Автор: Газарян Сурен Левонович
Должность: Педагог дополнительного образования (детский хор)
Учебное заведение: МБОУ "Псковская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: г. Псков, ул. Советской Армии, д. 54.
Наименование материала: статья
Тема: "Через музыку в жизнь"
Раздел: дополнительное образование
Педагог дополнительного образования: Газарян Сурен Левонович
Публикация
«ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ В ЖИЗНЬ»
Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального
эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее
ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое
отношение к окружающей действительности.
В пении успешно формируется комплекс музыкальный способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная памать.
Цель:
- Развитие вокально-хоровых навыков у ребенка.
Задачи:
- Воспитание у детей интереса и любви к певческой деятельности;
- Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
- Формирование певческих навыков;
- Развитие исполнительского мастерства;
- Расширение музыкального кругозора;
Прежде, чем начать обучать детей пению, надо познакомить их с правилами
пения или певческой установке.
Певческая установка — это правильное положение корпуса при пении, от
которого, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания.
Правила пения:
- сидеть (сидеть) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать;
- голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская;
- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого звучания;
- рот открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание
крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна.
В хоровом пении обучают простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию;
- правильному дыханию;
- хорошей дикции;
- чистоте интонации;
- ансамблю — стройному, согласованному пению;
- эмоционально-выразительному исполнению.
Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Вокальные
навыки (звукообразования, дикция, дыхание чистота интонации, стройное,
слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется
одновременно.
Хоровое пение, в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное
начало. Это отмечалось видными деятелями культуры всех времен и стран.
Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового
исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в
школах на самом раннем образовательном уровне детей существует
возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с
одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.
Методические принципы в работе с детским хором имеют свою специфику.
Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их
интересы. Для детской исполнительской аудиторией педагогу следует быть
учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Радость детского
творчества уникальна и неповторима по своей сути.
В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающие
искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта,
дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывают эстетические
впечатления одновременно с восприятием окружающего мира.
Хоровое пение искусство массовое, оно предусматривает главное —
коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что
чувства, идеи, заложенные в словах и музыке выражаются не одним человеком,
а массой людей. Осознание детьми того, что они когда поют вместе, дружно, то
получается хорошо и красиво, осознание каждым их них того, что он участвует
в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем
если бы он спел ее один, - осознание этой силы коллективного исполнения
оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.
Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание и вокально-
техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно,
начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит
кружку пения — на сегодняшний день основному средству массогого
приобщения школьников к музыкальному искусству.