Автор: Котова Янина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 30
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология «Социально–образовательный лифт» (инновации в работе с различными категориями семей)
Раздел: начальное образование
Технология «Социально-образовательный лифт»
(инновации в работе с различными категориями семей)
Я.В. Котова
г. Волжский
МБОУ СОШ № 30 им. Медведева С.Р.
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье.
В.А. Сухомлинский
Семья
-
это
сложное
социальное,
комплексное,
многофункциональное
понятие,
форма
жизнедеятельности
людей,
обусловленная
существующими
общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая
определённую
структуру,
выполняющая
целый
ряд
разнообразных
функций,
устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она
тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.
Школа - это второй (после садика) внесемейный социальный институт, с
которым
вступают
в
контакт
родители
и
где
начинается
их
систематическое
педагогическое просвещение.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие
ребенка. И именно от качества работы школы зависит уровень педагогической
компетентности
родителей,
а,
следовательно,
и
уровень
семейного
воспитания
детей. Традиционные формы работы с родителями дают малый результат. Нужны
новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов.
Таким
образом,
выявлены
противоречия:
-
между
необходимостью
повышения
эффективности
взаимодействия
всех
участников
образовательного
процесса
и
несовершенством
систем
и
технологий
для
реализации
этого
взаимодействия
в
новых условиях; - между воспитательным потенциалом семьи и низким уровнем
педагогической компетентности родителей.
Все выше изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно
новый подход к повышению педагогической компетентности родителей в процессе
взаимодействии школы с семьей.
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик
и технологий по взаимодействию школы и семьи, нацеленных на повышение
педагогической компетентности родителей.
Целью работы является внедрение инновационных форм работы с
различными категориями семей, совершенствование практических умений в
воспитании детей и способствующей вовлечению их в жизнь школы.
Задачи:
- создать условия для создания благоприятного климата взаимодействия школы и
семьи;
- определить наиболее эффективные как традиционные, так и инновационные
формы взаимодействия;
- установить положительные взаимоотношения с родителями воспитанников;
1
- формировать положительное отношение к образовательной организации, создать
атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- повысить правовую и педагогическую компетентность родителей;
- привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на обучение,
воспитание и развитие ребенка;
- формировать гуманные отношения между детьми и родителями;
- привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на создание
развивающей предметно-пространственной среды.
Взаимодействие школы и семьи осуществляется на условиях:
- равноправного сотрудничества, гуманизации отношений, деятельностного подхода
со стороны всех участников образовательного процесса.
Существует комплексная типология, которая предусматривает выделение
четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации:
1.Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически
не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных
способностей, которые основываются на материальных, психологических и других
внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно
решают задачи его воспитания и развития. 2.Семьи групп риска характеризуются
наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как
благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и
снижающего адаптивные способности этих семей.
3.Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер
жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с
возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно
снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими
трудностями, медленно, малорезультативно.
4.Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее
трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях.
Первое направление. Информационно – аналитическое.
Второе направление. Познавательное направление.
Третье направление. Наглядно-информационное направление
Четвертое направление. Досуговая деятельность.
Пятое направление. Проектно-исследовательская деятельность.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод: каждая форма общения
педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое
применение в работе с родителями разнообразных форм, в том числе и
инновационных, ведёт к привлечению внимания различных категорий семей к
проблемам воспитания детей, получению необходимого объема знаний, созданию
единого образовательного пространства.
Таким образом, мы смогли достичь следующих результатов:
- Педагоги стали более инициативны, смелее во взаимодействии с родителями.
Стремятся проявлять творчество, фантазию в организации форм совместной
деятельности;
- Родители активно участвуют в мероприятиях.
2
- Постепенно меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения
становятся партнерскими. Родители и педагоги советуются друг с другом,
составляют сценарии совместных мероприятий. Формальное общение исчезает.
-Положительная оценка родителями деятельности образовательной организации.
Технология «Социально-образовательный лифт» заключается в том, что
проблема отсутствия возможностей для социальной мобильности (смены
социального слоя) - одна из ключевых для российского общества. Возможности
«социального лифта» серьезно ограничиваются для членов семей, включая и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. Самостоятельно решить эту проблему
семьи не в состоянии, поскольку подниматься вверх труднее, требуется больше
усилий, чем скатываться вниз. Поэтому процесс деградации семей и отдельных ее
представителей идет быстрее.
Главные цели Программы:
- развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и
детьми;
- укрепление гражданского общества путем оказания поддержки семье, находящейся
в трудной жизненной ситуации;
- формирование единого реабилитационного пространства для несовершеннолетних
«группы риска»;
- обеспечение непрерывности единого подхода к проведению профилактической и
реабилитационной работы с семьями и детьми;
- обеспечение индивидуальной системы социального психолого-педагогического
сопровождения семьи и детей;
- эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в
разрешении трудной жизненной ситуации
Ожидаемые конечные результаты
- предупреждение распада семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- восстановление детско-родительских отношений;
- эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка;
- снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии,
снижение количества эмоциональных и психических срывов в семьях, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность, заинтересованное
участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого
хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Только сотрудничество родителей и педагогов создает оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями даёт
положительные результаты. Всей своей работой педагоги доказывают родителям,
что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог,
а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение
новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет
организовать совместную деятельность школы и семьи более эффективно.
3
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и
техники,
появлением
новых
информационных
технологий,
коренным
образом
преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на
протяжении
всей
жизни
человеку
приходится
неоднократно
переучиваться,
овладевать новыми знаниями, профессиями. Непрерывное образование становится
реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь»,
а «образование на протяжении всей жизни».
Интеграция,
обобщение,
осмысление
новых
знаний,
увязывание
их
с
жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) –
вот те задачи, в решении которых школе замены нет. Сейчас в общественном
сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо
простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной
целью
школьного
образования
становится
развитие
личности
ученика,
его
способности
самостоятельно
ставить
учебные
цели,
проектировать
пути
их
реализации,
контролировать,
оценивать
свои
результаты,
иначе
говоря
–
формирование
умения
учиться.
Учащийся
сам
должен
стать
«архитектором
и
строителем» образовательного процесса. Всё выше перечисленное может получить
эффективное
развитие
только
в
условиях
становления
системы
образования,
ориентированной
на
новые
образовательные
результаты,
которые
определены
в
ФГОС второго поколения.
Продвинутые
школы
уделяли
большое
внимание
внеклассной
работе,
упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не
придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков,
группы
продленного
дня.
Теперь
же
нужно
понимать,
что
результаты,
которые
должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности
внеклассной
работы.
Поскольку
каждая
школа
должна
работать
на
достижение
результатов,
определенных
стандартом,
без
такой
важнейшей
составляющей
школьной
жизни,
как
внеклассная
работа,
этих
результатов
не
достичь.
Школе
придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов –
например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликты,
находить
выходы
из
спорных
ситуаций.
Уровень
достижения
этих
результатов
нельзя
объективно
«померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках,
хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к
результатам образования.
Детей в начальной школе по – прежнему будут учить читать, писать, считать,
только делать это мы должны в ногу со временем.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
второго
поколения
внеурочной
деятельности
школьников
уделено
особое
внимание.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность,
организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей
школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно
полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта
работа
позволяет
педагогам
выявить
у
своих
подопечных
потенциальные
4
возможности
и
интересы,
помочь
им
их
реализовать.
Внеурочная
работа
ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса.
Важно,
чтобы
школьники
получали
представление
обо
всей
системе
национальных
ценностей,
могли
видеть,
понимать
и
принимать
духовно-
нравственную
культуру
российского
общества
во
всем
ее
социокультурном
многообразии и национальном единстве.
Основной
педагогической
единицей
внеурочной
деятельности
является
культурная
практика, представляющая
собой
организуемое
педагогами
и
воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся
культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого
поведения
в
культуре.
Мероприятия
внешкольной
деятельности
организуются
образовательным
учреждением
во
взаимодействии
с
учреждениями
дополнительного
образования.
Социальные
практики
позволяют
школьнику
получать
опыт
нравственно
значимого
поступка,
переводя
содержание
национальных
ценностей
в
форму
их
усвоения
через
общественно
значимую
деятельность. В организации и проведении социальных практик принимает участие
и
с е м ь я . В
российскую
школу
пришел
новый
образовательный
стандарт.
Интересным
является
то,
что
в
рамках
ФГОС
второго
поколения
представлен
совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Это нововведение важно как
для педагогов, так и для детей.
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым
ребёнком
своих
интересов,
своих
увлечений,
своего
«я».
Здесь
ребёнок
делает
выбор,
свободно
проявляет
свою
волю,
раскрывается
как
личность.
Важно
заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым
домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное
пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся
своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в
которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных
областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности. И, что
особенно
важно,
творческая
атмосфера
позволяет
детям
раскрепоститься
и
в
обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как
личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты.
В наше время высоких технологий дети, к сожалению, меньше читают, почти
не обращаются к классике – музыкальной, литературной, театральной. Одним из
инструментов,
позволяющих
преодолеть
барьер
между
ребёнком
и
творческим
наследием
прошлых
поколений,
является
театральная
деятельность.
Постановка
мюзиклов, сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных
произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству,
музыке и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой
работы. Важно, что занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с
партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа,
мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене,
5
приобретают
навыки
критически
оценивать
как
литературные
произведения
в
целом,
так
отдельных
литературных
героев.
Здесь
дети
учатся
не
только
выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким
они его видят, а самое главное, учатся самокритике, веселому, шутливому складу
ума, умеющему подмечать и остроумно выставлять особенности нравов, поведения,
обычаев. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, его
таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение.
Увиденное
и
услышанное,
а
также
исполненное
самими
детьми
расширяет
их
кругозор,
создаёт
дружественную
атмосферу,
способствующую
развитию
речи,
умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо
сегодня, когда речь наших детей бывает, скудна и невыразительна.
Кроме
эстетического
воспитания
театр
несёт
в
себе
возможность
нравственного воспитания. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом,
приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить
декорации и костюмы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными
отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать
их или, наоборот, культивировать положительные черты. Именно в процессе работы
над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое
мышление,
двигательный
эмоциональный
контроль.
Происходит
усвоение
социальных
норм
поведения,
формируются
высшие
произвольные
психические
функции. Таким образом, работа над миниатюрами при подготовке постановки не
менее важна, чем сам спектакль, а с педагогической точки зрения – она и является
главной составляющей. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона
учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через
обучение
и
творчество
на
внеклассных
театральных
занятиях
в
школе.
Особое
значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только
помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом
возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение.
Театр – искусство коллективное. Это прописная истина. И вместе с тем, театр
– искусство индивидуальностей, ансамбль, объединённый одной общей целью. Этой
целью обычно является постановка спектакля. Именно к достижению этой цели
направлены все усилия, все компоненты творческого обучающего процесса. Именно
в этом направлении бурно развивается фантазия и воображение воспитанников, как
в области создания образа, так и в сфере создания костюмов, декораций, реквизита и
т.д.
Мир
ребенка
познается
через
семью.
Чтобы
правильно
подойти
к
воспитанию и обучению ребенка, необходимо глубокое взаимодействие педагога с
родителями, что поможет исправить многие ошибки и в отношениях, и в поведении
детей. Установленный контакт с родителями позволил мне решить главную задачу
моей педагогической деятельности, -
сблизить детей и взрослых через театр. Я
поняла, что семейный театр в школе и есть то связующее звено между школой и
семьей, - это средство воспитания детей и взрослых, гармонизация детско-взрослых
отношений.
6
План
работы
театральной
студии
«Театральная
семья»
уточняется,
дополняется и корректируется, члены семей учащихся разрабатывают собственные
проекты,
готовят
аудио-
и
видеоматериалы,
подбирают
иллюстрации,
создают
сценарии
для
театральных
постановок.
В
то
же
время,
выполняя
функции
поддержки семей, для самостоятельного изучения и использования в домашнем
воспитании,
педагогом
предлагается
литература
для
изучения
культурно
–
исторического наследия, рекомендации, мультимедийные программы театральных
традиций. Все то, что необходимо для познания культурного уклада жизни человека,
чтобы и родитель и ребенок могли проникнуть во внутренний мир друг друга,
принять и понять его.
«Семейный театр»
позволил мне перевести родителей от «проживания
рядом»
с
детьми
к
построению
взаимоотношений,
основанных
на
принципах
уважения,
доверия,
открытости;
от
ситуативного
воздействия
на
ребенка
к
систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Показательным
является
пример
семьи
Алисы
Н..
Девочка
пришла
в
театральную
студию
без
желания,
без
настроя.
Родители
её
часто
забирали
с
репетиций, подводили с приготовлением костюмов. Приняв участие в совместном
семейном празднике, сыграв в постановке определённые роли вместе с ребёнком,
они стали ближе своей дочке, к её интересам, к её деятельности. Родители стали
активными
участниками
работы
театральной
студии,
а
мама
стала
помогать
проводить
занятия
в
театральной
мастерской,
способствовала
изготовления
и
приобретению театральных костюмов, мастерила пригласительные билеты. Папа
проявил активность при подготовке к театральным представлениям, умело провёл
семинар
–
практикум
по
созданию
кукол
для
театра,
помогал
в
изготовлении
реквизита, декораций для театральных постановок. Благодаря занятиям в творческих
театральных мастерских семья приобрела опыт проведения совместного досуга,
появились общие интересы и увлечения. И таких примеров можно привести много.
В
театральной
деятельности
ребенок
раскрепощается,
передает
свои
творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная
деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности,
творческого
потенциала.
Ребенок
имеет
возможность
выразить
свои
чувства,
переживания,
эмоции,
разрешить
свои
внутренние
конфликты. Театр
рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются
общие представления о его специфике. А сам ребенок во всех мастерских выступает
в роли то актера, то музыканта, то художника, на практике узнает о том, что актер –
это
одновременно
и
творец,
и
материал,
и
инструмент. Театр - один из самых
демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
-
созданием
положительного
эмоционального
настроя,
снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
7
В чём же заключается несомненная польза театра, в котором играют дети, - в
развитии личности ребенка:
-уже
давно
повсеместно
безоговорочно
принято,
что
театр
способствует
внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в
коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю,
целеустремлённость,
терпение
и
другие
качества,
необходимые
для
успешного
взаимодействия с окружающей социальной средой;
-театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-
творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области
текста,
и
в
области
компоновки
пространства,
и
в
области
музыкального
оформления;
-театр
побуждает
интерес
к
литературе,
дети
начинают
читать
с
удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
-при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам,
дети
усваивают
материал
неоспоримо
лучше
по
нескольким
причинам:
он
становится
для
них
личностно
значимым,
а,
кроме
того,
пропускается
через
моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в
отдельности.
Таким
образом
«Семейный
театр
в
школе»
способствует
возвращению
родителей в жизнь ребенка и семьи, позволяет выработать общие интересы у членов
семьи,
повышает
их
культурно
–
познавательный
уровень
в
целом.
В
нашей
«Театральной
семье»
все руководствуются
принципом:
«Каждый
ребёнок
талантлив».
Творчество – это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое.
Л.С. Выготский
8