Автор: Махортова Ирина Сергеевна
Должность: концертмейстер высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Камышин Волгоградской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: «Особенности исполнительской деятельности концертмейстера»
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ
Музыкальное отделение №2
Методический доклад на тему:
«Особенности исполнительской деятельности
концертмейстера»
Подготовила
концертмейстер высшей квалификационной категории
Махортова Ирина Сергеевна
г.Камышин
апрель 2019
В
музыкальном
мире
есть
одна
незаменимая
для
профессиональных
музыкантов специальность – концертмейстер. Особенно важна и ответственна
роль концертмейстера при работе с учениками детских школ искусств. Кроме
выполнения учебных задач (разбор нотного текста, исполнение музыкальных
произведений
в
ансамбле,
выступление
на
сцене)
необходимо
отметить
просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Совместно с
педагогом он приобщает учащегося к удивительному миру искусства.
Особенностью
концертмейстерской
деятельности
является
её
реально
существующая
многомерность,
предопределяющая
необходимость
решения
разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством.
Цель моей работы - раскрыть особенности исполнительской деятельности,
которые необходимы для профессиональной работы концертмейстера.
Прежде всего, необходимо обратиться к значению слова концертмейстер.
В «Музыкальной
энциклопедии»
понятие
«концертмейстер»
определено
оч е н ь
с к р ом н о :
« п и а н и с т,
р а зу ч и в а ю щ и й
п а р т и и
с
п е в ц а м и ,
инструменталистами».
В
этом
смысле
понятия
концертмейстер
и
аккомпаниатор
очень
тесно
связаны.
Концертмейстерское
искусство
не
ограничивается
рамками
аккомпанирования.
Аккомпаниаторские
навыки
являются
лишь
частью
деятельности профессионального концертмейстера. Грузинский и российский
пианист, Важа Чачава .педагог и выдающийся концертмейстер, в одной из своих
статей пишет: «Концертмейстер -пианист-это и солист, и равноправный партнер,
и
аккомпаниатор.Это
триединство
и
составляет
суть
концертмейстерского
искусства.»
Творческая
деятельность
концертмейстера
особенно
ярко
проявляется
в
исполнительстве.
Исполнительская
деятельность
концертмейстера
очень
р а з н о о б р а з н а .
Н о
п р о ф е с с и о н а л ь н о
- исполнительские
качества
концертмейстера складываются
на
основе
сочетания
чисто
пианистических
навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и
воплощать
в
конкретном
звучании.
Важным
условием
профессионализма
является также исполнительская культура, которая предполагает отражение его
эстетического
вкуса,
широту
кругозора,
сознательное
отношение
к
музыкальному искусству, готовность к музыкально - просветительской работе. В
своей профессиональной деятельности концертмейстеру постоянно приходится
выступать
в
роли
исполнителя.
Поэтому
необходимо
не
только
свободное
владение
инструментом
и
музыкальной
литературой,
но
и
умение
донести
музыкальный
материал
до
аудитории.
Во
время
концертных
выступлений
концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя выработанной концепции,
помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять солиста, а
сохранять его индивидуальность.
Исполнительская
деятельность
органично
связана
с
партией
солиста.
Концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие в процессе
совместной работы, а именно: проблемы «дыхания», фразировки, звуковедения,
ритмических
особенностей
произведения.
В
процессе
исполнения
аккомпаниатор-опора
для
солиста,
его
гармоническая
основа
и
фактурное
богатство.
Следует
подчеркнуть
большое
значение
единства
музыкальных
взглядов
и
исполнительского
замысла
у
исполнителей.
Концертмейстеру
необходимо
знать
партию
солиста,
так
как
фортепианное
сопровождение
и
партия соло неотделимы друг от друга, тщательно анализировать особенности
партии партнёра, изучать её мелодическую линию, смысл и динамику развития,
точность
фразировки,
анализировать
форму
произведения,
создавать
определённый колорит звучания, постигать замысел музыкального произведения.
Исполнительская
деятельность
концертмейстера
очень
разнообразна.
Существует
множество
различных
форм
исполнительской
практики:
выступление в концертах, участие в конкурсах… Всё это даёт право говорить о
широте
круга
профессиональных
задач,
стоящих
перед
пианистом
-
концертмейстером.
Обратимся
к
характеристике
самого
исполнительского
процесса в концертмейстерском искусстве. Это: становление исполнительского
замысла и его воплощение.
П р о ц е с с становления
исполнительского
замысла
начинается
с
ознакомления с нотным текстом композитора и точным воспроизведением его на
фортепиано, индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая:
разучивание
фортепианной
партии,
отработку
трудностей,
правильное
исполнение украшений, соблюдение «люфтов» (в фортепианном сопровождении
музыкального произведения должны найти отражение и цезуры — моменты
взятия дыхания солистом), подбор рациональной, удобной аппликатуры, умение
пользоваться
педалью,
чувство
пульса,
выразительность
динамики,
точную
фразировку, профессиональное туше. В это же время — установление штрихов и
темпа,
соответствующего
содержанию
произведения.
Существенное
значение
имеет
внимательное
отношение
к
музыкальному
ритму,
владение
основами
фортепианной культуры. Успех аккомпаниатора будет полноценным только после
тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.
С
самого
начала
следует
максимально
приблизить
звучание
музыкального инструмента к звучанию партии солиста. Для этого играть надо,
стараясь
подчёркивать
особенности
тембровой
окраски,
качество
штриха,
следить за педалью. Знание оригинала предполагает умение проанализировать
встречающиеся трудности.
После
знакомства
с
авторским
текстом
происходит
осознание
художественной идеи. Главной исполнительской задачей концертмейстера на
данном этапе является создание художественного образа произведения.
Затем следует новый этап в творческой работе исполнителя - эстетическая
оценка музыкального произведения. В этот период вырабатывается собственное
отношение к сочинению, сопоставляется исполняемое произведение с системой
своих
взглядов
относительно
художественного
совершенства.
Эстетическая
оценка - своего рода эмоционально - образное отражение услышанного.
Именно
эстетическая
оценка
музыкального
сочинения
поможет
концертмейстеру
подойти
к
следующей
задаче
-
созданию
исполнительской
трактовки.
В процессе музыкального восприятия у аккомпаниатора возникает свой
исполнительский
замысел.
В
основе
нотного
текста
произведения
заложена
музыкально - художественная идея, содержащая исполнительскую концепцию.
Эта
идея
даёт
установку
концертмейстеру
к
применению
определённой
совокупности
исполнительских
средств
выразительности,
способствующих
наиболее полному раскрытию замысла.
Можно
с
уверенностью
сказать,
что
концертмейстер-
интерпретатор
музыкального
сочинения.
Интерпретация
присутствует
и
в
исполнительской
деятельности, и в формировании исполнительского замысла, а также в процессе
его реализации. Результат творчества композитора выступает в виде музыкально-
художественной
интерпретации
произведения.
Постигая
композиторский
замысел, концертмейстер старается передать своё представление об идейно-
художественном содержании музыкального сочинения солисту и вместе с тем
помогает ему (солисту) точно донести задуманное до слушательской аудитории.
Работа с солистом предполагает безупречное владение фортепианной партией,
совмещение музыкально- исполнительских действий, наличие интуиции, знание
партии
солиста,
«отход»
концертмейстера
на
второй
план
по
отношению
к
солисту. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать
солиста
при
совместном музицировании. Постоянное внимание и предельная
сосредоточенность должны соблюдаться в равной степени. В исключительных
случаях концертмейстер по ходу исполнения корректирует звучание.
Репетиционная работа у концертмейстера проходит намного сложнее,
чем у солиста- исполнителя. И это логично. Ведь он несёт ответственность не
только перед слушателем, перед автором сочинения, перед самим собой, но,
наконец, перед партнёром — солистом. Овладение музыкальным произведением
вовсе не даёт гарантии того, что во время концерта всё пройдёт гладко. В
практике довольно часто приходится встречаться с досадными случаями срывов
в
момент
выступления,
поэтому
концертмейстер
должен
быть
хорошо
подготовлен к публичному показу произведения уже в репетиционный период.
Известно, что перед концертом может возникнуть нервная обстановка. Поэтому
нужно
мобилизовать
все
силы,
настроиться
психологически,
быть
требовательным
к
себе,
чрезвычайно
внимательным
и
при
этом
сохранять
исполнительскую индивидуальность.
Вторая
часть
исполнительского
процесса
-
воплощение
творческого
замысла,
создание
единого
музыкально-художественного
образа
на
основе
собственной
трактовки
произведения.
Возникают
задачи,
связанные
с
правильным
и
точным
донесением
композиторской
идеи
до
слушателей
и
умением подчинить аудиторию. Именно теперь концертмейстеру необходимы
эмоциональный
подъём,
творческая
воля
и
артистизм.
Эмоциональное
состояние, темперамент и вдохновение, конечно же, влияют на исполнительский
процесс.
Процесс
воплощения
исполнительского
замысла
включает
использование различных динамических оттенков (в рамках, представленных
композитором), способствующих обогащению и преобразованию музыкального
звучания.
Выразительное
исполнение
является
важной
задачей
в
творчестве
любого
музыканта.
Применение
динамических
оттенков
определяется
внутренним
содержанием
и
характером
музыки,
особенностями
структуры
музыкального сочинения. Динамика играет огромную роль в исполнительском
искусстве. Одним из главных условий художественного исполнения является
логика
соотношения
музыкальных
звучностей,
нарушение
которой
может
исказить
содержание
музыки.
Следует
отметить,
что
динамика,
будучи
неразрывно
связанная
с
агогикой,
фразировкой
и
артикуляцией,
во
многом
определяет
индивидуальный
исполнительский
стиль
концертмейстера,
его
эстетическую направленность, характер интерпретации.
Исполнение аккомпанемента должно быть направлено и на реализацию
требований методического характера:
- достижение верного распределения звучности и соотношения голосов, а
именно:
выразительное
исполнение
мелодической
линии,
ощущение
гармонической
основы
баса,
дифференцированное
звучание
гармонических
фигурации;
- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к
исполнению сопровождения;
- правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии
аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.
Существуют закономерности, которых необходимо придерживаться:
- планирование работы над более трудными произведениями заранее, во
избежание плохих результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед
публикой;
- постоянное внимание, необходимое при выступлении;
- чувство уверенности в достаточной подготовке к концерту;
- разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный
психологический и физический настрой музыканта.
Концертное
исполнение
-
итог
и
кульминационный
момент
всей
проделанной работы. Главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально
- художественный замысел произведения при высочайшей
культуре исполнения
сочинения.
Д л я
т о г о , чтобы
выступление
было
успешным,
концертмейстеру
необходимо:
мобилизовать
духовные
и
физические
силы,
иметь
соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, постоянно
контролировать себя, помнить о том, что он также несёт ответственность и за
исполнение партии солиста. Любить и проявлять интерес к исполнительской
деятельности, обогащать собственный фортепианный репертуар, включающий
старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в
музыке разных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов и
труд
его
по
своему
предназначению
равен труду
педагога.
Мастерство
концертмейстера требует огромного артистизма, разносторонних музыкально-
исполнительских дарований, знаний особенностей игры других музыкальных
инструментов.
Искусство
аккомпанемента
–
это
такой
ансамбль,
в
котором
фортепиано принадлежит огромная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто
служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра.
Правильно
было
бы
ставить
вопрос
не
об
аккомпанементе,
а
о
создании
инструментального ансамбля. Главное - в создании целостной впечатляющей
звуковой картины-образа, рождающегося в совместной творческой деятельности
солиста и концертмейстера.
Литература
1
.Актуальные
проблемы
истории,
теории
и
методики
музыкально-
исполнительского
искусства.
Сборник
статей.
Выпуск
1.
редакторы-
составители Рензин В.И., Уманский М.А. Екатеринбург, 1993.
2.Андреева
Л.
Методика
преподавания
хорового
дирижирования.
Л.,
1972.
3. Готлиб А. Основы ансамблевой музыки. М., 1971
4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. МЛ982.