Автор: Бородай Сергей Сергеевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО ДШИ №8
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "О работе концертмейстера в детской школе искусств"
Раздел: дополнительное образование
Бородай Сергей Сергеевич
концертмейстер
г. Красноярск, ДШИ №8
О работе концертмейстера в детской школе искусств
Работа
концертмейстера
в
музыкальной
школе
является
важным
аспектом в становлении будущих музыкантов. Однако эта работа весьма
разносторонняя и богатая на задачи и требования к себе. Помимо общих
музыкальных
умений
немаловажную
роль
играет
и
выстраивание
коммуникации внутри экосистемы школы.
Педагог и концертмейстер работают на достижение общей цели – дать
ребенку музыкальное образование. Работа в тандеме становится источником
новых идей, ценностей; помогает раскрыть музыкальный замысел с разных
сторон. Учитывая перечисленные выше позиции, возникает необходимость к
определению роли концертмейстера в процессе обучения музыке.
Важность
концертмейстерской
работы
подчеркивается
многими
учеными
и
профессорами
высших
учебных
заведений.
Монография
Е.
Шендеровича «В концертмейстерском классе» может служить настольной
книгой
всем
начинающим
пианистам
в
начале
их
творческого
и
профессионального пути. В работе рассматриваются вопросы, связанные с
концертмейстерским искусством, расстанавливаются приоритеты в задачах
при
работе
над
музыкальным
произведением.
Важными
навыками
Шендерович называет чтение с листа, транспонировку, которым, в свою
очередь, в процессе обучения не так много внимания уделяется. И. Э. Мосин
подтверждает
существование
мнения
о
низкой
важности
работы
концертмейстера,
При
этом
в
своей
работе
«Творческая
работа
в
концертмейстерском классе» подробно раскрывает всю специфику работы в
различных классах и ансамблях – от солистов до сводных хоров и оркестров
– используя конкретные примеры.
Работы
концертмейстером
в
ДШИ
зачастую
в ы к ид ы ва е т
новоиспеченного
специалиста
сразу
на
несколько
направлений.
И
для
определения специфики работы с каждым отдельно взятым инструментом
нужно
время.
Помимо
этого
при
наличии
детей
концертно-конкурсной
группы
встает
вопрос
дуалистического
типа
«концертмейстер
в
классе/
концертмейстер на сцене», о котором рассуждал Е. Шендерович. Однако,
свалившийся
объем
работы
позволяет
подчерпнуть
много
новых
знаний,
которые
так
необходимы
юному
специалисту.
Становится
возможным
провести
межпредметные
связи.
Работа
в
классе
академического
вокала
позволяет
открыть
новые
грани
при
аналогичной
концертмейстерской
деятельности
уже
в
классе
виолончели.
Уметь
петь,
оно
же
легато
или
кантилена
–
как
один
из
важнейших
разделов
игры
на
музыкальном
инструменте, концентрируется внутри специалиста с удвоенной силой. Из-за
чего
возникает
улучшенная
работа
над
дыханием
и
фразировкой,
увеличивается музыкальный опыт. В рамках работы с педагогом и учащимся,
концертмейстер
может
привнести
свой
взгляд,
который
богато
наполнен
благодаря работе с разными направлениями музыкального обучения.
Также не стоит забывать о навыках коммуникации, которые зачастую
выходят на первый план. Работа концертмейстера подразумевает связь с
учащимися и с педагогами. Для создания комфортного климата внутри класса
необходимо выстроить общую модель поведения с педагогом, если же новый
концертмейстер приходит в класс к опытному преподавателю – подстроиться
под уже имеющуюся модель. Ведь класс – это не просто место для занятий,
это
еще
и
семья,
в
которой
не
должно
быть
критических
разногласий.
Помимо прочего нужна и отдельная связь с каждым из обучающихся. Это
продиктовано
индивидуальными
психофизиологическими
особенностями
каждого из детей.
Подводя
итог
сказанному
выше
необходимо
подчеркнуть,
что
профессионалом в концертмейстерском искусстве можно только через опыт и
практику. И от ее разносторонности зависит опционал будущего специалиста.
Список источников:
1.
Шендерович
Е.М.
В
концертмейстерском
классе:
Размышления
педагога [Текст]: Монорграфия / Е.М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 207
с.
2. Мосин И. Э. Творческая работа в концертмейстерском классе [Текст]:
Учебно-методическое пособие / И. Э. Мосин. – СПб.: Издательство «Планета
музыки», 2017 – 112 с.