Напоминание

"Роль баскетбола в физическом воспитании студентов"


Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Роль баскетбола в физическом воспитании студентов"
Раздел: высшее образование





Назад




Мифтахов Алмаз Фаридович

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Российская Федерация, Республика Татарстан, 423604, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89

РОЛЬ БАСКЕТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Физическая

культура

выступает

главенствующим

фактором

при

обучении

каждого специалиста структуры информационных услуг, так как их процесс обучения

связан

со

значимым

влиянием

н а

внимание

и

активное

использование

интеллектуальной деятельности, но при этом работа связана с небольшой физической

подвижностью.

В

данных

ситуациях

физические

упражнения способствуют

снижению

утомляемости

нервной

системы

человека,

стимулируют

повышенный

уровень

работоспособности, а также закалки иммунитета.

Физические нагрузки содействуют передачи нервных импульсов от мышц и

суставов к коре полушарий, при этом активизируют центральную нервную систему и

переводят её в систему повышенной активности. А это, в свою очередь, стимулирует

всю работу организма, способствуя повышению степени восприятия информации.

Помимо этого, значительная часть физических упражнений представляет собой

профилактику

хронических

заболеваний

и

предупреждение

нарушений

опорно-

двигательного аппарата.

В

современном обществе

происходят

существенные

изменения,

которые

связаны

с

использованием

различных

технических

устройств,

увеличился

объем

профессий,

которые

связаны

с

операторским

трудом,

требующих

от

человека

мгновенно

переключатся

и

ориентироваться

в

различных

возникающих

ситуациях,

большого объема

внимания,

а

также

умения

выполнять

сложные

и

многообразные

действия единовременно.

При необходимости стать профессионалом и овладеть сложнейшей техникой

студенту следует развивать способности координации для умения верно управлять

двигательными действиями, как часто бывает, в условиях дефицита времени, при этом

сохраняя

статическую

устойчивость

и

работоспособность.

Вместе

с

этим,

во

большинстве современных профессиях необходимо проявление таких качеств, как

выносливость, сила, быстрота, ловкость, а так же концентрация и распределение

внимания, оперативная память и мышление. Поэтому многие специалисты используют

спортивную

игру,

как

схему

современной

жизни,

которая

пользуется

невероятно

большой популярностью у всех категорий возрастов.

Физическая

активность

играет

главную

роль

в

формировании

крепкого

физического

здоровья,

развитии

различных

двигательных

навыков,

а

также

содействует

укреплению

эмоционального

фона

человека,

даёт

психологическую

разрядку и просто удовлетворяет потребность удовольствие. Таким образом, студентам

высших

учебных

заведений

настоятельно

рекомендована

физическая

активность:

систематические умственные перегрузки, многочасовое положение сидя на занятиях и в

процессе

выполнения

домашнего

задания,

усердная

работа

над

контрольными

и

курсовыми работами, дефицит

сна — всё данное приводит к снижению уровня

эмоциональной устойчивости, частым срывам и проявлению истерики, возрастанию

нежелания что-либо делать далее. Так, тут на помощь приходит физическая культура

и спорт. Большое количество студентов ВУЗов предпочитают игровые виды: футбол,

волейбол, баскетбол, коньки. Девушки предпочитают фитнес, спортивные танцы и

плавание. Юноши предпочитают футбол, баскетбол, поход в тренажёрный зал [1].

Баскетбол

является

тем

видом

спорта,

который способствует

развитию

у

человека большое количество различных двигательных навыков и способностей.

В

течение

игры

в

баскетбол

идет

развитие

двигательных

(физических)

способностей:

скоростных;

скоростно-силовых (рывки, прыжки с мячом или без мяча, броски и

передачи и т. д.);

выносливость (продолжительное выполнение упражнений с мячом или

без мяча с разной скоростью).

А так же всевозможных сочетаний двигательных способностей:

«взрывная сила»;

силовая и скоростная выносливость.

Система физических упражнений, которые основаны на баскетболе, оказывают

разностороннее

влияние

н а

формирование и

совершенствование

психических

процессов

в

организме

обучающегося.

Такие

упражнения

повышают

уровень

восприятия, внимания, памяти, развивают яркое воображение и мышление, что, в

свою

очередь,

является

основополагающим

для

качественного

восприятия

и

соблюдения техники и тактики, как физических упражнений, так и самого процесса

игры, согласованность действий как одного игрока, так и всей команды в единстве.

Баскетбол, исходя и ее истории, был задуман как игра для студентов, которым

попросту стало скучно в зимнее время года заниматься только гимнастикой, которая

была распространена во всех спортивных клубах, школах и ВУЗах США XIX века.

Игра

в

баскетбол

в

нашем

нынешнем

понимании раскрывается

высоким

уровнем физической активности и большим объемом нагрузки. Игра характеризуется

ходьбой,

бегом,

остановками,

поворотами,

прыжками,

ловлей

мяча,

бросками

и

ведением

мяча

совместно

как

с

командой,

так

и

с

соперниками.

Баскетбол

на

сегодняшний день — это не только игра или вид спорта, но и определенная система

физических упражнений, которые позволяют выработать значимую основу физических

навыков у человека.

Для

студентов

ВУЗов

баскетбол

выступает

не

только

развлекательной

атлетической игрой,

которая

включена

в учебную программу

дисциплины,

но

и

эффективным и рациональным методом физического воспитания.

Баскетбол как подвижная и активная игра с максимальной степенью физической

нагрузки решает вопросы по укреплению здоровья учащихся, развитию ловкости и

координации, скорости реакции, а также закаливанию организма и их характера,

воспитанию качеств коллективизма и соперничества, ответственности [2].

Специально выбранные игровые

физические

упражнения

и

задания, которые

выполняютсяиндивидуально, в двойках, тройках, командах, с мячом создают неограничен

ные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.

Особенностью спортивной игры в

баскетбол является

мгновенная

с м е н а

положений,

а д а п т а ц и я

в

с л о ж н о й

д в и г ат е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

выполнение различных двигательных действий с мячом или без мяча.

Формирование

двигательных

качеств

или

навыков

является

длительным,

сложным

и

кропотливым

проце ссом,

ко т о р ы й

п о з в о л я е т

д о в е с т и

выполнение несложных

действий

до

автоматизма.

С

помощью

игры

в

баскетбол

учащиеся развивают такие двигательные действия как ведение мяча, точная передача

мяча игроку по команде, обвод соперника, бросок мяча в кольцо с трёх различных

зон, оценивающиеся разным количеством очков. Но для того, чтобы данные навыки

были использованы рационально и эффективно в процессе игры, студентам нужно

иметь хотя бы базовый, начальный уровень физической подготовки.

Важной

задачей

физической

подготовки

является

постоянное

повышение

уровня

и

степени

функциональных

возможностей

организма,

обеспечивающие

возрастание специальной работоспособности студентов, а также достижение успеха в

спортивных

результатах. Так,

именно

целесообразная

физическая

подготовка

содействует развитию таких качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость.

Также наиболее важной характерной особенностью физической подготовки

является сложность в разделении её от других видов подготовок, в том числе от

овладения

особенными

двигательными

навыками.

Так

как

сила,

выносливость

и

быстрота не проявляются самостоятельно, то следует, что их существование реально

только в системе активных действий. Следовательно, ядро каждого двигательного

действия

составляют

физические

качества.

А

также

суперэффективность

данных

движений зависит не только от верного их выполнения, но и от уровня проявления

физических

качеств.

Поэтому

физическая

подготовка

напрямую

связана

с

овладением

техникой

и

тактикой

игры,

и

при

этом

призвана

обеспечивать

оптимальное и целесообразное их достижение.

Для

студентов,

которые

желают

овладеть

тактикой

и

техникой

игры

в

баскетбол, были разработаны общие и специальные средства и методы физической

подготовки.

Общая

физическая

подготовка

характеризуется

комплексом

упражнений,

которые

необходимы

для

развития,

совершенствования

физических

качеств

или

многосторонней

физической

подготовленности,

цель

которых:

повышение

уровня

овладения к более сложной специальной подготовке.

Так, общая физическая подготовка характеризуется:

разносторонним физическим развитием занимающихся;

укреплением здоровья;

повышением функциональных возможностей;

приобретением спортивной работоспособности;

развитием основных физических качеств и т. д.

Специальная

физическая

подготовка

направлена

на

усовершенствование

способ овладения навыками игры.

Помимо

этого

физическая

подготовка

характеризуется

огромной

системой

средств, которые необходимы для достижения успешного результата. В эту систему

включаются:

силовые и скоростно-силовые упражнения;

упражнения общего и специального действия для развития выносливости;

упражнения

общего

и

специального

действия

для

развития

быстроты

и

скорости передвижения;

упражнения общего и специального действия для развития ловкости;

упражнения общего и специального действия для развития гибкости.

Следовательно,

невозможно

развивать

двигательные

способности

б е з

необходимой физической подготовки, являющейся основой физических навыков.

Для студентов ВУЗов физическая активность является важным и главным

способом эмоциональной разгрузки, и в то же время зарядом энергии.

Игра в баскетбол поистине развивает у студентов целую систему и комплекс

значимых и полезных двигательных способностей, умений и навыков. Помимо этого,

физические упражнения, которые основаны на данной игре содействуют поддержанию

и улучшению физической формы учащихся, положительно влияют на их здоровье.

Список литературы:

1.

Арменак

Не

только

о

баскетболе

/

Арменак

Алачачян.

-

М.:

Молодая

Гвардия, 2018. - 320 c.

2.

Нестеровский Д.И.: Баскетбол. - М.: Академия, 2010 — С. 55—61/

3.

Куликов,

Л.

М.

Управление

спортивной

тренировкой,

системность,

адаптация, здоровье [Текст] / Л. М. Куликов. – М.: Физкультура, образование, наука 2008.

– № 2. – С. 59-63.



В раздел образования