Автор: Беляева Ольга Олеговна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" Обособленное Структурное Подразделение НДХШ
Населённый пункт: Новомосковск
Наименование материала: разработка урока
Тема: Зарисовка однотонной светлой драпировки
Раздел: дополнительное образование
Зарисовка однотонной светлой драпировки.
Цель: знакомство с формообразованием складок ткани и методом их
изображения.
Задачи: изучение конструкции драпировки на основе ее опорных точек и
поверхностей; образование складок и выявление их формы; структура
складок, лежащих на горизонтальной плоскости; изображение висящих
складок и посильная передача материальности драпировки.
В постановке используется светло - серая или бежевая драпировка, часть
которой лежит на поверхности натюрмортного стола и немного свисает через
передний край, образуя при этом не сложные складки. Работа выполняется
без фона. Освещение верхнее, боковое.
Оборудование.
Для Учащихся: мягкий графитный карандаш, бумага ¼ листа (А3)
Для преподавателя: мягкий графитный карандаш, бумага ¼ листа (А3),
наглядное пособие - поэтапный рисунок светлой драпировки.
План урока:
1.
Организационный момент.
2.
Вступительное сообщение. Что такое драпировка;
3.
Объяснение теории;
4.
Самостоятельная работа учащихся;
5.
Индивидуальная работа учителя с классом;
6.
Подведение итога урока
Самостоятельная работа: зарисовка драпировки - 6 часов.
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово.
Драпировка – ткань, собранная в красивые свободно лежащие или
ниспадающие складки. Художники и дизайнеры широко используют
драпировку в одежде, как фон для натюрморта, дизайне интерьеров и др.
Сегодня мы будем учить рисовать драпировку со складками.
III. Объяснение теории.
Вопрос к классу:
На каком расстоянии от рисующего размещается драпировка?
Расстояние до изображаемого предмета должно равняться трем-четырем его
максимальным измерениям (т.е. в случае, если предмет вытянут в
вертикальном направлении, то 3-4 его высоты). Это связано с тем, что
человеческий глаз имеет определенный угол обзора (примерно 28°), и весь
предмет должен уместиться в пределах этого угла.
Таким образом, расположение предмета на указанном удалении позволит
увидеть форму в целом, а также определить пропорции изображаемого
предмета. Лучше, если объект рисования (модель) будет располагаться чуть
левее рабочего места.
Источник света для драпировки – спереди сбоку.
Лист бумаги располагаем на наклонной плоскости на расстоянии вытянутой
руки. Плоскость рисунка должна быть перпендикулярна к центральному лучу
зрения рисующего (кратчайшее расстояние от глаза до центра рисунка).
Порядок работы:
1. Изучение натуры
Прежде чем приступить к рисованию, внимательно изучите драпировку: как
соотносятся между собой ее ширина и высота, под каким углом расположены
складки, как они перекрываются и т.д. Не спешите начинать рисование. От
первого этапа во многом зависит качество вашей работы.
Определяем пропорциональное отношение, самого широкого места др. к ее
высоте. При помощи визирования. Так же определяем нахождение широкого
места(центр или выше/ниже центра) Проводим вспомогательные линии.
Расскажите мне, как мы будем визировать, и какие и для чего линии
проводить?
2. Размещение в листе
Исходя из пропорций натуры определите, какое из положений листа более
удачное – вертикальное или горизонтальное. Если ваша драпировка висит на
спинке стула, сам стул вырисовывать подробно не нужно! Наметьте только
фон слева и справа от драпировки и падающую от драпировки тень.
При необходимости на отдельном листе или в углу вашей работы наметьте
схему расположения границ листа относительно драпировки – макет
компоновки будущего рисунка. Найдите оптимальные размеры
изображения. Определите, в какую фигуру (чаще всего это многоугольник)
вписывается драпировка и разместите эту фигуру в листе таким образом,
чтобы она не выходила за его пределы и не была слишком мелкой.
3. Детализация складок (линейный рисунок)
Легкими линиями намечаем складки на ткани. Работаем по принципу «от
общего к частному». В последующем при нанесении светотени линии не
должны быть заметны – они сольются с тенью, – поэтому не следует их
делать слишком темными и жирными.
Итак, драпировку мы построили, линии построения лишние удалили. Теперь
намечем светотени, так же как и с яблоком только на каждой складке
драпировки, смотрим их форму и изучаем как распределяется свет.
4. Светотень. Принцип формирования
Форму драпировки передаем с помощью светотени. Ее градации (по мере
утемнения) такие: свет – полусвет – полутень – тень. Поскольку поверхность
ткани матовая, блика на ней нет (белым остался бы блик на глянцевой
поверхности – как если бы мы изображали, например, освещенную
металлическую или керамическую посуду). Вот почему, строго говоря, белых
участков на изображении даже белой ткани быть не должно. Но для того,
чтобы иметь больший диапазон оттенков для передачи светотени, примем за
белый (то есть оставляем незаштрихованной белую бумагу) самый светлый
участок драпировки на складке, расположенной на переднем плане.
Самые темные участки находятся в зоне тени (собственной или падающей).
Это участки, куда не попадает прямой свет. Остальные участки драпировки
попадают в зону «полусвета» (освещенные участки, расположенные на
заднем плане или под углом к источнику света) или «полутени» (освещены
не прямым от источника, а рассеянным светом). Если теневой участок
граничит с освещенным, тень на нем подсвечивается отраженным светом,
образуя «рефлекс», который светлее тени, но темнее «полусвета». Его
интенсивность зависит от отражающей способности поверхности ткани.
Для того чтобы лучше понять форму и пластику складок, можно выполнить
следующее упражнение:
Провести линии на одинаковом расстоянии повторяющие форму складок,
а также дать различия в тоне (там где тень - линия темнее, там где
свет-бледнее)
5. Штриховка
Светотень передаем с помощью штриховки.
При рисовании складок следите за закономерностью их образования.
Штрихи накладываем по форме изгибов ткани, незначительно меняя
направление каждого последующего слоя штрихов (техника «конопатка»).
В углублениях на дне складок штрихи идут вдоль линии натяжения ткани.
Начинаем с легкой теневой проработки самых темных участков. Плавные или
резкие границы тени и света передают ощущение формы и объема
драпировки.
При работе все время прищуривайтесь и сравнивайте по тону разные
участки. В рисунке существует принцип, который позволяет добиться
выразительности: «светлое на темном, темное на светлом».
Обязательно использовать эффект воздушной перспективы: складки,
расположенные на переднем плане, должны быть более контрастные (свет –
светлее, тень – темнее) и четкие, чем складки дальнего плана (дальний план
как бы в тумане).
На заднем плане все складки драпировки можно сразу перекрыть легкой
штриховкой, одновременно обобщая и слегка размывая их контуры.
6. Обобщение. Оценка качества работы и исправление ошибок
Работаем по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему»:
сначала детализация, потом обобщение: проверяем, не потерялись ли за
деталями крупные формы и светотеневые отношения, соблюден ли принцип
воздушной перспективы, «ушли» ли в тень линии, которыми на начальном
этапе намечались складки. При необходимости вносим исправления
.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют зарисовку светлой драпировки с натуры.
Преподаватель наблюдает за ходом работы.
V. Индивидуальная работа учителя с классом.
VI. Подведение итогов урока.
Просмотр работ обучающихся.
Оценка за урок.