Напоминание

Урок развития речи в технологии критического мышления


Автор: Петухова Екатерина Арсентьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 5
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок развития речи в технологии критического мышления
Раздел: среднее образование





Назад





Урок развития речи в технологии развития критического мышления

с применением метода Эдварда Де Боно «Шесть шляп мышления»

(6 класс)

на примере анализа фрагмента текста

«Маленький принц» А. Де Сент – Экзюпери.

Цель
(для учителя): создать условия для усвоения учащимися умения самостоятельно в комплексе применять ЗУНы, использовать их в новых условиях.
Тип

урока:
урок комплексного применения знаний (системно – деятельностный подход)
Цели:
Познакомиться с методом «Шесть шляп мышления». Распознать главное и второстепенное при обсуждении ситуации. Научиться формулировать ответы с ролевой позиции. Приводить примеры из собственного жизненного опыта и литературы. Уметь самостоятельно применять знания комплексно в новых условиях.
Оборудование:
карточки с текстами и заданиями для работы в группе, «маршрутные листы» (шаги выполнения работы с указанием хронометража), интерактивный комплекс для иллюстрирования необходимых материалов.
Планируемые результаты изучения темы

Личностные:
 помочь осознать важность и необходимость знаний для человека;  повышать уровень речеведческой культуры;  формировать интерес к родному языку как к инструменту точного выражения мысли.
Предметные:

обучающиеся научатся:
понимать смысл выражений с лингвистической точки зрения; 
обучающиеся

получат возможность научиться:
применять умение анализировать ситуацию не только с позиции героев, но и с позиции своей роли.
Метапредметные:

познавательные:
применять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, развивать логическое мышление, уметь передавать информацию сжато, полно, выборочно; 
регулятивные:
различать способ и результат действия; контролировать действия партнера, уметь самостоятельно проверять правильность выполнения задания; 
коммуникативные:
уметь договариваться, выслушивать друг друга, обсуждать ответы друг друга.
Сценарий урока

I.

Организация

начала

урока
(зависит от индивидуальных особенностей коллектива обучающихся)
II. Актуализация ЗУНов (стадия вызова):
рассказ учителя притчи о старом шляпнике. «Давным – давно в одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за
ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому – то это нравилось, кому-то – нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга.Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми. С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему – то новому...».
III. Осмысление содержания.

1.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Давайте и мы сегодня примерим разноцветные шляпы. Итак, принято считать, что представители (картинки – символы выводятся на экран и изображение остается до подведения итогов работы) синей шляпы умеют задавать вопросы, находить на них ответы, руководить действиями; представители красной шляпы – художники, люди с горящим сердцем, переживающие за судьбы других, способные на сострадание и сопереживание; те, кто носят черную шляпу - подвергают критике любое суждение, для них важно найти истину;
в этом им помогают представители белой шляпы - для торжества истины они оперируют фактами и цифрами, но это многим не нравится; на помощь приходят люди в зеленых шляпах, они обязательно найдут альтернативное решение проблемы даже там, где казалось бы уже нет выхода; а представители желтой шляпы – оптимисты, их улыбки и вера в лучшее согревают души. - Ну, а теперь давайте проведем жеребьевку, кому же сегодня какая шляпа достанется (представитель от группы вытягивает по жребию цветную карточку и получает задание). - Но 2 человека будут независимыми экспертами. Их задача – подведение итогов работы всех групп, контроль за временем, отведенным на разные этапы работы (хронометраж написан на доске, у экспертов на столе ватман, необходимые принадлежности). - Итак, давайте представим, что мы вместе стали свидетелями необычного разговора, а для этого прочитаем текст (текст для анализа лежит на партах, читает учитель или ученик): «Почему взрослые так любят цифры? О твоем лучшем друге они
не спросят
главного,
зато

поинтересуются
: «Ему уже 12 лет? Он весит 50 килограммов? А сколько зарабатывает его отец?» И после этого они
воображают
, что узнали человека. Они останутся невозмутимыми, если им скажешь: «Я обнаружил чудесный бело – розовый домик с четырьмя
пресмешными
котятами на порожке». Им надо сказать: «Я видел дом за 300000 тысяч франков». Тогда они
восклицают:
«Какая красота!» Маленький принц
недоумевал
при встрече таких людей. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть
очень

снисходительны
к взрослым». - Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию с разных сторон. Для этого мы и работаем сегодня в группах. Перед Вами карточки с заданием и дополнительными материалами. Обратите внимание на выделенные слова и помните, представителями какой шляпы вы сегодня являетесь. Для того чтобы обсуждение состоялось, необходимо внимательно слушать представителей групп, можно письменно делать необходимые заметки. Выступления должны как бы «отталкиваться» от мнения предыдущей группы: начнут «руководители», за ними – «художники», продолжат – «критики», следом – «ученые», потом – «креативщики» и закончат - «оптимисты». Группа экспертов может задавать вопросы выступающим для уточнения смысла. И затем представит нам обобщенный итог работы групп
(рефлексия:
выявление возможных дефицитов при выполнения задания
)

2.

Усвоение образца комплексного применения ЗУНов. Работа в группах.

СИНЯЯ ШЛЯПА (РУКОВОДИТЕЛИ)
вопросы и задания рекомендации 1. Что надо сделать сначала? 1. Надо утвердить регламент работы (время, сколько
2. Надо прочитать текст и определить проблему. 3. Что надо сделать дальше? 4. Подвести итог всей работы:  ответили ли мы на возникающие вопросы?  нашли ли пути решения проблемы? минут на задания, на обсуждение, на подведение итогов, на дополнительные размышления). 2. --------------- 3. Надо выслушать всех и записать на листах основное из их высказываний, самое главное. 4. Надо ответить вслух на вопрос: «Почему не надо сердиться на взрослых, а надо быть снисходительными к ним?» Дополнительный материал: Взрослые любят цифры за то, что с ними жить проще. Всегда можно прикрыть ими свои изъяны. Свои пороки и несовершенства. Жить в мире цифр можно. Но важно помнить, что человек создан для чего – то более высокого, более важного, чем п о го н я за несуществующим числом – бесконечностью.
КРАСНАЯ ШЛЯПА (ХУДОЖНИКИ)
вопросы и задания рекомендации 1. Каких и у кого чувств б ол ь ш е и почему? 2. Кто и о чем переживает? 3. А переживает ли? 4. Почему? 1.Определите слова, в которых выражены чувства взрослых и чувства детей. При ответе опирайтесь на текст. Дополнительный материал: Что бы и как бы в жизни не происходило, самое главное – это наши чувства, потому что они помогают понять душу человека. Душа может плакать или радоваться, может гореть огнем. Если делать выбор между деньгами и душой, то кто какой выбор сделает? Мы думаем, что……
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА (КРИТИКИ)
вопросы и задания рекомендации 1. Кого или что будем критиковать? 2. Кто прав и почему? 3. Что значат для взрослых эти цифры? 1.Надо критиковать и с позиции в з р о с л о го , и с позиции детей. 2.Можно привести пример из личной жизни, НО если он совпадает с примером из текста. Дополнительный материал: П о р о й м ы с т а л к и в а е м с я с т е м , что вся человеческая жизнь меняется из – за одной единственной цифры. Люди становятся все больше материалистами. Они считают, чьи доходы больше, чей дом дороже, чей автомобиль новее. Цифры становятся целью и превращают людей в холодных и бездушных. При знакомстве с человеком разве спрашивают о любимом виде спорта или шоколаде? Нет. Спрашивают о возрасте, о зарплате, о номере телефона. А о более глубоком и важном – никто!
БЕЛАЯ ШЛЯПА (УЧЁНЫЕ)
вопросы и задания рекомендации
1. Надо собрать все цифровые данные и выстроить их в цепочку 2. Почему для взрослых именно это важно? 3. После чего они воображают? 1. Подумайте, на какой вопрос они отвечают. 2. А важно ли? 3. Обратите внимание на слово «воображают». Дополнительный материал: Мы живем в мире полном цифр. Вся наша жизнь – п о г о н я з а ч и с л а м и . М ы х о т и м в е с и т ь на 10 килограммов больше или меньше, зарабатывать на 10000 больше. Может быть, взрослые поэтому любят цифры?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА (КРЕАТИВЩИКИ)
вопросы и задания рекомендации
1.
Какие пути решения проблемы могут быть?
2.
В какой ситуации? Приведите хотя бы 2 пути решения: 1 – со стороны взрослых. 1 – со стороны детей? Дополнительный материал: Сколько всего наговорили! А дети? Разве мы с вами не любим цифры: пользуемся телефонами, интернетом, цифровым телевидением и любим, когда получаем хорошие отметки, когда цифры – деньги есть на наши личные «карманные» расходы. Значит, надо как – то по – другому посмотреть на взрослых! Они этими цифрами нас обеспечивают, чтобы все у нас было хорошо.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА (ОПТИМИСТЫ)
вопросы и задания рекомендации
1.
Что хорошего в этих цифрах?
2.
О каких перспективах на будущее они говорят взрослым?
3.
Что вообще в этой ситуации хорошего и жизнерадостного? Подумайте, что надо сделать, чтобы всем было хорошо: и детям, и взрослым. Дополнительный материал: Естественно, жить в мире без цифр не возможно – это и основа экономики, и простонеобходимая в быту вещь, но люди, особенно взрослые, придают слишком большое значение числам. Ну и что! (найдите в этом хорошее и всем расскажите радостно)
3.

Применение обобщенных ЗУНов в новых условиях: ответы групп.

4.

Контроль и самоконтроль ЗУНов: подведение итогов работы
проводят представители экспертной группы. Чтение стихотворения (данное им заранее в начале урока): Ролей, героев в нас не счесть. Мы разные внутри. Но верю, в каждом точно есть Герой Экзюпери. Такой наивный человек, Мечтающий всегда, Смотрящий с трепетом на снег, Летящий в никуда. Но с целью сотворить добро
Бесплатно, от души. Он смотрит нежно. Не хитро. Как смотрят малыши. И он готов держать ответ За прирученных им. И на любой из всех планет Он нужен и любим… Да, соглашусь, увы, не счесть Преград, проблем, границ. Но хорошо, что в людях есть Пусть маленький, но принц.
IV.

Рефлексия.

V. Творческое задание
(оно может быть домашним заданием)
-
При работе с текстом результатом должен стать собственный текст. Поэтому предлагаю ответить на вопрос: почему дети должны быть
очень
снисходительны к взрослым? А затем познакомить их с авторским предложением.
VI.

Рефлексия.

VII.

Информация о творческом домашнем задании (на выбор учащегося):
написать полный ответ или сочинение – рассуждение миниатюру: какие взрослые всегда помнят, что они когда – то тоже были детьми?


Технологическая карта урока комплексного применения ЗУНов учащихся.

Вид учебного занятия:
практикум.
Цель:
усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУНы, использовать их в новых условиях. № п/ п Этапы урока Время, минуты Приемы и методы Содержание деятельности учителя ученика 1 Организация начала урока. 2 словесный: рассказ – вступление объявляет тему; целеполагание совместно с учителем ставят цели Вызов 1 Актуализация ЗУНов, необходимых для творческого применения знаний. 5 словесный: рассказ – изложение, наглядный рассказывает притчу о старом шляпнике слушают рассказ учителя Осмысление содержания 2 Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 3 словесный: инструктаж, стимулирования учебной деятельности стимулирует учащихся посредством анализа жизненных ситуаций разбирают задания, происходит осмысление поставленной задачи При необходимости – рефлексия: выявление возможных дефицитов при выполнения задания 3 Ус в о е н и е о б р а з ц а ко м п л е к с н о г о применения ЗУНов. 10 п р о б л е м н о – п о и с к о в ы й , практический оказывает помощь при выполнении заданий выполняют задания, взаимно обсуждают в группе 4 П р и м е н е н и е о б о б щ е н н ы х ЗУ Н о в в новых условиях. 15 наглядный ко р р е кт и руе т п р е з е н т а ц и и обучающимися продукта работы п р е д с т а в л я ю т п р е з е н т а ц и и продукта работы, со вме стно обсуждают между группами 5 Контроль и самоконтроль ЗУНов. 5 устный и письменный контроль, наглядный корректирует ответы обучающихся при итоговом обобщении представляют презентации – обобщение деятельности групп Рефлексия 1 Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 создание ситуации у с п ех а , выявление дефицитов проводит рефлексию урочн ой деятельности в ы с к а з ы в а ю т с в о е м н е н и е от выполнения работы, говорят о сложностях, возникших во время работы 2 Информация о домашнем задании. 2 словесный: рассказ заключение, творческий с о о б щ а е т д ом а ш н е е з а д а н и е творческого характера задают вопросы на понимание п о в ы п ол н е н и ю д о м а ш н е г о задания


В раздел образования