"Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой Ф."
Автор: Новикова Анна Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 Населённый пункт: Хабаровский край, г. Амурск Наименование материала: конспект урока Тема: "Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой Ф." Раздел: начальное образование
Тема урока: «Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой
Ф.
I-Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу и
узнаем много нового и интересного. И так внимание мы отправляемся.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит.
- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя:
Когда светло, прячусь в дупло,
Ночью летаю, мышей пугаю.
(Филин.)
Филин, ребята – это птица мудрая, много всего знает. А ещё он стражник
волшебного леса.
Хотим ли мы пройти в волшебный лес? Будем отгадывать его задания?
Филин закрыл ворота на замки. И мы с вами должны все ключики заработать,
выполняя задания Филина.
II-Актуализация знаний и фиксирование затруднения в учебном
действии.
Лужайка-повторяй-ка
Филин, хочет посмотреть, какие мы умные и как мы справимся с его
заданиями. Посмотрите на доску.
На доске картинки: фонарь, факел, фиалка,
-Назовите предметы, которые изображены на картинках.
-С помощью чего мы назвали данные предметы? (с помощью слов)
-Что такое слово? (Слово- это сочетание звуков, которое имеет значение.).
Справились с заданием?
Что вспомнили?
Филин даёт ключ от первого замка.
Филин доволен.
А нам надо идти дальше.
3. Построение проекта выхода из затруднения. (цель, тема, план).
Лужайку фонетической разминки
Филин предлагает ещё задание.
-Произнесём хором эти слова ещё раз.
-Что общего между этими словами? (они все начинаются с одной и той же
буквы.)
-Разделите эти слова на группы:
I-группа- новый звук твёрдый
II-группа- новый звук мягкий
(проверка сигнальными карточками.)
А как вы думаете, какая у нас с вами тема урока сегодня? («Согласные звуки
[ф]и[ф’], буква-Ф.).
Чему мы должны сегодня научиться?
-Отличать новые звуки;
-Знакомство с буквой-Ф;
-Научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. (т. е. это план)
Молодцы ребята, филин, посмотрел, какие вы умные. И мы получили второй
ключ. Открываем ключом ворота на «»
1.
Характеристика звука. - Фонетическая разминка.
Ребята, а как фыркает ёж? (фр-фр-фр)
А как поёт песенку синичка? (фью-фью-фью)
А как пыхтит каша? (пф-пф-пф)
Вспомните, какой звук издаёт кот в момент опасности? («ф-ф-ф-ф-ф).
Какой новый звук мы слышим? [ф].
Охарактеризуйте звук [ф] подробнее.
-Произнесите его.
Дети его произнося и говорят. (При произношении звука [ф] воздух встречает
преграду. Значит звук [ф]- согласный.
А теперь, ребята закройте ушки и произнесите звук [ф]- при его
произношении слышится только шум. Значит звук [ф]- глухой.
При произношении произносится твёрдо. Значит звук [ф] – твёрдый.
А теперь ребята давайте с вами вернёмся к словам, которые мы распределяли
на две группы и обратим внимание на вторую группу.
Какое первое слово. (Фиалка)
-Какой вы слышите первый звук? (согласный, глухой, гласный звук «и» даёт
мягкость согласному звуку. Значит звук [ф’]- мягкий.
А как вы думаете ребята у этого звука есть пара? (да)
И он ещё парный, ребята его пара [в]и [в’].
Кто сможет дать полностью характеристику звуку?
2.Индивидуальная работа - раскрасьте звуковичка.
3.Задание в парах –звуко-буквенный анализ.
Соотнесите схему со словами. (Работа в парах, один ученик у доски.)
На доске 4 схемы и 4 слова. (фонарь, фиалка,
Какое задание выполняли? (Различать новые звуки) [ф] и [ф’].
ФИЗМИНУТКА (суперфизминутка)
Какие вы молодцы, ребята. Вы справились, с этим заданием и Филин
открывает нам ворота, и мы попадаем на «Полянку букв». (третий ключ).
4. Знакомство с буквой.
На доске изображены буквы и среди них есть новая буква.
- Найдите её. Как она называется? (эф)
-На что она похожа?
Всем известно без подсказки
Буква- эф
Как ключ от сказки
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Назовите слова с буквой эф (в начале, середине в конце слова.)
-филин, кофта, шкаф.
5.Индивидуальная работа: Напечатайте букву эф на звуковичке.
Теперь я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запоминайте
слова со звуком [ф] и [ф’].
Чему учились? Какую работу мы с вами выполняли? (познакомились с
новой буквой и звуками)
ФИЗМИНУТКА
Изобразите букву-Ф. наклонитесь вправо, влево, вперёд, назад.
Умницы! Филин очень доволен вами вы и умные и спортивные. Стражник
вручает нам четвёртый ключик от ворот.
А нам надо идти дальше.
Филин зорко следит, не пускает нас.
Он приготовил для нас очень сложное задание.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
И мы попали с вами на «Слоговую полянку».
Чтение слогов. Работа с учебником. Стр. 140
Посмотрите в учебник на верхнюю строчку и скажите, что нам поможет
научиться читать? (чтение слогов)
-Чему будем учиться дальше?
1вариант-читает на ушко слоги своему соседу, а потом наоборот (работа в
парах)
-Читают по строчки
-Читают столбиком
Чистоговорка
Фы-фы-фы-тут стоят шкафы,
Фу-фу-фу приберу я в шкафу,
Фет-фет-фет-я куплю конфет,
Арф-арф-арф- я надену шарф.
Прибежал весёлый А, прочитали дети …-(фа).
Прибежал задорный О, прочитали дети …-(фо).
Прибежал упрямый У, прочитали дети …-(фу).
Прибежал ворчливый Ы, прочитали дети …-(фы).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети …-(фе).
Прибежал малютка И, прочитали дети …-(фи).
Прибежал тихоня Ё, прочитали дети …-(фё).
-Какую работу выполняли? Филин очень доволен вами. Он вручает нам ключ
от пятого замка.
- Мы в дремучем лесу.
- А нам же надо попасть на полянку «Прочитай-ка».
Молодцы, филин зорко следит за нами. Теперь, ребята, для того, чтобы
выполнить его задание, мы будем работать в группах.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой.
Iгруппа - найдите слова с твёрдым звуком-[ф]
Фауна - животный мир,
Фонарик-
род коробки со стеклами для держанья огня, света ,
фуфайка -
преимущественно тёплая нательная одежда,
закрывающая туловище и руки.
Телефон-
аппарат для передачи и приёма звука,
Факел -
вид светильника, способный обеспечить продолжительный
интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде
.
Флот -. большое число кораблей в сборе с общею целью; обычно разумеют
военный флот, но может быть и купеческий
.
фрак - мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак
короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с
атласными лампасами.
фронт - воинский строй шеренгами.
IIгруппа - найдите слова с мягким звуком- [ф’]
Фиалки -цветок, фикус -это цветок, финиш, кафе, кофе, конфеты,
конфетти -
мелкие кружочки из разноцветной бумаги, которыми
осыпают друг друга на балах, карнавалах и т.п.
,
фигура.
-Какие слова вам непонятны?
-Найдите среди этих слов названия цветов. (фиалка, фикус)
-Обратите внимание на 2 столбик чем отличаются эти слова? Что лишнее и
почему? (заглавная буква, офицер- это военнослужащий человек.)
IIIгруппа - прочитайте предложение. (проверка предложения)
-читаем предложения
- Что мы сейчас делали? (учились читать слоги, слова с новой буквой)
Мы прошли испытания, нам пора в класс, а для этого выполним задание.
7.Повторение. Филину вы очень понравились. Он даёт нам ключ, открываем
замок, мы на полянке «Закрепляй-ка»
7.Задание в парах: Какие звуки обозначает буква-Ф? Выберите подходящие
признаки и подчеркните
Согласный- гласный
Твёрдый- мягкий
Звонкий- глухой
Парный- непарный проверка
Какой звук ф? Проверяем сигналами.
Согласным - гласным? (согласным)
В слове «фамилия» - твёрдым- мягким?
В слове «профессия» - твёрдым- мягким?
Глухой- звонкий? (глухой)
Парный- непарный (парный ([в][в’]).
Молодцы ребята! Дайте характеристику звуку ф.
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог.
Вот мы и закончили с вами путешествие по волшебному лесу.
Глазки закрыли, считаем до 5. Открыли глазки. Мы в классе.
Филин, очень доволен вами и у него отличное настроение.
Он спрашивает: «А какое у вас настроение было во время путешествия?»
Возьмите смайлик и покажите.
Урок закончен. Всем спасибо!!!