Напоминание

"Фотография рабочего времени студента – инструмент анализа организации его труда"


Автор: Петросян Лаура Сениковна
Должность: студент
Учебное заведение: Амурского Государственного Университета
Населённый пункт: г.Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: "Фотография рабочего времени студента – инструмент анализа организации его труда"
Раздел: высшее образование





Назад




Фотография рабочего времени студента – инструмент анализа организации его

труда

Петросян Лаура Сениковна, Амурский Государственный Университет

Актуальность темы обусловлена тем, что изучение затрат рабочего времени имеет

большое

значение,

т.к.

по

результатам

обработки

информации

и

сопоставления

её

с

нормативным

балансом

рабочего

времени

решается

большинство

задач,

связанных

с

организацией труда и его нормированием. (Фотография рабочего времени (ФРВ) является

одним из самых удобных и рациональных методов изучения затрат и потерь рабочего

времени, а также разработки отдельных видов норм труда.)

Фотография рабочего времени - это вид наблюдения, при котором измеряют все

затраты

времени

исполнителя

за

определенное

период

работы.

(Его

проводят

в

целях

выявления потерь рабочего времени, установления их причин и разработки мероприятий по

их устранению и совершенствованию организации труда и производства.)

Процесс ФРВ отражается на специальном наблюдательном листе, в котором указаны

данные наблюдаемого человека, дата наблюдения, время начала и окончания наблюдения,

наименование

затрат

рабочего

времени,

текущее

время

в

часах

и

минутах,

продолжительность

в

минутах

и

индекс,

который

имеет

расшифровку

после

наблюдательного листа.

Фотография

рабочего

времени

проводится

на

предприятии

специалистами

и

менеджерами

по

работе

с

персоналом

для

выявления

того,

насколько

эффективно

используется рабочее время персоналом. На предприятиях фотография рабочего времени

применяется для того, чтобы получить информацию о том, чем занят сотрудник в течение

рабочего дня.

Но

представляет

интерес

проведение

фотографии

рабочего

(учебного)

времени

студентов.

Поэтому

проведено

первое

исследование,

а

именно

– ФРВ студента

672-об

группы Шальневой Ангелины.

Таблица 1 – ФРВ студента на занятиях

Дата наблюдения: 28 ноября 2018 г.

Начало наблюдения: 9 ч. 55 мин.

Конец наблюдения: 15 ч. 30 мин.

Работа: выполнение заданий, ответы на вопросы, выполнение лабораторных работ.

Условия работы: нормальные

Студент: Шальнева Ангелина

Возраст: 19 лет.

Курс: третий

Отношение к труду: добросовестное

Наблюдатель: Петросян Лаура

№ п/п

Наименование затрат рабочего времени

Текущее время

в часах и

минутах

Продолжительность,

(мин)

Индекс

1

2

3

4

5

1

Приход на занятия

9:55

-

ПЗ

2

Подготовка рабочего места

9:57

2

ПЗ

3

Ожидание выступления докладчиков

10:10

13

ОП

4

Слушание докладов

11:05

55

ОП

5

Получение задания от преподавателя

11:08

3

ОП

6

Написание лекции

11:25

17

ОП

7

Перерыв

11:35

10

ОЛН

8

Приход на следующее занятие

11:35

-

ПЗ

9

Подготовка рабочего места

11:36

1

ПЗ

10

Подготовка к опросу

12:45

69

ОП

11

Ответ на вопросы, участие в опросе

12:48

3

ОП

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

12

Разговор с товарищем на личную тему

12:53

5

НТД

13

Выполнение задания

13:05

12

ОП

14

Обед

14:00

55

ОЛН

15

Приход на следующее занятие

14:00

-

ПЗ

16

Подготовка рабочего места, включение

компьютера

14:05

5

ПЗ

17

Индивидуальная работа с преподавателем

14:30

25

ОП

18

Разговор с товарищем на личную тему

14:35

5

НТД

19

Выполнение лабораторной работы

15:28

53

ОП

20

Завершение работы, выключение компьютера

15:30

2

ПЗ

21

Уход с университета

15:30

-

ПЗ

Итого

Тсм = 335

(Обозначение индексов:

ПЗ – подготовительно-заключительная работа

ОП – основная работа (оперативная)

ОЛН – отдых и личные надобности

НТД – нарушение трудовой дисциплины

ОРМ – обслуживания рабочего места

ПН – перерывы, вызванные технологией и организацией производства

ПОН – перерывы из-за отсутствия нагрузки (непредвиденные потери времени)

Т

см

– суммарная продолжительность рабочего дня (в нашей фотографии равна

335 мин.).

В представленной фотографии рабочего времени обобщены следующие временные

интервалы:

Т

пз

– время на подготовительно-заключительные работы

Т

оп

– время на выполнение основной работы (оперативное)

Т

олн

– время на отдых и личные надобности работника

Т

нтд

– время нарушение трудовой дисциплины)

Проведем расчет затрат времени:

Т

пз

= 2+1+5+2=10 мин.

Т

оп

= 13+55+3+17+69+3+12+25+53=250 мин.

Т

олн

= 10+55=65 мин.

Т

нтд

= 5+5 = 10 мин.

Проанализируем,

насколько

эффективно

используется

рабочее

время.

Для

этого

используем формулу фактического коэффициента использования рабочего времени К

исп

:

К

исп

=

Т

пз

+

Т

оп

+

Т

олн

Т

см

100%

К

исп

=

10 + 250 + 65

335

100% ≈ 97 %

Следовательно, учебное время студентом используется на 97 %.

Коэффициент, связанный с нарушением трудовой дисциплины К

нтд

:

К

нтд

=

Т

нтд

Т

см

100%

К

нтд

=

10

335

100% ≈ 3 %

Таким

образом,

остальные

3

%

учебного

времени

было

связано

с

нарушением

трудовой дисциплины.

Нормальный баланс рабочего времени Т

опн

:

Т

опн

=

Т

см

Тн

пз

1 +

Н

обс

+

Н

олн

100

где Н

обс

и Н

олн

– соответственно, нормативы времени на обслуживание рабочего

места и времени на отдых и личные надобности в процентах от оперативного

времени; для нормальных условий труда следует принимать значения:

Н

обс

= 6 % (в данном исследование 0%); Н

олн

= 5 %; Тн

пз

– нормативное значение

времени на подготовительно-заключительные работы (не более 20 мин).

Т

опн

=

335 − 20

1 +

0+5

100

= 300

мин

.

Максимально возможное повышение производительности труда при устранении всех

затрат и потерь П

пт

:

П

пт

=

Т

опн

Т

оп

Т

оп

100 %

П

пт

=

300 − 250

250

100 % = 20 %

Следовательно, за счет улучшения дисциплины производительность труда повысится

на 20 %.

Вывод:

Таким образом, проведенный анализ фотографии рабочего времени свидетельствует о

том, что повышение производительности труда произойдет за счет устранения всех затрат и

потерь, а именно – за счет

улучшения трудовой дисциплины студента. В дальнейшем

предстоит проведение фотографии учебного времени для каждого студента нашей группы. А

также интересное исследования предстоит по составлению фотографий учебного времени в

студенческих

группах

направлений

подготовки

Экономика,

Государственное

и

Муниципальное управление, Торговое дело, Экономическая безопасность.

Библиографический список:

Лаженкина Т.И. Фотография рабочего времени - инструмент текущей оценки сотрудника

// Отраслевые научные и прикладные исследования: Экономика и управление по отраслям. — 2014.

— № . — С. 4.

Мягкова Г.Г. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли

(промышленность). — Владивосток : Владивостокский государственный университет экономики и

сервиса, 2009. — 14 с.

Рофе А.И. Экономика труда : учебник / А.И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2010. - 400 с.



В раздел образования