"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе"
Автор: Мажиранова Самал Кадылбековна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ "Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" Населённый пункт: с.Кош-Агач Наименование материала: статья Тема: "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе" Раздел: полное образование
Образовательная программа основного общего и среднего полного образования
осуществляется через очно-заочную форму обучения.
Основной контингент учащихся вечерней школы – это ученики с большими пробелами
в знаниях, с перерывами в обучении, дети «группы риска» с низким уровнем учебной
мотивации.
Ориентируясь на это, я считаю своей основной педагогической задачей поиск и
реализацию новых форм работы с обучающимися для формирования познавательной
учебной мотивации, для успешного полного освоения образовательной программы и
подготовке к внедрению ФГОС.
К тому же, стоит особое внимание уделить подготовке к ЕГЭ, так как итоговая
аттестация проходит на общих основаниях, наряду с обучающимися очных школ.
Учитывая вышеуказанные проблемы преподавания истории и обществознания в
вечерней школе, я пришла к такой организации своей деятельности как учителя истории
и обществознания:
1. Сжатие учебного материала до пределов основного содержания, раскрывающего суть
явления, события, процесса.
2. Постоянное повторение пройденного материала на каждом уроке и проведение
повторительно-обобщающих уроков по каждому разделу.
3. Регулярная работа над различного рода сравнительными характеристиками,
закрепляющая знания и расширяющая представления о предмете изучения.
4. Регулярное проведение зачетов.
5. Предоставление заданий разного уровня сложности и видов деятельности по
принципу ЕГЭ.
6. Обязательная работа по развитию образного мышления, коррекции знаний.
7. Частое использование комбинированных форм урока, включающих разные виды
деятельности как наиболее подходящих в резко дифференцированной среде.
Как показал опыт, сложными для восприятия являются такие темы как: «Образование
Древнерусского государства», «Смутное время», «Эпоха дворцовых переворотов»
«Гражданская война», период мировой истории между двумя мировыми войнами, т.е. те, о
которых осталось мало данных, либо этот период характеризуется множеством
разнородных событий с участием множества исторических персонажей.
При изучении новых для себя я освоила блочную подачу материала. На первом уроке
даю под запись суть происходящего всего раздела: основные проблемы , имеющиеся
варианты решения, характеризую силы, взявшие на себя их реализацию, этапы, даты,
исторических персонажей данного периода, также иллюстрационный (бумажный или
электронный) материал.
Затем следует практическая работа по закреплению. На уроках совместно выясняется
роль тех или иных участников и сил, выделяются основные и побочные факторы, внешние
и внутренние. Рассматриваются варианты развития событий, моделируются ситуации. На
этом этапе очень важно дать высказаться, даже если мнение ошибочно и ненаучно.
Моделирование ситуации при детальном знании предмета учителем поможет проявить
активность учеников и закрепить знания, без навязывания. Таким образом я формирую
представление у обучающихся, что он сам свободно пришел к этому представлению.
Укрепляется его доверие к учителю и уверенность в своих силах.
На повторительно-обобщающем следует краткое повторение, создание слайд-
презентаций, выполняются тестовые работы в форме ЕГЭ, делается окончательный
вывод.
Изучение новой темы может начинаться (если у обучающихся имеется хоть какое-то
представление) и с обсуждения, беседы, дискуссии, решения какой-то задачи,
нестандартных подходов.
Это позволяет повысить мотивацию в работе. В этом случае учитель выслушивает и
фиксирует каждое мнение, обобщает, устраняет противоречия и затем предлагает
выяснить истинное положение вещей. Здесь необходимо использовать мемуарную
литературу, данные статистики, мнения известных историков, факты и документы. В конце
урока следует практическая работа по выборке материала с записью в тетради. В то же
время у учителя остается возможность индивидуальной работы с отстающими
Работа по составлению сравнительных характеристик как форма повторительно-
обобщающего урока особенно актуальна при синхронном курсе истории. Это позволяет
представить историю как общемировой процесс взаимодействия народов и цивилизаций,
расширяя систему «Всеобщая история – История России» и, таким образом, выполнять
воспитательную функцию.
На всех этапах своей работы учитываю возрастные и индивидуальные особенности
каждого обучающегося, домашние задания всегда дифференцируются.
Этим видом работы обеспечивается познавательная деятельность учащихся, создаётся
психологический настрой на изучение материала, организуется устойчивое внимание и
закрепление знаний для установления многосторонних связей.