Напоминание

Летняя геологическая практика студии «Юный геолог»


Авторы: Иванов Михаил Константинович, Власова Ирина Энгельсовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр образования № 504 "Полюс"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебная программа дополнительного образования детей
Тема: Летняя геологическая практика студии «Юный геолог»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Летняя геологическая практика студии «Юный геолог»

ЦО №504 «Полюс»

Педагоги дополнительного образования Власова И.Э., Иванов М.К.

Особую роль в работе студии "Юный геолог" играет летняя геологическая

практика. Этот этап завершает учебный год и имеет ключевое значение в

понимании реальной работы геолога.

Целью практики является знакомство с геологией родного края и

освоение практических навыков геолога.

Летняя геологическая практика имеет следующие задачи:

- познакомиться с разрезом горных пород Подмосковья;

- получить представление об условиях осадконакопления в Московском

бассейне /на основе изучения каменноугольных, юрских, меловых и

четвертичных отложений/;

- научиться различать элементы речных долин - русло, пойма, 1, 2, и

3 террасы, познакомиться со строением речных долин Подмосковья;

- получить практические навыки полевого геолога:

а) ориентирование на местности по карте;

б) привязка точки наблюдений к устойчивым ориентирам на местности (река,

деревня и пр.);

в) описание увиденных обнажений горных пород и особенностей рельефа

местности в полевом дневнике;

г) отбор и грамотное оформление образцов горных пород и остатков

ископаемой фауны для создания коллекции;

д) определение необходимых азимутов с помощью горного компаса;

е) нанесение природных объектов на карту; правильное оформление карты

фактических данных.

Помимо образовательных и исследовательских задач летняя геологическая

практика решает ряд не менее важных попутных задач, давая воспитанникам

практические экспедиционные навыки:

- уметь развести костер, поставить лагерь, решать хозяйственные задачи,

связанные с жизнеобеспечением лагеря;

- знать правила безопасности при работе в горах;

- представлять себе меры первой доврачебной помощи пострадавшему в

различных ситуациях;

- познакомиться с азами горной подготовки, знать основные морские узлы,

используемые при переправах и страховке на скалах.

По содержанию летняя геологическая практика может проходить по одному

из вариантов:

1

вариант - однодневные геологические маршруты.

К наиболее интересным геологическим объектам Подмосковья, доступным

для однодневного посещения относятся следующие:

1.

Долина р. Пахра в районе ст, Ленинская, Домодедовский

известняковый карьер.

2.

Долина р. Пахра в районе г. Подольска, Подольский известняковый

карьер.

3.

Долина р. Клязьма в районе г. Щелково, Щелковский доломитовый

карьер.

4.

Люберецкий силикатный карьер в районе пос. Дзержинский.

5.

Овраг между платформами Хотьково и Семхоз, Хотьковский

карьер.

6.

Овраг у дер. Парамоново /платф. Турист/.

7.

Овраг у платф. Икша.

2

вариант – многодневный геологический лагерь

Проводится в районе, где близость интересного геологического

объекта сочетается с удобством размещения многодневной стоянки.

Для детского геологического лагеря или многодневного похода с

геологическими экскурсиями традиционно выбирались районы Крыма,

Урала, Карпат, Хибин и Средней Азии. Но для начинающих юных геологов

первого года обучения, не имеющих ещё простых туристических навыков,

столь удаленным регионам лучше предпочесть ближнее Подмосковье. В

качестве весьма любопытного района в самом ближайшем Подмосковье

можно рекомендовать участок среднего течения р. Рожайка (к юго-западу от г.

Домодедово).

Сочетание интереснейших геологических объектов с удобными местами для

стоянок делает этот район прекрасным полигоном для детской геологической

практики.

В районе среднего течения р. Рожайка особый интерес представляют

следующие геологические и геоморфологические объекты:

- несколько природных обнажений карбонатных пород мячковского горизонта

среднекаменноугольного отдела по правому берегу р. Рожайка;

- обнажения вехнеюрских глин, перекрывающих мячковские известняки (в

единичных случаях - с отчетливым контактом);

- обширные поля карстовых воронок и отдельные провальные карстовые

котловины - результат как чисто природных процессов, так и деятельности

человека (старинные каменоломни, заброшенные карьеры);

- современные эрозионные формы рельефа - новые овраги, оползни

(развивающиеся именно там, где с оврагом граничат сельскохозяйственные

угодья);

- различные участки речной долины р. Рожайка (карстового и эрозионного

характера);

- крупные овраги, впадающие в р. Рожайка (резко отличные по строению и

происхождению).

Участникам летней геологической практики на р. Рожайка предлагается

выполнить следующие самостоятельные задания:

- нанести на карту карстовые воронки, котловины, входы в пещеры, родники,

новые овраги, оползневые тела и др. природные объекты (предварительно

подготовив для каждого участника карту - схему района в масштабе 1:10000);

- замерить азимуты трещиноватости известняков и сопоставить их с

направлениями оврагов и участков реки в районе (построив розы-

диаграммы);

- составить разрез горных пород по изученным обнажениям.

Продолжительность летней геологической практики составляет от 5 до 10

дней. За столь короткий срок происходит значительное совершенствование в

получении знаний и навыков участниками практики, у ребят формируется

внимательное отношение к окружающему миру, закладываются основы

умения исследовать природу.

Летняя геологическая практика имеет комплексное воздействие на

воспитанников студии, приучая их не только любить, беречь и понимать

Природу, но и всем лагерем, сообща, решать задачи жизнеобеспечения,

поддерживать друг друга, рассчитывать на ответную выручку со стороны

товарищей регулировать свои эмоциональные всплески.

Условиями успешного проведения практики являются знание и

соблюдение правил безопасности; обеспечение необходимым

КОСТРОВЫМ

и лагерным оборудованием, аптечкой первой помощи. Весьма желательно

участие родителей – как в подготовке, отправке, так и проведении

экспедиции, а также однодневных геологических экскурсий.



В раздел образования