Автор: Жернакова Альфия Иршатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Приволжская ООШ Населённый пункт: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Липки Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Царство земли" Раздел: дошкольное образование
Приоритетная образовательная область « Познание»
В интеграции : «Коммуникация», « Музыка», «Чтение
художественной литературы»,
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд».
В и д ы
д е т с к о й
д е я т е л ь н о с т и : игровая,
коммуникативная,
познавательно-
исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.
Цель НОД: Расширение знаний детей о Земле через игру – путешествие.
Задачи:
Образовательные:
1.
Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка.
2.
Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в
жизни человека.
3.
Подводить детей к ответу полными предложениями
4.
Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
5.
Обогащать
словарный
запас
новыми
понятиями:
сыпучий,
пластичный, рыхлый,
пустыня, плодородная.
6.
Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.
7.
Формировать слуховое восприятие, умение выполнять танцевальные движения под
музыку.
Развивающие:
1.
Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
2.
Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
3.
Развивать умение делать умозаключения
Воспитательные:
1.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
2.
Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
3.
Прививать любовь к природе.
Педагогические технологии:
ИКТ (презентация).
Личностно-ориентированная.
Игровая (игра-путешествие, д/и)
Материалы и оборудование:
мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
вода, ложечки для воды;
салфетки;
трубочки для коктейля;
поднос для «создания» земли;
поднос с макетом вулкана;
иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
коробочки
с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной,
почвой).
фонарик
-Презентация картинок с изображением земли.
Цветок для игры: «Откуда эта горсть земли»
Методы и приёмы
наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).
словесный
(загадывание
загадок,
вопросы
к
детям,
ответы,
указания,
пояснения,
беседа).
практический (экспериментирование - элементарные опыты).
игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра «Откуда горсть земли?»,
игра « ие)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность
наблюдения на прогулкеза почвой, песком;
рассматривание камней;
Ход НОД
Ритуал начала НОД « Комплименты»
Стоя в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых
слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит:
«Спасибо, мне очень приятно! « Затем он произносит комплимент своему соседу.
Воспитател ь: Сегодня занятие я начну с загадки:
С тепи, горы и леса,
Вот природная краса,
Океанами покрыта,
Пустынями укрыта!
Ответ: Земля
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой
мы ходим каждый день. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая?
Ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная).
Воспитатель : Хотите отправится со мной в путешествие в подземное царство, где
находится лаборатория по наблюдению и
проведению опытов. Путь туда предстоит
пройти нелегкий, через туннель.
Воспитатель :
В туннели темнота и мрак, фонарики помогут нам: Включаем фонарики и идём в
лабораторию.
Ну, вот мы и пришли.
Ребята предлагаю надеть шапочки магистров, чтобы почувствовать себя настоящими
учеными.
Воспитатель:
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно
работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т.д.).
В нашей лаборатории сегодня мы будем исследовать из чего же состоит земля…
Воспитатель : Свои исследования, мы начнём с изучения песка.
Исследования песка
Воспитатель : Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?
Дети. (Из песчинок).
Воспитател ь:
Возьмите песок пальцами и
насыпьте в мисочку. Хорошо ли он
сыплется? Какой песок?
Дети. (Сыпучий.)
Воспитатель.
А
теперь
возьмите
трубочки
и
аккуратно
подуйте
на
песок,
что
получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.
А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? Налейте немного воды
и перемешайте ложечкой.
(Ответы детей и проведение опыта.)
Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?
Дети. (Впиталась. Нет, сыпучий только сухой).
Воспитатель: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей)
Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок
(сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить,
песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».
Песок мы с вами рассмотрели теперь рассмотрим глину
Исследование глины
Какая глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой,
пластичной.
Налейте немного воды посмотрите что стало с глиной она стала мягкой
пластичной
В нашей лаборатории нам нужно много сил поэтому надо отдохнуть, давайте выйдем и
немного подвигаемся.
Физминутка
Studiya_detskogo_prazdnika_Malvina_Fizminutka_39Hlopaj_Topaj39_(vmusice).mp3
Исследование камней
Вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне
морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их
намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».
Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?
Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)
Воспитатель. Кто из вас видел камни, и где это было?
. Исследование почвы.
Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля
— почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки
и т. д.)
Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек . В ней находится «еда»
для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в
мисочку немного воды. Что произошло?
Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)
Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву на клумбе. Куда при этом девается
вода?
Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)
Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это самый благоприятный слой
земли для роста растений. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных
животных.
Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста.
(Ответы
детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый
плодородный слой земли называется почвой.
Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и
перемешать. Что получилось?
Дети. (Земля.)
Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами.
Земля не везде одинаковая по составу есть, где поверхность состоит только из пека
А ещё есть поверхность из глины
Посмотрите на следующую картинку здесь на поверхности только камни
Как вы думаете эти поверхности из камней, глины и песка они благоприятны для роста
растений? ответы детей
--Правильно
поэтому
посмотрим
на
экран
вот
здесь
поверхность
земли
состоит
из
плодородного слоя почвы, на которой все растет деревья растения
А теперь давайте поиграем
Игра называется « откуда эта горсть земли»
Давайте подойдем к столу, на котором перед вами лежат 4 картинки с изображением
разной поверхности земли
возьмите коробочки с разной землёй и положите их туда где по вашему мнению взята эта
горстка земли.
Молодцы вы все справились с заданием
А теперь садитесь за столы и давайте дальше продолжим наше изучение земли (слайды)
Опыт вулкан
Ребята,
не
хотите
ли
поучаствовать
сегодня
в
волшебстве
и
стать
настоящими
волшебниками? Как вы думаете, о чем пойдёт речь?»
Я плююсь огнём и лавой
Я -опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Да,
вулкан-это
гора,
с
отверстием
на
вершине,
через
которое
изливается
лава,
поднимается дым, и летят камни
А на что - же похоже эта огнедышащая гора? (конус)
А что извергает вулкан?
мы с вами попробуем оживить наш вулкан
Опыт, извергающий вулкан
Для проведения опыта нам понадобиться
-пищевая сода 2 ч.л.
-лимонная кислота 2ст.л.
-вода красного цвета
Ребята на сегодня наши исследования в лаборатории закончены и пора возвращаться в
группу
(Воспитатель с детьми по туннелю возвращается в группу) фонарики.
Заключительная часть
.Воспитатель . Вам понравилось в лаборатории? Что нового и полезного вы узнали?
(Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас
под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего
детского сада
Рефлексия.
Что было Вам легко, а что было трудно.
Что вам больше всего понравилось?
Хотели бы вы ещё попасть в эту лабораторию?