Напоминание

"Царство земли"


Автор: Жернакова Альфия Иршатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Приволжская ООШ
Населённый пункт: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Липки
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Царство земли"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Приоритетная образовательная область
« Познание»
В интеграции
: «Коммуникация», « Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд».
В и д ы

д е т с к о й

д е я т е л ь н о с т и :
игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.
Цель НОД:
Расширение знаний детей о Земле через игру – путешествие.
Задачи:

Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка. 2. Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека. 3. Подводить детей к ответу полными предложениями 4. Формировать навыки проведения лабораторных опытов. 5. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня, плодородная. 6. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории. 7. Формировать слуховое восприятие, умение выполнять танцевальные движения под музыку.
Развивающие:
1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи. 2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность. 3. Развивать умение делать умозаключения
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. 2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность. 3. Прививать любовь к природе.
Педагогические технологии:
 ИКТ (презентация).  Личностно-ориентированная.  Игровая (игра-путешествие, д/и)
Материалы и оборудование:
 мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;  вода, ложечки для воды;  салфетки;  трубочки для коктейля;  поднос для «создания» земли;  поднос с макетом вулкана;  иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;  коробочки с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, почвой).  фонарик -Презентация картинок с изображением земли.  Цветок для игры: «Откуда эта горсть земли»

Методы и приёмы
 наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).  словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).  практический (экспериментирование - элементарные опыты).  игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра «Откуда горсть земли?», игра « ие)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность  наблюдения на прогулкеза почвой, песком;  рассматривание камней;
Ход НОД

Ритуал начала НОД
« Комплименты» Стоя в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! « Затем он произносит комплимент своему соседу.
Воспитател
ь: Сегодня занятие я начну с загадки:
С
тепи, горы и леса, Вот природная краса, Океанами покрыта, Пустынями укрыта! Ответ: Земля
Воспитатель
: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая? Ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная).
Воспитатель
: Хотите отправится со мной в путешествие в подземное царство, где находится лаборатория по наблюдению и проведению опытов. Путь туда предстоит пройти нелегкий, через туннель.
Воспитатель
: В туннели темнота и мрак, фонарики помогут нам: Включаем фонарики и идём в лабораторию. Ну, вот мы и пришли. Ребята предлагаю надеть шапочки магистров, чтобы почувствовать себя настоящими учеными.
Воспитатель:
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т.д.). В нашей лаборатории сегодня мы будем исследовать из чего же состоит земля…
Воспитатель
: Свои исследования, мы начнём с изучения песка. Исследования песка

Воспитатель
: Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?
Дети.
(Из песчинок).
Воспитател
ь: Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?
Дети.
(Сыпучий.)
Воспитатель.
А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? Налейте немного воды и перемешайте ложечкой. (Ответы детей и проведение опыта.) Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?
Дети.
(Впиталась. Нет, сыпучий только сухой).
Воспитатель:
Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей)
Вывод:
«Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».
Песок мы с вами рассмотрели теперь рассмотрим глину
Исследование глины Какая глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Налейте немного воды посмотрите что стало с глиной она стала мягкой пластичной В нашей лаборатории нам нужно много сил поэтому надо отдохнуть, давайте выйдем и немного подвигаемся. Физминутка Studiya_detskogo_prazdnika_Malvina_Fizminutka_39Hlopaj_Topaj39_(vmusice).mp3 Исследование камней
Вывод:
«Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».
Воспитатель.
Кто знает, где «живут» камушки?
Дети.
(В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)
Воспитатель.
Кто из вас видел камни, и где это было?

.
Исследование почвы.

Воспитатель.
Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Дети.
(В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)
Воспитатель.
Почва образуется из опавших листьев и веточек . В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?
Дети.
(Вода впиталась, почва стала влажной.)
Воспитатель.
Вспомните, как мы поливаем почву на клумбе. Куда при этом девается вода?
Дети.
(Она уходит в почву, и растение может «напиться».)

Воспитатель
делает вместе с детьми вывод: «Почва — это самый благоприятный слой земли для роста растений. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных.
Воспитатель.
Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.
Воспитатель.
Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?
Дети.
(Земля.)
Воспитатель.
Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Земля не везде одинаковая по составу есть, где поверхность состоит только из пека А ещё есть поверхность из глины Посмотрите на следующую картинку здесь на поверхности только камни Как вы думаете эти поверхности из камней, глины и песка они благоприятны для роста растений? ответы детей --Правильно поэтому посмотрим на экран вот здесь поверхность земли состоит из плодородного слоя почвы, на которой все растет деревья растения А теперь давайте поиграем Игра называется « откуда эта горсть земли» Давайте подойдем к столу, на котором перед вами лежат 4 картинки с изображением разной поверхности земли возьмите коробочки с разной землёй и положите их туда где по вашему мнению взята эта горстка земли. Молодцы вы все справились с заданием А теперь садитесь за столы и давайте дальше продолжим наше изучение земли (слайды) Опыт вулкан Ребята, не хотите ли поучаствовать сегодня в волшебстве и стать настоящими волшебниками? Как вы думаете, о чем пойдёт речь?» Я плююсь огнём и лавой Я -опасный великан, Славен я недоброй славой, Как зовут меня? Да, вулкан-это гора, с отверстием на вершине, через которое изливается лава, поднимается дым, и летят камни А на что - же похоже эта огнедышащая гора? (конус) А что извергает вулкан? мы с вами попробуем оживить наш вулкан
Опыт, извергающий вулкан

Для проведения опыта нам понадобиться

-пищевая сода 2 ч.л.

-лимонная кислота 2ст.л.


-вода красного цвета
Ребята на сегодня наши исследования в лаборатории закончены и пора возвращаться в группу (Воспитатель с детьми по туннелю возвращается в группу) фонарики.
Заключительная часть

.Воспитатель
. Вам понравилось в лаборатории? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада Рефлексия. 
Что было Вам легко, а что было трудно.

Что вам больше всего понравилось?

Хотели бы вы ещё попасть в эту лабораторию?


В раздел образования