Автор: Божанова Елена Николаевна
Должность: Заведующий Отделением дополнительного образования детей
Учебное заведение: ГБОУ школа № 106 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проблема современного педагогического образования родителей
Раздел: дополнительное образование
Проблема современного педагогического образования родителей
Педагогическое образование родителей - это процесс распространения
школой,
средствами
массовой
информации
и
другими
социальными
институтами
психолого-педагогических
знаний
по
вопросам
воспитания,
развития
и
формирования
личности,
предполагающий
относительно
самостоятельный
и
свободный
отбор
и
использование
родителями
сообщаемой
информации.
Педагогическое
образование
осуществляется
в
соответствии
с
государственной
образовательной
политикой
на
основе
соответствующих нормативных актов в области образования.
В советский период руководство семейным воспитанием достигло
наибольшего
развития,
были
определены
научно-дидактические
основы,
принципы
и
формы
реализации
педагогического
образования
родителей,
разработаны
методические
рекомендации
для
обучения
родительской
аудитории. В значительной мере основополагающими в организации системы
педагогического
всеобуча
родителей
были
идеи
Н.К.Крупской
и
А.С.Макаренко.
По
их
мнению,
основой
совершенствования
семейного
воспитания является деятельность по повышению педагогической культуры
родителей.
Образовательная
помощь
родителям
о к а з ы в а л а с ь
целенаправленно:
средствами
массовой
информации,
образовательными
организациями, школами, комитетами по месту жительства
.
Однако
эффективность
педагогического
образования
родителей
была
недостаточно
высока
из-за
преобладания
теоретического
материала
и
лекционных
форм
просвещения
над
практическими. Между тем, в
современной
школе
востребованы
именно
практические
формы
педагогического образования.
Изучение отечественных педагогических исследований ряда
последних десятилетий по данной проблеме свидетельствует об активном
поиске
разнообразных
форм
пропаганды
педагогических
знаний
для
родителей. Главная функция этого направления - приобщение родителей к
нормативным
компонентам
содержания
школьного
образования,
информирование о задачах, содержании, методах воспитания и обучения
детей
в
образовательных
учреждениях.
Практиковались
достаточно
эффективные формы пропаганды педагогических знаний среди родителей:
«Вечера вопросов и ответов», «Родительские конференции», фольклорные и
спортивные
праздники
и
прочее.
Бесспорным
достоинством
опыта
советской школы в данном направлении является наглядно-практическая
подача педагогической информации, эмоциональная насыщенность общения
взрослых и детей.
Основное
назначение
педагогического
образования
родителей
сегодня - научить взрослых пользоваться предлагаемым знанием, исходя из
своего опыта; использовать свободу выбора таких воспитательных стратегий,
которые
соответствуют
родительским
запросам.
Задача
педагогического
образования
родителей
в
современном
образовательном
учреждении
-
в
организации
обмена
мнениями
по
вопросам
воспитания
детей
в
целях
максимально эффективного решения задач воспитания.
Характерным
отличием
педагогического
образования
от
любого
другого (экономического, медицинского, экологического и т.д.) - не только
его содержание, но и методы, средства, которыми оно осуществляется.
Прежде
всего,
это
обмен
педагогическим
опытом,
который
у
каждого
родителя
неповторим.
Необходимо
отметить,
что
педагогическое
образование
родителей
обусловлено
зависимостью
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
и
взрослых.
Характерной
особенностью педагогического образования родителей является то, что в
процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться личность
самого родителя.
В настоящее
время
школа
ориентируется
на
социальный
заказ
государства.
Новая
социально-
экономическая
ситуация
диктует
новые
ценности, которые родители вырабатывают вместе с детьми. Необходимо
согласование
этих
ценностей
и
целей.
Однако
необходима
и
базовая
педагогическая
подготовка
родителей,
а
значит,
частично
тематика
педагогического
образования
родителей
может
остаться
прежней
(например,
теоретические
основы
индивидуально-
психологических
особенностей
ребенка),
что
связано
с
декларированием
непреходящих
ценностей (добра, совести, справедливости и т.п.).
По
этой
причине
особую
значимость
представляет
содержание
педагогического
образования
родителей,
которое
является
основой
для
составления
образовательной
программы.
Оно
зависит
от
того,
что
понимается
под
семейным
воспитанием,
что
должна
делать
семья
в
отношении ребенка. В связи с тем, что сейчас родитель сам выбирает
способы взаимодействия, ориентиры в воспитании, он определяет нормы и
правила, по которым должен жить его ребенок. Но не всегда родитель
уверен
в
правильности
выбранных
ориентиров,
и
потому
нуждается
в
восполнении дефицита знаний, опыта. По всей видимости, главная задача
семьи на современном этапе - это социализация детей, коммуникативные
навыки,
умение
жить
с
другими,
что
напрямую
связано
с
проблемой
взаимодействия
и
сотрудничества.
Таким
образом,
тематическое
содержание
образовательной
программы
для
родителей
должно
наполняться
не
только
изучением
свойств
личности
ребенка,
его
диагностики, но и основами эффективного взаимодействия всех субъектов
педагогического процесса.
Основным показателем, по которому в советское время оценивалась
эффективность
педагогического
образования
родителей,
была
успеваемость
школьников.
Однако
не
всегда
успеваемость
могла
гарантировать наличие благожелательных отношений между родителями и
детьми,
и
не
всегда
она
могла
быть
критерием
позитивного
психологического
микроклимата
в
ученическом
коллективе,
в
целом
в
системе «учитель-ученик».
В
настоящее
время
критерием
успешности педагогического
образования
родителей
является
степень
уд овлетворенно сти
взаимоотношениями всех участников педагогического процесса. Поэтому
необходимо
изучить
каждого
из
участников,
определить
его
место
в
системе
взаимодействия,
а
также
определить
особенности
этого
взаимодействия: на каких подходах строится; что важно знать учителю о
взаимодействии, организовывая педагогическое образование родителей, а
что - родителю.