Напоминание

"Эстетическое воспитание как средство формирования личности"


Автор: Драгунова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Камышин Волгоградской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Эстетическое воспитание как средство формирования личности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ДШИ

Музыкальное отделение №2

Методический доклад на тему:

«Эстетическое воспитание как средство

формирования личности»

Подготовила:

Преподаватель высшей квалификационной категории

Драгунова Юлия Анатольевна

г.Камышин

апрель 2019

Способность эмоционально отзываться на прекрасное ,любить и ценить его

делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает

большой влияние на формирование человеческой личности и ,в первую очередь,

ее морального облика. Поведение , основанное на понимание красоты этических

норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело-привлечение

подарком

,

наградой,

премией

или

какими-нибудь

благами

для

отдельной

личности, - говорил А.С. Макаренко,- и другое дело -

привлечение эстетикой

поступка , его внутренней сущностью».

Цель эстетического воспитания – формирование у подрастающих поколений

эстетического идеала,

который обобщает наиболее важные и существенные

эстетические представления и взгляды человека.

Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у

учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления

действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-

разному.

Одни

могут

часами

любоваться

красотой

природы

и

картинами

художников, а вторые и к тому и к другому совершенно равнодушны. Развитие

эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими

впечатлениями,

без

развития

у

них

эмоционального

,личного

отношения

к

воспринимаемому.

Необходимо

воспитывать

у

учащихся

эмоциональную

отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту,

в произведениях искусства.

Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в

количестве,

а

в

глубине

и

устойчивости.

Глубокое

чувство

определяет

все

поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры. «Я

Не

умею

наполовину

ненавидеть

и

наполовину

любить,-

говорил

Ф.Э.

Дзержинский, - я не умею отдавать половину души. Я могу отдать всю душу или

ничего не отдать.» К сожалению, в жизни можно встретить людей, готовых под

первым впечатлением на любой подвиг или самоотверженный поступок, но их

чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они отказываются от

достижения поставленной цели.

Наряду с формированием глубины и постоянства эстетических чувств следует

обращать

внимание

на

их

принципиальность

и

идейную

направленность.

Воспитание

эстетических

чувств

тесно

связано

с

формированием

своего

духовного облика человека

и , в первую

очередь, правильных эстетических

взглядов, убеждений и вкусов.

Важно не только уметь видеть и чувствовать прекрасное в жизни и искусстве,

но

и

судить

о

нём,

давать

ему

правильную

оценку.

Непритязательный

в

музыкальном

отношении

человек

может

не

оценить

по

достоинству

высокохудожественное

музыкальное

произведение

,наоборот,

давать

высокую

оценку

с

художественной

точки

зрения

слабому

творению.

Поэтому

одна

из

основных задач эстетического воспитания - формирование эстетических взглядов

, суждений и вкусов у учащихся. Отсутствие правильных суждений о прекрасном

или

«дурные»

вкусы

-

далеко

не

безобидная

вещь.

Нередко

сложные

представления о том, как красиво или некрасиво, приводят к безнравственным

поступкам и извращенным взаимоотношениям между людьми.

«На вкус и цвет товарищей нет»,- говорится в старинной русской пословице.

Нельзя требовать от людей совершенно одинаковой оценки прекрасного в жизни и

искусстве.

Однако,

у

членов

общества,

разделяющих

одно

мировоззрение,

различия во вкусах не будут выходить за пределы их эстетического идеала. Вкусы

определяются не только уровнем воспитанности , но и

моральным обликом

личности.

Формирование эстетических суждений

и вкусов тесно связано с

воспитанием эстетической активности у учащихся. « Человек по своей натуре-

художник,- говорил А.М. Горький. – Он, так или иначе, стремится вносить в свою

жизнь красоту.» Ученик должен быть не только созерцателем прекрасного , уметь

понимать и ценить его, но и активно вносить прекрасное в повседневную жизнь,

делать её эстетически выразительной и содержательной, бороться против всего

уродливого

и

безобразного.

С

этой

целью

важно

систематически

привлекать

учащихся

к

активной

деятельности

по

улучшению

и

эстетическому

преобразованию

окружающего,

воспитывать

у

них

эстетические

навыки

и

привычки, которые дают им возможность вносить элементы прекрасного в жизнь,

быт, учёбу и трудовую деятельность.

Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих

интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Л.Н.

Толстой писал, что каждый человек обладает высокой потребностью служить

искусству и что эта потребность должна быть удовлетворена. В нашей стране, где

для трудящихся открыт доступ ко всем видам искусства, мечты великого русского

писателя претворяются в действительность.

Сотни тысяч детей занимаются в

кружках

художественной

самодеятельности

и

учатся

в

школах

искусств,

приобщаясь к серьёзному искусству. Развитие творческих способностей помогает

наслаждаться

искусством,

создавая

предпосылки

для

дальнейшего

совершенствования.

Эстетическое воспитание учащихся происходит в процессе всей учебно-

воспитательной работы. Учебный труд, производственная практика, общественно-

полезная работа, туристические походы по родному краю, культура труда и быта -

всё

это

наряду

с

теоретической

подготовкой

к

профессии

и

формированием

морального облика учащихся может быть использовано и для их эстетического

воспитания.

Однако

основным средством, позволяющим наиболее успешно

решать все изложенные выше задачи эстетического воспитания служит искусство.

«Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем

смысле этого слова , -

говорил П.И. Чайковский,- не существует для простой

забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества ,

нежели

необыкновенная

жажда

легких

развлечений».

Правдиво

изображая

действительность, создавая яркие образы положительных героев, литература и

искусство формируют у учащихся эстетические взгляды и

вкусы,

учат их

понимать

прекрасное

в

произведениях

искусства

и

в

жизни,

способствуют

развитию художественных потребностей и задатков.



В раздел образования