Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Роль баскетбола в физическом воспитании студентов"
Раздел: высшее образование
Мифтахов Алмаз Фаридович
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Российская Федерация, Республика Татарстан, 423604, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89
РОЛЬ БАСКЕТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Физическая
культура
выступает
главенствующим
фактором
при
обучении
каждого специалиста структуры информационных услуг, так как их процесс обучения
связан
со
значимым
влиянием
н а
внимание
и
активное
использование
интеллектуальной деятельности, но при этом работа связана с небольшой физической
подвижностью.
В
данных
ситуациях
физические
упражнения способствуют
снижению
утомляемости
нервной
системы
человека,
стимулируют
повышенный
уровень
работоспособности, а также закалки иммунитета.
Физические нагрузки содействуют передачи нервных импульсов от мышц и
суставов к коре полушарий, при этом активизируют центральную нервную систему и
переводят её в систему повышенной активности. А это, в свою очередь, стимулирует
всю работу организма, способствуя повышению степени восприятия информации.
Помимо этого, значительная часть физических упражнений представляет собой
профилактику
хронических
заболеваний
и
предупреждение
нарушений
опорно-
двигательного аппарата.
В
современном обществе
происходят
существенные
изменения,
которые
связаны
с
использованием
различных
технических
устройств,
увеличился
объем
профессий,
которые
связаны
с
операторским
трудом,
требующих
от
человека
мгновенно
переключатся
и
ориентироваться
в
различных
возникающих
ситуациях,
большого объема
внимания,
а
также
умения
выполнять
сложные
и
многообразные
действия единовременно.
При необходимости стать профессионалом и овладеть сложнейшей техникой
студенту следует развивать способности координации для умения верно управлять
двигательными действиями, как часто бывает, в условиях дефицита времени, при этом
сохраняя
статическую
устойчивость
и
работоспособность.
Вместе
с
этим,
во
большинстве современных профессиях необходимо проявление таких качеств, как
выносливость, сила, быстрота, ловкость, а так же концентрация и распределение
внимания, оперативная память и мышление. Поэтому многие специалисты используют
спортивную
игру,
как
схему
современной
жизни,
которая
пользуется
невероятно
большой популярностью у всех категорий возрастов.
Физическая
активность
играет
главную
роль
в
формировании
крепкого
физического
здоровья,
развитии
различных
двигательных
навыков,
а
также
содействует
укреплению
эмоционального
фона
человека,
даёт
психологическую
разрядку и просто удовлетворяет потребность удовольствие. Таким образом, студентам
высших
учебных
заведений
настоятельно
рекомендована
физическая
активность:
систематические умственные перегрузки, многочасовое положение сидя на занятиях и в
процессе
выполнения
домашнего
задания,
усердная
работа
над
контрольными
и
курсовыми работами, дефицит
сна — всё данное приводит к снижению уровня
эмоциональной устойчивости, частым срывам и проявлению истерики, возрастанию
нежелания что-либо делать далее. Так, тут на помощь приходит физическая культура
и спорт. Большое количество студентов ВУЗов предпочитают игровые виды: футбол,
волейбол, баскетбол, коньки. Девушки предпочитают фитнес, спортивные танцы и
плавание. Юноши предпочитают футбол, баскетбол, поход в тренажёрный зал [1].
Баскетбол
является
тем
видом
спорта,
который способствует
развитию
у
человека большое количество различных двигательных навыков и способностей.
В
течение
игры
в
баскетбол
идет
развитие
двигательных
(физических)
способностей:
скоростных;
скоростно-силовых (рывки, прыжки с мячом или без мяча, броски и
передачи и т. д.);
выносливость (продолжительное выполнение упражнений с мячом или
без мяча с разной скоростью).
А так же всевозможных сочетаний двигательных способностей:
«взрывная сила»;
силовая и скоростная выносливость.
Система физических упражнений, которые основаны на баскетболе, оказывают
разностороннее
влияние
н а
формирование и
совершенствование
психических
процессов
в
организме
обучающегося.
Такие
упражнения
повышают
уровень
восприятия, внимания, памяти, развивают яркое воображение и мышление, что, в
свою
очередь,
является
основополагающим
для
качественного
восприятия
и
соблюдения техники и тактики, как физических упражнений, так и самого процесса
игры, согласованность действий как одного игрока, так и всей команды в единстве.
Баскетбол, исходя и ее истории, был задуман как игра для студентов, которым
попросту стало скучно в зимнее время года заниматься только гимнастикой, которая
была распространена во всех спортивных клубах, школах и ВУЗах США XIX века.
Игра
в
баскетбол
в
нашем
нынешнем
понимании раскрывается
высоким
уровнем физической активности и большим объемом нагрузки. Игра характеризуется
ходьбой,
бегом,
остановками,
поворотами,
прыжками,
ловлей
мяча,
бросками
и
ведением
мяча
совместно
как
с
командой,
так
и
с
соперниками.
Баскетбол
на
сегодняшний день — это не только игра или вид спорта, но и определенная система
физических упражнений, которые позволяют выработать значимую основу физических
навыков у человека.
Для
студентов
ВУЗов
баскетбол
выступает
не
только
развлекательной
атлетической игрой,
которая
включена
в учебную программу
дисциплины,
но
и
эффективным и рациональным методом физического воспитания.
Баскетбол как подвижная и активная игра с максимальной степенью физической
нагрузки решает вопросы по укреплению здоровья учащихся, развитию ловкости и
координации, скорости реакции, а также закаливанию организма и их характера,
воспитанию качеств коллективизма и соперничества, ответственности [2].
Специально выбранные игровые
физические
упражнения
и
задания, которые
выполняютсяиндивидуально, в двойках, тройках, командах, с мячом создают неограничен
ные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Особенностью спортивной игры в
баскетбол является
мгновенная
с м е н а
положений,
а д а п т а ц и я
в
с л о ж н о й
д в и г ат е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
выполнение различных двигательных действий с мячом или без мяча.
Формирование
двигательных
качеств
или
навыков
является
длительным,
сложным
и
кропотливым
проце ссом,
ко т о р ы й
п о з в о л я е т
д о в е с т и
выполнение несложных
действий
до
автоматизма.
С
помощью
игры
в
баскетбол
учащиеся развивают такие двигательные действия как ведение мяча, точная передача
мяча игроку по команде, обвод соперника, бросок мяча в кольцо с трёх различных
зон, оценивающиеся разным количеством очков. Но для того, чтобы данные навыки
были использованы рационально и эффективно в процессе игры, студентам нужно
иметь хотя бы базовый, начальный уровень физической подготовки.
Важной
задачей
физической
подготовки
является
постоянное
повышение
уровня
и
степени
функциональных
возможностей
организма,
обеспечивающие
возрастание специальной работоспособности студентов, а также достижение успеха в
спортивных
результатах. Так,
именно
целесообразная
физическая
подготовка
содействует развитию таких качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость.
Также наиболее важной характерной особенностью физической подготовки
является сложность в разделении её от других видов подготовок, в том числе от
овладения
особенными
двигательными
навыками.
Так
как
сила,
выносливость
и
быстрота не проявляются самостоятельно, то следует, что их существование реально
только в системе активных действий. Следовательно, ядро каждого двигательного
действия
составляют
физические
качества.
А
также
суперэффективность
данных
движений зависит не только от верного их выполнения, но и от уровня проявления
физических
качеств.
Поэтому
физическая
подготовка
напрямую
связана
с
овладением
техникой
и
тактикой
игры,
и
при
этом
призвана
обеспечивать
оптимальное и целесообразное их достижение.
Для
студентов,
которые
желают
овладеть
тактикой
и
техникой
игры
в
баскетбол, были разработаны общие и специальные средства и методы физической
подготовки.
Общая
физическая
подготовка
характеризуется
комплексом
упражнений,
которые
необходимы
для
развития,
совершенствования
физических
качеств
или
многосторонней
физической
подготовленности,
цель
которых:
повышение
уровня
овладения к более сложной специальной подготовке.
Так, общая физическая подготовка характеризуется:
разносторонним физическим развитием занимающихся;
укреплением здоровья;
повышением функциональных возможностей;
приобретением спортивной работоспособности;
развитием основных физических качеств и т. д.
Специальная
физическая
подготовка
направлена
на
усовершенствование
способ овладения навыками игры.
Помимо
этого
физическая
подготовка
характеризуется
огромной
системой
средств, которые необходимы для достижения успешного результата. В эту систему
включаются:
силовые и скоростно-силовые упражнения;
упражнения общего и специального действия для развития выносливости;
упражнения
общего
и
специального
действия
для
развития
быстроты
и
скорости передвижения;
упражнения общего и специального действия для развития ловкости;
упражнения общего и специального действия для развития гибкости.
Следовательно,
невозможно
развивать
двигательные
способности
б е з
необходимой физической подготовки, являющейся основой физических навыков.
Для студентов ВУЗов физическая активность является важным и главным
способом эмоциональной разгрузки, и в то же время зарядом энергии.
Игра в баскетбол поистине развивает у студентов целую систему и комплекс
значимых и полезных двигательных способностей, умений и навыков. Помимо этого,
физические упражнения, которые основаны на данной игре содействуют поддержанию
и улучшению физической формы учащихся, положительно влияют на их здоровье.
Список литературы:
1.
Арменак
Не
только
о
баскетболе
/
Арменак
Алачачян.
-
М.:
Молодая
Гвардия, 2018. - 320 c.
2.
Нестеровский Д.И.: Баскетбол. - М.: Академия, 2010 — С. 55—61/
3.
Куликов,
Л.
М.
Управление
спортивной
тренировкой,
системность,
адаптация, здоровье [Текст] / Л. М. Куликов. – М.: Физкультура, образование, наука 2008.
– № 2. – С. 59-63.