Напоминание

"Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой Ф."


Автор: Новикова Анна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Амурск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой Ф."
Раздел: начальное образование





Назад





Тема урока: «Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой

Ф.

I-Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу и узнаем много нового и интересного. И так внимание мы отправляемся. Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит. - Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю. (Филин.) Филин, ребята – это птица мудрая, много всего знает. А ещё он стражник волшебного леса. Хотим ли мы пройти в волшебный лес? Будем отгадывать его задания? Филин закрыл ворота на замки. И мы с вами должны все ключики заработать, выполняя задания Филина.
II-Актуализация знаний и фиксирование затруднения в учебном

действии.

Лужайка-повторяй-ка
Филин, хочет посмотреть, какие мы умные и как мы справимся с его заданиями. Посмотрите на доску. На доске картинки: фонарь, факел, фиалка, -Назовите предметы, которые изображены на картинках. -С помощью чего мы назвали данные предметы? (с помощью слов) -Что такое слово? (Слово- это сочетание звуков, которое имеет значение.). Справились с заданием?
Что вспомнили? Филин даёт ключ от первого замка.
Филин доволен.
А нам надо идти дальше.
3. Построение проекта выхода из затруднения. (цель, тема, план).

Лужайку фонетической разминки
Филин предлагает ещё задание. -Произнесём хором эти слова ещё раз. -Что общего между этими словами? (они все начинаются с одной и той же буквы.) -Разделите эти слова на группы: I-группа- новый звук твёрдый II-группа- новый звук мягкий (проверка сигнальными карточками.) А как вы думаете, какая у нас с вами тема урока сегодня? («Согласные звуки [ф]и[ф’], буква-Ф.). Чему мы должны сегодня научиться? -Отличать новые звуки; -Знакомство с буквой-Ф; -Научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. (т. е. это план) Молодцы ребята, филин, посмотрел, какие вы умные. И мы получили второй ключ. Открываем ключом ворота на
«»
1. Характеристика звука. -
Фонетическая разминка.
Ребята, а как фыркает ёж? (фр-фр-фр) А как поёт песенку синичка? (фью-фью-фью) А как пыхтит каша? (пф-пф-пф) Вспомните, какой звук издаёт кот в момент опасности? («ф-ф-ф-ф-ф). Какой новый звук мы слышим? [ф].
Охарактеризуйте звук [ф] подробнее. -Произнесите его. Дети его произнося и говорят. (При произношении звука [ф] воздух встречает преграду. Значит звук [ф]- согласный. А теперь, ребята закройте ушки и произнесите звук [ф]- при его произношении слышится только шум. Значит звук [ф]- глухой. При произношении произносится твёрдо. Значит звук [ф] – твёрдый. А теперь ребята давайте с вами вернёмся к словам, которые мы распределяли на две группы и обратим внимание на вторую группу. Какое первое слово. (Фиалка) -Какой вы слышите первый звук? (согласный, глухой, гласный звук «и» даёт мягкость согласному звуку. Значит звук [ф’]- мягкий. А как вы думаете ребята у этого звука есть пара? (да) И он ещё парный, ребята его пара [в]и [в’]. Кто сможет дать полностью характеристику звуку?
2.Индивидуальная работа
- раскрасьте звуковичка.
3.Задание в парах
–звуко-буквенный анализ. Соотнесите схему со словами. (Работа в парах, один ученик у доски.) На доске 4 схемы и 4 слова. (фонарь, фиалка, Какое задание выполняли? (Различать новые звуки) [ф] и [ф’]. ФИЗМИНУТКА (суперфизминутка) Какие вы молодцы, ребята. Вы справились, с этим заданием и Филин открывает нам ворота, и мы попадаем на «Полянку букв». (третий ключ).
4. Знакомство с буквой.
На доске изображены буквы и среди них есть новая буква. - Найдите её. Как она называется? (эф) -На что она похожа? Всем известно без подсказки Буква- эф Как ключ от сказки
Никогда его у нас не отнимет Карабас. Назовите слова с буквой эф (в начале, середине в конце слова.) -филин, кофта, шкаф.
5.Индивидуальная работа:
Напечатайте букву эф на звуковичке. Теперь я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком [ф] и [ф’].
Чему учились? Какую работу мы с вами выполняли? (познакомились с

новой буквой и звуками)
ФИЗМИНУТКА
Изобразите букву-Ф. наклонитесь вправо, влево, вперёд, назад.
Умницы! Филин очень доволен вами вы и умные и спортивные. Стражник вручает нам четвёртый ключик от ворот. А нам надо идти дальше. Филин зорко следит, не пускает нас. Он приготовил для нас очень сложное задание.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
И мы попали с вами на
«Слоговую полянку».

Чтение слогов. Работа с учебником. Стр. 140
Посмотрите в учебник на верхнюю строчку и скажите, что нам поможет научиться читать? (чтение слогов) -Чему будем учиться дальше? 1вариант-читает на ушко слоги своему соседу, а потом наоборот (работа в парах) -Читают по строчки -Читают столбиком
Чистоговорка
Фы-фы-фы-тут стоят шкафы, Фу-фу-фу приберу я в шкафу, Фет-фет-фет-я куплю конфет, Арф-арф-арф- я надену шарф. Прибежал весёлый А, прочитали дети …-(фа).
Прибежал задорный О, прочитали дети …-(фо). Прибежал упрямый У, прочитали дети …-(фу). Прибежал ворчливый Ы, прочитали дети …-(фы). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети …-(фе). Прибежал малютка И, прочитали дети …-(фи). Прибежал тихоня Ё, прочитали дети …-(фё). -Какую работу выполняли? Филин очень доволен вами. Он вручает нам ключ от пятого замка. - Мы в дремучем лесу. - А нам же надо попасть на полянку
«Прочитай-ка».
Молодцы, филин зорко следит за нами. Теперь, ребята, для того, чтобы выполнить его задание, мы будем работать в группах.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой.

Iгруппа
- найдите слова с твёрдым звуком-[ф]
Фауна
- животный мир,
Фонарик-
род коробки со стеклами для держанья огня, света
,

фуфайка
- преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки.
Телефон-
аппарат для передачи и приёма звука,
Факел
- вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде .
Флот
-. большое число кораблей в сборе с общею целью; обычно разумеют военный флот, но может быть и купеческий .
фрак
- мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами.
фронт
- воинский строй шеренгами.
IIгруппа
- найдите слова с мягким звуком- [ф’]
Фиалки
-цветок,
фикус
-это цветок, финиш, кафе, кофе, конфеты,
конфетти
- мелкие кружочки из разноцветной бумаги, которыми осыпают друг друга на балах, карнавалах и т.п. , фигура. -Какие слова вам непонятны? -Найдите среди этих слов названия цветов. (фиалка, фикус)
-Обратите внимание на 2 столбик чем отличаются эти слова? Что лишнее и почему? (заглавная буква, офицер- это военнослужащий человек.)
IIIгруппа
- прочитайте предложение. (проверка предложения) -читаем предложения - Что мы сейчас делали? (учились читать слоги, слова с новой буквой) Мы прошли испытания, нам пора в класс, а для этого выполним задание.
7.Повторение.
Филину вы очень понравились. Он даёт нам ключ, открываем замок, мы на полянке
«Закрепляй-ка»

7.Задание в парах:
Какие звуки обозначает буква-Ф? Выберите подходящие признаки и подчеркните Согласный- гласный Твёрдый- мягкий Звонкий- глухой Парный- непарный проверка Какой звук ф? Проверяем сигналами. Согласным - гласным? (согласным) В слове «фамилия» - твёрдым- мягким? В слове «профессия» - твёрдым- мягким? Глухой- звонкий? (глухой) Парный- непарный (парный ([в][в’]). Молодцы ребята! Дайте характеристику звуку ф.
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог.
Вот мы и закончили с вами путешествие по волшебному лесу. Глазки закрыли, считаем до 5. Открыли глазки. Мы в классе. Филин, очень доволен вами и у него отличное настроение. Он спрашивает: «А какое у вас настроение было во время путешествия?» Возьмите смайлик и покажите. Урок закончен. Всем спасибо!!!


В раздел образования