Автор: Савенко Софья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальное воспитание в даосских духовных практиках Древнего Китая
Раздел: дополнительное образование
Савенко С.В.
МБУ ДО «ДШИ№1»
г. Сургут
Музыкальное воспитание в даосских духовных
практиках Древнего Китая
Духовный опыт китайской нации получил отражение в традиционном
восточном
учении
–
даосизме.
Основателем
даосской
философии
по
традиции мудрец Лао-цзы. По легенде он родился в 604 году до н. э. Мать
носила его в утробе 81 год, и ребёнок родился с серебряными волосами (в
некоторых легендах – стариком). Имя «Лао-цзы» переводится как «Старый
ребёнок»; но знак «цзы» означает также и «философ», поэтому имя можно
интерпретировать как «старый философ».
Им было написано первое даосское сочинение «Дао-дэ цзин» («Книга
пути и достоинства»)
1
. В последствии, Лао-цзы был обожествлён, и стал
одним
из
богов
даосского
пантеона
(наряду
с
Конфуцием,
Буддой,
легендарным «Жёлтым императором» Хуанди и многими другими).
В центре философского учения – понятие «Дао» (буквально «путь»),
которое
интерпретируют
как
бытие,
волю
вселенной,
некий
абсолют,
безымянное
начало
всех
вещей.
Следующий
по
пути
Дао
обретает
Дэ
(«добродетель») – благодать, духовную силу.
Дао
всеобъемлюще
и
вездесуще,
поэтому,
чтобы
следовать
ему,
достаточно совершать «недеяние»: отказаться от страстей, суетной жизни,
честолюбивых замыслов, борьбы. Тогда жизнь будет простой и естественной,
и
человеку
будет
сопутствовать
здоровье
и
долголетие,
вплоть
до
бессмертия
2
. Адепты этого учения стали первыми отшельники-аскетами в
Китае.
1
Авторство книги современные учёные ставят под сомнение, собственно, как и саму
личность Лао-цзы
2
Китайской нации свойственен рационализм. Если в большинство мировых религий
обещает вечную жизнь после смерти, то даосизм говорит о возможности вечной жизни в
реальном мире.
Даосизм не признавал никаких систем и норм, созданных человеческим
обществом,
видя
в
этом
«наносное»,
искусственно
созданные
правила,
которые затуманивают рассудок. В этом (и не только) был основной конфликт
даосской
и
конфуцианской
философий.
В
соответствии
с
конфуцианской
этикой, требовалось соблюдать правила ли, стремиться к образу благородного
человека, самосовершенствоваться читая книги и занимаясь музыкой. Даосы
же
считали,
что
это
приносит
более
вред,
чем
пользу.
В
результате
общественного влияния человек живёт по этим правилам, а не следует Дао. В
том числе Лао-цзы не признавал и систему образования:
«В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его
невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний.
Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье,
а без их помощи приводит страну к счастью» [4; 134].
Если рассматривать эту точку зрения с современных позиций, то она не
может не вызывать недоумения. Но если задуматься, что подразумевалось
под словами «просвещение» и «культура» в Китае V века до н. э., то всё
встанет на свои места. Культура для китайцев – это не подражание природе
(как в древнегреческой традиции), это противопоставление ей. Всё созданное
руками
человека
сделано
для
того,
чтобы
выделить
его
из
природного
пространства, возвысить над дикой природой. Просвещение было призвано
обуздать в человеке все его «звериные» природные наклонности.
В
философской
концепции
Конфуция
человек
должен
всё
время
стремиться к совершенству, воспитывать чувства, изначально человеку, как
представителю
животного
мира,
не
свойственные:
уважение
к
старшим,
почтительность государю, гуманность, благородство духа и т. п. Но такая
позиция заключала в себе скрытую опасность, которая могла проявиться при
воспитании.
С
удивительной
точностью
об
этом
пишет
Герман
Гессе:
«Можно допустить, например, что в детстве этот человек был дик, необуздан
и беспорядочен, что его воспитатели пытались убить в нем зверя и тем самым
заставили его вообразить и поверить, что на самом деле он зверь, только
скрытый тонким налётом воспитания и человечности» [3; 242-243].
По мнению же Лао-цзы – человек совершенен изначально, и главная его
задача сохранить (либо вернуть некогда утраченную) первозданную чистоту
духа.
Даосы
понимали
под
природной
естественностью
не
«зверя
в
человеке»,
а
некое
космическое
начало,
воплощение
всеобщих
и
универсальных законов организации мироздания. Получая знания, занимаясь
образованием, мы невольно ограничиваем свою картину мира, заключаем её в
определённые рамки и перестаём видеть истину.
Главными
средствами
даосского
воспитания
личности
являлись
психотренинг и трудотерапия. Познание мира происходило через познание
самого себя. Даосские монахи, совершая «недеяние», оставались в покое и
как-бы наблюдали себя со стороны, свои страсти, желания, стремления. В
конечном
итоге
психика
успокаивалась,
«подобно
мутной
воде,
которая
становится чистой и ясной сама собой, если оставить ее в покое» [1; 27].
И
если
Конфуций
видел
средство
воспитания
в
правильной,
гармоничной музыке, то Лао-цзы говорил о том, что «пять звуков притупляют
слух» [4; 118]. Ограничивая набор музыкальных звуков лишь пятью нотами,
мы лишаемся всего остального богатства звукового мира (это высказывание
можно отнести и к современности, классическая европейская музыка также
«грешит» подобной ограниченностью, заключив себя в рамки равномерно-
темперированного строя).
Тем не менее, музыка в даосских церемониях играет очень важную роль.
По
представлениям
даосов
она
содействует
проявлению
естественного
эмоционального начала в человеке, помогает ему слиться с природой.
Музыка
–
это
один
из
способов
обращения
к
богам,
она
помогает
достигнуть внутренней гармонии, и тем самым, стать ближе к Дао. Во время
церемонии все молитвы читались нараспев и сопровождались музыкальными
инструментами.
В
основе
даосского
музицирования
лежала
концепция
инь
и
ян
(за и мс т во ва н н а я
и з
буд д и зма ),
о
д ву х
п р от и во п ол ож н ы х
и
взаимодополняющих
началах.
Они
характеризуют
п е р в и чн у ю
двойственность всех явлений: «Лишь только в Поднебесной узнали, что
красивое – красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что
добро
–
это
добро,
тотчас
появилось
и
зло.
Ибо
наличие
и
отсутствие
порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» [5; 216].
Безусловно
символика
инь
и
ян
на
бытовом
уровне
подразумевает
противопоставление женского и мужского, света и тени, воды и огня и т. п.
Но их истинное значение гораздо глубже: инь – это первозданный хаос,
который носит позитивно-креативный характер, из него рождается всё сущее,
а сам он не имеет имени и синкретичен; ян – противостоит символике инь,
это начало, призванное разделять и давать названия и имена, упорядочивать
всё вокруг себя и создавать строгую иерархию (можно провести аналогию с
бессознательным и сознанием).
Данной символике соответствовал 12-ти ступенный звукоряд «люй-люй»
(близкий
древнегреческому
пифагорову
строю),
который
фигурировал
в
китайской
традиционной
теории
музыки.
Система
люй-люй
была
акустической, а не ладовой (на практике использовались пентатонные лады и
семиступенный звукоряд).
Шесть чётных звуков воплощали начало инь, шесть нечётных – ян.
Кроме того, каждый из тонов соотносился с месяцами, знаками зодиака и
циклами лунного календаря.
Даосы трактовали музыку не как средство воспитания, а как искусство,
способное приблизить человека к пониманию Дао. Музыка помогала войти в
медитативное состояние, очистить разум и обрести душевную гармонию.
Игра на инструменте с данной целью была распространена не только в Китае,
но и во всех странах Востока. Эта традиция существует по сей день. В
частности,
общеизвестным
фактом
биографии
великого
политического
деятеля XX столетия Мао Цзэдуна является то, что перед тем, как принять
непростые
решения,
он
уединялся
в
горах
и
играл
на
самодельной
бамбуковой флейте [6; 366-367].
Традиционная теория музыки была связана как с конфуцианской, так и с
даосской
философией,
именно
поэтому
она
являлась
одним
из
важных
компонентов
как
собственно
музыкального
обучения,
так
и
общего
эстетического образования. Для людей востока – музыка это нечто большее,
чем средство развлечения или духовного наслаждения. Это своеобразный
способ
соприкосновения
с
высшими
силами,
управляющими
законами
мироздания.
Но даосизм с ходом времени менял своё «лицо». Философия «пути»
постепенно
трансформировалась,
вбирая
в
себя
религиозные
практики
Индии.
К
концу
II
века
н. э.
даосские
общины
превратились
в
секты,
возглавляемые
магами,
а
к
VII
веку
распространились
по
всей
стране,
основывая на месте своего пребывания крупные монастыри. Даосизм стал
неотъемлемой частью жизни Поднебесной.
Идея бессмертия привлекала огромное количество последователей. Но
но все были готовы к подвижничеству, многие знатные особы (в том числе
императоры и их семьи) желали достичь вечной жизни без утомительных
физических упражнений и воздержания в еде.
Для
таких
случаев
даосские
маги
изготавливали
специальные
мази,
эликсиры
и
пилюли.
В
летописях,
которые
велись
чиновниками,
получившими конфуцианское образование, даосы описывались как хитрецы
и
шарлатаны.
Упоминалось,
что
несколько
императоров
династии
Тан
преждевременно
«обрели
бессмертие
в
ином
мире»
именно
из-за
злоупотребления даосскими снадобьями [2; 238-239]. Из-за чего
в более
поздние эпохи сложился не слишком привлекательный имидж монаха-даоса.
Многие относились к ним, как к бродягам и обманщикам.
И
всё
же
даосизм
решающим
образом
повлиял
на
развитие
нации.
Именно
даосским
монахам
принадлежала
монополия
на
занятия
оккультизмом и, так называемыми, псевдонауками – алхимией, астрологией,
геомантией (фен-шуй). В
недрах этих наук иногда совершались полезные
открытия: случайным образом был получен порох; для нужд фен-шуя был
придуман компас, и т. п. В ходе поисков бессмертия были получены сведения
об
анатомии
человеческого
тела,
и
знания
медицинского
характера.
К
сожалению,
теоретического
осмысления
эти
накопленные
знания
не
получили,
а
следовательно
не
принесли
никакой
пользы
развитию
естественных и технических наук.
Формально
даосская
и
конфуцианская
школа
были
непримиримыми
соперниками. Но на практике они дополняли друг друга. Если философия
«мудреца
Куна»
регламентировала
официальную
сторону
жизни
(государственное
устройство,
иерархию
семейных
отношений,
правила
ритуалов и т. п.), то учение Лао-цзы говорило о том, как организовать жизнь
духовную. Две эти стороны существования неотделимы друг от друга, об
этом говорит Л. С. Васильев, рассуждая о восточных религиях: «...каждый
китайский интеллектуал, будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе,
подсознательно, всегда был немного даосом. Особенно это касалось тех, чья
индивидуальность была выражена более ярко и чьи духовные потребности
выходили за рамки официальных норм» [2; 332].
Традиции даосизма оказали исключительное влияние на музыкальное
образование, добавив в него компонент философского осмысления звучащей
музыки,
отношение
к
звуку,
как
к
материи,
наполненной
скрытыми
значениями (эта трактовка является актуальной по сей день, поскольку, иной
раз,
китайские
музыканты
открывают
неожиданно
новый
смысл
в
европейской музыке).
Решающую
роль
философия
Лао-цзы
сыграла
и
в
дальнейшем
историческом развитии системы музыкального образования. Так, буквальное
понимание совета «не просвещать народ, а делать его невежественным»
привело к неожиданным и в какой-то степени трагическим последствиям,
которые более подробно рассматриваются в следующем параграфе.
Литература:
1.
Абаев Н. В.
Чань-буддизм
и
культура
психической
деятельности
в
средневековом Китае [Текст] / Н. В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1983. – 91 с.
2.
Васильев
Л. С.
История
религий
[Текст]:
в
2
т.
/
Л. С. Васильев;
научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», институт
востоковедения РАН. – М.: КДУ, 2016. – Том 2. – 432 с.
3.
Гессе
Г.
Степной
волк
[Текст]
/
Герман
Гессе
//
Избранное.
–
М.:
Художественная литература, 1977. – С. 205-394.
4.
Древнекитайская философия [Текст]: собрание текстов в двух томах / сост.
Ян Хин-Шун. – М.: Главная редакция социально-экономической литературы
изд-ва «Мысль», 1972. – Том 1. – 363 с. – (Философское наследие).
5.
Маслов А. А. Мистерия Дао [Текст]: Мир «Дао де цзина» / Сост., перев.,
иссл.
и
примеч.
А. А. Маслова.
М.:
«Сфера»
Российского
теософического
общества, 1996. – 512с.: ил. – (Источники).
6.
Панцов А. Мао Цзедун [Текст] / Александр Панцов. – 2-е изд., испр. – М.:
Молодая гвардия, 2012. – 880 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.;
вып. 1392).