Автор: Краснихина Наталья Владимировна
Должность: педагог – организатор
Учебное заведение: МУДОЦДОдД
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Тема: Дополнительное образование
Раздел: дополнительное образование
Воспитание социальной активности детей в учреждении
дополнительного образования.
Краснихина Н.В., педагог – организатор.
Проблема социальной активности существует в педагогике издавна. Еще в
советские времена эту проблему исследовали такие известные педагоги как
А.С. Макаренко, поэт и философ Н.И.Болдырев и другие.
В настоящее время проблема формирования социальной активности
подрастающего поколения является очень значимой и находится в центре
внимания не только педагогического общества.
В педагогической науке понятие социальной активности личности
существенно изменилось за последние годы. Разные авторы вкладывают
различный смысл в это понятие, а иногда и смешивают его с понятием
общественной активности.
Более точное определение социальной активности, соответствующее
требованиям сегодняшнего времени, считается у доктора педагогических
наук, профессора И.Ф.Харламова: «развитие социальной активности
учащегося - процесс целенаправленного влияния на него, в результате
которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе
социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом
системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к
определенным сторонам действительности, проявляющаяся в
соответствующем поведении и поступках»
На наш взгляд, социальная активность является одним из важнейших
качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся
общественно – значимыми мотивами и дающей общественно ценный
результат.
Современные исследования представляют содержание формирования
социальной активности в качестве целостной системы, включающей
следующие компоненты: приобретение знаний о человеке, природе,
обществе; приобретение опыта общественных и личных отношений в
различных видах деятельности; формирование адекватной самооценки.
Особенности учреждения дополнительного образования
- возможность самореализации детей в социально-ориентированной
деятельности;
- сотворчество детей и педагогов;
- координирующая роль педагога в учебно - воспитательном процессе
Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования
очень велик. Здесь дети проводят значительную часть времени на
добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их
личными потребностями и интересами.
В нашем учреждении реализуются образовательные программы, которые
связаны системой воспитательной работы, системой социально –
ориентированных мероприятий, где учащиеся реализуют себя в новых
социальных ролях: член творческого объединения, друг, лидер, ведущий,
экскурсовод и т.д.
Социальная активность наиболее ярко проявляется в досуговой
деятельности, которая предусмотрена образовательными программами. Наш
Центр является организатором большинства проводимых в районе массовых
мероприятий, в которых дети и подростки принимают самое активное
участие.
Дети участвуют в мероприятиях разной направленности, проводимых в
ЦДО. Участие детей в мероприятиях гражданско – патриотического
направления формирует у них активную жизненную позицию и осознание
себя субъектом социальной жизни. Например, социальная акция,
направленная на поздравление ветеранов войны «Память о героях в сердцах
сохраним!»
Такие мероприятия, как экологическая акция «Подари птицам дом!»,
«Чистый двор» способствуют формированию неравнодушного отношения к
ситуации в социуме, профилактические акции «Сигарету – на конфету!»,
«Уступи дорогу» - инициативности и неравнодушию.
Многообразие акций, общественной практики детей и подростков,
определяет рост их самооценки как активного гражданина.
Одним из самых интересных видов деятельности в условиях
дополнительного образования является проектная деятельность. На базе
нашего учреждения реализуется долгосрочный социальный проект
«Вежливые люди». В рамках данного проекта разрабатываются и проводятся
различные мероприятия с активным вовлечением в работу учащихся,
педагогов, родителей, что способствует их активной гражданской позиции,
умению принимать решения и отвечать за них.
Участники проекта получают опыт сотрудничества, возможность
проявлять способности через работу в команде, через приобретение
практического опыта, который усиливает социальную компетенцию и
предрасположенность к социально – значимой деятельности.
На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию
в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который
приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится
важнейшей предпосылкой развития общественных функций личности, ее
успешной адаптации к общественной жизни.
Такие учащиеся нашего клуба, как Савин Анна – Софи, Мигачев Тимофей
занимаются в объединениях нашего клуба на протяжении нескольких лет.
Ребята стали старостами групп, членами клубного совета, где обсуждают
проблемы и перспективы развития клуба совместно с родителями и
педагогами.
Деятельность учреждения дополнительного образования способствует
воспитанию социальной активности детей, так как обогащает знаниями о
социокультурной деятельности человека, формирует потребности в личном
участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые
черты личности в отношении к людям и в поведении, дает возможность
проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей
деятельности в процессе взаимодействия со средой.