Напоминание

Дополнительное образование


Автор: Краснихина Наталья Владимировна
Должность: педагог – организатор
Учебное заведение: МУДОЦДОдД
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Тема: Дополнительное образование
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание социальной активности детей в учреждении

дополнительного образования.

Краснихина Н.В., педагог – организатор.

Проблема социальной активности существует в педагогике издавна. Еще в

советские времена эту проблему исследовали такие известные педагоги как

А.С. Макаренко, поэт и философ Н.И.Болдырев и другие.

В настоящее время проблема формирования социальной активности

подрастающего поколения является очень значимой и находится в центре

внимания не только педагогического общества.

В педагогической науке понятие социальной активности личности

существенно изменилось за последние годы. Разные авторы вкладывают

различный смысл в это понятие, а иногда и смешивают его с понятием

общественной активности.

Более точное определение социальной активности, соответствующее

требованиям сегодняшнего времени, считается у доктора педагогических

наук, профессора И.Ф.Харламова: «развитие социальной активности

учащегося - процесс целенаправленного влияния на него, в результате

которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе

социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом

системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к

определенным сторонам действительности, проявляющаяся в

соответствующем поведении и поступках»

На наш взгляд, социальная активность является одним из важнейших

качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся

общественно – значимыми мотивами и дающей общественно ценный

результат.

Современные исследования представляют содержание формирования

социальной активности в качестве целостной системы, включающей

следующие компоненты: приобретение знаний о человеке, природе,

обществе; приобретение опыта общественных и личных отношений в

различных видах деятельности; формирование адекватной самооценки.

Особенности учреждения дополнительного образования

- возможность самореализации детей в социально-ориентированной

деятельности;

- сотворчество детей и педагогов;

- координирующая роль педагога в учебно - воспитательном процессе

Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования

очень велик. Здесь дети проводят значительную часть времени на

добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их

личными потребностями и интересами.

В нашем учреждении реализуются образовательные программы, которые

связаны системой воспитательной работы, системой социально –

ориентированных мероприятий, где учащиеся реализуют себя в новых

социальных ролях: член творческого объединения, друг, лидер, ведущий,

экскурсовод и т.д.

Социальная активность наиболее ярко проявляется в досуговой

деятельности, которая предусмотрена образовательными программами. Наш

Центр является организатором большинства проводимых в районе массовых

мероприятий, в которых дети и подростки принимают самое активное

участие.

Дети участвуют в мероприятиях разной направленности, проводимых в

ЦДО. Участие детей в мероприятиях гражданско – патриотического

направления формирует у них активную жизненную позицию и осознание

себя субъектом социальной жизни. Например, социальная акция,

направленная на поздравление ветеранов войны «Память о героях в сердцах

сохраним!»

Такие мероприятия, как экологическая акция «Подари птицам дом!»,

«Чистый двор» способствуют формированию неравнодушного отношения к

ситуации в социуме, профилактические акции «Сигарету – на конфету!»,

«Уступи дорогу» - инициативности и неравнодушию.

Многообразие акций, общественной практики детей и подростков,

определяет рост их самооценки как активного гражданина.

Одним из самых интересных видов деятельности в условиях

дополнительного образования является проектная деятельность. На базе

нашего учреждения реализуется долгосрочный социальный проект

«Вежливые люди». В рамках данного проекта разрабатываются и проводятся

различные мероприятия с активным вовлечением в работу учащихся,

педагогов, родителей, что способствует их активной гражданской позиции,

умению принимать решения и отвечать за них.

Участники проекта получают опыт сотрудничества, возможность

проявлять способности через работу в команде, через приобретение

практического опыта, который усиливает социальную компетенцию и

предрасположенность к социально – значимой деятельности.

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию

в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который

приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится

важнейшей предпосылкой развития общественных функций личности, ее

успешной адаптации к общественной жизни.

Такие учащиеся нашего клуба, как Савин Анна – Софи, Мигачев Тимофей

занимаются в объединениях нашего клуба на протяжении нескольких лет.

Ребята стали старостами групп, членами клубного совета, где обсуждают

проблемы и перспективы развития клуба совместно с родителями и

педагогами.

Деятельность учреждения дополнительного образования способствует

воспитанию социальной активности детей, так как обогащает знаниями о

социокультурной деятельности человека, формирует потребности в личном

участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые

черты личности в отношении к людям и в поведении, дает возможность

проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей

деятельности в процессе взаимодействия со средой.



В раздел образования