Автор: Козулина Кристина Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" № 6
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению»
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад на тему: «Роль концертмейстера в подготовке ученика
к концертному выступлению»
Концертмейстер: Козулина Кристина Алексеевна
МБУ ДО ДШИ № 6
Введение:
В детской школе искусств концертмейстер – это пианист, помогающий
исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах1. Как
правило, концертмейстер исполняет аккомпанирующую партию в
произведениях, написанных для солирующего инструмента с
сопровождением фортепиано. Его работа предполагает глубокое понимание
специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать
качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в
исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их
исправлению.
1. Психологическая сторона.
Функции концертмейстера носят во многом педагогический характер,
так как участие в подборе педагогом программы, совместное разучивание
музыкального произведения способствуют развитию индивидуальности и
музыкальности солиста. Педагогическая сторона деятельности пианиста
требует использования собственного концертмейстерского опыта
(выразительное исполнение, которое способствует восприятию формы,
метроритма, лада и других средств художественной выразительности), ряда
специальных умений и навыков в области смежных исполнительских
дисциплин, знаний в сфере психологии и педагогики. Концертмейстер
должен обладать чувством профессионального долга, ответственности за
художественный результат, культурой общения, проявлять педагогический
такт, терпение, оптимизм в решении поставленных задач. Концертмейстер
обязан ознакомиться с историей создания сочинения, с жанровой и
структурной спецификой.
Необходимо хорошо знать партию партнера (особенности развития мелодии,
ритма, фактурного изложения, динамики развития и пр.), так как
фортепианная партия и партия солиста представляют собой единое целое.
Отсутствие творческой инициативы не вызывает вдохновения у партнера по
ансамблю. Важно придерживаться «золотой середины» в творческом
взаимодействии. Опытный концертмейстер, как и чуткий педагог, помогает
выступающему устранить эмоциональное напряжение, предконцертное
волнение и достигнуть ощущение комфортности сценического выступления.
Он создает необходимое эмоциональное состояние, увлекает солиста и
помогает ему осмыслить содержание произведения, подводит к
предчувствованию кульминации, концентрирует внимание на
художественной стороне исполнения, избавляет от излишнего волнения.
2. Условия успешного выступления ученика на сцене
Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не
только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за
плечами немалый жизненный и исполнительский опыт. Как может
концертмейстер помочь справиться с волнением, неуверенностью в своих
силах, переживанием за успешность выступления?
Успешность публичного выступления ученика зависит не только от
качества его работы над произведениями, но и от его психологической
подготовки к общению со слушателями. Ведь как часто приходится педагогу
испытывать чувство мучительной неудовлетворенности и разочарования,
когда достаточно хорошо подготовленный к концертному произведению
ученик со срывами, забыв о художественном образе, музыкальности,
отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, исполняет
произведения на сцене, забыв задуманное и наработанное за долгое время
подготовки. Сценическое волнение, перерождающееся в панику, испытывают
многие ученики. В такой момент игра лишается управления, память
подводит, движения зажимаются, ученик путается, и даже хорошо выученное
произведение исполняется им не лучшим образом. Удовольствия от такой
игры нет, а результат – жестокая психологическая травма, вплоть до
нежелания заниматься музыкой дальше. Концертмейстер может помочь
справиться со сценическим (эстрадным) волнением. Преподаватель не всегда
дает достаточную установку на успех, часто выражает сомнения в
доученности исполняемой программы, подбирает завышенный по сложности
в техническом и художественном плане репертуар. Играют роль и личные
особенности педагога и родителей. Важна и надежность концертмейстера,
уверенность в нем ученика, слаженность и выраженность ансамбля с ним.
Чем выше удовлетворенность ученика своим обучением музыке, тем сильнее
его возможность реализовать себя в музыкально-исполнительской
деятельности и, соответственно, тем ниже будет его тревожность. Напротив,
страх перед наказанием, заниженная самооценка, раздражительность
педагога и концертмейстера, создают подъем личной тревожности ребенка.
Умение тонко чувствовать настроение ученика в трудный момент, поддержать
его при подготовке к концерту и непосредственно перед ним, помогают
снизить волнение и тревожность ученика. Таким образом, улучшение
качества исполнения на концертном или конкурсном выступлении возможно
лишь в едином комплексе: ученик –родитель –преподаватель -
концертмейстер. Порой недостаточный контроль со стороны родителей или
попросту их безразличное отношение к музыкальным занятиям подростка,
также создают моменты тревожности. Пробудить у ученика подлинный
интерес к музыке, повысить эффективность занятий возможно только если и
дома, и на уроке царит дух любви и взаимного уважения уважение.
Одной из распространенных причин волнения является страх перед
неудачей. Ребенок беззащитен на сцене, и даже невинное на первый взгляд
замечание о возможном провале может повлиять на успех. Опытный
концертмейстер может снять неконтролируемое волнение и нервное
напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время самого
выступления. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная
игра, повышенный тонус исполнения передаются партнеру и помогают ему
обрести уверенность, психологическую, а затем и мышечную свободу.
Для снятия и ослабления эмоциональной напряженности, возникающей в
предконцертной ситуации, полезно вводить какое-либо отвлекающее задание,
которое в принудительном порядке переводит активность ученика в рамки
другой деятельности (например, комплекс несложных дыхательных и
физических упражнений). Можно использовать и отдельные когнитивные
методы. Один из них основан на том, что две мысли не могут существовать
одновременно, и нежелательная мысль вытесняется новой, заранее
подготовленной и отрепетированной. Эта мысль должна быть обязательно
позитивной, и применяться с единственной целью – вытеснить
нежелательную мысль. Перед выступлением ученику необходимо помочь в
поиске лучших способов подготовки к выступлению. Это и режим дня, и
целесообразность сна, и норма питания в день выступления; все то, что
способствует лучшему восстановлению детского организма. Важно, чтобы
ученик видел: педагог стремится всячески помочь ему выступить как можно
лучше.
Вывод:
Но самое главное, чему должен способствовать концертмейстер – это
рождению вдохновения, без которого бессмысленно обращаться к музыке.
Именно это прекрасное состояние творчества дает возможность ученику
почувствовать себя музыкантом, причастным к великому таинству
исполнительства. Специфика публичного выступления состоит в том, что
действие разворачивается в реальном времени, принимать решение
приходится непосредственно в момент исполнения. Концертмейстер должен
развивать в себе мгновенную реакцию на любую ситуацию, которую может
создать на эстраде солист-ученик.
Литература:
1 Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. - М.: Классика XXI,2006
2.Петрушин В.И. Психологическая подготовка к выступлению. Газета
«Играем с начала». - 2009г. - №07-08.
3. В любых условиях хороший аккомпаниатор не должен выпячивать
преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста»,
подчеркнув лучшие стороны его игры.