Напоминание

"Этнокультура"


Автор: Московкина Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Ибресинская ДШИ"
Населённый пункт: п. Ибреси Ибресинского р–на Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этнокультура"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Оглавление

I.Введение.__________________________________________________2

1.1.Актуальность выбранной темы.______________________________4

1.2.Цельи содержание поставленных задач.______________________ 5

1.3.Объект и предмет исследования.____________________________ 6

1.4. Методы исследования.____________________________________ 6

1.5. Ценность полученных результатов___________________________7

II. Основная часть.

2.1. Этно-музыкальная канцепция в процессе музыкального

образования

школьников._________________________________________________7

2.2. Национальный компонент в комплексном подходе к обучению

музграмоте__________________________________________________7

2.3. Методика и техника исследования.__________________________ 8

2.4. Методы, влияющие на качество учебного процесса. ___________9

2.5. Типы комплексных уроков музыкальной грамоты._____________10

2.6. Применение компьютерных технологий в формировании

этномузыкальной культуры.___________________________________ 11

2.7. Методические рекомендации._____________________________ 12

III.Заключение._______________________________________________1

3

IV. Библиографический список.__________________________________15

V. Приложение.

1 Тематическое распределение материала.__________________________16

2.Распределение учебного материала по четвертям._____________ _17

I. Введение.

Большие изменения происходят внашей стране в последние годы в плане

нравственных

ценностей,

отношений

к

событиям

нашей

истории.

Изменилось

и

отношение

людей

к

Родине.

Но,

как

бы

не

изменялось

общество, для воспитания у детей любви к своей Родине, краю, к своей

малой родине, педагоги должны показать родной край с привлекательной

стороны.

Согласно Концепции национальной образовательной политики Российской

Федерации (Приказ Министерства образования и науки РФ №201 от 3 августа

2006) «Региональный (национально-региональный) компонент- компонент

государственного образовательного стандарта, находящийся в компетенции

субьекта Российской Федерации в области образования. Применительно к

данной концепции региональный (национально-региональный) компонент,

реализующий

принцип

защиты

и

развития

национальных

культур

и

региональных культурных традиций, рассматривается как этнокультурный

региональный (национально-региональный) компонент».

Эта

концепция

представляет

собой

систему

взглядов,

принципов

государственной образовательной политики не только его многоязычием и

поликультурностью,

но

и

историческую

духовную

общность

народов

и

культур России.

Сложный характер этнического состава российского общества ставит перед

системой образования две проблемы:

1.Необходимость

организации

целостной

системы

учреждений,

реализующих

общеобразовательные

программы

с

этнокультурным

компонентом.

По

своим

главным

целям,

содержанию,

структуре

и

организации эти учреждения должны представлять собой интегральную

часть

образовательной

системы,

равнозначный

элемент

единого

российского образовательного пространства.

2.Вторая

проблема

необходимость

включения

в

число

приоритетов

образования

цель

духовной

консолидации

многонационального

народа

России

в

единую

политическую

нацию.

Это

обеспечит

внутреннюю

устойчивость, сплочение гражданского общества.

Этнокультурный

подход

к

образованию

и

социолизации

учащихся

общеобразовательных

учреждений

-

это

совокупность

принципов

этнокультурности,

природосообразности,

культуротворчества,

диалога

культур,

толерантности,

реализующихся

в

образовательном

процессе

и

обеспечивающих

на

основе

освоения

этнических

культур

становление

школьника как гражданина своей страны, представителя этноса и мира.

Принципы,

на

которых

основаны

методы

воспитания

этно-музыкальной

культуры у учащихся:

I.Общеметодологические:

Принцип

природосообразности.

Воспитание

должно

стремиться

к

формированию у ребенка чувства сопричастности и ответственности за

нее.

Принцип

культуросообразности.

Предполагает,

что

воспитание

должно основываться на общечеловеческих ценностях.

Принцип

дополнительного

образования

предполагает

реализацию

подхода

к

воспитанию,

развитию

человека

как

совокупности

взаимодополняющих

процессов

семейного

и

общественного

воспитания.

II.

Принципы,

определяющие

основные

требования

к

организации

педагогического процесса:

Принцип гуманистической ориентации. Ребенок рассматривается как

главная ценность в системе человеческих отношений.

Создание

воспитывающей

среды.

Этот

принцип

предполагает

взаимную

ответственность

участников

педагогического

процесса,

сопереживание.

Взаимопомощь,

способность

вместе

преодолевать

трудности.

Индивидуализация воспитания предполагает представление каждому

возможности для самореализации, самоутверждения.

Принцип

расширения

связей

ребенка

с

окружающим

миром,

взаимопроникновение в мир других людей, культуры красоты родного

края.

Принцип приорететности формирует уважение к своему дому, семье,

соседям,

природе

родного

края;

приобщает

ребенка

к

национальному культурному наследию.

Принцип опоры на эмоционально - чувственную среду ребенка.

Основные

образовательные

компоненты

программы

по

воспитанию

в

ДШИ и ДМШ:

Федеральный компонент предполагает образование, развитие и воспитание

ребенка

во

всех

видах

детской

деятельности,

предусмотренных

государственными стандартами.

Национально-региональный

компонент

предусматривает

построение

программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему

дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному

наследию:

образцам

национального

местного

фольклора,

народным

художественным

промыслам,

культурным

традициям,

произведениям

местных писателей, поэтов, композиторов, художников, природе родного

края.

Стратегия государства в области образования, отраженная в федеральном

государственном

образовательном

стандарте,

направлена

на

активное

освоение этнических ценностей, использования традиций, культуры народов

России

в

учебно-образовательном

процессе, что

обуславливает

важность

этнокультурного

подхода

к

образованию

и

социализации

учащихся

общеобразовательных

учреждений

и

реализации

его

в

предметных

областях.

В системе дополнительного образования предмет «Музыкальная грамота»

является

комплексной

дисциплиной,

т.к.

вбирает

в

себя

элементы

сольфеджио,

элементарной

теории

музыки,

музыкальной

литературы,

музыкально-образовательной

беседы.

Таким

образом,

предмет

«музыкальная грамота» приобретает нестандартный характер. Это предмет

музыкального

воспитания

и

образования,

призванный

целенаправленно

развивать и формировать музыкальную культуру личности ребенка.

1.1.Актуальность выбранной проблемы.

Сегодня

каждая

семья

озабочена

стихийным,

неорганизованным

воздействием

на

детей

средств

массовой

информации,

которые

не

способствуют,

а

скорее,

вредят

эстетическому

воспитанию,

показывая

низкопробные фильмы, рекламы, стихийных музыкальных исполнителей.

Ребенок

один

не в

состоянии

разобраться и

противостоять

воздействию

негативной информации. Сохранить человеческое достоинситво, душевную

теплоту

и

внимание

к

близкому

человеку,

не

потерять

способность

воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему

миру

с

любовью

и

заботой

вот

основные

задачи,

которые

актуальны

сегодня.

И решить

их можно,

прежде

всего,

через обращение

к нашим

истокам, через почитание национальной культуры, искусства, а так же через

знакомство

с

высокими

образцами

мировой

культуры

.Знание

древних

корней

питает

человека

духовной

силой,

открывает

ему

новые

знания,

рождает любовь к Отечеству, воспитывает уважительное отношение к миру

искусств и культуры в целом, приобщает к общечеловеческим ценностям.

1.2.Цель и содержание предмета «Музыкальная грамота»

«Музыкальная грамота» в музыкальном образовании детей заключается в

передаче

ценного

духовного

опыта

поколений,

сконцентрированного

в

музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде, и

развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого

ребенка.

В задачи музыкального образования и воспитания входит:

приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов

музыкальной

деятельности,

обеспечивающих

в

совокупности

необходимую бузу для последующего самостоятельного знакомства с

музыкой;

развитие

музыкальных

способностей,

певческого

голоса,

знаний

и

умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты;

приобщение

детей

к

«золотому

фонду»

народной

классической

и

современной песни, формирование интереса и любви к пению;

развитие умения общаться с национальным музыкальным наследием,

классическим и с образцами современной музыки, испытывать в этом

потребность;

активизация

общественно-полезной

направленности

музыкальных

знаний для использования;

знаний и умений, приобретенных

на этих

занятиях в деятельности

детского коллектива, в быту, на досуге;

совершенствование

детской

эмоциональной

сферы,

воспитание

музыкального

эстетического

вкуса,

интереса

и

любви

к

художественной музыке, желания слушать, понимать и исполнять ее;

-пополнение личного запаса ассоциаций и образов, которые могут снова

ожить под воздействием художественного произведения;

формирование

музыкальной

культуры,

что

включает

становление

социально-художественного

опыта,

процесс

его

формирования,

развития

широты

и

социально-ценной

направленности

личного

музыкально-эстетического вкуса;

Все формы обучения должны быть направлены на духовное развитие,

должны

помогать

познанию

мира,

формированию

их

мировозрения,

воспитанию их нравственности.

Взгляды учащихся на национальную музыку неотделимы от их жизни

вообще.

Основная

наша

задача-

помочь

формированию этих

взглядов

у

своих питомцев. Так же как и национальная литература и национальное

изобразительное искусство, национальная музыка решительно вторгается во

все области воспитания и образования наших детей,

являясь могучим и

ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к

красоте родной природы и к национальной мелодии. Если с детства донести

до

сердца

красоту

национальных

произведений,

если

в

звуках

ребенок

почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на

такую

ступеньку

культуры,

которая

не

может

быть

достигнута

никакими

другими

средствами.

Чувство

красоты

национальной

мелодии

открывает

перед ребенком собственную красоту - ребенок осознает свое достоинство. В

целом - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.

1.3.Объект и предмет исследования.

Объектом

исследования

является

общеэстетическое

отделение

детской

школы искусств.

1.4.Методы исследования:

наблюдение за учениками;беседы, опросы;

индивидуальные беседы с детьми и родителями;

совместная работа с другими педагогами;

взаимопосещение занятий;

выступление учащихся;

проведение открытых уроков;

анализ результатов, обсуждение педагогическим советом;

отчетный концерт.

1.5. Ценность полученных результатов заключается в следующем: полнота

разработанной программы; связь практического задания с теоретическим

учебным материалом; обобщенность воспитания и образования. Смысл и

цель изучения и обобщения данной темы заключается в том, чтобы сделать

программу

более

модернизированной,

что

способствует

эффективному

внедрению опыта в массовую практику.

II. 2.1.Этно-музыкальная концепция в процессе музыкального образования

школьников.

Важным результатом реализации этнокультурного подхода к музыкальному

образованию учащихся является увеличение с каждым годом интереса к

родному

краю,

к

музыкальной

культуре

региона,

родных

мест.

Краеведческая работа по сбору информации о жанрах песенного фольклора,

бытующего

в

нашей

местности,

об

исполнителях

народных

песен,

о

своеобразии обрядов, музыкального сопровождения, исполняемых в нашем

крае и др., является актуальной для современного общества.

2.2.Национальный

компонент

в

комплексном

подходе

к

обучению

музыкальной грамоте.

Богатое

наследие

оставили

нам

предки.

Новое

применение

находит

сейчас творчество народных умельцев, перенявших от дедушек и бабушек их

отточенные веками мастерство и умение. Уйдя из жизни, как повседневная

одежда

и

предметы

бытового

обихода,

художественное

наследие

возвращается как декоративные украшения, как сценические костюмы, как

оригинальные сувениры, как народные инструменты.

Ибресинский край издревле славился своими гончарными изделиями.

Наибольшую

известность

получила

Ибресинская

артель

еще

в

начале

прошлого

века,

но

до

сих

пор

в

оркестрах

народных

инструментов

и

в

фольклорных

ансамблях

используют

традиционные

глиняные

свистульки.

Так же используют различные трешотки из дерева, стиральные и гладильные

доски мастеров народного промысла. Новой культурной традицией стали

районные

и

республиканские

праздники.

Самодеятельные

и

профессиональные

артисты

возрождают

интерес

к

традиционной

национальной

одежде.

У

молодежи

пробуждается

интерес

к

стариным

обрядам - все чаще играют свадьбы в национальной одежде, используя

элементы старинного свадебного обряда.

Комплексный урок по музграмоте включает в себя различные аспекты

образования: лепка, аппликация, игра на музыкальных инструментах, пение

народных песен.

На

общеэстетическом

отделении

учатся

дети

в

возрасте

6-7

лет.

Программа

«Музыкальная грамота» расчитана

на

1 год

обучения. Урок

проводится

2

раза

в

неделю

по

35

минут.

Так

же

учебный

план

этого

отделения включает по одному уроку в неделю, такие как рисование-1час;

хор-1час;

ритмика-1час;

театральное

искусство

-1час.

При

предлагаемом

подходе

к

обучению

1

раз

в

четверть

проводятся

комплексные

уроки,

которые включают в себя:

-сознательное включение учащихся в такие виды деятельности, в которых

они

могут

наиболее

полно

проявить

те

или

иные

стороны

своих

способностей;

-выступления

учащихся

(обязательное

соблюдение

тактичности,

доброжелательности);

-проведение открытых занятий для родителей, педагогов.

Воспитательная работа строится так, чтобы активизировать эмоциональность

восприятия детей, постепенно развивая эмоциональную отзывчивость.

2.3. Методика и техника исследования.

Надо отметить, что в методике проведения комплексных занятий по

музграмоте самое главное – связь с другими предметами, которые ведутся

на

ОЭО

в

ДШИ.

Через

весь

курс

проходят

основные

музыкально-

образовательные линии. Сюда входят знакомство:

сразными музыкальными жанрами, в т.ч. чувашскими;

свыразительными средствами в создании музыкального образа;

с певческими голосами и вокальной музыкой;

с образцами профессиональной и народной музыки;

с элементами музыкального языка;

с ведущими музыкальными солистами и музыкальными коллективами;

с музыкально - сценическими произведениями (опера, балет, оперетта,

мюзикл).

Проводя комплексные уроки по музграмоте, мы создаем условия для

роста музыкальной культуры, расширяем круг музыкальных впечатлений. Эта

форма

проведения

занятий

способствует

творческому

развитию,

вырабатывает

в

них

стремление

к

самостоятельному

мышлению

и

проявлению собственной инициативы. Творческое начало на таких уроках

проявляется

у всех

детей:

в

своеобразии ответов,

в стремлении самому

задавать вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения

того или иного музыкального произведения.

2.4.Методы, влияющие на качество учебного процесса.

-

Наглядно–слуховой.

(Как

живое,

так

и

в

записи). Кроме

исполнения

и

слушания

уже

известной

и

полюбившейся

ребятам

музыки,

в

т.ч.

и

национальной, должна звучать и новая музыка, в связи с которой педагог

задает

детям

вопросы

и

они

покажут,

как

они

научились

слушать

и

задумываться о ней.

-Наглядно-зрительный. Только не надо перегружать память ребят чрезмерно

большим количеством названий произведений, фамилий авторов, фактов из

их

биографии.

Нужно

пользоваться

вспомогательными

средствами

(картинки, игры, стихи, сказки).

-Объяснительно-иллюстративный.

Детям

необходимо

понять,

что

музыка

имеет свой язык, свою музыкальную речь. Чтобы понять, о чем рассказывает

музыка,

нужно

внимательно

вслушиваться

в

ее

звучание,

все

время

меняющееся.

-Эмпирический - метод подражания: «Пой, как я тебе показываю»; «делай,

как

я

тебе

показываю»;

«Играй,

как

я

тебе

показываю».

Этот

метод

эффективен на начальной стадии работ с детьми.

-Эвристический - метод поиска. Смысл заключается в нахождении средств и

решении

задач

на

основе

постоянного

поиска

ученика

и

педагога.

Это

основной метод развития творчества.

-Репродуктивный метод

повторение на основе серий

упражнений, что

ведет к усвоению умений и навыков.

Все

методы

взаимодействуют

между

собой.

Для

поддержания

преемственности

между

уроками

желательно

строить

учебный

процесс

согласованно с другими педагогами, работающими на этом отделении.

2.5. Типы комплексных уроков музыкальной грамоты.

Занятия проводятся в различных формах музыкальной работы на основе

их взаимосвязи, прежде всего, пения, слушания, изучения теоретического

материала,

импровизации

через

музыкально-образовательные

беседы.

Комплексный подход к обучению музыкальной грамоте включает в себя

такие уроки, как:

урок-экскурсия.

Экскурсия

в

этнографический

музей

проводится

совместно

с

педагогом

художником.

Там

дети

знакомятся

с

особенностями культуры родного края, со старинными музыкальными

инструментами

-

шапар,

гусли,

свистульки.

Видят,

как

жили

наши

предки, их одежду, утварь. Знакомятся с обрядами низовых чувашей,

более

полно

познают

национальные

традиции,

богатые

духовным

наследием. Так же проводятся уроки-экскурсии на природу: осенью,

зимой и весной - по одному разу.

Урок-импровизация.

Этот

урок

включает

в

себя

игру

простейших

музыкальных

примеров

на

музыкальных

инструментах,

таких

как

ксилофон,

металлофон,

фортепиано,

бубен,

свистульки,

трещотки,

ложки и т.д. Такие уроки проводятся, как правило, 1 раз в полугодие.

Комплексные

уроки

включают

все

виды

эстетического

творчества:

рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Сюда же

можно

включить

изготовление

из

глины

национальных

игрушек-

свистулек, аппликацию узоры и элементы чувашских национальных

орнаментов.

Урок-концерт.

Проводится

1

раз

в

полугодие

с

приглашением

родителей. Это контрольные уроки. Оценка деятельности учащихся

больше

дается

словесная: «Хорошо», «Молодец», «Умнница..., мне

нравится,..постарайся у тебя все получится». Использование оценки

только

4

и

5,

как

стимул.

В

этот

урок

включаются

произведения

чувашских композиторов, народные игры. Однакопросто концертом он

не должен быть. В нем обязательно сохраняются элементы обычного

урока, чтобы родителинаглядно увидели и услышали, как занимаются

их дети, а остальным учителям стала ясна методика этих занятий.

Надо отметить, что в проведении занятий по музграмоте художественно-

творческая

способность

особенно

хорошо

развивается

в

прцессе

музыкальных игр с национальным компонентом-игры, хороводы, частушки,

потешки чувашских авторов:

-«Бурлацкая» Г.Лисков.

-«Ой, милый , Чодикас» чув.нар.песня.

-«Линька-линька» чув. нар. Песня.

-Отрывок из оперы «Шивармань», отрывки из балета «Сарпике», «Арзюри»

ф. Васильева.

-Отрывки из оперы «Нарспи» Г.Хирбю.

-«Священная дубрава» А. Асламаса.

-Симфония А. Токарева.

-Муз. комедия А. Орлова-Щузьма

-Произведения Т. Фандеева.

-Произведения Г. Максимова.

2.6.

Применение

компьютерных

технологий

в

формировании

этномузыкальной культуры.

В современном мире персональный компьютер завоевал твердые позиции

во многих областях нашей жизни. Но для нас особенно важны и интересны

его

достижения

в

музыкальной

сфере, особенно

в

этномузыкальной.

На

практике же очевидно, что этномузыкальное

образование рассматривает

применение компьютерных технологий как с надеждой ,так и с тревогой: с

одной стороны, как обновление средств этномузыкальной выразительности,

с другой- как вырождение этномузыкальной эстетики и опыта, накопленного

за последние несколько веков.

Этномузыкальная культура общества может существовать только тогда,

когда есть люди, способные к ее сохранению, ретрансляции и творческому

развитию.

Наблюдения

показывают,

что

в

мире

культуры

республики

и

отдельно взятого нашего района не наблюдается явного снижения интереса

к фольклору, к национальной культуре и к музыкальному искусству в целом.

Музыка

окружает

нас

в

настоящее

время

гораздо

плотнее,

чем

было

несколько

десятков

лет

назад.

Это

связано,

прежде

всего,

с

развитием

индустрии звукозаписи, с развитием телевидения, дистанционных передач

музыкальной

информации.

Современные

мультимедийные

технологии

делают

возможным

хранение

на

домашнем

компьютере

огромных

коллекций записей народных исполнений. С помощью компьютера учащиеся

могут

самостоятельно

аранжировать

ту

или

иную

народную

песню,

«украсить»

знакомое

музыкальное

произведение

новыми

тамбровыми

красками, то есть полноценно выразить себя в музыкальном искусстве и

иметь

шанс

быть

оцененным

по

достоинству.

Такие

технологии

предоставляют

огромные

возможности

для

развития

этномузыкальной

культуры.

Наиболее

эффективными

средствами

информатизации

этномузыкального

образования

являются

использование

электронных

учебников

и

пособий,

электронных

презентаций,

создание

сайтов

по

этнокультуре.

Все

это

реально

может

стать

базой

для

формирования

этномузыкальной культуры, развития творческого потонциала учащихся и

гармонического развития личности в целом.

2.7. Методические рекомендации.

Музыкальная

среда

воспитывает

красотой,

способствует

развитию

положительного

устойчивого

отношения

как

к

классической,

так

и

к

народной

музыке.

Она

должна

быть

национально

ориентированной,

опирающейся

на

традиции

музыкальной

культуры

чувашского

народа:

народные песни, хороводы. Пляски, музыкальные игры, - лишь тогда мы

можем говорить о естественности вхождения ребенка через родное, близкое

в

мир

общечеловеческой

музыкальной

культуры.

Но

для

истинного

творческого познания музыки и через нее народных музыкальных традиций

как

фундамента

всей

музыкальной

культуры

чувашского

народа

этого

недостаточно.

Речь

должна

идти

об

освоении

народных

музыкальных

традиций, представляющих собой ансамбль музыки, народного танца, слова.

Народный национальный костюм, предметы декоративно- прикладного

искусства,

элементы

декорации

к

сценическим

действиям,

безусловно.

Активизируют

и

обогащают

восприятие

детьми

чувашских

музыкальных

традиций, помогают понимать чувашские народные песни в их жанровом

функциональном

разнообразии.

Такой

комплекс

в

разных

вариациях

изначально

является

содержанием

и

формой,

способом

бытования

народного искусства вообще. Музграмота, как урок является неотъемлемой

частью

художественной

культуры

и

частью

музыкальной

культуры

чувашского народа. Дети на комплексных уроках знакомятся с чувашским

народным

творчеством

-

считалки,

потешки.

Такой

подход,

несомненно,

будет

формировать

новые

обобщенные

знания,

умения,

будет

копиться

багаж музыкально- художественного опыта, позволит детям самостоятельно

ориентироваться в музыкальной культуре чувашского народа и в культуре

вообще.

Принципами подбора музыкального репертуара стало следующее:

высокая

художественность-здесь

призведения

чувашских

композиторов-классиков:

Ф.Павлова,

Ф.

Васильева,

Г.

Лискова,

А.

Асламаса,

Г.

Хирбю,

С

Максимова,

А.

Токарева;

традиционно

-

народные песни: хороводные, плясовые, шуточные, лирические и др.

песни детской музыкальной среды - попевки и хороводные песни,

сюжетные песни, песни праздников и будней.

педагогическая

целесообразность-

музыка,

требующая

развития

певческих

и

слушательских

умений:

переложения

для

хора

Ф.

Ильгачевой;

фрагменты

произведений

Ф.

Васильева

-

из

оперы

«Шивармань», Г. Хирбю из оперы «Нарспи» и др.

Такой

подход

создает

эмоциональную

атмосферу,

активизирующую

художественно-

образное

восприятие

детьми

музыки

во

взаимосвязи

с

другими предметами обучения на ОЭО, создает целостный образ чувашского

народа.

III. Заключение.

Благодаря внедрению этнокультурного подхода в процесс музыкального

образования, достигнуты следующие результаты: ученики демонстрируют

положительные ценностные установки по отношению к родине, родному

краю,

стали

более

дружелюбно,

толерантно

относиться

к

окружающим

людям, к этническим культурам, очевидно проявление интереса к родному

музыкальному

искусству

и

музыкальному

искусству

других

народов;

они

начали чувствовать сопричастность к музыкальным традициям, как своего

народа, так и народов, населяющих регион, Россию, мир, понимать ценность

народного

музыкального

искусства

любого

народа,

важность

изучения

народного музыкального искусства; сформирована потребность учащихся в

постижении

народного

музыкального

искусства,

убежденность

в

его

сохранении и развити, этномузыкальные умения и навыки. В целом, дети,

занимающиеся на ОЭО ДШИ, стремятся удовлетворить свои индивидуальные

интересы,

пробуя

себя в

разных

видах

деятельности.

Дети

приобретают

уникальный социальный опыт в общении со сверстниками. Они понимают,

что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь. Самое главное мое

убеждение в том, что такие занятия вызывают в детях ясное понимание и

ощущение того, что музыка – не простое развлечение, а важная часть жизни,

жизни

в

целом

и

жизни

каждого

отдельного

человека,

таящая

в

себе

неизмеримые возможности духовного обогащения

IV. Библиографический список.

1. Закон РФ «Об образовании» от 10. 07 1992.

2.Закон РФ «Об основных системах профилактики и безнадзорности».

3.Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.

4.Монграфия ФГТ. Автор Аракелова

5.

Программа

«Музыка»

1-3

классы

начальной

школы.

Москва.

Просвещение.1990

6. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ.

Изд. Композитор 2009.

7. Музыка и движение. Москва. Просвещение .1984.

8. Домогацкая «Первые уроки музыки» 2003.

9. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей».М.1981

10. Чувашская музыка в 1-4 кл. Хрестоматия. Чебоксары. Чувашское книжное

издательство.2001.

11. Ефимовский Е. «Человек придумал ноты». С-П .2006.

12.

Белова

С.

«Играем

любимые

песни

без

нот»

Учебно-методическое

пособие. Н-Новгород.2007

V. Приложения.

Тематическое распределение материала.

п/

п

Наименование

разделов

Кол-

во

часо

в

Теоретическ

ие занятия

Практическ

ие занятия

Экскурсионно-

просветительс

кие

0

Введение

1

1

1.

Звук

3

1

2

3.

Ритм и метр

3

2

1

4.

Лад

и

тональность

3

1

2

5.

Динамические

оттенки

3

1

2

6.

Звуковое

и

интонационно

е

освоение

изучаемого

8

2

6

7.

Импровизация

2

1

1

8.

Музыкально-

образовательн

ые беседы

4

2

2

9.

Урок-концерт

2

-

2

10

Урок

экскурсия

4

-

-

4

11

Комплексный

урок

4

-

4

-

Распределение учебного материала по четвертям

п/п

Четверть

часы

I четверть

1.

Первоначальное

знакомство

с

музыкальными

звуками.

Звуки музыкальные и шумовые. Три чуда сказки «О царе

Салтане. Слушание произведения Римского-Корсакова.

2

2.

Грустная

и

веселая

музыка.

П.И.

Чайковский

«Щелкунчик». Высокие и низкие звуки.

2

3.

О

музыкальных

инструментах

в

р.

н.

Сказках.

Музыка

2

фрагмент «Петя и волк» Прокофьева.

4.

Что такре ансамбль, или что будет «Когда в товарищах

согласья нет?». «Баба Яга» Чайковского и Сен Санс-«Осел»

2

5.

Урок- экскурсия в осенний лес

2

6.

Движение мелодии вверх и вниз. Музыка в нашей жизни

(комплексный урок)

2

7.

О буквах согласных и несогласных. «В пещере горного

короля» Грига.

2

8.

Озвуках высоких и низких. Урок – импровизация.

2

II четверть

9.

Нотный стан и расположение нот на нем. Музыка к к/ф.

2

10.

Запись нот до, ре, ми на нотном стане. Маршевая музыка.

Виды маршей.

2

11.

Тембр

звука.

Регистр

-

низкий,

средний,

высокий.

Слушание чувашских народных песен «Чодикас»

2

12.

Длительности

нот:

целая,

половинная,

четвертная,

восьмая.

2

13.

Экскурсия в этнографический музей.

2

14.

Правописание пауз на нотном стане. Такт, тактовая черта.

Слушание русского

народного

танца

и чувашского,

что

общего, в чем разница? Отрывок из оперы «Шивармань».

2

15.

Размер. Деление мелодии на такты. Гимн России.

2

16.

Комплексный урок

2

III четверть

17.

Темп - что это такое? Какие бывают? Глинка «Славься»

2

18.

Придумывание и отгадывание ребусов с названиями нот.

Чайковский «Неаполитанская песенка»

2

19.

КлКлавиатура

фортепиано

и

расположение

нот

на

нем.

Импровизация

в

первой

октаве.

Слушание

по

выбору

учителя.

2

20.

Динамические оттенки:f, mf, p, mp. Бетховен «Сурок»

2

21.

Прохлопывание и записывание ритмических рисунков.

22.

Можно ли читать ноты и рисовать музыку. (Комплексный

урок).

2

23.

Сочиняем музыку для барабана. Урок- импровизация.

Шуберт «Марш»

2

24.

Музыкальная песенка. А бывает ли пение без слов.

2

IV четверть.

25.

Придумывание ритмов к четверостишьям. Григорий

Гладков и его музыка.

2

26.

Музыкальные термины. Ноты в словах. Песни о весне.

2

27.

Одноголосье и многоголосье. Комплексный урок-

рисование любимых песен.

2

28.

Музыкальные инструменты (духовые, струнные,

клавишные). Гимн Чувашии.

2

29.

Средства музыкальной выразительности. Евгений

Крылатов и его песни.

2

30.

Подбор слов, имен по ритмическому рисунку.

Песни из мультфильмов, исполнители.

2

31.

Песни по нотам, продолжение мелодической

фразы. Современные песни чувашских

композиторов.

2

32.

Отчетный концерт.

2



В раздел образования