Напоминание

"Спортивная психология в подготовке юных футболистов"


Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Спортивная психология в подготовке юных футболистов"
Раздел: высшее образование





Назад




Мифтахов Алмаз Фаридович

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Российская Федерация, Республика Татарстан, 423604, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Аннотация

Результаты анализа официальных и товарищеских игр юношеских команд разного

уровня подготовки показал, что, несмотря на хорошо обучаемость юного спортсмена,

красивую и точную тактику или технику игры и маневра, отличные знания правил и

теории по футболу, он способен нарушать установленные законы и требования, часто

оспаривает

решения

судьи

на

поле,

предстает

агрессивным

и

грубым

в

общении

с

командой и даже тренером, дезорганизует закрепленный спортивный режим, становится

склонен к употреблению запрещенных и вредных веществ: наркотики, табак, алкоголь и

т.д. Так, психологическая подготовка юных спортсменов требует от

тренера решать

вопросы спортивного развития и морального воспитания одновременно.

Ключевые слова: футбол, спортивное развитие, обучение, воспитание в футболе.

Так как в ХХ веке футбол является наиболее популярным видом спорта во всем

мире, то не обязательно указывать, что футболист – профессионал является личностью,

которая

публично

демонстрирует

собственное

спортивное

искусство

и

талант

своим

болельщикам и фанатам, будь это на поле стадиона или сцена, экраны телевизоров и т.д.

Автопортреты выдающихся футбольных звезд размещаются в спортивной прессе; личная

жизнь и карьера является объектом общественного внимания журналистов, спортивных

специалистов, болельщиков футбола, что в свою очередь формирует в сознании юных

футболистов «яркого примера для подражания».

Требуемые в Олимпийском кодексе этические нормы поведения и взаимоотношения

между соревнующимися спортсменами по правилу «не навреди» говорят футболистам не

нарушать правила соревнований, не причинять физические и психологические травмы

друг другу в случаях острого противоборства, не использовать запрещенные приемы в

борьбе за мяч.

Обязанность

юных

спортсменов

в

честном

соперничестве

воспитывается

их

тренерами, однако в силу средств массовой информации и противоречий установленных

принципов и традиций современных стран, их единство зачастую нарушается. Однако,

личный пример самого тренера для юного футболиста играет важную роль в отличие от

родительских назиданий. Дети играют в футбол для своего удовольствия, развлечения,

смеха и радости, в то время как профессиональный футболист играет для получения

высокой зарплаты и мировой славы.

Успешные результаты профессиональных футбольных команд и самих футболистов

являются брендом и направлением общественного престижа социума, а поставленные

задачи при подготовке профессиональных футболистов, которые защищают честь страны

в

международном

спорте,

возведены

на

уровень

государственных

и

материальных

приоритетов. Таким образом, нарушается моральное воспитание в футболе, поскольку

помимо владения двигательными навыками и спортивным мастерством футболист обязан

быть

патриотом

своей

родины,

а

не

того

иностранного

спонсора,

который

его

финансирует.

К

сожалению,

часть

тренерского

состава

превосходно

развивают

и

совершенствуют физические навыки, способности, качества, но не уделяют должного

внимания вопросу нравственного воспитания своих подопечных, что стала нормой для

детского юношеского футбола в современном обществе.

Нравственное воспитание проявляется во внешнем облике спортсмена: вешний вид,

поведение в обществе; в дисциплинированности и соблюдении режима дня, в стремлении

самостоятельно преодолевать трудности и верно решать возникающие вопросы и задачи.

Так,

Олимпийская

хартия

требует

от

всех

спортсменов

в

их

соревновательном

противоборстве

и

в

личном

поведении

не

только

на

арене

проявления

дружбы

и

товарищества, преданности выбранному виду спорта и своей родине, своей команде.

Большое

количество

исследований

доказали,

что

главенствующими

проявлениями

нравственного воспитания юного футболиста в спорте являются целенаправленность,

уверенность

в

себе,

мужественность,

храбрость

и

настойчивость

в

достижении

поставленной цели.

Известный

отечественный

футболист,

детский

тренер,

организатор

и

президент

Всесоюзного детского футбольного клуба «Кожаный мяч» Михаил Павлович Сушков

(1899-1983) ещё 40 лет назад указал тренерам верную суть спортивного воспитания в

таком виде спорта как футбол. В свое книге «Футбольный театр» (M.,1981, С. 195) он

указал, что формированию личности юного футболиста с раннего детства содействует

воспитание в футбольном клубе благодаря спортивным традициям. Что такое спортивные

традиции? Это испытание внутренней человеческой морали. С их помощью проверяется

уровень нравственности людей, их цивилизованность. Способность соблюдать правила

игры говорит и способности уважать судей, требования, указания. И самые крепкие из

юных спортсменов развивают в себе способность управлять эмоциями, что в свою очередь

воспринимается нормой.

Помимо

тренера

в

решении

задач

спортивного

воспитания

юных

футболистов

принимают участие также и родители, школьные учителя, футбольные болельщики, а

также

СМИ,

ТВ

и

Интернет.

Проявленные

спортивная

воспитанность

защищает

психологическое здоровье юного спортсмена, его сознание от информационного мусора

всемирной паутины и аморальных поступков современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Андреев,

О.С.

Организационно-педагогиче ские аспектыразвитиямини-

футболавРоссийскойФедерации : автореферат. канд. пед. наук / АндреевО.С. – М.,

2008. – 18 с.

2.

Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола в современную автономную разновидность

классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. – 2007. – No 1.

– С. 9-10.

3.

Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебное пособие

для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П.

Борисенков. – 2-еиздание. – М.: Физкультураиспорт, 2006. – 178 с.

4.

Ядов,

В.А.

Стратегия

социологического

исследования:

описания,

объяснение,

понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет : Университет,

1998. – 422с.



В раздел образования