Напоминание

"Материаловедение. 5 класс"


Автор: Кучалу Сынару Аркадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Чибитская СОШ"
Населённый пункт: село Чибит Республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка (конспект урока)
Тема: "Материаловедение. 5 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: технология Класс: 5 Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологическая карта урока технологии в 5 классе _____._____. 20____г.

Тема урока:

Материаловедение.
Растительные волокна: хлопок и лен.
Цель урока
создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из растительных волокон; создание условий для формирования умений в определении волокон; создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать выводы.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятия: волокна растительного происхождения; систематизировать и дополнить знания о волокне, пряже и прядении, ткани и ткачестве; Научить: распознавать волокна хлопка и льна; выполнять сравнительный анализ растительных волокон. Развивающие: развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы. Воспитательные: формировать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, расширить знания о профессиях. Планируемые результаты Предметные Знать: - волокна растительного происхождения, - прядильное, ткацкое, отделочное производства. Уметь: - распознавать виды волокон, - выполнять сравнительный анализ растительных волокон. Личностные Самоконтроль. Самоопределение. Нравственно – этическое оценивание. Метапредметные Коммуникативные Коррекция высказанных мнений. Определение целей. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Обмениваться мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями. Регулятивные Целепологание, планирование, прогнозирование. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные Формирование познавательной цели, формулирование проблемы. Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Межпредметные связи История, ИКТ, русский язык.
Ресурсы урока Презентация « Материаловедение», схема «Классификация текстильных волокон», коллекция растительных волокон, тест по теме «Материаловедение», табличка – фиксация знания и незнания. Формы урока Фронтальная, индивидуальная, парная. УМК Учебник: Технология. Обслуживающий труд. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2012.
Ход урока

Дидактическая

структура урока, с

указанием времени

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД
1 Организационный этап, 2 мин. Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм 3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин. 1. «Волшебный конверт» Учитель: Ребята, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это? а) История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного. б) Ее делали из конопли, осоки, крапивы. в) Она защищала человека от холода и морозов. Сформулируйте тему и цели нашего урока. Дети отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи урока. Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 4 Актуализация знаний, 3 мин. Ткань — это материал, с которым вы, ребята, сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства. Сколько на свете различных вещей и изделий, которые сделаны из ткани. Перечислите их, пожалуйста. - Как вы думаете, что изучает наука Отвечают на вопросы, в ходе разрешения проблемной ситуации, выводят понятие «материаловедение», которое является названием раздела,
Задание 1
: Приведите примеры изделий изготовленных из ткани Значение ткани в жизни человека Познавательные: способность к рассуждениям. Личностные: умение ясно излагать свои мысли.
«материаловедение»? который они будут изучать на протяжении нескольких уроков. 5 Первичное усвоение новых знаний, 20 мин. Чтобы сшить любое изделие нужно правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. А изучает строение, и свойство материалов раздел учебного предмета «Технология», который называется «Швейное материаловедение». 1.Самостоятельная работа с учебником 2.Работа с коллекцией растительных волокон 3.Работа в парах
Задание 2:
Прочитайте текст учебника и выполните задание «Незаконченный текст». Швейное материаловедение – это наука, которая занимается ___________________ материалов, используемых для изготовления_______________ ___ изделий. Волокно - это _______.Волокна, используемые для изготовления пряжи, ниток, тканей называют______. Ткань -__.
Задание 3
: Составьте логическую цепочку «Процесс получения ткани»
Задание 4:
Заполните сравнительную таблицу «Хлопок и лён» Формирование понятий : волокно, ткачество, материаловедение; овладение способами определять волокна льна и хлопка Познавательные: Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений Регулятивные: осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи 6 Первичная проверка понимания, 5 мин. Что означает словосочетание «волокна растительного происхождения»? Почему их называют натуральными волокнами? Какие растения дают нам эти волокна. Ответы на вопросы Презентация «Материаловедение» Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 7 Первичное закрепление, 5 мин. Учитель предлагает тест по теме урока 1.Отвечают на вопросы теста 2.Взаимопроверка Тест по теме «Материаловедение». Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 8 Итоги диагностики (контроля). Определение типичных ошибок и пробелов в Создает условия для самооценивания результатов деятельности учащихся, помогает формулировать затруднения, осуществляет коррекцию. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений, 3 мин. деятельности товарищей), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. достижения результата. 9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин. Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Выполнить дома работу по собственному выбору: •Подобрать или нарисовать иллюстрации к теме: «Изготовление ткани». •Подготовить интересные сообщения по теме «Волокна растительного происхождения». •Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях. Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом. Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Личностные: самоопределение в содержании, способах и сроках выполнения домашнего задания 10 Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Заполняют таблицу в тетради Понятие Знала Узнала Хочу узнать Таблица – фиксация знания и незнания Формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно- познавательной деятельности. Познавательные: умение анализировать и делать выводы. Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу.


В раздел образования