Автор: Махортова Ирина Сегеевна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Камышин Волгоградской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: Работа над фразировкой в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ
Музыкальное отделение №2
Методический реферат на тему:
«РАБОТА НАД ФРАЗИРОВКОЙ В
КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
Подготовила
преподаватель высшей квалификационной категории
Махортова Ирина Сергеевна
г.Камышин
апрель 2019
Современная
методика
обучения
игре
на
фортепиано
основывается
на
таких
принципах
обучения,
при
которых
значительное
внимание
должно
быть
направлено
на
художественную
сторону
воспитания
начинающего
пианиста.
Согласно этим принципам, уже с первых уроков необходимо приобщать ребенка к
искусству, приучать вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и
строение, работать над качеством звучания.
Очень часто бывает такое ощущение, что слушая некоторые исполнения
музыканта, возникает ощущение, что они попадают «не туда». Не думают часто о
знаках препинания, о соотношении звуковой ткани внутри произведения. Можно
себе
представить,
что
человек,
не
умеющий
говорить
на
каком-нибудь
языке,
выучит буквы, научится читать и правильно произносить слова на этом языке. Если
это, скажем, будет русский язык, и вы услышите, как он начнет читать, вам будет
неприятно его слышать, так как будет ясно, что он не понимает, что читает, -
логические ударения будут попадать не на свое место.
На
сегодняшний
день
вопрос
о
строении
музыкальной
фразы
остается
актуальным и играет важную роль для исполнителя.
Фразировка – средство
музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое
выделение
музыкальных
фраз
в
процессе
исполнения
путем
разграничения
периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики
музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а
также оттенков музыкальной динамики.
Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-
либо
исполнителя.
Правильная
фразировка
–
одно
из
важнейших
умений
музыканта.
Неотъемлемой
частью
искусства
правильной
фразировки
является
верное употребление музыкальных штрихов – легато, стаккато и др.
В современных жанрах музыки, фразировка, наряду со звуком инструмента,
является основным выразительным средством исполнителя.
Фразировка – членение музыкальной ткани на фразы. Термин «фразировка», как и
термин артикуляция, заимствован из языкознания. Фразировка относится к области
музыкальной формы, поэтому, в отличие от артикуляции, она, как правило, в
каждом случае единична, определяясь логикой развития музыкальной мысли.
Реализация фразировки осуществляется в процессе живого исполнения.
Разделенные цезурой интервалы не воспринимаются как выразительные элементы,
поэтому их называют мертвыми интервалами. Нередко фразы разделяются и
паузой, совпадающей с цезурой и углубляющей ее. Поскольку ямбические метры в
музыке столь же распространены, как и хореические, начало фраз часто не
совпадает с тактовой чертой. В нотной записи фразировка обозначается с помощью
фразировочных лиг, которые следует строго отличить от лиг артикуляционных.
В своей статье «О музыкальном исполнительстве» А. Гольденвейзер так
выразил свою мысль: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде
всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи. Всякая
музыка всегда была расчленена дыханием».
Определить
членение
моментом
дыхания,
естественно
стремиться
к
вершине
внутри
каждой
фразы
необходимо
музыканту
в
работе
над
любым
произведением. Ведь сама близость речи и музыки в их основной функции – быть
средством
общения
–
определяет
особую
психологическую
установку,
служит
основой
для
восприятия
логической
и
эмоциональной
содержательности
музыкальной речи.
В
развитии
и
реализации
навыков
музыкального
интонирования
определенную роль играет словесно-речевое произношение – выявление речевой
интонации, прежде всего в тех параметрах, в которых она обнаруживает сходство с
интонацией музыкальной.
Для
того
чтобы
наиболее
выразительно
и
полно
раскрыть
содержание
музыкального произведения, играть осмысленно и эмоционально. Нужно научиться
грамотно фразировать.
Младший
школьный
возраст
является
тем
важным
и
своеобразным
периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на
все последующее формирование его художественно-творческих способностей.
Младшие
школьники
эмоциональны,
впечатлительны,
любознательны,
подвижны и деятельны, легко поддаются внушению.
Работа над художественным образом начинается с первых же шагов музыки,
т.е. одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением
нотной
грамоты.
Если
ребенок
уже
способен
воспроизвести
какую-нибудь
мелодию, необходимо добиваться, чтобы это исполнение было выразительно, т.е.
чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для
этого
рекомендуется
пользоваться
народными
мелодиями,
в
которых
эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших
инструктивных сочинениях для детей.
Как можно раньше нужно добиваться от ребенка, чтобы он сыграл грустную
мелодию
грустно,
веселую
мелодию
–
весело,
торжественную
мелодию
–
торжественно и т.д., и довел бы свое художественно-музыкальное намерение до
ясности.
Фразировка – один из важных и трудных вопросов в начальном обучении.
Одним из перспективных решений его может быть «подключение» речевого опыта
ученика.
Общие
свойства
словесно-речевой
и
музыкальной
интонации
предопределяют, в частности, роль словесной речи как той первичной среды, где
формируются простейшие навыки интонирования мелодической фразы.
Как
показывает
практический
опыт,
на
начальной
стадии
обучения
учащиеся охотнее играют со словами. Их мышление подчинено словесному образу.
Пониманию
выразительности
музыкальной
фразы
особенно
способствуют
аналогии
со
структурой
словесной
речи,
а
также
сопоставления
текста
со
строением музыкальной фразы. (Вспомогательным интонационным ориентиром, с
помощью
которого
легче
найти
естественное
распределение
дыхания,
убедительное
произношение,
услышать
структуру
фразы
может
служить,
например, подтекстовка).
Неоценима на первоначальном этапе обучения в фортепианном классе роль
пения. И в пении, и в речи звуковысотные отношения воспринимаются, прежде
всего,
как
смысловое
интонирование.
Чем
совершеннее
владеют
пианисты
навыками воспроизведения мелодии голосом, тем выразительнее интонируют ее на
фортепиано, тем тоньше передают градации переходов от тона к тону, от мотива к
мотиву, от фразы к фразе, тем осмысленнее и глубже постигают и музыкальную
форму в целом.
Инструментальная
мелодия
свободна
от
ряда
условий
и
трудностей
вокального интонирования, но закономерности остаются в основе своей теми же,
ибо не только историческое происхождение, но и самое существо мелодии связано
с голосом, с представлением о пении, об интонировании, как живом высказывании.
В
инструментальном
исполнительстве
необходимо
сохранение
идеи
вокальности путем передачи характера выразительности, присущего человеческому
голосу. Именно выразительное пение способствует правильному интонированию
мелодии на инструменте, воспитанию отношения к фортепиано как «поющему»
инструменту. Через пение формируется важное для пианиста ощущение дыхания.
Естественное, живое дыхание во фразировке, исходящее из стремления к
вокальной выразительности, способствует правильной организации движений в
игре, созданию ощущения «дышащей руки».
«Правильное»
дыхание
объединяет
фразы,
дает
музыке
развитие
и
движение. Исполняя музыкальную фразу, никогда не следует забывать, что перед
ней
и
после
нее
обычно
стоят
другие
фразы,
с
которыми
она
должна
быть
согласована.
Если фраза не будет соответствовать своим соседям и станет не в меру
самостоятельной, то это неизбежно приведет к фальши в общем мелодическом
движении, нарушит связь музыкальной речи.
Важным
моментом
работы
над
фразировкой
с
начинающими
является
внимание к фразировочным лигам, воспитание внутреннего ощущения «большой
лиги»,
объединяющей
построение
единым
мелодическим
дыханием.
Лишь
осознанное чувство мелодической фразы, осмысление ее ладоинтонационного и
метроритмического
строения
может
в
полной
мере
содействовать
точному,
эмоционально окрашенному выразительному интонированию.
Требуется постоянно напоминать ученику о том, что он должен не просто
формально выдержать длительность ноты, а дослушать ее в движении. Если ухо не
слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется, и
каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы
заново,
с
помощью
нового
движения
руки.
В
результате,
фраза
становится
разорванной, а исполнение – статичным.
Таким
образом,
эстетически
целостное
звучание
фортепиано
требует
постоянного тончайшего слухового внимания. Почувствовать legato между звуками
верхнего голоса может помочь подтекстовка. Если вслушаться в речь прекрасного
диктора
телевидения
или
радио,
а
затем
сравнить
эту
речь
с
обыденной
разговорной человеческой речью, то нам станет не по себе, как мы говорим, играем,
или поем.
Так же и в музыке: играть нужно выразительно - с фразировкой! Музыку не
зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же, как и речь,
музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов
(законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова,
никто
не
поймет
смысл
сказанного
и,
тем
более,
не
почувствует
характер
и
эмоциональную окраску передаваемой информации.
В музыке, как в словесной речи, существуют известные законы фразировки.
Законы эти, однако, далеко не всегда могут определенно решать вопрос о том,
какие звуки мотивов или мелодий должны быть исполнены сильнее, какие слабее.
То, что мы, преподаватели музыки, говорим ученикам об этих законах,
может
только
в
общем,
служить
для
них
руководством
к
отысканию
художественного распределения относительной силы звуков.
Мы сообщаем им, например, что звуки, приходящиеся на сильные доли
такта или ритма, должны быть исполнены сильнее звуков, находящихся на слабых
долях.
Мы
говорим
им
также,
что
высокие
звуки
исполняются
обыкновенно
сильнее низких, и что при подъеме мелодии вверх звуки надо усиливать, а при
падении вниз их надо ослаблять.
Таким образом, наиболее сильным будет наиболее высокий и в то же время
наиболее длительный звук, если он при этом еще приходится на самой сильной
доле такта.
Движение
мелодии
во
фразах
неразрывно
связано
со
сменой
степени
громкости – с динамикой. От того, насколько динамически ясно и выразительно
будет исполнена (произнесена), фраза, зависит смысл исполняемой музыки.
Конечно, длительная работа над фразировкой будет проводиться позже, но
начало ей должно быть положено уже при разборе произведения.
Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения
– это достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на
хорошем
исполнительском
уровне,
т.е.
грамотно,
осмысленно,
технически
свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Работа над фразировкой благотворно влияет на развитие музыкальности,
художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не
обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.
Для
того
чтобы
научится
искусству
фразировки,
необходимо
больше
слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то, как
исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения. Ведь одно и то же
музыкальное
произведение
у
одного
исполнителя
может
звучать
скучно
и
монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.
Не
7
банальных
нот
передают
шум
морского
прибоя
или
звон
колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или
военное сражение. Яркость образов достигается именно с помощью фразировки, а
умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта.
Важно научиться играть фразу цельно, не разрывая ее на части, и ясно
отделять одну фразу от другой. Этому служит дыхание. Ведь музыка всегда связана
с
пением.
Все
великие
композиторы
и
пианисты
учились
в
игре
подражать
человеческому пению. Вы поете на уроках сольфеджио, поете в хоре и просто для
своего удовольствия.
Прислушайтесь к своему дыханию и попробуйте передать его движением
руки. При этом следите за тем, чтобы не терять пульс (счет), к которому вы уже
привыкли.
Доли такта (мелкие единицы времени, «шаги» музыки) отсчитываются едва
заметными движениями – колебаниями кисти. А фразы – крупные построения –
должны управляться. Более крупной частью руки: предплечьем, иногда плечом.
Нужно
играть
фразу
так,
чтобы
точно
передать
ее
рисунок.
Обычно
фраза
начинается
мягко,
затем
напряжение
нарастает
и
достигает
высшей
точки
–
кульминации, и после нее происходит успокоение, ослабление напряжения.
Рука при этом погружается в клавиатуру, словно в бассейн с теплой водой.
Кульминация
фразы,
или
логический
акцент,
-
это
момент
самого
глубокого
погружения. Руку (предплечье) мягко и плавно опускается чуть ниже и слегка
усиливает нажим на клавиатуру. Кисть не теряет своего ритма, она продолжает
считать и следить за чередованием сильных и слабых долей, а рука накладывает на
это движение свою более крупную волну, обеспечивая логический акцент, а после
него так же плавно отпускает давление, «выныривает» из клавиатуры. Глубина
нажатия
клавиши
–
всего
лишь
один
сантиметр!
Это
и
есть
наш
«бассейн».
Необходимо
добиваться
очень
большой
чуткости
и
ювелирной
точности
в
прикосновении. Любой поспешный, неосторожный рывок в движении вниз или
наверх разрушит фразу!
Некоторые советы по работе над фразировкой:
1.
Когда вы работаете над мелодией и играете ее без сопровождения,
поиграйте
фразу
самой
удобной
и
простой
аппликатурой,
чтобы
убрать
дополнительные трудности. При таком исполнении вы скорее услышите верную
интонацию фразы.
2.
Поиграйте фразу в быстром темпе, тогда рука найдет самое экономное и
естественное движение, сумеет охватить всю фразу целиком. Это особенно важно
для медленной музыки: в медленном темпе руки часто начинают делать лишние
движения, которые отрывают один звук от другого.
3.
Поучите фразу от конца к началу, постепенно прибавляя по одной ноте:
сыграйте последний звук, запомните его, это ваша цель. Потом сыграйте две
последние ноты, заранее зная, куда они направлены. Потом три, и так далее, пока
не сложите в одно целое всю фразу. Тогда вы, только прикоснувшись к первому
звуку, уже будете чувствовать, куда он направлен и чем заканчивается фраза.
4.
Пойте! Лучший пример для фразировки - ваше собственное дыхание.
5.
Перед длинной фразой дыхание должно быть больше, а начинать ее нужно
осторожнее, чтобы не растратить весь воздух на первые ноты.
«В
каждой
фразе
есть
известная
точка,
которая
логический
центр
фразы.
Интонационные точки – это как бы особые точки тяготения, влекущие к себе
центральные
узлы,
на
которых
все
строится.
Они
очень
тесно
связаны
с
гармонической основой. Теперь
в предложении, в периоде всегда есть центр,
точка, к которой все тяготеет, к которой все как бы стремится. Это делает музыку
более ясной, слитной, связывает одно с другим», - считает К.Н. Игумнов.
От того, как распределяется в них сила звука, из которых они состоят, зависит,
будут ли они понятны слушателям, а также сам музыкальный смысл, какой они
получают.
Так фразировка является, прежде всего, средством выражения художественного
образа
музыкального
произведения,
освоение
ее
составляет
существо
всего
процесса работы над произведением. Обучающийся должен глубоко вникнуть и
понять все авторские указания, касающиеся фразировки, штрихов, динамики и т.п.,
все это в комплексе поможет ему раскрыть своеобразие стиля композитора и
конкретного исполняемого произведения.