Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Спортивная психология в подготовке юных футболистов"
Раздел: высшее образование
Мифтахов Алмаз Фаридович
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Российская Федерация, Республика Татарстан, 423604, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Аннотация
Результаты анализа официальных и товарищеских игр юношеских команд разного
уровня подготовки показал, что, несмотря на хорошо обучаемость юного спортсмена,
красивую и точную тактику или технику игры и маневра, отличные знания правил и
теории по футболу, он способен нарушать установленные законы и требования, часто
оспаривает
решения
судьи
на
поле,
предстает
агрессивным
и
грубым
в
общении
с
командой и даже тренером, дезорганизует закрепленный спортивный режим, становится
склонен к употреблению запрещенных и вредных веществ: наркотики, табак, алкоголь и
т.д. Так, психологическая подготовка юных спортсменов требует от
тренера решать
вопросы спортивного развития и морального воспитания одновременно.
Ключевые слова: футбол, спортивное развитие, обучение, воспитание в футболе.
Так как в ХХ веке футбол является наиболее популярным видом спорта во всем
мире, то не обязательно указывать, что футболист – профессионал является личностью,
которая
публично
демонстрирует
собственное
спортивное
искусство
и
талант
своим
болельщикам и фанатам, будь это на поле стадиона или сцена, экраны телевизоров и т.д.
Автопортреты выдающихся футбольных звезд размещаются в спортивной прессе; личная
жизнь и карьера является объектом общественного внимания журналистов, спортивных
специалистов, болельщиков футбола, что в свою очередь формирует в сознании юных
футболистов «яркого примера для подражания».
Требуемые в Олимпийском кодексе этические нормы поведения и взаимоотношения
между соревнующимися спортсменами по правилу «не навреди» говорят футболистам не
нарушать правила соревнований, не причинять физические и психологические травмы
друг другу в случаях острого противоборства, не использовать запрещенные приемы в
борьбе за мяч.
Обязанность
юных
спортсменов
в
честном
соперничестве
воспитывается
их
тренерами, однако в силу средств массовой информации и противоречий установленных
принципов и традиций современных стран, их единство зачастую нарушается. Однако,
личный пример самого тренера для юного футболиста играет важную роль в отличие от
родительских назиданий. Дети играют в футбол для своего удовольствия, развлечения,
смеха и радости, в то время как профессиональный футболист играет для получения
высокой зарплаты и мировой славы.
Успешные результаты профессиональных футбольных команд и самих футболистов
являются брендом и направлением общественного престижа социума, а поставленные
задачи при подготовке профессиональных футболистов, которые защищают честь страны
в
международном
спорте,
возведены
на
уровень
государственных
и
материальных
приоритетов. Таким образом, нарушается моральное воспитание в футболе, поскольку
помимо владения двигательными навыками и спортивным мастерством футболист обязан
быть
патриотом
своей
родины,
а
не
того
иностранного
спонсора,
который
его
финансирует.
К
сожалению,
часть
тренерского
состава
превосходно
развивают
и
совершенствуют физические навыки, способности, качества, но не уделяют должного
внимания вопросу нравственного воспитания своих подопечных, что стала нормой для
детского юношеского футбола в современном обществе.
Нравственное воспитание проявляется во внешнем облике спортсмена: вешний вид,
поведение в обществе; в дисциплинированности и соблюдении режима дня, в стремлении
самостоятельно преодолевать трудности и верно решать возникающие вопросы и задачи.
Так,
Олимпийская
хартия
требует
от
всех
спортсменов
в
их
соревновательном
противоборстве
и
в
личном
поведении
не
только
на
арене
проявления
дружбы
и
товарищества, преданности выбранному виду спорта и своей родине, своей команде.
Большое
количество
исследований
доказали,
что
главенствующими
проявлениями
нравственного воспитания юного футболиста в спорте являются целенаправленность,
уверенность
в
себе,
мужественность,
храбрость
и
настойчивость
в
достижении
поставленной цели.
Известный
отечественный
футболист,
детский
тренер,
организатор
и
президент
Всесоюзного детского футбольного клуба «Кожаный мяч» Михаил Павлович Сушков
(1899-1983) ещё 40 лет назад указал тренерам верную суть спортивного воспитания в
таком виде спорта как футбол. В свое книге «Футбольный театр» (M.,1981, С. 195) он
указал, что формированию личности юного футболиста с раннего детства содействует
воспитание в футбольном клубе благодаря спортивным традициям. Что такое спортивные
традиции? Это испытание внутренней человеческой морали. С их помощью проверяется
уровень нравственности людей, их цивилизованность. Способность соблюдать правила
игры говорит и способности уважать судей, требования, указания. И самые крепкие из
юных спортсменов развивают в себе способность управлять эмоциями, что в свою очередь
воспринимается нормой.
Помимо
тренера
в
решении
задач
спортивного
воспитания
юных
футболистов
принимают участие также и родители, школьные учителя, футбольные болельщики, а
также
СМИ,
ТВ
и
Интернет.
Проявленные
спортивная
воспитанность
защищает
психологическое здоровье юного спортсмена, его сознание от информационного мусора
всемирной паутины и аморальных поступков современного общества.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреев,
О.С.
Организационно-педагогиче ские аспектыразвитиямини-
футболавРоссийскойФедерации : автореферат. канд. пед. наук / АндреевО.С. – М.,
2008. – 18 с.
2.
Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола в современную автономную разновидность
классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. – 2007. – No 1.
– С. 9-10.
3.
Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебное пособие
для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П.
Борисенков. – 2-еиздание. – М.: Физкультураиспорт, 2006. – 178 с.
4.
Ядов,
В.А.
Стратегия
социологического
исследования:
описания,
объяснение,
понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет : Университет,
1998. – 422с.