Напоминание

"Развитие вокально–интонационных навыков у обучающихся хора младших классов"


Автор: Кадырова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель хора
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №48"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие вокально–интонационных навыков у обучающихся хора младших классов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №48»

Развитие вокально - интонационных

навыков у обучающихся

хора младших классов

Методическая разработка

Выполнила:

преподаватель хора

Кадырова Светлана Анатольевна

Новокузнецк, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение………………………………………………………………….…….3

Глава

1

Общепедагогический

аспект

развития

интонации

в

процессе

в о к а л ь н о г о

в о с п и т а н и я

д е т е й

м л а д ш е г о

ш к о л ь н о г о

возраста…….......................................................................................................5

Выводы по главе I………………………………………………………… 10

Глава II Система методов вокально-интонационной работы с детьми… 11

Концентрический метод…………………………………………………… 12

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным 13

Метод мысленного пения…………………………………………………….14

Метод сравнительного анализа………………………………………………15

Приемы развития слуха и голоса детей……………………………………..16

Выводы по главе II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Заключение………………………………………………………………….. 22

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …22

Введение

Музыкально-эстетическое

воспитание

является

одной

из

главных

составляющих процесса формирования духовной культуры подрастающего

поколения.

Музыкальное

искусство

способствует

приобретению

у

детей

художественного вкуса, а хоровое пение является самым доступным видом

исполнительской

деятельности,

способствующим

их

музыкально-

эстетическому

развитию.

В

процессе

музыкального

развития

ребенок

становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Хоровой

класс

является

учебной

дисциплиной,

опирающейся

на

коллективное

творчество.

Хоровое

пение,

как

и

всякая

музыкальная

деятельность, требует развития музыкального слуха – таких его компонентов,

как

ладовое

чувство

и

музыкально-слуховые

представления,

органически

связанные

с

чувством

ритма

и

окрашенные

э м о ц и о н а л ь н о й

восприимчивостью

и

отзывчивостью

на

музыку.

Эти

музыкальные

способности

являются

как

бы

ядром

музыкального

р а з в и т и я ,

осуществляемого

в

процессе

планомерного

овладения

обучающимися

системой

знаний

и

навыков,

обязательных

для

данной

музыкальной

деятельности.

В

школьном

пении

это

главным

образом

система

взаимосвязанных между собой певческих и слуховых навыков, опирающихся

на музыкальную грамотность, на понимание детьми доступных уровню их

подготовки музыкальных явлений.

Актуальность данной работы очевидна.

Как известно, перед хоровым коллективом стоят три основные задачи:

1.

воспитание и развитие музыкального слуха детей;

2.

воспитание и развитие вокально-хоровых навыков;

3.

воспитание навыков унисонного и многоголосного пения.

При

этом

данные

задачи

взаимосвязаны

друг

с

другом.

Например,

нельзя

заниматься

формированием

вокальных

навыков

без

слухового

восприятия. Также воспитание навыков унисонного и многоголосного пения

напрямую зависит от слухового контроля ребенка.

Работа над интонацией в детском хоре – это важная задача в хоровом

исполнительстве, которая не рассматривается отдельно, так как без связи с

вокальной технологией, без развития ладового слуха, ансамблевого пения не

может быть хорошего строя. «Воспитание голоса находится в органической

связи

с

воспитанием

слуха». [9,

24].

«Голосовой

аппарат

и

ухо

две

неразделимые

части

единой

системы

звуковой

передачи

информации…

каждый человек имеет хотя бы долю элементарной музыкальности, если его

слуховой

аппарат

в

порядке

и

с

детства

его

окружала

музыка.

Все

это

подчеркивает важность развития правильных вокальных представлений с

детства». [6, 83]. «Пение, как и всякая музыкальная деятельность, требует

развития музыкального слуха – таких его компонентов, как ладовое чувство и

музыкально-слуховые

представления..,окрашенные

эмоциональной

восприимчивостью и отзывчивостью на музыку» [3, 5]

Целью

данной

работы

является

поиск

и

использование

методов

вокально-интонационного развития на начальном этапе обучения хоровому

пению.

Задачи:

1.

рассмотреть систему приемов развития слуха и голоса детей

на уроках младшего хора;

2.

определить конкретную последовательность формирования

первоначальных певческих навыков в начальный период обучения;

3.

обозначить

основные

критерии

развития

вокально-

интонационных навыков у обучающихся.

Глава I

Общепедагогический аспект развития интонации в процессе вокально-

хорового воспитания детей младшего школьного возраста

Многовековая хоровая практика накопила огромный опыт работы над

интонированием, который получил отражение в специальной литературе по

хоровому пению в вопросах методики. Вопросам вокального воспитания,

работы над интонированием уделяли внимание замечательные мастера XX

столетия: П. Г. Чесноков, А. А. Егоров, К. К. Пигров, Г. А. Дмитриевский, Н.

В. Романовский, а также такие педагоги-хормейстеры как В. С. Попов, Г. А.

Струве,

В.

Н.

Гневишева,

Е.

М.

Малинина,

А.

Г.

Раввинов,

В.

А.

Белобородова, Г. П. Стулова и др.

В

музыкально-исследовательской

литературе

термин

«интонация»

появился в обиходе несколько веков назад, широкое применение получил в

начале XX века в работе Б. Л. Яворского «Строение музыкальной речи», а

затем был развит в интонационной теории Б. В. Асафьева. В настоящее время

термин

«интонация»

как

важнейшее

музыкально-теоретическое

и

эстетическое понятие имеет три значения:

высотная

организация

тонов

в

единстве

с

временной

организацией – ритмом;

сопряжение

двух

и

более

тонов

в

целом

музыкальном

высказывании;

манера

музыкального

высказывания,

качество

осмысленного

«произнесения» музыки.

В

переводе

с

латинского

термин

«интонация»

означает

«громко

произношу» (в переводе с греческого «тон» переводится как напряжение).

Отсюда понятна связь интонации с голосом.

Музыкальное

интонирование

рассматривается

в

философии

и

искусствоведении

как

один

из

типов

художественного

мышления,

как

выражение

мыслей

и

чувств

человека,

воплощенных

в

музыкальных

образах. Б. В. Асафьев отмечал, что «Интонация - носитель художественной

образности и средства её выражения». [2,7]

Кроме

этого

понятия

существует

ещё

и

понятие

«интонация

исполнительская», то есть передача высоты звуков при исполнении. Точное

интонирование или чистая интонация – это верная передача высоты звуков.

Интонация

как

частица

мелодии

и

интонация

исполнительская

связаны

между собой, так как именно исполнение позволяет услышать музыкальную

интонацию.

При

неверной

интонации

не

может

быть

выявлен

выразительный

смысл

музыки,

не

может

эффективно

осуществляться

эстетическое воспитание обучающихся.

Формирование

правильной

интонации

у

детей

вызывает

особую

трудность.

Проблема

навыка

вокального

интонирования

неоднократно

возникала

в

вокально-хоровой

практике

и

нашла

отражение

в

теории

музыкального воспитания детей.

Выдающийся

деятель

в

области

вокальной

педагогики,

советский

музыковед, певец и композитор, доктор искусствоведения, профессор В. А.

Багадуров в работе «Начальные приемы развития детского голоса» указал на

основные певческие навыки: «…певческую установку; певческое дыхание и

опору звука; высокую вокальную позицию, точное интонирование; ровность

звучания на протяжении всего диапазона голоса; использование различных

видов звуковедения; дикционные …навыки».

Так

как

педагогическая

наука

трактует

навык

как

деятельность,

сформированная

путем

повторения

и

доведения

до

автоматизма,

то

выработка навыка – это процесс, который достигается путем выполнения

упражнений

(целенаправленных,

специально

орган и зован н ых

повторяющихся действий). Таким образом, можно сделать вывод о том, что

вокально-интонационные

навыки

сложные

навыки,

связанные

с

формированием и развитием музыкально - вокального слуха, представлений

о звуковысотности, правильном дыхании, четкой артикуляции.

В певческой практике часто употребляется термин «вокальный слух»,

который

является

более

широким

понятием,

чем

просто

«музыкальный

слух». По определению И. И. Левидова, «вокальный слух» связан не только

со «способностью различать в голосах малейшие оттенки, нюансы, краски»,

но

и

с

возможностью

«определить,..движением

каких

мышечных

групп

вызывается то или иное изменение в звуковой окраске». Л. Б. Дмитриев

отмечал:

«Под вокальным слухом понимается способность не только

улавливать особенности правильного певческого звучания, отличать их от

неправильного,

но

и

ощущать

работу

голосового

аппарата,

мышечно

воспринимать то, что делает другой певец. Вокальный слух развивается

постепенно…Начинающие

петь

обычно

им

не

обладают,

не

могут

представить

в

ощущениях,

мышечно,

как

производится

то,

или

иное

звучание.

Постепенно,

опираясь

на

слух,

они

начинают

вырабатывать

технику,

у

них

формируются

многочисленные

связи

между

слуховым

представлением

и

мышечным

воплощением.

На

этой

базе

развивается

способность

представлять

и

ощущать

работу

голосового

аппарата

при

пении.

Таким

образом,

формирование

вокального

слуха

происходит

в

процессе развития вокальных навыков» [6, 89].

При

помощи

вокального

слуха

мы

слышим

основные

вокальные

качества

певческого

голоса:

интонацию,

динамику,

тембр,

дикцию.

Вокальный

слух

помогает

установить

не

только

качество

вокальной

интонации, но и понять, какие именно недостатки в работе голосового

аппарата являются причиной её нарушения.

Вокальный слух оценивает

динамический

диапазон

голоса,

нюансировку

в

процессе

исполнения

вокальных произведений. Он помогает установить предел p и f, за которым

начинается форсировка.

К

основной

функции

вокального

слуха

относится

оценка

тембра

певческого

голоса.

К

восприятию

основных

характеристик

тембра

относятся: регистр голоса (фальцетный, грудной, смешанный); плавность

регистровых переходов при смене высоты тона; звонкость и полетность

голоса; степень свободы или напряженности звучания; вокальная позиция

(близкая

либо

слишком

глубокая);

способ

артикуляции;

ровное

или

«пестрое»

звучание

гласных

и

т.

п.

Учителю

остается

только

дать

толкование

этим

слуховым

ощущениям

детей,

сделать

их

вокально-

слуховые восприятия осознанными.

Для развития вокально-интонационного слуха крайне важен вопрос о

слуховой и зрительной наглядности в процессе обучения пению. В связи со

склонностью

детей

к

конкретно-образному

мышлению

всякое

звуковое

восприятие в их сознании трансформируется в зрительный образ. Поэтому,

решая задачу развития у детей вокально-интонационного слуха особенно

важным

является

создание

наглядных

учебных

пособий

и

технических

средств обучения аудио-визуального типа.

На

начальном

этапе

усвоения

учебного

материала

работа

над

интонационными

навыками

находится

в

существенной

зависимости

от

применяемых

в

процессе

обучения

наглядных

пособий,

таких

как:

«Лестница», «Столбица», «Нотный стан», «Живая нота - светофор». Это

пособие применяется для развития внутреннего слуха: зеленый свет – пение

вслух, красный – пение внутренним слухом. Все виды слуховой наглядности

применяются не только в работе над интонационно-слуховым воспитанием

(в упражнениях), но и при разучивании песенного материала.

Далее,

по

мере

освоения

нотной

грамоты,

обучающимся

предоставляется возможность значительно глубже разобраться в средствах

выражения

содержания

музыкальных

произведений

и

лучше

понять

и

прочувствовать их. Значение обучения пению по нотам состоит, прежде

всего, в том, что ученики осознанно воспринимают и исполняют хоровые

произведения. В прямой зависимости от сознательного отношения к музыке

находится выразительность её исполнения. Хорошо поняв, прочувствовав

произведение,

учащийся

поет

его

более

выразительно,

осмысленно.

Выразительности

исполнения

в

значительной

мере

способствует

также

восприятие

фиксированных

в

нотах

оттенков

исполнения,

терминов,

динамических оттенков, штрихов и прочее. Будучи прочитанными в нотах,

они воспринимаются и запоминаются значительно лучше, чем на основании

одних словесных указаний преподавателя.

Этим,

однако,

не

исчерпывается

значение

пения

по

нотам.

Оно

приводит к значительному сокращению сроков разучивания произведений.

В связи с повышением сознательности восприятия музыки и сокращением

срока работы, свежесть восприятия произведений сохраняется дольше, и

поэтому

становится

возможной

более

тонкая

художественная

отделка.

Пение по нотам, таким образом, повышает исполнительские возможности

хорового коллектива. Ноты служат надёжной опорой при пении – смотря в

ноты, ученик убеждается в правильности своего пения, и это придает его

исполнению большую уверенность.

Очень большое преимущество пения по нотам заключается в том, что

при

таком

разучивании

произведений

облегчается

их

запоминание.

Облегчение

это

является

следствием

того,

что

к

слуховой

опоре

запоминания в данном случае прибавляется ещё зрительная. Пение по нотам

хоровых

произведений

играет

большую

роль

в

развитии

музыкальных

способностей

-

музыкального

слуха,

чувство

ритма

так

как

все

звуковысотные

и

ритмические

отношения

при

этом,

так

или

иначе,

обобщаются, получают определения. С помощью последних уточняются

особенности интонирования любого соотношения звуков.

Выводы по главе I

Обобщенный

анализ

музыкально-педагогической

литературы

по

вопросам

развития

вокально-интонационных

навыков

у

детей

младшего

школьного возраста позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучив проблемы вокального интонирования, описанные в вокально-

хоровой литературе, мы выяснили, что основными условиями формирования

точной вокальной интонации является работа над качеством голоса, его

эмоциона льной

выразительно стью

и

техниче ски

г р а м от н ы м

воспроизведением (правильным дыханием, артикуляцией, резонированием и

т.д.);

2. В процессе вокального воспитания детей целесообразно опираться

на образное и ассоциативно-образное мышление, так как именно этот тип

музыкального

мышления

характерен

для

детей

младшего

школьного

возраста.

3. Большую роль в развитии музыкальных способностей играет пение

по нотам, так как дает возможность обучающимся осознанно воспринимать

и исполнять хоровые произведения.

Глава II

Система методов вокально-интонационной работы с детьми

Вокально-интонационной

подготовке

обучающихся

нужно

уделять

внимание с первых шагов их обучения, объясняя ребенку, что сам процесс

пения по своей природе комплексный, где используются звукообразующий,

дыхательный, артикуляционный, нервно-мышечный аппараты. Направленная

работа

одного

из

них

может

затормозить

нормальное

протекание

всего

певческого

процесса.

Правильная

интонация

невозможна

без

владения

навыками певческого звукообразования, дыхания, вокальной позиции.

Определим вокально-хоровые и музыкально-слуховые задачи младшей

группы хора. Для детей 7-8 летнего возраста необходимо формирование:

- нижнереберно-диафрагмального дыхания;

- ротоглоточного рупора;

- звуковой опоры;

- штриховой техники;

- фальцетного и грудного регистров;

- унисона;

- многоголосия;

В работе по развитию вокально-интонационных навыков обязательно

следует учитывать физические особенности развития ребенка. Голосовые

мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование

происходит за счет натяжения краев связок. Возбудимость центрального

воспринимающего звукового анализатора низка, нет координационной связи

ощущений восприятия звука с работой мышц гортани. И, как следствие,

вытекающее

из

этих

причин:

отсутствие

певческих

навыков,

отсутствие

унисона, отсутствующее или неразвитое слуховое восприятие.

К известным причинам неточной интонации в младшем хоре можно

отнести отсутствие вокальных и слуховых навыков, и каждый хормейстер на

начальном

этапе

обучения

пению

сталкивается

с

типичной

проблемой

«гудошников». «Гудошниками» в методической литературе (В.С. Попов, Н.

Гродзенская, К. Орлова, Ю.Б. Алиев и др.) называют певцов с нарушениями

звуковысотного интонирования. Как правило, «гудение» осуществляется на

примарных тонах (зона, совпадающая с речевой интонацией), у некоторых

обучающихся можно выявить чисто звучащих всего 1-2 звука.

К причинам «гудения» детей можно отнести следующее:

- острые и хронические заболевания уха, горла, носа;

- эмоциональную «зажатость» детей;

- нарушение координации между слухом и голосом, которое происходит

в связи:

- с переносом разговорной речи ребенка в пении (трудным для многих

является «включение» фальцетного регистра);

- очень слабым интонационным слухом;

- с подражанием плохого пения взрослых.

Основными методами вокальной работы с детьми являются:

Концентрический метод

Этот метод можно считать универсальным, так как он лежит в основе

методических систем различных авторов и используется для работы как со

взрослыми, так и с детскими голосами.

Основоположник

русской

вокальной

школы,

замечательный

композитор

и

вокальный

педагог

М.И.

Глинка

рекомендовал

«…сперва

усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». С

точки зрения освоения вокально-интонационных навыков следует:

1) без

portamento и некрасивых «подъездов» прямо попадать в ноту.

(Современные исследования установили, что момент возникновения звука в

значительной

мере

определяет

характер

последующей

работы

голосовых

складок, а также слуховое восприятие качества интонации и тембра голоса.

Вот

почему

М.И.

Глинка

придавал

такое

большое

значение

точности

попадания в ноту в момент атаки звука).

2) соблюдать последовательность заданий при построении вокальных

упражнений:

сначала

упражнения

строятся

на

одном

звуке

в

пределах

примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо

плавно соединять; следующий этап тетраходы как подготовка к скачкам,

постепенно

расширяющиеся

скачки

с

последующим

поступательным

заполнением арпеджио и гаммы. Интонирование большой секунды вверх и

малой

секунды

вниз

Глинка

считал

самым

трудным

упражнением,

и

не

случайно. Очень трудно спеть целый тон вверх, а еще сложнее – 2-3 подряд.

При повышении тона нельзя допускать, чтобы росло напряжение в голосе.

Концентрический метод работы с детьми мы используем на этапе освоения

микстового способа голосообразования.

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.

Значительное место в работе с детьми занимает метод вокальной

иллюстрации или показа преподавателя и воспроизведения детьми на основе

подражания наряду с методами воздействия на их сознание. Оба метода

взаимодополняют друг друга. Мы используем показ не только позитивный,

но

и

негативный.

Дети

сами

должны

выбрать

нужный

вариант.

Иначе

подражание будет слепое, а не осознанное. Показ проводится в сочетании со

словом учителя.

С помощью детей обсуждали: как и почему следует исполнить так, а не

иначе?

Метод

подражания

неизбежен

в

вокально-технической

работе.

Подражание целостно организует голосовую функцию и дает возможность

сознательно закреплять то, что возникает непроизвольно. При повторных

воспроизведениях удачных моментов внимание учеников направляется на

запоминание

мышечных,

вибрационных

и

слуховых

ощущений,

возникающих

при

этом.

В

таких

случаях

методы

показа

и

подражания

оказываются достаточно эффективными, если вокально-техническая работа,

опираясь на слуховое восприятие, идет по пути от подражания на уровне

подсознания

к

постепенному

осмыслению

своих

вокальных

движений

и

самостоятельному их использованию.

Метод мысленного пения.

Метод мысленного пения или внутреннего пения является одним из

основных

в

работе

по

развитию

вокально-интонационных

навыков.

Использование мысленного пения имеет смысл, т.к. оно выполняет роль

активизации

слухового

внимания,

направленного

на

восприятие

и

запоминание звукового эталона. Особенно этот метод эффективен в работе с

детьми в сочетании с методом показа и подражания.

Метод мысленного пения используется в различных ситуациях: при

разучивании

произведений,

прослушивании

с

целью

анализа

качества

исполнения, при повторении ранее изученного материала, при распевании и

прочее.

На занятиях вводится правило: когда учитель демонстрирует образец

исполнения хорового произведения, ученики должны слушать, смотреть и

мысленно подпевать одновременно с ним. Мысленное пение осуществляется

при активной, хотя и беззвучной артикуляции. Это активирует мышечный

аппарат

всего

голосообразующего

комплекса,

включая

и

дыхательную

мускулатуру.

Создаются

условия

для

постепенного

установления

связей

между

слуховым

и

зрительным

восприятием,

а

также

ощущениями

соответствующих движений голосовых органов.

Таким

образом,

мысленное

пение

можно

считать

основой

формирования

вокально-слуховых

представлений

и

совершенствования

слухо-двигательных

связей

и

рассматривать

как

один

из

наиболее

эффективных

методов

разучивания,

повторения,

усовершенствования

вокального

репертуара,

усвоение

новых

вокальных

приемов

или

трудноинтонируемых оборотов в пении, а также как форму самостоятельной

работы с наименьшими затратами голоса.

Метод сравнительного анализа

В практике вокального воспитания детей метод сравнительного

анализа нашел широкое применение. Он используется в работе с первых же

уроков, когда дети должны дать свои первые эстетические оценки певческому

звуку: красивый или некрасивый. Сравнивая различные образцы звучания

голоса, дети учатся понимать и дифференцированно воспринимать отдельные

компоненты вокального исполнения, отличать правильное звукообразование

от неправильного.

Методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но

слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения

пению.

Все перечисленные методы, используемые в хоровой практике,

взаимодополняют друг друга.

С общедидактической точки зрения в них же входят слелующие

методы и приемы:

1)

Наглядный метод (слуховой и зрительный);

2)

Словесный метод (беседа, обсуждение характера музыки, способов

исполнения,

объяснение

теоретических

знаний,

обобщения,

введение

новых

понятий,

специальной

терминологии;

образные

сравнения,

вызывающие

ассоциации

в

процессе

поиска

нужных

мышечных

ощущений

при

пении;

оценки

исполнения;

анализу

недостатков и др.);

3)

Методы повторения вокальных упражнений, песенного материала;

4)

Движение

под

музыку

как

метод

удовлетворения

потребности

в

двигательной

активности

детей

является

для

них

отдыхом

от

статического положения на уроке, внося разнообразие в занятия,

вызывая интерес к музыкальной деятельности.

Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных

общностью задач и подходов к их решению.

Приемы развития слуха и голоса детей.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную

функцию:

1.

разогревания

и

настройки

голосового

аппарата

певцов

с

целью

подготовки их к работе;

2.

развития

вокально-хоровых

навыков

с

целью

достижения

красоты

и

выразительности

звучания

певческого

голоса

в

процессе

исполнения

хоровых произведений.

Для настройки голоса на правильное звукообразование в фальцетном

режиме используются определенные вокальные упражнения, которые создают

соответствующие условия для работы гортани.

Настраивая голоса детей на фальцетное звучание, мы выбираем

следующие условия: тесситура – высокая и средняя, близкая к высокой (Соль

1

Ре

2

); динамика – от «pp» до «mp»; тип гласной – У, О, А; способ артикуляции –

губы в «полуулыбке», умеренное открытие рта, ноздри слегка раздуты, гортань

при произнесении гласных сохраняет настрой, полученный при артикуляции

гласной «У»; способ звуковедения – легкое стаккато, переходящее в легато,

основное эмоциональное содержание – ласково, нежно, весело.

Настраивая

голоса

детей

на

правильное

звукообразование

в

грудном

режиме, мы выбираем иные условия: тесситура – низкая и средняя, близкая к

низкой (Соль

1

– Соль

м

); динамика – «mf» - «f»; тип гласной – А, И, Э; способ

артикуляции – широкое вертикальное открытие рта, губы округлые, ноздри

раздуты, мягкое нёбо приподнято; атака звука – мягкая, но активная; способ

звуковедения

нон

легато,

переходящее

в

плотное

легато,

основное

эмоциональное содержание – строго, торжественно, воодушевленно.

Приемы развития слуха направлены на слуховое восприятие и вокально-

слуховых представлений. Среди них:

прием вслушивания в показ учителя, анализ услышанного;

сравнение

различных

вариантов

исполнения

с

целью

выбора

правильного из них;

введения

понятий

о

качествах

певческого

звука

и

элементах

музыкальной выразительности;

использование детских музыкальных инструментов для активизации

слухового внимания и развития чувства ритма;

подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу

учителя или группы детей, с наиболее развитым слухом и голосом;

пение по «цепочке»;

моделирование направления движения мелодии при помощи рисунка,

схемы, нотной записи;

пение без музыкального сопровождения;

настройка на тональность перед началом пения;

задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по

руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание и пр.;

смена тональности в процессе разучивания и исполнения песни с

целью поиска наиболее удобной для пения, когда голоса детей звучат

наилучшим образом.

Данные

приемы

доказали

свою

эффективность

при

работе

с

обучающимися.

Основные приемы развития голоса:

представление

«в

уме»

первого

звука

до

того,

как

он

будет

воспроизведен голосом;

пропевание песен легким стаккатированным звуком на гласную «У» с

целью уточнения интонации при переходе со звука на звук и снятия

форсировки;

вокализация песен на какой-либо слог или гласный звук с целью

выравнивания

тембрового

звучания,

достижения

кантилены,

оттачивания фразировки и пр.;

выработка активного пиано как основы воспитания детского голоса;

произвольное управление дыхательными движениями;

приподнятие верхней губы в процессе пения как при спокойном

положении губ в «полуулыбке», с целью нивелирования гласных,

приближения вокальной позиции и пр.;

произношение текста песни активным шепотом на крепком выдохе,

что вызывает ощущение опоры на дыхание, активизируя дыхательную

мускулатуру;

беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой

на внешнее звучание эталона активизирует артикуляционный аппарат;

выразительная декламация текстов песен является приемом развития

образного

мышления

детей,

что

лежит

в

основе

выразительного

исполнения.

Использование комплекса данных методов и приемов направлено на

формирование и развитие основных качеств певческого голоса детей путем

стимулирования

прежде

всего

слухового

внимания,

активности,

сознательности и самостоятельности.

На начальном этапе работы первой хоровой задачей является

приведения хора к общему тону, т.е. выработка унисона. Хоровой унисон

(от лат. - единозвучие) – непростое явление для многочисленного состава

исполнителей в хоре. Однако, для большинства детей это возможно на

основе

настройки

их

голосов

на

облегченное

звучание,

близкое

к

фальцетному типу, в средней, ближе к высокой тесситуре.

Специальное внимание в работе над воспитанием активного унисона

уделяется пению без сопровождения, потому что специфика, т.е. сама суть

хорового пения, особенно ярко проявляется в пении а капелла.

Известно, что строй хора отличается от строя музыкальных

инструментов с темперированной настройкой. Его особенность как раз и

заключается в том, что в зависимости от условий пения того или иного

звука в ладу высота может несколько меняться в пределах определенной

зоны, понижаясь, либо повышаясь. Дирижерам-хормейстерам эта истина

известна

давно.

Она

лежит

в

основе

правил

интонирования,

которые

изложены в работах по хороведению. В частности, П.Г. Чесноков, Г.А.

Дмитриевский, А.А. Егоров и другие, основываясь на акустических данных,

дали ряд рекомендаций по интонированию диатонических и хроматических

полутонов, ступеней мажорных и минорных гамм, ум. и ув. интервалов,

различных видов трезвучий и септаккардов.

Пение а капелла вводится с первых занятий хора. Однако, осознанная

работа над ним осуществляется на этапе знакомства с нотами в записи.

Первоначальные навыки пения а капелла формируются на маленьких

несложных песенках. Удобны для этой цели народные песни, такие как

«Пошла млада за водой», «А я по лугу», «Солнышко», «Радуга», «Ходила

младешенька», «Петушок», «Во поле береза стояла», «Зайка» и др.

Пение а капелла способствует формированию у детей более устойчивого

ладо-тонального слуха. Характерным в этой работе является следующий

прием: педагог настраивает учащихся в тональности, дети начинают петь

без

сопровождения,

если

ошибаются,

нечисто

интонируют,

педагог

поддерживает их голосом, а с концом песни играет тоническое трезвучие,

либо последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность. Такая

работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество

исполнения. Кроме того, у них развивается навык правильного, точного

интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.

Выводы по главе II

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что несмотря на то, что

существуют

различные

методы

работы

над

вокально-интонационными

навыками, основными критериями являются:

1.

Развитие вокально-хоровых навыков на основе академических правил

звукообразования;

2.

Развитие музыкального слуха у обучающихся и его разновидности -

вокального слуха;

3.

Формирование активного унисона в хоре и внутри партии в пении с

сопровождением и а капелла.

Заключение

В данной работе была рассмотрена система методов и приемов

воспитания

и

развития

музыкального

слуха,

вокально-интонационных

навыков

обучающихся

младшего

школьного

возраста;

определена

последовательность

формирования

первоначальных

певческих

навыков

в

начальный период обучения. Путь к совершенствованию развития детского

голоса

идет

через

разработку

системы

вокального

воспитания

детей

на

основе принципа целенаправленного управления их голосовыми регистрами.

Повышение

эффективности

развития

вокально-хоровых,

интонационных

способностей детей определяется рядом внешних и внутренних условий и

осуществляется за счет:

комплексного

музыкально-педагогического

подхода

к

процессу

обучения хоровому пению;

ориентация

преподавателя

на

общее

и

музыкальное

развитие

обучающихся;

стимулирования

мыслительной

деятельности

детей

в

учебном

процессе;

достижения

подлинного

единства

воспитывающих,

развивающих

и

обучающих

методов

в

системе

руководства

детским

хоровым

коллективом.

Список используемой литературы

1.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс/ Б.В. Асафьев. –Л.:

2.

Музыка, 1971, 376 с.

3.

Багадуров,

В.А.

Начальные

формы

развития

детского

голоса/

В.А.

Багадуров. - М.:

Акад. пед. наук РСФСР, 1954, 44 с.

4.

Беркман Т. Л. Грищенко К. С. Музыкальное развитие в процессе обучения

пению/

Т.Л.

Беркман,

К.С.

Грищенко.

М.:

Изд-во

Акад.

пед.

наук

РСФСР, 1962, 136 с.

5.

Гейнрихс И. П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе/

И. П. Гейнрихс.-

Музгиз, 1962, 246 с.

6.

Гневишева

В.

Н.

Вокальное

воспитание

в

хоре

начальных

классов//Музыкальное воспитание в школе. – М., 1963, в.2

7.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики/ Л.Б. Дмитриев.- М.: Музыка,

2000, 346 с.

8.

Куликова Н. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися

первого класса («гудошниками»)// Музыкальное воспитание в школе. –

М.: 1976, в. 11

9.

Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре/ Н.Н.

Добровольская.- М.: Музыка, 1987, 47 с.

10.Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей/ Е. М.

Малинина. – Л.:

Музыка, 1967, 88 с.

11.Макеева Ж.Р. Методы работы над интонацией в детском хоре / Ж.Р.

Макеева. - Красноярск: КГАМТ, 2006, 27 с.

12.Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь/ Т. М. Орлова, С. И. Бекина.-

М.: Просвещение, 1988, 146 с.

13.Соколов В.Г. Работа с хором/ В.Г. Соколов. - М.: Музыка, 1967, 227 с.

14.Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя/ Г.А. Струве. -

М.:

Просвещение, 1981, 191 с.

15. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г.П.

Стулова. - М.:

Прометей, 1992, 270 с.



В раздел образования