Автор: Смирнов Алексей Геннадьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: "Психоневрологический интернат № 10" имени В.Г. Горденчука
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План–конспект занятия "Хоровое исполнение музыки советских композиторов: песня «Синий платочек"
Раздел: дополнительное образование
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10» ИМЕНИ В.Г. ГОРДЕНЧУКА
Конспект открытого занятия
по теме:
«Хоровое исполнение музыки советских композиторов:
песня «Синий платочек»
Автор – составитель: Смирнов А.Г.,
педагог ДО «УСО ПНИ № 10».
Санкт-Петербург
2019 г.
Тема занятия:Хоровое исполнение музыки советских композиторов: песня
«Синий платочек»
Цели занятия: 1) Знакомить обучающихся с советской военной классикой на
примере песни «Синий платочек».
2) Соединить хоровые партии двухголосного пения на примере песни
«Синий платочек» и привести их к общехоровому звучанию при поддержке
музыкального аккомпанемента.
Задачи:
Образовательные:
-дать понятие о советской песне военных лет;
-познакомить
с
разными
исполнителями
военных
песен,
начиная
с
периода военных лет и заканчивая современными певцами.
Развивающие:
-развивать у обучающихся музыкальный слух, чистое интонирование,
музыкальную память;
-развивать у них умение удерживать свою хоровую партию;
-развивать чувство музыкального ритма;
-развивать речь обучающихся.
Воспитательные.
- воспитывать у них эмоциональную отзывчивость;
-воспитывать у обучающихся уважение к музыкальному наследию
нашей Родины.
Предварительная работа:
- подготовка аккомпанемента для баяна
-нарезка
музыкального
произведения «Синий
платочек»
различных
исполнителей
(неизвестного
исполнителя,
Клавдии
Шульженко,
Жанны
Агузаровой, Северного хора, Сергея Лазарева) в программе FLstudio.
- индивидуальная работа с обучающимися по заучиванию хоровых партий
песни «Синий платочек» для 1-го 2-го и 3-го голоса.
Оборудование:
- звуконосители,
- звуковоспроизводящая аппаратура,
- баян,
- распечатки текстов песни,
- фотографии Ежи Петерсбурского, Якова Марковича Галицкого.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1.Организационный момент.
– Здравствуйте, я рад вас всех видеть, сегодня нам предстоит большая
работа, и я надеюсь, что мы с ней справимся.
2.Этап введения в тему (активизация мыслительной деятельности)
На протяжении всего времени наших занятий мы знакомились со многими
музыкальными
произведениями,
в
том
числе
и
с песнями
советских
композиторов. Многие из них вы часто слышите и по телевизору, и по радио,
так как их любят и поют по всей нашей стране. Сейчас мы с вами проверим,
хорошо ли вы помните эти песни.
Игра «Угадай мелодию».
Задание: я играю на баяне мелодию, а вы должны определить, как называется
эта песня или хотя бы рассказать, о чем она.
(«Старый клен» - 00:43; «Огней так много золотых» - 00:28; «Ой, цветет
калина» - 00:39; «Катюша» - 00:23; «День победы» - 00:24.).
Вспомните, фамилии каких советских композиторов вы знаете?
(Дунаевский, Блантер, Соловьёв-Седой, Шаинский, Пахмутова)
С какими песнями мы знакомились более подробно и разучивали их на
занятиях в вокально-хоровой студии?
(«Катюша», «Майский вальс», «День победы», «Виновата ли я», «Конь»)
Какую песню мы разучивали в последнее время?
Хотели бы вы узнать историю создания песни «Синий платочек»?
2.Основная часть занятия.
2.1.Тема занятия и целеполагание.
Тема сегодняшнего нашего занятия «Хоровое исполнение музыки советских
композиторов: песня «Синий платочек». Сегодня мы поговорим об истории
создания этой замечательной песни, узнаем о ее авторах и исполнителях,
попробуем соединить хоровые партии, и сами все вместе её спеть..
2.2. Сообщение нового материала.
-
Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А
чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся, в дни, когда
впервые
ее
незатейливая
мелодия
прозвучала
в
довоенный
1939
год
на
концертах, приехавших в нашу страну польских музыкантах. На одном из
этих концертов побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий. Эта мелодия,
написанная Ежи Петерсбурским, особенно понравилась ему, и тут же, во
время концерта, он написал к ней слова про девичий синий платочек, которые
наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.
После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок
своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. Вряд ли
подозревал тогда Яков Маркович Галицкий, что именно этому скромному его
поэтическому опыту предстоит долгая жизнь.
Что же особенного в этой песне? Почему ее так любят?
Наверное,
потому,
что
она
мелодична
и
проста,
а
поэтому
легко
запоминается, близка и понятна всем нам.
Во
время
Великой
Отечественной
войны
эта
песня
стала
особенно
популярной, так как рассказывала о любви и любимых, о разлуках и встречах,
о родном доме и русской природе и звучала как напоминание о тех мирных
днях, той мирной жизни,
ради которой солдаты воевали и жертвовали
собственной жизнью.Эта песня помогала воевать. Она стала символом того,
что мирное время вернется.
Прослушивание исполнения песни.
- A теперь, когда мы знаем историю этой замечательной песни, я предлагаю
послушать её в исполнении разных певцов, начиная от военного времени и
заканчивая аранжировкой композиторов наших дней. Песня прозвучит по
куплету
в
такой
последовательности:
неизвестная
исполнительница,
Северный хор, Жанна Агузарова, Сергей Лазарев и Клавдия Шульженко.
(Звучит запись) – продолжительность 04: 05 мин
-
Как
вы
заметили,
текст
песни
в
исполнении
некоторых
исполнителей
отличается от того, к которому мы привыкли, так же хочу обратить внимание
на то, что
эту песню поют и
певицы и певцы, хотя она несомненно
мужская, звучит от лица солдата.
2.3. Практическая часть:
- Наверняка у вас появилось желание спеть эту песню и, теперь, когда вы уже
много знаете об песне «Синий платочек», петь её будет намного интереснее,
но
перед
тем,
как
начинать
петь
песню,
нашему
хору
необходимо
настроиться,
поэтому
мы
начнем
наше
пение
с
подготовки
голосового
аппарата к пению.
Подготовка голосового аппарата к пению:
Работа над певческим дыханием
Работа над артикуляционным аппаратом
Распевка на одном тоне и делении голосов на терцию – «О-Э-А»
Распевка на весть хоровой диапазон «Ле-е-Ле- е Ле»
Распевка
на
пение
параллельными
терциями
в
два
голоса.
«Aй
Реченька»
Работа по закреплению чистоты интонирования хоровых партий:
- пение каждой партии (первый, второй и третий голос) первого куплета
песни «Синий платочек» под поддержку баяна,
- соединение хоровых партий под аккомпанемент баяна.
3.
Итог занятия.
Какая часть сегодняшнего занятия вам сегодня больше понравилась?
- Чьё исполнение песни «Синий платочек» вам наиболее близко?
-
Понравилось
ли
вам
ваше
исполнение
песни
и
изменилось
ли
ваше
восприятие?
- Кто автор слов и композитор песни «Синий платочек»?