пользу данного продукта питания.

Школьная практика работы над проектом показала, что в них нет неуспевающих детей.

Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры- каждому находится дело по душе. На

первых этапах работы над методом проектов (1–2-й класс) на мой взгляд, проектная

деятельность

не

соответствует

возрастным

возможностям,

поэтому

я

в

своей

работе

заменяю её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы,

место

применения.

В

1-2

классах

основная

цель

проектных

задач

способствовать

формированию

разных

способов

учебного

сотрудничества.

Поэтому

свою

проектную

работу

мы

построили

при

помощи

деления

на

группы,

каждая

из

которых

решала

конкретные задачи, для достижения единой цели.

В ходе работы над проектами дети приобрели такие личностные качества, как трудолюбие,

чувство

долга,

ответственность,

стремление

к

высоким

результатам

деятельности,

уважительное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать

самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное. Конечно , нам

ещё многому предстоит учиться и на мой взгляд, данная совместно проделанная работа

объединила нас , позволила нам сделать шаг на пути к успеху .

4



В раздел образования