Напоминание

"Музыкально–эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Родь Татьяна Юрьевна, Родь Ярослав Иванович
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Ханты–Мансийск
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Музыкально–эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

преподаватели Родь Я.И.

Родь Т.Ю.

Ханты-Мансийск, 2017

Актуальность проблемы

эстетического

воспитания

детей

обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях.

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития

внутреннего

мира

ребенка,

его

духовности,

формирования

общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного

развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит

ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь

эстетического

освоения

жизни

в

рамках,

доступных

его

возрасту.

Музыкальное

искусство

должно

являться

стержневым

компонентом

современного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее

эффективно влияет на формирование целостной,

всесторонне

и

гармонично

развитой

личности ребенка, становление его культуры,

потребностей,

интересов,

способностей, мотиваций,

необходимых

для

дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает

неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и

науками.

Специально

подобранный,

адаптированный

музыкально-

художественный материал способен обогатить содержание любого вида

учебно-воспитательной

деятельности

в

образовательном

учреждении,

обеспечить

развитие

интеллектуальной,

физической,

художественно-

творческой, трудовой, психо-эмоциональной, социально-коммуникативной

активности детей.

В результате обогащения музыкально-эстетическим

компонентом

содержания

всех

видов

активности

детей

в

образовательном учреждении формируется особая единая музыкально-

эстетическая среда.

Одним

из

важных

условий,

от

которых

зависит

успешность

приобщения детей к эстетическим ценностям, является руководство этим

процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом

возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия

красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию

эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая,

требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать

жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

В настоящее время процесс интеграции является глобальной

тенденцией, характерной для искусства, науки, образования. Использование

интеграции искусств в эстетическом воспитании детей возможно потому,

что отдельные виды искусства изображают один и тот же объект

окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными,

присущими

только

конкретному

виду

искусства

средствами

выразительности, которые, интегрируясь, создают целостные образы в

представлении детей. Методологическая основа интеграции искусств в

эстетическом воспитании и эстетическом развитии ребенка дошкольника,

их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта

в современных исследованиях Т.С.Комаровой.

Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость

вышеперечисленных

работ,

проблема

целенаправленного

музыкально-

эстетического воспитания детей в педагогике изучена недостаточно полно.

На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования

определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ

современного общества на развитую личность, обладающую определенным

уровнем музыкально-эстетического воспитания, потребность в разработке

методических

рекомендаций

с

использованием

интеграции

искусств,

обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения и

воспитания в Детской школе искуссств. Имеются противоречия между

важностью музыкально-эстетического воспитания детей с использованием

интеграции

искусств

и

отсутствием

соответствующих

методических

разработок. Несмотря на наличие большого количества исследований в

интересующей нас отрасли, на современном этапе при организации

музыкально-эстетического

воспитания

детей

возникает

множество

нерешенных проблем. Необходимо констатировать тот положительный опыт,

который накоплен за последние десятилетия педагогами. Но, зачастую, он не

может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок,

корректировки программ музыкально-эстетического воспитания дете.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у

человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с

возникновением

человеческого

общества

развивалось

вместе

с

ним,

воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно

связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности,

наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или

меньшей

мере

использовалась

во

всех

идеологических

системах.

Примечательно,

что

во

многие

эпохи

проявлялось

стремление

к

гармоническому развитию личности средствами музыки, а также искусства в

целом.

Музыкальное искусство в наивысших своих проявлениях также не

остается в стороне от социальных устремлений этого исторического периода.

Самым ярким тому примером служит творчество Л. Бетховена, который,

значительно расширив возможности инструментальных форм, наполнил их

драматическим духом социальных умонастроений своего времени. Музыка

начинает рассматриваться как средство воплощения социальных идей и

выражения общественной психологии.

Неоценима

историческая

роль

революционных

демократов

В.

Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, раз работавших

теоретические вопросы, ставившие во главу угла своей эстетической теории

не пассивную личность, а человека, преобразующего мир. Значение их

теории и эстетических концепций, оказавших благотворное влияние и на

музыкальные воззрения их современников, остается значительным.

Таким образом, хотя понятие гармонического, всестороннего развития

личности в различных философских учениях разных эпох истолковывается

неодинаково и не формулирует общих целей музыкально-эстетического

воспитания, но во многих из них выражается гуманистическое стремление к

социальному добру, к использованию музыки с целью возвышения культуры

личности.

Задачи и содержание музыкального воспитания детей определяются

общими

целями

всестороннего

развития

личности

и,

в

частности,

эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями является:

приобщение

детей

к

деятельности

в

области

искусства,

развитие

эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные

произведения,

воспитание

любви

к

музыке,

развитие

музыкальных

способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления

посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие

художественно-творческих способностей детей.

Организованное музыкально-эстетическое воспитание начинается уже

в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального

руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают

навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на

детских

инструментах.

На

них

оказывает

воздействие

музыкальное

оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших

принципов

музыкально-эстетического

воспитания

дошкольников

в

приобщении их к музыке является направленность всей музыкальной

воспитательной деятельности на формирование духовного мира детей, с

одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие

задатков каждого ребенка - с другой.

Гармоничное

сочетание

умственного

и

физического

развития,

нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству –

необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой

высокой

цели

во

многом

способствует

и

правильная

организация

музыкального воспитания детей.

Эстетическое

воспитание

направлено

на

развитие

способностей

дошкольников: воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать

хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем

самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких

средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила

эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер,

настроение

музыкального

произведения,

сопереживать

услышанное,

проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка

волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с

жизненными

явлениями,

рождает

ассоциации.

Второй

признак

музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее

яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной

музыкально-слуховой

культуры,

произвольного

слухового

внимания,

направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак

музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее,

ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в

пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное

отношение

к

музыке,

совершенствуется

слух,

рождается

творческое

воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую

окрашенность.

Отметим заслугу академика А.В. Запорожца в том, что он сосредоточил

внимание на изучении одного из самых сложных и малоизученных вопросов

психологии

-

происхождении

и

природе

эмоций.

Эмоции

ученый

рассматривал вал как особую форму отражения действительности, при

помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в

соответствии со смыслом. А.В. Запорожец сумел проследить основные этапы

возникновения

у

детей

эмоциональных

представлений.

Он

считал:

первоначально эмоции складываются в ходе практической деятельности,

реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В дальнейшем

ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих

поступков в план эмоционально насыщенных образов. Это дает ему

возможность

регулировать

поведение

в

соответствии

с

ожидаемым

результатом.

В.А.Сухомлинский пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная

нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что

сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету,

напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы

стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость

юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце

важное место принадлежит музыке».

Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального

образования детей используются методы, обусловленные эстетической

сущностью и интонационной природой музыкального искусства. Методы

музыкального воспитания определяются

как

действия

педагога,

направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они

строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом

сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому,

который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка,

организует

его

деятельность.

Методы

направлены

на

воспитание

эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной

восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все

это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще

очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от

возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных

учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности,

обстановки, источника информации. Остановимся на тех, которые в теории

педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Рассмотрим

вначале,

как

можно

применить

метод

убеждения,

воспитывая детей средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в

этом случае - непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно

быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда

можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и

тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно,

выразительное

исполнение

музыки

является

необходимым

условием

донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

Известно,

что

эстетические

переживания

составляют

единство

эмоционального

и

сознательного,

поэтому

убеждать

надо

не

только

непосредственным

воздействием

музыки,

но

и

организацией

целенаправленного

внимания, разъяснением

темы,

содержания,

выразительных музыкальных средств.

Музыка

-

«язык

чувств».

Она

волнует,

создает

определенное

настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать.

Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Педагог

должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей,

переживаний

и

направить

внимание

детей

на

особенности

средств

музыкальной выразительности конкретного произведения. Педагог поощряет

правильные реакции на музыку. Метод убеждения способствует развитию

добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых

музыкальных произведений.

Рассмотрим теперь упражнения

как метод организации детской

музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к

музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами,

надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и

сравнивать

характерные

особенности

звучания,

своеобразие

ритма,

улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно - из года в год, изо

дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения

обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать

самостоятельно.

Известный

педагог

В.

А.

Сухомлинский,

говоря

о

трудностях

воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо

ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось

чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя

состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку свою

скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка». Приучая детей

эстетически относиться к музыке, учитель проявляет много повседневных

усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в

руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств,

помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным

человеком.

Методы обучения

как

взаимоотношение

педагога

и

детей

целенаправленные

действия

взрослого,

позволяющие

ребенку

усвоить

элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и

умениями, помогающие развитию музыкальных способностей.

Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей

педагогической

направленности.

Поэтому

обучение

является

и

воспитывающим и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в

процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре

на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи

общего и музыкально-эстетического развития.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных

переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках,

доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир,

надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в

музыкальной деятельности. Развитие эстетического восприятия музыки

требует определенной системы и последовательности. Применительно к

детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора

соответствующих произведений.

Ведущими методами для решения задач, направленных на приобщение

детей к искусству, на развитие у детей эстетического вкуса, понимание

прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример

взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с

предметом эстетической действительности. Здесь важно определить объект

показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено

на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел

показывать

детям

свои

чувства,

свое

отношение,

владел

способами

выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения,

искренний во сторг по поводу красивой вещи, произведения искусства,

неподдельное огорчение при встрече с небрежностью или плохим поступком,

т.е

яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит

активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность

детства - подражательность. Неэмоциональный педагог не сможет пробудить

в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта педагогов -

артистичность. Для решения задач формирования навыков художественной

деятельности в качестве ведущих требуются практические методы: показ,

упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Н.

А.

Ветлугина,

исходя

из

задач

и

сущности

музыкально

-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:

• метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости

на

прекрасное

в

окружающем

мире,

направленный

на

обогащение

эмоционально-чувственного опыта ребёнка;

метод

убеждения

в

процессе

формирования

эстетического

восприятия;

• метод упражнения в практических действиях;

•метод

поисковых

ситуаций,

побуждающих

к

творческим

и

практическим действиям.

Выбор методов музыкального образования детей зависит от мастерства

педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального

и жизненного опыта. На занятиях педагог знакомит детей со средствами

музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и

т.д. Дети учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального

произведения.

Основой

индивидуальной культуры ребенка

можно

считать

его

музыкально-эстетическое сознание (эстетическое отношение человека к

музыке), которое формируется в процессе музыкальной деятельности и

развиваясь в ней, помогает человеку воспринять содержание музыкального

произведения и определить для себя его значение. Основное средство, при

помощи

которого

формируются

музыкально-эстетическое

сознание

и

музыкальная культура в целом,- это сама музыка. Только она может вызвать

(или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой

музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки

(чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития

музыкальных способностей, а также от общего развития детей. С 6-го года

жизни

формируются

способность

мотивированной

оценки,

начала

музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое

исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя

некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки

для осознанного восприятия музыки.

Один

из

элементов

музыкально-эстетического

сознания

это

потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека

необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой

формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в

музыке возникает рано наряду с потребностью общения с взрослым в

насыщенной

положительными

эмоциями

музыкальной

среде.

Она

развивается с приобретением музыкального опыта. Потребность в музыке

может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3-4-

летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения с

взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более

продолжительное

время.

Это

связано

с

приобретением

некоторого

музыкального

и

жизненного

опыта,

возросшими

исполнительскими

возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной

организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно

сформировать устойчивый интерес к музыке.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как

специфической

реакции

слушателя,

вызывающей

или

духовное

удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у детей при

восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче,

чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними

переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе

одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок,

пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен

глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет

эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая

эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она

перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении

детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее

познанию.

Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в

основе

восприятия

всех

искусств

лежит

эстетическое

переживание

содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно

его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы

положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное

психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим

переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить

несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой,

вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и

т. д. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и

имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет

определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и

отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание

ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное

обогащение личности.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического

восприятия. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или

исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

В старшем дошкольном возрасте следует больше обращаться к

сознанию детей, т.е. широко использовать словесный метод со всеми его

приемами. Объяснения даются четко и кратко. Указания делаются во время

игр, выполнения упражнений, а также перед какой-либо деятельностью.

Поэтическое

слово,

которое

помогает

раскрыть

образ

музыкального

произведения, используется значительно чаще. Беседа с детьми по вопросам

проводится по окончании слушания и перед слушанием музыкального

произведения.

Вопросы

должны

активизировать

мышление

ребенка.

Образный рассказ у детей 6-7 лет становится более развернутым, часто он

перемежается со слушанием музыки, так как увеличивается протяженность

музыкальных произведений, игр, возрастает количество персонажей в

инсценировках. В работе с детьми старшего дошкольного возраста игрушки

используются как атрибуты игры, а картинки тогда, когда надо пояснить

слово или действие, непонятное детям. Показ певческих приемов, движений

игр, плясок применяется очень широко и не только педагогом, но и самими

детьми.

Благодаря наблюдениям и беседам у детей накапливаются интересные

зрительные

и

слуховые

впечатления,

которые

позволяют

им

более

эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в

которых переданы образы, запечатленные в их сознании, а также отражать

эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев,

игр, в творческих импровизациях).

Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа

представлений

о

жизненных

явлениях

(природных,

общественных),

определенный

запас

впечатлений

от

произведений

литературы,

изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует

развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно

сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной

деятельности, но и в певческой.

Широко используя технические средства обучения и современное

мультимедийное оборудование, педагог может организовать и просмотр

видеофильмов, слайдов, учебных фильмов, фотографий, репродукций с

картин

художников

во

время

проведения

занятий

художественно-

эстетического цикла. Этот специально подобранный педагогом материал

помогает более глубокому освоению детьми красоты и своеобразия

различных видов искусства.

Таким

образом,

планируя

работу

и

занятия

по

музыкально-

эстетическому воспитанию с детьми,педагог использует в своей работе такие

методы и приемы, которые направляют внимание детей на явления,

отраженные в музыке, которые развивают способность сравнивать реальные

образы

окружающего

с

художественными

образами

музыкальных

произведений.

Музыка эстетический воспитание дошкольник

Музыка

-

сильнейшее

средство

формирования

интеллекта,

эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее

влияние на эстетическое воспитание детей. Она проникает в самые глубокие

тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства.

Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических

вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании

заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в

окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в

отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного.

Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это

прекрасное.

В

нашей

стране

музыкально-эстетическим

воспитанием

детей

занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель -

воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего

дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития

личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что

такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области

искусства,

развитие

эстетического

восприятия

и

эмоциональной

отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке,

развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и

воспитание

стремления

посильно

проявить

себя

в

музыкальной

деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из

центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль

во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой

музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста

– с другой.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и

поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического

воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать

реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность

получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок

учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения,

выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные

вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души,

становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с

детьми старшего дошкольного возраста.

Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой,

отдает

предпочтение

какому-либо

музыкальному

жанру;

любимому

композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.

Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать,

оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие

образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка

является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к

добру, красоте, человечности... Благодаря музыке в человеке пробуждается

представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в

окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство

самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в

особенности важны психологические установки, которыми воспитатель

руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика

выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке

В.А. Сухомлинский.

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она

оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека:

заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит

разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может

увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное

воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства

неэффективны.

Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его

рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки

развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание.

Поэтому,

воспитывая

всесторонне

развитых

людей

-

физически

совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не

уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще

открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать

все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы

он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция

позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее

активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до

поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является

возрастом наиболее стремительного физического и психического развития

ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств,

необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться

слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во

время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и

прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма

общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку,

непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», -

говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.

В работе с детьми по слушанию музыки, которые строятся на основе

ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес,

воспитывается

эстетическое

отношение

к

окружающему

миру.

Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных

способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное

содержание

произведений

побуждает

ребенка

к

сопереживанию,

активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими

опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое

отношение к ней.

Важнейшим

средством

музыкально-эстетического

воспитания,

играющим

существенную

роль

в

решении

задач

всестороннего

и

гармонического развития детей является и пение. Содержание программы

детского сада и школы искусств определяется задачами музыкально-

эстетического

воспитания,

реализующимися

при

ознакомлении

с

разнообразными

песнями,

обогащающими

духовный

мир

ребенка,

побуждающими

к

добрым

чувствам,

к

эстетическим

переживаниям,

становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.

Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и

помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного

возраста:

музыкально-эстетической,

эмоциональной,

волевой

и

познавательной.

Игра

на

детских

музыкальных

инструментах

тоже

интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на

инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма,

тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность,

внимание и организованность.

Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в

процессе

театрально-игровой

деятельности.

Здесь

решаются

вопросы

обогащения

их

духовного

мира

различными

средствами

(музыка,

хореография,

изодеятельность,

театр);

формирования

эстетического

отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры;

развития

чувственного

восприятия

окружающего

мира,

воображения;

формирования

эмоционально

положительного

отношения

к

объектам

эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.;

развития пластической и мимической выразительности.

Обобщая

вышесказанное,

можно

сказать,

что

роль

музыки

в

эстетическом воспитании детей огромна. Она является одним из самых

основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического

воспитания ребёнка-дошкольника.

Приобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении и

учреждениях дополнительного образования – важная и ответственная задача,

для решения которой необходимы программы и технологии, способные

помочь педагогу найти пути и способы развития музыкальных способностей.

Программы построены с учетом комплексного подхода к применению

музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям

предоставляется

возможность

проявить

себя

в

разнообразных

видах

музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на

занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают

музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в

сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.

В настоящее время существует множество программ по музыкальному

воспитанию детей, педагог имеет возможность остановить свой выбор на той

программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального

развития и эстетического воспитания детей.

В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному,

творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются:

«Росинка» (от трёх до семи лет), «Красота - радость - творчество» (от двух до

семи лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке) (от трёх до десяти лет),

«Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от

пяти до семи лет), «Путешествие в страну хореографию» (от четырёх до семи

лет), «В мире музыкальной драматургии» (от трёх до семи лет), «Волшебный

мир театра» (от пяти до семи лет), «Театр – творчество - дети».

Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического

воспитания детей позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон

личности

ребенка.

Учитывая

актуальность

проблемы

музыкально-

эстетического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста,

целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных

программах.

Остановимся

на

некоторых

программах

музыкально-

эстетического воспитания дошкольников.

Программа «Воспитание ребенка-дошкольника « Росинка», « В мире

прекрасного» (авторы Л. В.Куцакова и С.И.Мерзлякова) - педагогическая

система воспитания и развития детей от трех до семи лет. Это комплекс

программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому,

интеллектуальному,

социальному

и

экологическому

развитию

детей.

Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой

активности.

В названии программы эстетического воспитания детей от двух до

семи

лет

«Красота.

Радость.

Творчество»

(авторы

Т.С.Комарова,

А.В.Антонова,

М.Б.Зацепина)

заключена

её

направленность.

Через

восприятие красоты окружающего мира ребёнок испытывает положительные

эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Всё

это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы

через своё творчество. Таким образом, основные цели

программ -

осуществление

целенаправленного

эстетического

воспитания,

которое

обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие процессов, без

которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства).

Содержание программы реализуется в следующих разделах: искусство

в жизни ребёнка; эстетическая развивающая среда; красота природы;

знакомство с архитектурой; литература; изобразительная деятельность;

музыкальная

деятельность;

досуг

и

творчество;

творчество.

Авторы

подчёркивают

свои

основные

принципы:

«...народности,

культуросообразности,

взаимосвязи

эстетического

воспитания

с

интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода

(личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом

воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста».

В

разделе

«Музыкальная

деятельность»

определены

задачи

музыкального образования и воспитания детей, которые включают:

• развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной

культуры и музыкально-эстети ческого вкуса; приобретение детьми системы

опорных

знаний,

умений

и

способов

музыкальной

деятельности,

обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с

музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

•развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование

чувства ритма, гармонии);

• воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к

высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её;

• развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной

музыке других народ с целью ознакомления с их духовной культурой.

• приобщение ребёнка к народной, классической и современной песне,

формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительст ву;

формирование умения использовать полу ченные знания и навыки в быту и

на досуге.

На занятиях по музыке следует привлекать произведения одного вида

искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также

использовать

произведения

различных

видов

искусства

для

создания

эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Выявлено множество средств педагогического воздействия, которые

способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной

музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов,

кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных

ситуаций, выразительное, яркое исполнение произведений.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает

педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный

образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства,

дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной

выразительности одного за счет «наглядности» другого.

Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько

на сходство или контраст содержания различных произведений искусства,

сколько на сходство или контраст их по настроению. Хорошо, когда тема

позволяет сочетать и то и другое, как, например, картины и стихи к

произведению Э.Грига «Утро».

Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме:

прочувствовать - осознать - выявить свое отношение. Только в такой

последовательности полученные знания становятся частью мировоззрения

ребенка и приобретают для него реальную ценность.

Музыка, изодеятельность и развитие речи - эти занятия должны стать

триединством для решения задач формирования художественной культуры

дошкольников.

В реализации программы большое значение имеют творческие задания.

Творческие

задания

на

активизацию

внимания предполагают

сравнение произведений различных видов искусства. Такое сравнение

приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов

искусства отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции,

настроения. Например, П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена

года», стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора», картина И.Левитана

«Золотая осень».

Творческие

задания

на

развитие

ассоциативного

мышления предполагают

сравнение

настроения,

а

не

содержания

произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ «В пещере

горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» и картины А. Куинджи «Лунная ночь

на Днепре», Ф.Васильев «Перед дождем», А.Дубовской «Притихло». Здесь

важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и

различие с помощью наводящих вопросов.

Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень

любят такие задания. Можно предложить им поставить себя, например,

«внутри пейзажа Шишкина» и представить, какое у них будет настроение,

какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была

бы их собственная музыка. С другой стороны, можно представить себя

героем музыкальной пьесы, пофантазировать, какие, например, стихи мог бы

прочитать этот герой, с каким чувством, силой голоса и т. д. Затем привести

авторское стихотворение (например, стихотворение А.С.Пушкина «Осень»,

«Осенняя песня» П.И.Чайковского и пейзаж А.Шишкина «Золотая осень»).

Творческие задания «Мы рисуем музыку». Рисование доставляет детям

особое

удовольствие.

Чувство

цвета

как

средство

эмоциональной

выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками

ребенку

выразить

собственное

эмоциональное

состояние

после

прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков

детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-

детски искренне. Задача взрослых понять истоки этих мыслей, чувств

ребенка и помочь в их разрешении.

Творческие задания: «Сочини сказку об услышанном», «Подбери

созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам», «Придумай

название

музыкальному

произведению»

-

варианты

для

развития

литературного

языка

ребенка,

культуры

его

чувств

и

умственной

деятельности, которые закладываются, в том числе, и через слово. Слушая

стихи, ребенок учится воспринимать красоту языка. Поиск подходящего по

содержанию, характеру, образному строю и настроению стихотворения

созвучного музыке, помогает детям развивать умение выражать свои чувства.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступно все богатство игровой

деятельности. В педагогической практике могут быть использованы:

имитационные игры («Ритмическое эхо», «Где живут звуки?»);

сюжетно-образные,

сюжетно-ролевые

игры,

игры-драматизации

(«Сочиняем музыкальную сказку», «Музыкальные образы», «Музыкальные

события»);

музыкально-дидактические,

развивающие

игры

(«Музыкальная

лестница», «Тихо-громко», «Сколько звуков», «Отгадай инструмент»);

игры-импровизации

(«Музыкальные

вопросы»,

«Сочиняем

цвет,

чувство, настроение», «Поющие звуки», «Цветные звуки», «Музыкальные

портреты»);

игровой фольклор; моделирующие игры («Запишем музыку», «Рисуем

музыкальный альбом», «Как звучит картина»); деловые игры («Идем в

концертный зал», «Мы – фольклористы»); компьютерные музыкальные игры.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ вышерассмотренного

программного материала по музыкально-эстетическому воспитанию детей

показывает большой интерес к эстетическому развитию ребенка, в том числе

как средству формирования развития личности, воспитания духовности и

эстетической культуры средствами искусства.

В современных условиях приоритетным направлением работы в

дошкольном учреждении и детской школы искусств является художественно-

эстетическое воспитание детей. В настоящее время высокая социальная

значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и

обучения в дошкольном учреждении и детской школе искусств, на

актуальность и необходимость составления

развивающих

занятий

по

эстетическому воспитанию. Формирование творческой личности, создание

эмоционально

благоприятной

обстановки

для

каждого

ребенка,

обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к

эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка,

развитию его личностных качеств.

Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в

мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их

произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из

важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к

художественному творчеству и формирование художественно-творческих

способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно

связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую

систему воспитания детей в детской школе искусств. В процессе занятий по

ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию

речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают

разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные

чувства. Всё это составляет основу творчества.

Эстетическое воспитание детей может быть организованно в разных

формах, и эти формы имеют свою квалификацию. Особое значение в

осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания

детей имеет интегрирование искусства и разных видов художественной

деятельности.

Искусство

(изобразительное,

музыкальное,

театральное,

литература, архитектура и т.д.) – важнейшая составляющая интегрированных

занятий,

имеющая

немалое

значение

для

эстетического,

духовного

формирования личности ребенка средствами интеграции.

Механизмом

интеграции

является

именно

образ,

созданный

средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах

художественной деятельности:

- в литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты,

сравнения, ритм, метафора);

- театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос,

интонация, позы;

- музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

В детской школе искусств дети получают знания об искусстве,

знакомятся с его различными видами: музыкой, графикой, живописью,

скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра.

Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической

деятельности дает возможность детям эстетически осваивать мир во всем его

многообразии.

Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития

личности ребенка требует определения понятий, связанных с использованием

произведений различных видов искусства в педагогическом процессе:

- взаимодействие искусств;

- комплекс;

- синтез;

- интеграция.

Понятие

взаимодействие

искусств

обозначает

сложную

форму

причинно-следственных связей между различными видами искусства, с

одной стороны, и эстетически развивающейся личностью - с другой.

Под комплексом искусств в педагогической практике понимается

сочетание

различных

видов

искусства,

необходимое

для

решения

определенных учебно-воспитательных задач.

По мнению Б.И. Ивасива, в педагогическом процессе реализуются

внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и

функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.

Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном анализе

выразительных

средств

различных

видов

искусства.

Функциональная

особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у

детей способности эстетически оценивать художественные произведения

путем сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов,

настроения самых разнообразных произведений. Генетическая взаимосвязь

различных видов искусства в единстве происхождения и синкретизме форм,

что ярко проявляется в народном искусстве.

В научных трудах Ю.Б. Борева, В.В. Ванслова, А.Я. Зися, посвященных

взаимосвязи и синтезу искусств, отражен характер социокультурных,

психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами

искусства и особенностью их воздействия на человека.

Основываясь на принципах взаимодействия искусств, влияющих на

личность, нами отобраны несколько типов синтеза искусств, проверенных на

практике и являющихся наиболее продуктивными в работе с детьми

дошкольного возраста.

Введение

в

теорию

и

практику

эстетического

воспитания

и

художественного

образования

понятия

интеграция

искусств

вызвано

потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы

развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в

одной образной системе с целью формирования универсальных способностей

и интегративных качеств личности.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей средствами

комплекса искусств получила свое отражение в современных исследованиях

М.Б. Зацепиной, Е.Н. Зуйковой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Т.Г. Пеня,

Р.М. Чумичевой, Б.П. Юсова, в которых отмечается, что использование

комплекса искусств в воспитательно-образовательном процессе ДОУ ведет к

формированию у детей творческих начал в деятельности: проявление

активности, самостоятельности и инициативы в применении основных

приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения

поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными

методами, а также при помощи различных изобразительных средств.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и

развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей

точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств

эстетического

воспитания

и

разнообразных

художественно-творческих

деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-

речевой, музыкальной). Актуальность разработки проблемы интеграции

применительно к эстетическому воспитанию детей определяется тем, что

интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать

образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного

содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция

разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей

позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими

образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Ознакомить детей со всеми видами искусства, значит, органически

соединить определенные элементы различных видов искусства. Синтез

достигается благодаря единому замыслу и стилю. Это можно проследить на

интегрированных занятиях. Их цель - посредством искусства, своих знаний,

жизненного опыта ознакомить детей с замечательными шедеврами мировой и

отечественной культуры, показать, что все виды искусства родственны между

собой. Их проявляется в постоянном тяготении друг к другу.

Важно, чтобы работа

педагога строилась на научной основе и

проводилась по определенной программе, учитывающей современный

уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа

постепенности,

последовательного

усложнения

требований,

дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных

возрастов.

Цель интеграции – научить ребенка видеть мир как единое целое, в

котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир

музыки

и

живописи.

А

задачей

ставит:

повышение

эффективности

художественно-эстетического

воспитания;

побуждение

интереса

к

творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке;

формирование умения использовать накопленный опыт для действий в

определенной ситуации; научить выделять главное из общего потока

информации.

Доктором педагогических наук И.Я.Лернером предложены системы

общих дидактических методов обучения, используемые на интегрированных

занятиях.

Они

классифицированы

по

характеру

деятельности: информационно-рецептивный

метод -

направлен

на

организацию

и обеспечение

восприятия, запоминания дошкольниками

готовой информации; репродуктивный метод - направлен на закрепление,

упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями: усвоение

способов

деятельности,

суть

и

образец

которых

уже

известен; эвристический метод - направлен на операционное или поэтапное

обучение

элементам

и

процедурам

творческой

деятельности; исследовательский

метод -

предполагает

самостоятельное

решение целостных задач.

Для реализации поставленных задач в системе

художественно-

эстетического воспитания детей , в план интегрированных занятий могут

быть включены общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, художников

и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию для детей и

логически взаимосвязана. Сюда включаются и программные произведения с

учетом возрастных особенностей детей, что способствует активизации

познавательной активности, расширению их знаний по трем интегрирующим

направлениям: развитию речи, музыке, рисованию. Кроме того, тексты

литературных, музыкальных произведений подбираются с учетом сезонных

изменений в природе. Все это помогает детям нагляднее и эффективнее

сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с

изучаемыми художественными и музыкальными произведениями, выражать

свое отношение к окружающему миру в речи, рисунке.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более

сосредоточенно

слушать

музыкальные

и

литературные

произведения,

рассматривать

произведения

изобразительного

искусства,

глубже

их

воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и

осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не

только

замечает

выразительно-изобразительные

средства

в

различных

произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном

жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов

искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным

жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать - деятельность детей,

связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной

радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем

эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и

навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Картина общей осведомленности детей об искусстве была бы неполной

без уточнения позиции родителей о роли музыкальной культуры в жизни

ребенка. С этой целью было проведено анкетирование родителей, которое

выявило, какому виду искусства они отдают предпочтение в семьях

воспитанников, как к нему относятся в семье и привлекает ли вообще оно их

внимание. Результат анкетирования показал, что многие родители не просто

равнодушно отписались односложными ответами, а выразили собственное

мнение и свое отношение к искусству. Почти 60% опрошенных родителей

изъявили желание дать своим детям образование в Детской школе искусств и

посчитали, что и в детском саду занятия музыкой необходимо включать в

работу

с

их

детьми.

Во

многих

семьях,

оказывается,

часто

организовываются совместные с детьми посещения культурных заведений,

даже с выездом в столицу, где огромные возможности для удовлетворения

культурных запросов и предпочтений.

Детям можно предложить творческие задания, которые предполагают

определение

эмоционально-ценностного

отношения

детей

старшего

дошкольного возраста к музыкально-эстетической деятельности: проявление

интереса к музыкальному искусству; предпочтения детей к определенным

жанрам; эмоциональную реакцию на содержание; отношение к видам

музыкальной деятельности; выражение своего отношения к окружающей

действительности.

Диагностика музыкально-эстетического развития детей предполагала

выявление трех основных музыкальных способностей: развитость ладового

чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Ладовое

чувство проявляется как способность эмоциональной отзывчивости на общий

характер произведения, смену в нем настроений, как чувство тяготения

звуков. Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в

пении, игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, в

процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство

ритма формируется в пении, игре на музыкальных инструментах, в

музыкально-ритмических движениях.

При диагностике ладового чувства выполнялись задания на адекватное

определение характера музыки и различий в ее настроениях, задания на

исполнение окончаний мелодий, прервавшихся на неустойчивых звуках и т.д.

В

ходе

диагностики

музыкально-слуховых

представлений

детям

предлагались такие задания: повторить спетую или исполненную на

музыкальном

инструменте

мелодию;

отметить

ритмические

или

мелодические изменения в выученных песенках или мелодиях; подобрать

мелодию на музыкальных инструментах и т.д.

Внутренний

слух

и

музыкальные

представления

связаны

со

способностью слышать и переживать музыку про себя. Дети воспринимают,

осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего

композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа

на

слушателя,

устанавливают

причинно-следственные

связи

между

эмоциональным

содержанием

музыкального

образа

и

средствами

выразительности.

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в

отечественной и зарубежной литературе.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во

всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не

только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности, в

целом: ее духовных потребностей,

нравственных идеалов,

личных и

общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке

развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное

значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность:

быт,

семья,

межличностные

отношения,

-

все,

что

может

быть

прекрасным.

Как основной носитель прекрасного,

искусство также

является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических

явлений

жизни

и

искусства

на

личность

может

проходить

как

целенаправленно, так и спонтанно. На начальном этапе этого процесса

огромную роль играет дошкольное учреждение. В план воспитательно-

образовательной работы с детьми включены занятия по рисованию, музыке,

ознакомлению с художественной литературой, хореографии, театрализации,

основой которых является искусство. Это не случайно. Наше исследование

показало, что и познавательный интерес к искусству у детей старшего

дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса - это первое из

условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству

обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное

произведение,

литературное

или

художественное.

Именно

сила

эмоционального воздействия является путем проникновения в детское

сознание,

и средством формирования эстетических качеств личности.

Действительно,

средства

искусства,

используемые

в

учебно-

воспитательном

процессе,

являются

эффективным

средством

эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные

педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные

эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и

творить прекрасное.

Часто на практике мы сталкиваемся с тем, что

педагоги дошкольных учреждений мало пользуются искусством в целях

эстетического воспитания ребенка, уделяя больше времени и сил развитию

практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на

подлинные

духовные

и

художественные

ценности,

эстетическое

воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд,

реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в дошкольном

возрасте и младшем школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем

становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное

богатство,

истинные эстетические качества, нравственную чистоту и

высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически,

можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании

детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Можно утверждать, что музыкально - эстетического воспитания детей

старшего дошкольного возраста можно достичь, если интегративный

потенциал музыкального искусства во взаимодействии с другими ее

видами,

различными

видами

человеческой

деятельности,

всех

функциональных

возможностей

музыки

способствует

художественно-

эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Именно

интеграция музыки во все виды активности детей старшего дошкольного

возраста наиболее эффективно способствует эстетическому воспитанию и

влияет на формирование всесторонне и гармонично развитой личности

ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Анисимов В.Н Диагностика музыкальных способностей детей. М:

ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

2.

Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – M., 2003. –

176 с.

3.

Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.:

Просвещение, 1989. – 207 с.

4.

Виноградов

Л.В.

Развитие

музыкальных

способностей

у

дошкольников. С.-П., 2009. – 160 с.

5.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-

СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.

6.

Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная

деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005. –

64 с.

7.

Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.:

ВАКО, 2006. – 240 с.

8.

Доронова Т. Н. «Из ДОУ в школу». ЛИНКА-ПРЕСС. М., 2007. – 232 с.

9.

Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в

дошкольных учреждениях – М., Просвещение, 1983. – 268 с.

10.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей

младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

11.

Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по

формированию здоровья и развития детей 4-7 лет Т.Н. Доронова, Л.Г.

Голубева Н.А. Годдонова и другие – М., Просвещение, 2002. – 303 с.

12.

Кабалевский

Д.Б.

Как

рассказывать

детям

о

музыке.

-

М.:

Просвещение, 1989.- 191с.

13.

Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л.,

1989. – 155 с.

14.

Климова Е.П. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Интегрированные занятия» Волгоград. 2007. – 77 с.

15.

Комарова

Т.С,

Антонова

А.В.,

Зацепина

М.Б.

Программа

эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество.

- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 127 с.

16.

Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Художественная культура. М., 2001 -94 с.

17.

Корчаловская Н.В. Комплекс занятий по развитию музыкальных

способностей у дошкольников. – М., 2008. – 112 с.

18.

Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей

дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.

19.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. – 181 с.

20.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.,1981. 186 с.

21.

Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.:

Музыка, 1988. – 88 с.

22.

Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального

воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 2 – 2 с.

23.

Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального

воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 3 – 2 с.

24.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.

М., 1981. – 96 с.

25.

Мерзлякова

С.

Роль

интегрированных

занятий

в

развитии

дошкольников. // Музыкальный руководитель. –2010. - №2 – 2 с.

26.

Мерзлякова

С.

Комплексные

и

интегрированные

занятия.

//

Музыкальный руководитель. –2008. - №3 – 3 с.

27.

Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей». М., 2002. –

240 с.

28.

Нижегородцева

Н.В.,

Шадриков

В.Д.

«Психолого-педагогическая

готовность ребенка к школе» - М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

29.

Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой

активности

детей

старшего

дошкольного

возраста:

метод.

рекомендации. – М.: АРКТИ, 2002. – 224 с.

30.

Парамонова Л. «А.В.Запорожец. Роль дошкольного воспитания в

общем процессе всестороннего развития личности» //Дошкольное

воспитание, 2005 - № 9 - 66-69 с.

31.

Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное

воспитание

дошкольников

/

под.ред.О.П.Радыновой

М.:

ИЦ

«Академия», 2000. – 240 с.

32.

Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение

педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель. –

2006. - №5.

33.

Руковицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М.: Знание –

2002. – 432 с.

34.

Скопинцева О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества

старших дошкольников – Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.

35.

Сухомлинский В.А.. «О воспитании». – М., Политиздат, 1982. – 270 с.

36.

Теплов К.В. Психология индивидуальных различий: в 2 т. / К. В.

Теплов. – М.: 1985. – Т. 1. – 194 с.

37.

Улашенко Н.Б. «Музыка. Подготовительная группа. Нестандартные

занятия» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.

38.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред.

В.Н.Шацкой М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 334 с.

39.

Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности

старшего дошкольника. /Р.М. Чумичева. Ростов н/Д 1995. – 272 с.

40.

Штанько

И.В.

Воспитание

искусством

в

детском

саду

(интегрированный подход). М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.

41.

Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1995. - 107с.



В раздел образования