Напоминание

Хоровод как вид сценического искусства


Автор: Журавлёва Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО "Ясногорская ДШИ им. М .П. Мусоргского"
Населённый пункт: Тульская область, город Ясногорск
Наименование материала: статья
Тема: Хоровод как вид сценического искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хоровод как вид сценического искусства.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое,

создает

разнообразие

в

стиле,

композиции,

характере

и

манере

исполнения.

Хоровод - это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди

среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная,

лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже,

3/4.

Танец

часто

сопровождается

пением.

Различались

медленные,

ходовые

хороводы

и

скорые,

плясовые,

с

веселой

песней,

различными

проходками,

притопами, припаданиями и т. д.

Большая

роль

в

хороводе

отводится

хороводнице

-

женщине,

которая

пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить

танцем. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-

позываткою на пирах, кумою на крестинах. Основные фигуры хоровода - это

хождение

по

кругу.

Хороводница

руководит

хождением

танцующих

в

одном

большом

кругу,

затем

разбиванием

его

на

несколько

маленьких,

вновь

схождением в один большой круг.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по

сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей

поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы.

Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их

нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы

также

начинаются

с

Святой

недели

и

продолжаются

во

все

лето

и

осень.

Горожане, люди досужливые, более имеют времени гулять и петь; они пользуются

всем

готовым.

Время

и

разные

обычаи

до

того

разнообразят

увеселения

православных, что в одно и то же время в одном городе встречаем такой праздник,

а в другом находим совершенно иной; там есть свои стародавние обряды, здесь

другие. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся.

Здесь семейная жизнь представляется в разных картинах. Принимая разделение

хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской

жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.

Первые

весенние

хороводы

начинаются

с

Святой

недели

и

оканчиваются

вечером

на

Красную

горку.

Здесь

соединялись

с

хороводами:

встреча

весны,

снаряжение

суженых

к

венечному

поезду.

Радуницкие

хороводы

отличаются

разыгрыванием

Вьюнца,

старого

народного

обряда

в

честь

новобрачных.

Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на

полях.

Последними

весенними

хороводами

считаются

Никольские.

Для

празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с

почетом,

поклонами

и

просьбами

пировать

на

празднике.

Пред

вечером

женщины выходили на улицы петь песни, играть в хороводы. Раздолье бывало

шумное и гульливое. Все это бывало прежде, а ныне быльем заросло. Вот о чем с

горестью воспоминают старики! Вот отчего мила русскому по душе и сердцу

русская старина! Никольщина продолжалась три дня, а иногда и более. Заезжие

гости

до

того

наслаждались

брагой,

что

не

могли

руками

брать

шапку.

Это

считалось

для

хозяев

особенным

почетом,

а

гости

почитали

себя

вправе

величаться таким угощением. В пиршестве не участвовали только девицы; они

наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую».

Летние

хороводы

начинаются

с

Троицкой

недели

и

бывают

веселее

и

разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Семейная

жизнь пробуждается со всеми причудами. Московский семик, первенец троицких

хороводов, отправляется со всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят

березки,

женщины

красят

желтые

яйца,

готовят

караваи,

сдобники,

драчены,

яичницы.

С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются

всю неделю. В это время только можно изучать семицкие песни.

Всесвятские

хороводы

продолжаются

три

дня

и

соединены

с

особенными

местными празднествами.

Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время.

Начатие

и

продолжение

их

зависит

от

изменяемости

нашего

месяцеслова.

Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров

день оканчиваются наши летние хороводы. В городах и селах они отправляются на

площадях, вместе со всеми другими увеселениями.

Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в

других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая

разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов.

В старину был обычай варить пиво осенью, перед бабьим летом. Молодые

наполнив кувшины брагой выходили к воротам и потчевали старых, а потом

молодых людей; и когда немножко все подгуляют, как говорят «хмель разум

зашибет», тогда принимались за хороводы.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов

являются круговыми (сомкнутые), реже разомкнутые (линия на линию, змейка и

т.д.).

Часто

можно

встретить

двойной

круг-круг

в

круге.

Иногда

танцующие

образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой

и

движение

их

образует

рисунок

«восьмерка».

Большие

круги

и

маленькие

кружочки

-

очень

распространённая

форма

построения

русского

хоровода.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий

разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты

направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук,

следуют за ведущим. Круг разрывается, образуются новые построения, новые

рисунки

-

зигзаги,

линии

и

т.д.

Но

движение

хоровода

не

ограничивается

круговым рисунком.

Рисунок

хоровода

-

это

расположение

и

перемещение

танцующих

по

сценической площадке. Рисунок хоровода, как и вся композиция, должен

быть

подчинен

основной

идее

хореографического

произведения ,

эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и

поступках. Рисунок хоровода тесно связан с хореографическим текстом.

Рисунок

хоровода

состоит

из

композиционного

рисунка

и

композиционного

перехода.

Композиционный

переход

-

это

логическое

продвижение

исполнителей,

в

результате

которого

возникает

новый

композиционный

рисунок.

Композиционный

рисунок

-

это

устойчивое,

стабильное положение исполнителей на сцене. Композиционный переход

не

имеет

ярко

выраженной

композиции.

Сочетание

композиционного

рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться

органически из перехода.

Рисунок

может

быть

простой

одно

плановый,

двух

плановый

или

многоплановый.

Рисунок

хоровода

должен

развиваться

от

простого

к

сложному ,

чтобы

кульминационному

моменту

развития

действия

соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где хоровод

насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена

через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь

сложен).

Рисунок зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального

материала,

музыкальной

формы

всего

произведения

(его

внутреннего

характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных

фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка,

присущие танцам, данного народа, его характеру).

Рисунок хоровода организует движение танцующих, систематизирует их.

Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое

психологическое воздействие, и задача балетмейстера - добиваться, чтобы

рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот

характер,

которые

заложены

в

номере.

Например,

плавное

развитие

рисунка,

неторопливое

движение

соответствующее

музыке,

невидимые

движения

ног

танцующих,

как

бы

плывущих

по

сцене,

рождают

перед

зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую

роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и

костюм - словом, все выразительные средства.

Каждый

рисунок,

каждое

построение

хоровода

имеет

свое

определенное

название, например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка»,

«карусель» и т.д. Эти определенные построения называются фигурами хоровода и

являются составной частью.

"Круг"

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх

человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за

руки,

образуют

замкнутый

круг.

Руки

свободно,

без

напряжения

отходят

от

корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе

идёт "посолонь" - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

"Два круга рядом"

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом.

Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты

обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

"Круг в круге"

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по

солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

"Корзиночка"

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней,

внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников.

Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг.

Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш

отпускают

их

на

руки

девушек.

Число

пар

-

не

менее

четырёх.

Руки

могут

находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки

поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

"Восьмёрка"

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные

стороны

и

в

определённый

момент

ведущие

одновременно

разрывают

их,

и

участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок

похожий на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами.

Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

"Улитка"

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая

движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем

заводит второй, третий и т. д. "Развивание" фигуры может быть разным.

Первый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180

градусов

и

начинает

выводить

хороводную

цепь

по

образовавшемуся

между

кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до

образования первоначального круга.

Второй вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру

круга.

Ведущий,

пригнувшись,

проходит

под

руками

одной

пары

первого

внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего

круга, ведя за собой хороводную цепь.

Третий вариант. "Развивает" "улитку" второй ведущий, находящийся на другом

конце

хороводной

цепи.

Все

участники

начинают

движение

в

обратном

направлении, повторяя тот же рисунок, что и при "завивании". Круги идут по

концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

"Колонна"

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее

двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на

небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну".

Ряды стоят в затылок один другому. "Колонна" - представляет собой вытянутый

прямоугольник, у которого длина больше ширины.

"Улица"

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу,

образуют Фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних

парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в

одну

линию

или

соединены

парами .

Положение

рук

определяется

постановщиком, фигуры исполняются в движении.

"Ворота"

Первый вариант. Исполнители стоят двумя линиями ("улица") парами одна

против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя

"ворота", другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар.

Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные

воротца.

Второй вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют

непрерывные "воротца". Другая линия с разъединёнными руками проходит по

одному в каждые "ворота".

Третий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через

центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через

воротца, которые она образует.

Четвертый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар

стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают

движение. Одна половина пар поднимает "ворота", а другие пары проходят под

ними и наоборот.

Пятый

вариант.

Чётное

число

пар

стоит

по

кругу,

каждые

две

пары

расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу,

пары, идущие по часовой стрелке, образуют "ворота", другие пары проходят под

ними и наоборот.

"Гребень"

Две

линии,

выстроившись,

друг

против

друга,

движутся

навстречу.

Руки

исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и

исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым

плечом.

Хореографический рисунок хороводов обусловливается текстом. Следовательно,

содержание

танца

объясняет

его

хореографический

рисунок:

линия,

которую

описывали исполнители.



В раздел образования