Автор: Кутовая Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Центр содействия семейного воспитания "Южное Бутово" ДСЗН г. Москвы Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Занятие по формированию элементарных математических представлений Тема: Знакомство с понятиями "один" и "много" Раздел: среднее профессиональное
Занятие по формированию элементарных математических
представлений в рамках обучения воспитанников Центра содействия
семейного воспитания «Южное Бутово»
ДСЗН г. Москвы
Воспитатель: Кутовая Татьяна Ивановна
Тема: Знакомство с понятиями «один» и «много»
Цель: формировать математические представления у детей
Задачи:
Образовательная: знакомить с понятиями «один» и «много»; устанавливать отношения
между понятиями «один» и «много»; учить выделять отдельные предметы из группы и
составлять группу из отдельных предметов.
Развивающая: развивать образное мышление, фантазию, самостоятельность у
воспитанников.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, процессу обучения в целом,
аккуратность, терпение.
Коррекционная: коррекция мелкой моторики рук, мыслительной деятельности,
пространственной ориентировки, внимания, памяти, связанной речи.
Тип занятия: комбинированный.
Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: иллюстрации с изображением осени, магнитная доска, детская посуда,
игрушки зверей, куклы, машинки.
Дидактический материал: разноцветные кубики.
Словарная работа: один, много, кубики, посуда, тарелка, кружка, ложка, кастрюля, звери,
мишка, собака, заяц, кошка, кукла, машина, мяч, велосипед, осень, холодно, дождь, небо.
Предварительная работа: выполнение упражнений для физкультурной минутки.
План занятия:
1.Организационный момент. Календарь.
2.Повторение познавательных знаний.
3.Сообщение темы. Этап обучения с использованием наглядного материала.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Чтение стихотворений про «один» и «много».
6.Игры с кубиками.
7.Физкультурная минутка.
8.Дидактическая игра «Путешествие на поезде».
9.Итог занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Календарь.
-Доброе утро, дети!
Дети говорят: «Доброе утро».
-На занятии все дети внимательно слушают воспитателя, не отвлекаются.
-Итак, сегодня 20 сентября.
-Какой сегодня день недели? (День недели вторник).
-Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень).
Воспитатель выборочно спрашивает у детей название месяцев осени, дети перечисляют.
По картинке ребята называют и показывают признаки осени (птицы улетают в тёплые
края, падают с деревьев листья, часто идёт дождь, холодно, небо хмурое).
-Мы вспомнили, какое сейчас время года, назвали осенние месяцы, рассказали, какая
бывает погода осенью. Молодцы.
2.Повторение познавательных сведений.
-Ребята посмотрите, сколько игрушек я приготовила на наше занятие. Покажите, где, у нас
сложены кубики? (Дети показывают).
-Какого цвета кубик? А этот? (Дети называют).
-А где зоопарк зверей? (Дети показывают).
-Где же, расположились куклы Маша, Даша, Нина, Вика? (Дети показывают и называют
кукол по имени).
-Покажите, мишку, волка, зайку, лису. (Дети показывают).
-А вот посуда для наших кукол. Назовите, что это? (Это кастрюля, это тарелка).
-Из чего пьёт кукла Маша? (Из чашки).
-А чем кушают наши друзья? (Ложками).
-Вот вы показали и назвали все игрушки, которые я приготовила на наше занятие.
3.Сообщение темы. Этап обучения с использованием наглядного материала.
-Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с понятием «один», «много». Мы будем
читать стихи, играть, путешествовать на поезде.
Воспитатель предлагает сесть детям на коврик.
-Кто пришёл первым? (Дети называют имя ребёнка).
-Он был один? (Один).
-Потом пришёл ещё один, и ещё один, и ещё один. Стало детей? (Много).
-Мы с вами выяснили, чем будем заниматься сегодня на занятии. Показали, когда детей
много, и когда ребёнок один.
4. Пальчиковая гимнастика.
-Давайте чуть-чуть отдохнём, разомнём свои пальчики.
На ковре дети ложатся на спину, шевелят руками и ногами как перевёрнувшиеся на спину
жуки.
Жук упал, и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.
-Молодцы! Вы все были хорошими жуками, жуков было много.
5.Чтение стихов про «один» и «много».
-А теперь я прочитаю вам стихотворение, затем мы вместе с вами его повторим.
Вечером встаёт луна. Сколько в небе лун? ( Одна).
В небе солнышко (Одно), по ночам луна (Одна).
Как закатится оно - появляется она.
-И ещё стихотворение.
Сколько звёзд на ясном небе? (Много).
Сколько колосков в полях? (Много).
Сколько песенок у птицы? (Много).
Сколько листьев на ветвях? (Много).
-Дети, в группе сколько детей? (Много).
-А сколько воспитателей? (Один).
-Сколько стульчиков в группе? (Много).
-Сколько столов? (Много).
-А доска? (Одна).
-Мы с вами знакомились с понятиями «один» и «много», прочитали стихотворения и
правильно расставили слова один, много.
6.Игры с кубиками.
Воспитатель ставит перед детьми коробку с разноцветными кубиками (число кубиков
равно числу детей).
-Как много кубиков! Возьмите по одному.
Дети берут по одному кубику из коробки.
-Сколько у тебя кубиков? (Один).
-Какого он цвета? (Красный).
Воспитатель выборочно спрашивает у детей, сколько у него кубиков и какого цвета?
-Сколько в коробке кубиков? (Нет кубиков).
-Положите кубики обратно в коробку. Ты сколько положил кубиков в коробку? (Один).
-Сколько кубиков теперь стало в коробке? (Много).
-Каждый положил по одному кубику в коробку, и стало их много.
-Мы с вами поиграли с кубиками. В коробке было много кубиков, а у каждого из вас один
кубик.
7. Физкультурная минутка.
- Давайте встанем в кружок и разомнёмся.
Похлопайте в ладоши много раз.
Попрыгайте один раз.
Присядьте много раз.
Потянитесь один раз.
- Вы молодцы! Хорошо понимаете, когда надо упражнение сделать один раз, а когда
много.
8.Дидактическая игра «Путешествие на поезде».
В разных местах группы расставлены игрушки на темы: «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом
игрушки». Дети берутся друг за друга, образуя поезд.
-Сколько в поезде паровозов? (Один).
-Сколько в поезде вагонов? (Много).
Поехал поезд. Подъехали к зоопарку.
-Какие звери живут в зоопарке? (Дети называют и показывают животных).
-Сколько их? (Один мишка, один заяц, много собачек, много кошек).
Поезд поехал. Следующая остановка возле «Дома посуды».
-Покажите тарелки. Сколько их? (Много).
- А где кастрюля? Сколько их? (Одна).
-Где же у нас чашки? Сколько их? (Много).
-А чем мы кушаем? (Ложкой).
Сколько их? (Одна).
Поезд едет дальше. Остановка «Дом игрушки».
-Давайте назовём игрушки. (Кукла, машина, мяч, велосипед).
-Сколько машин? (Одна).
-А сколько кукол? (Много).
-Сколько у нас мячей? (Много).
-А где велосипед? Сколько их? (Один).
-Вот мы с вами закончили путешествие. Мы были и в зоопарке, и в доме посуды, и в доме
игрушки. Мы учились различать понятия один - много.
9.Итог занятия.
-Сегодня на занятии мы знакомились с понятиями «один», «много». Учились находить
один или много предметов. Мы много играли, путешествовали на поезде, читали стихи.
Сейчас мы пойдём собираться гулять. На прогулке мы будем тоже находить один и много
предметов.