Автор: Драгунова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Камышин Волгоградской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Эстетическое воспитание как средство формирования личности"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ
Музыкальное отделение №2
Методический доклад на тему:
«Эстетическое воспитание как средство
формирования личности»
Подготовила:
Преподаватель высшей квалификационной категории
Драгунова Юлия Анатольевна
г.Камышин
апрель 2019
Способность эмоционально отзываться на прекрасное ,любить и ценить его
делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает
большой влияние на формирование человеческой личности и ,в первую очередь,
ее морального облика. Поведение , основанное на понимание красоты этических
норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело-привлечение
подарком
,
наградой,
премией
или
какими-нибудь
благами
для
отдельной
личности, - говорил А.С. Макаренко,- и другое дело -
привлечение эстетикой
поступка , его внутренней сущностью».
Цель эстетического воспитания – формирование у подрастающих поколений
эстетического идеала,
который обобщает наиболее важные и существенные
эстетические представления и взгляды человека.
Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у
учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления
действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-
разному.
Одни
могут
часами
любоваться
красотой
природы
и
картинами
художников, а вторые и к тому и к другому совершенно равнодушны. Развитие
эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими
впечатлениями,
без
развития
у
них
эмоционального
,личного
отношения
к
воспринимаемому.
Необходимо
воспитывать
у
учащихся
эмоциональную
отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту,
в произведениях искусства.
Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в
количестве,
а
в
глубине
и
устойчивости.
Глубокое
чувство
определяет
все
поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры. «Я
Не
умею
наполовину
ненавидеть
и
наполовину
любить,-
говорил
Ф.Э.
Дзержинский, - я не умею отдавать половину души. Я могу отдать всю душу или
ничего не отдать.» К сожалению, в жизни можно встретить людей, готовых под
первым впечатлением на любой подвиг или самоотверженный поступок, но их
чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они отказываются от
достижения поставленной цели.
Наряду с формированием глубины и постоянства эстетических чувств следует
обращать
внимание
на
их
принципиальность
и
идейную
направленность.
Воспитание
эстетических
чувств
тесно
связано
с
формированием
своего
духовного облика человека
и , в первую
очередь, правильных эстетических
взглядов, убеждений и вкусов.
Важно не только уметь видеть и чувствовать прекрасное в жизни и искусстве,
но
и
судить
о
нём,
давать
ему
правильную
оценку.
Непритязательный
в
музыкальном
отношении
человек
может
не
оценить
по
достоинству
высокохудожественное
музыкальное
произведение
,наоборот,
давать
высокую
оценку
с
художественной
точки
зрения
слабому
творению.
Поэтому
одна
из
основных задач эстетического воспитания - формирование эстетических взглядов
, суждений и вкусов у учащихся. Отсутствие правильных суждений о прекрасном
или
«дурные»
вкусы
-
далеко
не
безобидная
вещь.
Нередко
сложные
представления о том, как красиво или некрасиво, приводят к безнравственным
поступкам и извращенным взаимоотношениям между людьми.
«На вкус и цвет товарищей нет»,- говорится в старинной русской пословице.
Нельзя требовать от людей совершенно одинаковой оценки прекрасного в жизни и
искусстве.
Однако,
у
членов
общества,
разделяющих
одно
мировоззрение,
различия во вкусах не будут выходить за пределы их эстетического идеала. Вкусы
определяются не только уровнем воспитанности , но и
моральным обликом
личности.
Формирование эстетических суждений
и вкусов тесно связано с
воспитанием эстетической активности у учащихся. « Человек по своей натуре-
художник,- говорил А.М. Горький. – Он, так или иначе, стремится вносить в свою
жизнь красоту.» Ученик должен быть не только созерцателем прекрасного , уметь
понимать и ценить его, но и активно вносить прекрасное в повседневную жизнь,
делать её эстетически выразительной и содержательной, бороться против всего
уродливого
и
безобразного.
С
этой
целью
важно
систематически
привлекать
учащихся
к
активной
деятельности
по
улучшению
и
эстетическому
преобразованию
окружающего,
воспитывать
у
них
эстетические
навыки
и
привычки, которые дают им возможность вносить элементы прекрасного в жизнь,
быт, учёбу и трудовую деятельность.
Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих
интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Л.Н.
Толстой писал, что каждый человек обладает высокой потребностью служить
искусству и что эта потребность должна быть удовлетворена. В нашей стране, где
для трудящихся открыт доступ ко всем видам искусства, мечты великого русского
писателя претворяются в действительность.
Сотни тысяч детей занимаются в
кружках
художественной
самодеятельности
и
учатся
в
школах
искусств,
приобщаясь к серьёзному искусству. Развитие творческих способностей помогает
наслаждаться
искусством,
создавая
предпосылки
для
дальнейшего
совершенствования.
Эстетическое воспитание учащихся происходит в процессе всей учебно-
воспитательной работы. Учебный труд, производственная практика, общественно-
полезная работа, туристические походы по родному краю, культура труда и быта -
всё
это
наряду
с
теоретической
подготовкой
к
профессии
и
формированием
морального облика учащихся может быть использовано и для их эстетического
воспитания.
Однако
основным средством, позволяющим наиболее успешно
решать все изложенные выше задачи эстетического воспитания служит искусство.
«Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем
смысле этого слова , -
говорил П.И. Чайковский,- не существует для простой
забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества ,
нежели
необыкновенная
жажда
легких
развлечений».
Правдиво
изображая
действительность, создавая яркие образы положительных героев, литература и
искусство формируют у учащихся эстетические взгляды и
вкусы,
учат их
понимать
прекрасное
в
произведениях
искусства
и
в
жизни,
способствуют
развитию художественных потребностей и задатков.