Напоминание

"О работе концертмейстера в детской школе искусств"


Автор: Бородай Сергей Сергеевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО ДШИ №8
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "О работе концертмейстера в детской школе искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Бородай Сергей Сергеевич

концертмейстер

г. Красноярск, ДШИ №8

О работе концертмейстера в детской школе искусств

Работа

концертмейстера

в

музыкальной

школе

является

важным

аспектом в становлении будущих музыкантов. Однако эта работа весьма

разносторонняя и богатая на задачи и требования к себе. Помимо общих

музыкальных

умений

немаловажную

роль

играет

и

выстраивание

коммуникации внутри экосистемы школы.

Педагог и концертмейстер работают на достижение общей цели – дать

ребенку музыкальное образование. Работа в тандеме становится источником

новых идей, ценностей; помогает раскрыть музыкальный замысел с разных

сторон. Учитывая перечисленные выше позиции, возникает необходимость к

определению роли концертмейстера в процессе обучения музыке.

Важность

концертмейстерской

работы

подчеркивается

многими

учеными

и

профессорами

высших

учебных

заведений.

Монография

Е.

Шендеровича «В концертмейстерском классе» может служить настольной

книгой

всем

начинающим

пианистам

в

начале

их

творческого

и

профессионального пути. В работе рассматриваются вопросы, связанные с

концертмейстерским искусством, расстанавливаются приоритеты в задачах

при

работе

над

музыкальным

произведением.

Важными

навыками

Шендерович называет чтение с листа, транспонировку, которым, в свою

очередь, в процессе обучения не так много внимания уделяется. И. Э. Мосин

подтверждает

существование

мнения

о

низкой

важности

работы

концертмейстера,

При

этом

в

своей

работе

«Творческая

работа

в

концертмейстерском классе» подробно раскрывает всю специфику работы в

различных классах и ансамблях – от солистов до сводных хоров и оркестров

– используя конкретные примеры.

Работы

концертмейстером

в

ДШИ

зачастую

в ы к ид ы ва е т

новоиспеченного

специалиста

сразу

на

несколько

направлений.

И

для

определения специфики работы с каждым отдельно взятым инструментом

нужно

время.

Помимо

этого

при

наличии

детей

концертно-конкурсной

группы

встает

вопрос

дуалистического

типа

«концертмейстер

в

классе/

концертмейстер на сцене», о котором рассуждал Е. Шендерович. Однако,

свалившийся

объем

работы

позволяет

подчерпнуть

много

новых

знаний,

которые

так

необходимы

юному

специалисту.

Становится

возможным

провести

межпредметные

связи.

Работа

в

классе

академического

вокала

позволяет

открыть

новые

грани

при

аналогичной

концертмейстерской

деятельности

уже

в

классе

виолончели.

Уметь

петь,

оно

же

легато

или

кантилена

как

один

из

важнейших

разделов

игры

на

музыкальном

инструменте, концентрируется внутри специалиста с удвоенной силой. Из-за

чего

возникает

улучшенная

работа

над

дыханием

и

фразировкой,

увеличивается музыкальный опыт. В рамках работы с педагогом и учащимся,

концертмейстер

может

привнести

свой

взгляд,

который

богато

наполнен

благодаря работе с разными направлениями музыкального обучения.

Также не стоит забывать о навыках коммуникации, которые зачастую

выходят на первый план. Работа концертмейстера подразумевает связь с

учащимися и с педагогами. Для создания комфортного климата внутри класса

необходимо выстроить общую модель поведения с педагогом, если же новый

концертмейстер приходит в класс к опытному преподавателю – подстроиться

под уже имеющуюся модель. Ведь класс – это не просто место для занятий,

это

еще

и

семья,

в

которой

не

должно

быть

критических

разногласий.

Помимо прочего нужна и отдельная связь с каждым из обучающихся. Это

продиктовано

индивидуальными

психофизиологическими

особенностями

каждого из детей.

Подводя

итог

сказанному

выше

необходимо

подчеркнуть,

что

профессионалом в концертмейстерском искусстве можно только через опыт и

практику. И от ее разносторонности зависит опционал будущего специалиста.

Список источников:

1.

Шендерович

Е.М.

В

концертмейстерском

классе:

Размышления

педагога [Текст]: Монорграфия / Е.М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 207

с.

2. Мосин И. Э. Творческая работа в концертмейстерском классе [Текст]:

Учебно-методическое пособие / И. Э. Мосин. – СПб.: Издательство «Планета

музыки», 2017 – 112 с.



В раздел образования