Авторы: Иванов Михаил Константинович, Власова Ирина Энгельсовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр образования № 504 "Полюс"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебная программа дополнительного образования детей
Тема: Летняя геологическая практика студии «Юный геолог»
Раздел: дополнительное образование
Летняя геологическая практика студии «Юный геолог»
ЦО №504 «Полюс»
Педагоги дополнительного образования Власова И.Э., Иванов М.К.
Особую роль в работе студии "Юный геолог" играет летняя геологическая
практика. Этот этап завершает учебный год и имеет ключевое значение в
понимании реальной работы геолога.
Целью практики является знакомство с геологией родного края и
освоение практических навыков геолога.
Летняя геологическая практика имеет следующие задачи:
- познакомиться с разрезом горных пород Подмосковья;
- получить представление об условиях осадконакопления в Московском
бассейне /на основе изучения каменноугольных, юрских, меловых и
четвертичных отложений/;
- научиться различать элементы речных долин - русло, пойма, 1, 2, и
3 террасы, познакомиться со строением речных долин Подмосковья;
- получить практические навыки полевого геолога:
а) ориентирование на местности по карте;
б) привязка точки наблюдений к устойчивым ориентирам на местности (река,
деревня и пр.);
в) описание увиденных обнажений горных пород и особенностей рельефа
местности в полевом дневнике;
г) отбор и грамотное оформление образцов горных пород и остатков
ископаемой фауны для создания коллекции;
д) определение необходимых азимутов с помощью горного компаса;
е) нанесение природных объектов на карту; правильное оформление карты
фактических данных.
Помимо образовательных и исследовательских задач летняя геологическая
практика решает ряд не менее важных попутных задач, давая воспитанникам
практические экспедиционные навыки:
- уметь развести костер, поставить лагерь, решать хозяйственные задачи,
связанные с жизнеобеспечением лагеря;
- знать правила безопасности при работе в горах;
- представлять себе меры первой доврачебной помощи пострадавшему в
различных ситуациях;
- познакомиться с азами горной подготовки, знать основные морские узлы,
используемые при переправах и страховке на скалах.
По содержанию летняя геологическая практика может проходить по одному
из вариантов:
1
вариант - однодневные геологические маршруты.
К наиболее интересным геологическим объектам Подмосковья, доступным
для однодневного посещения относятся следующие:
1.
Долина р. Пахра в районе ст, Ленинская, Домодедовский
известняковый карьер.
2.
Долина р. Пахра в районе г. Подольска, Подольский известняковый
карьер.
3.
Долина р. Клязьма в районе г. Щелково, Щелковский доломитовый
карьер.
4.
Люберецкий силикатный карьер в районе пос. Дзержинский.
5.
Овраг между платформами Хотьково и Семхоз, Хотьковский
карьер.
6.
Овраг у дер. Парамоново /платф. Турист/.
7.
Овраг у платф. Икша.
2
вариант – многодневный геологический лагерь
Проводится в районе, где близость интересного геологического
объекта сочетается с удобством размещения многодневной стоянки.
Для детского геологического лагеря или многодневного похода с
геологическими экскурсиями традиционно выбирались районы Крыма,
Урала, Карпат, Хибин и Средней Азии. Но для начинающих юных геологов
первого года обучения, не имеющих ещё простых туристических навыков,
столь удаленным регионам лучше предпочесть ближнее Подмосковье. В
качестве весьма любопытного района в самом ближайшем Подмосковье
можно рекомендовать участок среднего течения р. Рожайка (к юго-западу от г.
Домодедово).
Сочетание интереснейших геологических объектов с удобными местами для
стоянок делает этот район прекрасным полигоном для детской геологической
практики.
В районе среднего течения р. Рожайка особый интерес представляют
следующие геологические и геоморфологические объекты:
- несколько природных обнажений карбонатных пород мячковского горизонта
среднекаменноугольного отдела по правому берегу р. Рожайка;
- обнажения вехнеюрских глин, перекрывающих мячковские известняки (в
единичных случаях - с отчетливым контактом);
- обширные поля карстовых воронок и отдельные провальные карстовые
котловины - результат как чисто природных процессов, так и деятельности
человека (старинные каменоломни, заброшенные карьеры);
- современные эрозионные формы рельефа - новые овраги, оползни
(развивающиеся именно там, где с оврагом граничат сельскохозяйственные
угодья);
- различные участки речной долины р. Рожайка (карстового и эрозионного
характера);
- крупные овраги, впадающие в р. Рожайка (резко отличные по строению и
происхождению).
Участникам летней геологической практики на р. Рожайка предлагается
выполнить следующие самостоятельные задания:
- нанести на карту карстовые воронки, котловины, входы в пещеры, родники,
новые овраги, оползневые тела и др. природные объекты (предварительно
подготовив для каждого участника карту - схему района в масштабе 1:10000);
- замерить азимуты трещиноватости известняков и сопоставить их с
направлениями оврагов и участков реки в районе (построив розы-
диаграммы);
- составить разрез горных пород по изученным обнажениям.
Продолжительность летней геологической практики составляет от 5 до 10
дней. За столь короткий срок происходит значительное совершенствование в
получении знаний и навыков участниками практики, у ребят формируется
внимательное отношение к окружающему миру, закладываются основы
умения исследовать природу.
Летняя геологическая практика имеет комплексное воздействие на
воспитанников студии, приучая их не только любить, беречь и понимать
Природу, но и всем лагерем, сообща, решать задачи жизнеобеспечения,
поддерживать друг друга, рассчитывать на ответную выручку со стороны
товарищей регулировать свои эмоциональные всплески.
Условиями успешного проведения практики являются знание и
соблюдение правил безопасности; обеспечение необходимым
КОСТРОВЫМ
и лагерным оборудованием, аптечкой первой помощи. Весьма желательно
участие родителей – как в подготовке, отправке, так и проведении
экспедиции, а также однодневных геологических экскурсий.