Напоминание

"Дифференциация звуков П-Б в словах"


Автор: Андрющенко Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1"
Населённый пункт: город Валуйки, Белгородская область
Наименование материала: методическая разрабатка
Тема: "Дифференциация звуков П-Б в словах"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема. Дифференциация [п], [б] в словах. Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [б] по звонкости – глухости; - развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов, фонематические представления; - расширять лексический запас, - вырабатывать навыки самоконтроля. Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б
, П
; цветные карандаши; демонстрационные картинки с буквами Б
, П
; игра «Эстафета»; индивидуальные блиц - тесты. Ход занятия. I. Организационный момент. II. Основная часть.  - Назовите одинаковые звуки в словах: 1) бублики, батон, булка, баранки, блины; 2) пирожки, печенье, пицца, пончики. - Какое общее название можно дать всем этим словам? - Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня? - Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны». Послушаем вместе «пугаться», «пускать» Здесь голоса нет в звуке «П», А в слове «бороться» и в слове «бежать» Слышится звонкое «Б» Запомните, «Б» - барабанов бой, а «П» - лишь капли дождя. - Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?  Уточнение артикуляции звуков [п], [б]. - Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’,. Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.
Вывод
. В звуках
п, б
сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми; различие: звук п – глухой, звук
б
– звонкий.  Дифференциация п-
б
в словах (устно). Игра «Эстафета».
- Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом. У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета. Логопед диктует слова, дети продвигают фишки. Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы. - Кто победил? С каким счётом?  Анализ слов – паронимов. - Ребята, буквы
б
и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов. Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут. Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.  Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б
-п
, подсказывая слово, показывают нужную букву. -Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко. 1) Капусту вытащили из … (бочки) Листья появились из … (почки). 2) Я холодную воду не … (пил) И собаку свою я не … (бил). 3) Старик опирался на … (палку) Крыша опирается на … (балку) 4) На воротах хороший … (запор) Вокруг дома построен … (забор) 5) В синем море волны … (плещут) В синем небе звёзды … (блещут).  Динамическая пауза. Зарядка для отличника. 1. «Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются. 2. «Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза. 3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.  Игра «Самый умный».
Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки
п

б
выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик. Вопросы. -Кого ловят рыболовы? - Какое дерево имеет белую кору? - Что ставит на зуб врач – стоматолог? - Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите? - О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»? - Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …? - Ёмкость, в которой продают лимонад? - Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -… - Как зовут лучшего друга Винни-Пуха? - Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?  Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы били п. III. Итог. - О каких звуках мы сегодня говорили на занятии? - Чем эти звуки похожи? - Назовите отличительный признак звука б
(п).
- Что больше всего понравилось на занятии?


В раздел образования