Напоминание

«Особенности исполнительской деятельности концертмейстера»


Автор: Махортова Ирина Сергеевна
Должность: концертмейстер высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Камышин Волгоградской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: «Особенности исполнительской деятельности концертмейстера»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ДШИ

Музыкальное отделение №2

Методический доклад на тему:

«Особенности исполнительской деятельности

концертмейстера»

Подготовила

концертмейстер высшей квалификационной категории

Махортова Ирина Сергеевна

г.Камышин

апрель 2019

В

музыкальном

мире

есть

одна

незаменимая

для

профессиональных

музыкантов специальность – концертмейстер. Особенно важна и ответственна

роль концертмейстера при работе с учениками детских школ искусств. Кроме

выполнения учебных задач (разбор нотного текста, исполнение музыкальных

произведений

в

ансамбле,

выступление

на

сцене)

необходимо

отметить

просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Совместно с

педагогом он приобщает учащегося к удивительному миру искусства.

Особенностью

концертмейстерской

деятельности

является

её

реально

существующая

многомерность,

предопределяющая

необходимость

решения

разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством.

Цель моей работы - раскрыть особенности исполнительской деятельности,

которые необходимы для профессиональной работы концертмейстера.

Прежде всего, необходимо обратиться к значению слова концертмейстер.

В «Музыкальной

энциклопедии»

понятие

«концертмейстер»

определено

оч е н ь

с к р ом н о :

« п и а н и с т,

р а зу ч и в а ю щ и й

п а р т и и

с

п е в ц а м и ,

инструменталистами».

В

этом

смысле

понятия

концертмейстер

и

аккомпаниатор

очень

тесно

связаны.

Концертмейстерское

искусство

не

ограничивается

рамками

аккомпанирования.

Аккомпаниаторские

навыки

являются

лишь

частью

деятельности профессионального концертмейстера. Грузинский и российский

пианист, Важа Чачава .педагог и выдающийся концертмейстер, в одной из своих

статей пишет: «Концертмейстер -пианист-это и солист, и равноправный партнер,

и

аккомпаниатор.Это

триединство

и

составляет

суть

концертмейстерского

искусства.»

Творческая

деятельность

концертмейстера

особенно

ярко

проявляется

в

исполнительстве.

Исполнительская

деятельность

концертмейстера

очень

р а з н о о б р а з н а .

Н о

п р о ф е с с и о н а л ь н о

- исполнительские

качества

концертмейстера складываются

на

основе

сочетания

чисто

пианистических

навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и

воплощать

в

конкретном

звучании.

Важным

условием

профессионализма

является также исполнительская культура, которая предполагает отражение его

эстетического

вкуса,

широту

кругозора,

сознательное

отношение

к

музыкальному искусству, готовность к музыкально - просветительской работе. В

своей профессиональной деятельности концертмейстеру постоянно приходится

выступать

в

роли

исполнителя.

Поэтому

необходимо

не

только

свободное

владение

инструментом

и

музыкальной

литературой,

но

и

умение

донести

музыкальный

материал

до

аудитории.

Во

время

концертных

выступлений

концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя выработанной концепции,

помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять солиста, а

сохранять его индивидуальность.

Исполнительская

деятельность

органично

связана

с

партией

солиста.

Концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие в процессе

совместной работы, а именно: проблемы «дыхания», фразировки, звуковедения,

ритмических

особенностей

произведения.

В

процессе

исполнения

аккомпаниатор-опора

для

солиста,

его

гармоническая

основа

и

фактурное

богатство.

Следует

подчеркнуть

большое

значение

единства

музыкальных

взглядов

и

исполнительского

замысла

у

исполнителей.

Концертмейстеру

необходимо

знать

партию

солиста,

так

как

фортепианное

сопровождение

и

партия соло неотделимы друг от друга, тщательно анализировать особенности

партии партнёра, изучать её мелодическую линию, смысл и динамику развития,

точность

фразировки,

анализировать

форму

произведения,

создавать

определённый колорит звучания, постигать замысел музыкального произведения.

Исполнительская

деятельность

концертмейстера

очень

разнообразна.

Существует

множество

различных

форм

исполнительской

практики:

выступление в концертах, участие в конкурсах… Всё это даёт право говорить о

широте

круга

профессиональных

задач,

стоящих

перед

пианистом

-

концертмейстером.

Обратимся

к

характеристике

самого

исполнительского

процесса в концертмейстерском искусстве. Это: становление исполнительского

замысла и его воплощение.

П р о ц е с с становления

исполнительского

замысла

начинается

с

ознакомления с нотным текстом композитора и точным воспроизведением его на

фортепиано, индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая:

разучивание

фортепианной

партии,

отработку

трудностей,

правильное

исполнение украшений, соблюдение «люфтов» (в фортепианном сопровождении

музыкального произведения должны найти отражение и цезуры — моменты

взятия дыхания солистом), подбор рациональной, удобной аппликатуры, умение

пользоваться

педалью,

чувство

пульса,

выразительность

динамики,

точную

фразировку, профессиональное туше. В это же время — установление штрихов и

темпа,

соответствующего

содержанию

произведения.

Существенное

значение

имеет

внимательное

отношение

к

музыкальному

ритму,

владение

основами

фортепианной культуры. Успех аккомпаниатора будет полноценным только после

тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.

С

самого

начала

следует

максимально

приблизить

звучание

музыкального инструмента к звучанию партии солиста. Для этого играть надо,

стараясь

подчёркивать

особенности

тембровой

окраски,

качество

штриха,

следить за педалью. Знание оригинала предполагает умение проанализировать

встречающиеся трудности.

После

знакомства

с

авторским

текстом

происходит

осознание

художественной идеи. Главной исполнительской задачей концертмейстера на

данном этапе является создание художественного образа произведения.

Затем следует новый этап в творческой работе исполнителя - эстетическая

оценка музыкального произведения. В этот период вырабатывается собственное

отношение к сочинению, сопоставляется исполняемое произведение с системой

своих

взглядов

относительно

художественного

совершенства.

Эстетическая

оценка - своего рода эмоционально - образное отражение услышанного.

Именно

эстетическая

оценка

музыкального

сочинения

поможет

концертмейстеру

подойти

к

следующей

задаче

-

созданию

исполнительской

трактовки.

В процессе музыкального восприятия у аккомпаниатора возникает свой

исполнительский

замысел.

В

основе

нотного

текста

произведения

заложена

музыкально - художественная идея, содержащая исполнительскую концепцию.

Эта

идея

даёт

установку

концертмейстеру

к

применению

определённой

совокупности

исполнительских

средств

выразительности,

способствующих

наиболее полному раскрытию замысла.

Можно

с

уверенностью

сказать,

что

концертмейстер-

интерпретатор

музыкального

сочинения.

Интерпретация

присутствует

и

в

исполнительской

деятельности, и в формировании исполнительского замысла, а также в процессе

его реализации. Результат творчества композитора выступает в виде музыкально-

художественной

интерпретации

произведения.

Постигая

композиторский

замысел, концертмейстер старается передать своё представление об идейно-

художественном содержании музыкального сочинения солисту и вместе с тем

помогает ему (солисту) точно донести задуманное до слушательской аудитории.

Работа с солистом предполагает безупречное владение фортепианной партией,

совмещение музыкально- исполнительских действий, наличие интуиции, знание

партии

солиста,

«отход»

концертмейстера

на

второй

план

по

отношению

к

солисту. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать

солиста

при

совместном музицировании. Постоянное внимание и предельная

сосредоточенность должны соблюдаться в равной степени. В исключительных

случаях концертмейстер по ходу исполнения корректирует звучание.

Репетиционная работа у концертмейстера проходит намного сложнее,

чем у солиста- исполнителя. И это логично. Ведь он несёт ответственность не

только перед слушателем, перед автором сочинения, перед самим собой, но,

наконец, перед партнёром — солистом. Овладение музыкальным произведением

вовсе не даёт гарантии того, что во время концерта всё пройдёт гладко. В

практике довольно часто приходится встречаться с досадными случаями срывов

в

момент

выступления,

поэтому

концертмейстер

должен

быть

хорошо

подготовлен к публичному показу произведения уже в репетиционный период.

Известно, что перед концертом может возникнуть нервная обстановка. Поэтому

нужно

мобилизовать

все

силы,

настроиться

психологически,

быть

требовательным

к

себе,

чрезвычайно

внимательным

и

при

этом

сохранять

исполнительскую индивидуальность.

Вторая

часть

исполнительского

процесса

-

воплощение

творческого

замысла,

создание

единого

музыкально-художественного

образа

на

основе

собственной

трактовки

произведения.

Возникают

задачи,

связанные

с

правильным

и

точным

донесением

композиторской

идеи

до

слушателей

и

умением подчинить аудиторию. Именно теперь концертмейстеру необходимы

эмоциональный

подъём,

творческая

воля

и

артистизм.

Эмоциональное

состояние, темперамент и вдохновение, конечно же, влияют на исполнительский

процесс.

Процесс

воплощения

исполнительского

замысла

включает

использование различных динамических оттенков (в рамках, представленных

композитором), способствующих обогащению и преобразованию музыкального

звучания.

Выразительное

исполнение

является

важной

задачей

в

творчестве

любого

музыканта.

Применение

динамических

оттенков

определяется

внутренним

содержанием

и

характером

музыки,

особенностями

структуры

музыкального сочинения. Динамика играет огромную роль в исполнительском

искусстве. Одним из главных условий художественного исполнения является

логика

соотношения

музыкальных

звучностей,

нарушение

которой

может

исказить

содержание

музыки.

Следует

отметить,

что

динамика,

будучи

неразрывно

связанная

с

агогикой,

фразировкой

и

артикуляцией,

во

многом

определяет

индивидуальный

исполнительский

стиль

концертмейстера,

его

эстетическую направленность, характер интерпретации.

Исполнение аккомпанемента должно быть направлено и на реализацию

требований методического характера:

- достижение верного распределения звучности и соотношения голосов, а

именно:

выразительное

исполнение

мелодической

линии,

ощущение

гармонической

основы

баса,

дифференцированное

звучание

гармонических

фигурации;

- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к

исполнению сопровождения;

- правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии

аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.

Существуют закономерности, которых необходимо придерживаться:

- планирование работы над более трудными произведениями заранее, во

избежание плохих результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед

публикой;

- постоянное внимание, необходимое при выступлении;

- чувство уверенности в достаточной подготовке к концерту;

- разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный

психологический и физический настрой музыканта.

Концертное

исполнение

-

итог

и

кульминационный

момент

всей

проделанной работы. Главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально

- художественный замысел произведения при высочайшей

культуре исполнения

сочинения.

Д л я

т о г о , чтобы

выступление

было

успешным,

концертмейстеру

необходимо:

мобилизовать

духовные

и

физические

силы,

иметь

соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, постоянно

контролировать себя, помнить о том, что он также несёт ответственность и за

исполнение партии солиста. Любить и проявлять интерес к исполнительской

деятельности, обогащать собственный фортепианный репертуар, включающий

старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в

музыке разных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов и

труд

его

по

своему

предназначению

равен труду

педагога.

Мастерство

концертмейстера требует огромного артистизма, разносторонних музыкально-

исполнительских дарований, знаний особенностей игры других музыкальных

инструментов.

Искусство

аккомпанемента

это

такой

ансамбль,

в

котором

фортепиано принадлежит огромная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто

служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра.

Правильно

было

бы

ставить

вопрос

не

об

аккомпанементе,

а

о

создании

инструментального ансамбля. Главное - в создании целостной впечатляющей

звуковой картины-образа, рождающегося в совместной творческой деятельности

солиста и концертмейстера.

Литература

1

.Актуальные

проблемы

истории,

теории

и

методики

музыкально-

исполнительского

искусства.

Сборник

статей.

Выпуск

1.

редакторы-

составители Рензин В.И., Уманский М.А. Екатеринбург, 1993.

2.Андреева

Л.

Методика

преподавания

хорового

дирижирования.

Л.,

1972.

3. Готлиб А. Основы ансамблевой музыки. М., 1971

4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. МЛ982.



В раздел образования