Напоминание

Тестирование как форма контроля на уроках музыкальной литературы


Автор: Савенко Софья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Тестирование как форма контроля на уроках музыкальной литературы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Савенко С.В.

МБУ ДО «ДШИ №1»

г. Сургут

Тестирование как форма контроля на уроках музыкальной литературы

Наиболее

популярной

формой

проверки

на

уроках

музыкальной

литературы долгое время были викторины и устный опрос, но на сегодняшний

день «лидирующей» формой контроля успеваемости является тестирование.

Педагогический

тест

это

система

заданий,

позволяющая

измерить

уровень обученности детей, совокупность их представлений, знаний, умений и

навыков. Тест, как правило, не требует большого количества учебного времени

на проверку и является одним из наиболее гибких и действенных средств

педагогического измерения.

Основные

задачи использования

тестов

на

уроках

музыки

в

средней

общеобразовательной школе должны быть направлены на:

определение объёма и качества освоения содержания программного

материала;

проверку

и

контроль

уровня

освоения

видов

деятельности

обучающихся (музыкальной, учебной, исследовательской);

проверку

и

оценку

качества

развития

психофизических

свойств

ребёнка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью;

оценку педагогической деятельности учителя музыки.

Компонентами

преподавательской

деятельности

учителя

являются

проверка, контроль и оценка. Контролировать, проверять и оценивать знания и

умения

обучающихся

необходимо

в

той

последовательности,

в

какой

проводится их освоение.

Педагогические измерения в освоении курса музыкальной литературы

осуществляются:

в начале вхождения ученика в образовательный процесс (начало

учебного

года,

начало

освоения

нового

раздела

программы,

начало

нового

способа музыкальной деятельности и т.д.);

в течение образовательного процесса (в течение освоения нового

музыкального материала, в течение освоения содержания какой-либо темы, в

течение урока, в течение четверти и т.д.);

по окончании определённого периода образовательного процесса

(темы, раздела программы, учебного года и т.д.)

На основании этого можно выделить следующие типы тестов: входящие,

текущие, промежуточные, итоговые.

Входящие

(предварительные)

тесты

предназначены

для

предварительного

измерения

степени

готовности

к

освоению

учебного

содержания, такие тесты уместно использовать не только в начале учебного

года, но возможно и в середине, когда начинается освоение нового раздела,

вводится новый комплекс исполнительских умений.

Текущие

тесты используются

в

повседневной

учебной

работе,

они

имеют большое значение.

Тестовые

формы

контроля

обладают

рядом

преимуществ,

в

числе

которых:

1.

Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления

контроля музыкальной и учебной деятельности каждого обучающегося.

2.

Возможность регулярного систематического проведения тестового

контроля на всех этапах процесса обучения.

3.

Возможность

сочетания

её

с

другими

традиционными

формами

педагогического контроля.

4.

Педагогический

тест

может

охватывать

все

разделы

учебной

программы,

обеспечивать

полную

проверку

теоретических

знаний,

интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся.

5.

Объективность

тестового

контроля,

исключающая

субъективные

(часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя.

6.

Учёт специфических особенностей учебного предмета и отдельных

его

разделов

за

счёт

применения

современных

методик

разработки

и

многообразия форм тестовых заданий.

7.

Возможность применения современных компьютерных средств в

тестировании.

8.

Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их

прошлых учебных достижений.

9.

Возможность

разработки

единого

теста

для

различных

учебных

заведений на основе требований государственных образовательных стандартов.

10.

Высокая надёжность тестового контроля, позволяющая говорить о

полноценном педагогическом измерении уровня обученности обучающегося.

11.

Высокая

содержательная

диагностика

тестового

контроля,

основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в

заданиях теста.

12.

Высокая

прогностическая

результативность

вступительных

тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успех ребёнка в будущем.

13.

Эффективность

педагогического

теста,

позволяющая

проводить

контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными

затратами.

14.

Тестовые

формы

контроля

как

средство

стимулирования

систематической деятельности обучающихся на уроке.

Основные требования для составления тестовых заданий:

В

тесте

должна

быть

устранена

всякая

двусмысленность

или

неясность формулировок.

Основная

часть

задания

формулируется

предельно

кратко,

как

правило, не более одного предложения из 7-8 слов.

Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в

основной тест задание вводится не более одного придаточного предложения.

Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной

длины.

Номер

места

для

правильного

ответа

выбирается

в

случайном

порядке.

Из

ответов

обязательно

исключаются

все

повторяющиеся

слова

путём ввода их в основной тест задания.

В ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни одного”,

“никогда”, “всегда” и т.д., так как в отдельных случаях они способствуют

угадыванию правильного ответа.

Из числа тестовых заданий исключаются такие, которые содержат

оценочные суждения и мнения обучающегося по какому-либо вопросу.

Основная часть задания формулируется в форме утверждения.

Формы тестовых заданий.

Тестовые задания с выбором ответа – эти задания состоят из двух

частей: первая – содержит постановку проблемы, вторая – варианты готовых

ответов.

Чем

больше

ошибок

в

вариантах

готовых

ответов,

тем

меньше

вероятность угадывания правильных ответов. Неправильные ответы называют

дистракторами или ошибками. Число ошибок не должно превышать более пяти.

Все

ошибки

должны

быть

правдоподобными.

Тестовые

задания

сопровождаются инструкцией по их выполнению.

а) Задания с двумя ответами – ответы на эти задания основаны на

утверждении того, ято является верным. Среди двух ответов один – ошибка,

другой верный. Такие формы тестовых заданий используются во всех типах

тестов.

б) Задания с выбором нескольких правильных ответов – в этом случае в

инструкции, предваряющей тестовое задание, должно быть указано количество

правильных ответов.

в). Задания на выбор неправильного ответа – в этом случае инструкция

имеет вид: обведите номер неправильного ответа.

г). Тестовые задания на дополнение – в этом случае готовые ответы не

даются, их должен придумать или получить сам обучающийся. Инструкция

состоит из одного слова – дополните.

д). Тестовые задания на установление соответствия – направлены на

проверку понимания на основе установления связей между элементами двух

множеств. Такими множествами могут быть:

композитор и его произведение;

фамилия композитора и его имя;

фамилия композитора и его национальность;

автор и музыкальный фрагмент;

произведение и его жанр;

средства

музыкальной

выразительности

и

их

функции

в

произведении;

тип голоса и исполняемое произведение.

Таким образом, тестирование является одной из наиболее эффективных

форм проверки знаний обучающихся и эффективно дополняет иные формы

контроля на уроке.



В раздел образования