Напоминание

«Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению»


Автор: Козулина Кристина Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" № 6
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад на тему: «Роль концертмейстера в подготовке ученика

к концертному выступлению»

Концертмейстер: Козулина Кристина Алексеевна

МБУ ДО ДШИ № 6

Введение:

В детской школе искусств концертмейстер – это пианист, помогающий

исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах1. Как

правило, концертмейстер исполняет аккомпанирующую партию в

произведениях, написанных для солирующего инструмента с

сопровождением фортепиано. Его работа предполагает глубокое понимание

специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать

качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в

исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их

исправлению.

1. Психологическая сторона.

Функции концертмейстера носят во многом педагогический характер,

так как участие в подборе педагогом программы, совместное разучивание

музыкального произведения способствуют развитию индивидуальности и

музыкальности солиста. Педагогическая сторона деятельности пианиста

требует использования собственного концертмейстерского опыта

(выразительное исполнение, которое способствует восприятию формы,

метроритма, лада и других средств художественной выразительности), ряда

специальных умений и навыков в области смежных исполнительских

дисциплин, знаний в сфере психологии и педагогики. Концертмейстер

должен обладать чувством профессионального долга, ответственности за

художественный результат, культурой общения, проявлять педагогический

такт, терпение, оптимизм в решении поставленных задач. Концертмейстер

обязан ознакомиться с историей создания сочинения, с жанровой и

структурной спецификой.

Необходимо хорошо знать партию партнера (особенности развития мелодии,

ритма, фактурного изложения, динамики развития и пр.), так как

фортепианная партия и партия солиста представляют собой единое целое.

Отсутствие творческой инициативы не вызывает вдохновения у партнера по

ансамблю. Важно придерживаться «золотой середины» в творческом

взаимодействии. Опытный концертмейстер, как и чуткий педагог, помогает

выступающему устранить эмоциональное напряжение, предконцертное

волнение и достигнуть ощущение комфортности сценического выступления.

Он создает необходимое эмоциональное состояние, увлекает солиста и

помогает ему осмыслить содержание произведения, подводит к

предчувствованию кульминации, концентрирует внимание на

художественной стороне исполнения, избавляет от излишнего волнения.

2. Условия успешного выступления ученика на сцене

Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не

только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за

плечами немалый жизненный и исполнительский опыт. Как может

концертмейстер помочь справиться с волнением, неуверенностью в своих

силах, переживанием за успешность выступления?

Успешность публичного выступления ученика зависит не только от

качества его работы над произведениями, но и от его психологической

подготовки к общению со слушателями. Ведь как часто приходится педагогу

испытывать чувство мучительной неудовлетворенности и разочарования,

когда достаточно хорошо подготовленный к концертному произведению

ученик со срывами, забыв о художественном образе, музыкальности,

отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, исполняет

произведения на сцене, забыв задуманное и наработанное за долгое время

подготовки. Сценическое волнение, перерождающееся в панику, испытывают

многие ученики. В такой момент игра лишается управления, память

подводит, движения зажимаются, ученик путается, и даже хорошо выученное

произведение исполняется им не лучшим образом. Удовольствия от такой

игры нет, а результат – жестокая психологическая травма, вплоть до

нежелания заниматься музыкой дальше. Концертмейстер может помочь

справиться со сценическим (эстрадным) волнением. Преподаватель не всегда

дает достаточную установку на успех, часто выражает сомнения в

доученности исполняемой программы, подбирает завышенный по сложности

в техническом и художественном плане репертуар. Играют роль и личные

особенности педагога и родителей. Важна и надежность концертмейстера,

уверенность в нем ученика, слаженность и выраженность ансамбля с ним.

Чем выше удовлетворенность ученика своим обучением музыке, тем сильнее

его возможность реализовать себя в музыкально-исполнительской

деятельности и, соответственно, тем ниже будет его тревожность. Напротив,

страх перед наказанием, заниженная самооценка, раздражительность

педагога и концертмейстера, создают подъем личной тревожности ребенка.

Умение тонко чувствовать настроение ученика в трудный момент, поддержать

его при подготовке к концерту и непосредственно перед ним, помогают

снизить волнение и тревожность ученика. Таким образом, улучшение

качества исполнения на концертном или конкурсном выступлении возможно

лишь в едином комплексе: ученик –родитель –преподаватель -

концертмейстер. Порой недостаточный контроль со стороны родителей или

попросту их безразличное отношение к музыкальным занятиям подростка,

также создают моменты тревожности. Пробудить у ученика подлинный

интерес к музыке, повысить эффективность занятий возможно только если и

дома, и на уроке царит дух любви и взаимного уважения уважение.

Одной из распространенных причин волнения является страх перед

неудачей. Ребенок беззащитен на сцене, и даже невинное на первый взгляд

замечание о возможном провале может повлиять на успех. Опытный

концертмейстер может снять неконтролируемое волнение и нервное

напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время самого

выступления. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная

игра, повышенный тонус исполнения передаются партнеру и помогают ему

обрести уверенность, психологическую, а затем и мышечную свободу.

Для снятия и ослабления эмоциональной напряженности, возникающей в

предконцертной ситуации, полезно вводить какое-либо отвлекающее задание,

которое в принудительном порядке переводит активность ученика в рамки

другой деятельности (например, комплекс несложных дыхательных и

физических упражнений). Можно использовать и отдельные когнитивные

методы. Один из них основан на том, что две мысли не могут существовать

одновременно, и нежелательная мысль вытесняется новой, заранее

подготовленной и отрепетированной. Эта мысль должна быть обязательно

позитивной, и применяться с единственной целью – вытеснить

нежелательную мысль. Перед выступлением ученику необходимо помочь в

поиске лучших способов подготовки к выступлению. Это и режим дня, и

целесообразность сна, и норма питания в день выступления; все то, что

способствует лучшему восстановлению детского организма. Важно, чтобы

ученик видел: педагог стремится всячески помочь ему выступить как можно

лучше.

Вывод:

Но самое главное, чему должен способствовать концертмейстер – это

рождению вдохновения, без которого бессмысленно обращаться к музыке.

Именно это прекрасное состояние творчества дает возможность ученику

почувствовать себя музыкантом, причастным к великому таинству

исполнительства. Специфика публичного выступления состоит в том, что

действие разворачивается в реальном времени, принимать решение

приходится непосредственно в момент исполнения. Концертмейстер должен

развивать в себе мгновенную реакцию на любую ситуацию, которую может

создать на эстраде солист-ученик.

Литература:

1 Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. - М.: Классика XXI,2006

2.Петрушин В.И. Психологическая подготовка к выступлению. Газета

«Играем с начала». - 2009г. - №07-08.

3. В любых условиях хороший аккомпаниатор не должен выпячивать

преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста»,

подчеркнув лучшие стороны его игры.



В раздел образования