Авторы: Шестак Мария Генадьевна, Баун Александр Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 с УИОП
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАТНЫХ ВОРОТ У ГРЕБЦОВ–СЛАЛОМИСТОВ 15–16 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
УДК 34
М.Г. Шестак
г. Сургут, учитель плавания МБОУ СОШ №46 с УИОП;
тренер-преподаватель МАОУ ДО «Центр плавания «Дельфин»
А.В. Баун
г. Сургут, учитель плавания МБОУ СОШ №46 с УИОП;
тренер-преподаватель МАОУ ДО «Центр плавания «Дельфин»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАТНЫХ ВОРОТ У
ГРЕБЦОВ-СЛАЛОМИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Аннотация. В гребном слаломе, результативность спортсменов зависит не только от
уровня их физической подготовленности, но и от степени владения техническими приемами.
В связи с быстрыми темпами роста спортивных результатов гребцов-слаломистов возрастает
роль прохождения слаломных ворот без штрафа
Ключевые слова: гребной слалом, гребец-слаломист, техника, прохождение, обратные
ворота.
В гребном слаломе, как и в любом другом виде спорта, результативность спортсменов
зависит не только от уровня их физической подготовленности, но и от степени владения
техническими
приемами.
В
связи
с
быстрыми
темпами
роста
спортивных
результатов
гребцов-слаломистов возрастает роль прохождения слаломных ворот без штрафа (Жмарев
Н.В.,
2000).
«Чистое»
прохождение
ворот
в
большей
мере
зависит
от
подхода
к
ним.
Эффективность преодоления
слаломной дистанции зависит от умения гребца выдержать
оптимальную траекторию прохождения трассы. Выдержит ли спортсмен траекторию зависит
от подхода, взятия и выхода из обратных ворот, так как слаломная дистанция состоит из
«связок»
и,
делая
ошибку
на
одних
воротах,
гребец
затрудняет
себе
прохождение
последующих ворот в связке.
Основным техническим элементом прохождения обратных ворот является раскрутка
лодки, во время которой и происходит собственно взятие ворот. Отличие обычной раскрутки
от раскрутки на воротах в том, что лодка для пересечения створа ворот должна иметь еще и
поступательное
движение.
Поддержка
вращательного
и
одновременно
поступательного
движения лодки, причем одним гребком – это во многом противоречивые задачи, что очень
сильно поднимает техническую сложность элемента (Крюков С.С., 2004).
Традиционная
методика
совершенствования
техники
взятия
обратных
ворот
недостаточна
эффективна
из-за
тенденции
к
усвоению
внешней
формы
упражнения,
подражанию эталону, образцу, а не осмыслению внутреннего содержания двигательного
действия.
Исходя из этого, следует отметить, что в связи с постоянным ростом конкуренции среди
гребцов и отсутствием полноценной методики по совершенствованию техники прохождения
обратных ворот, возникает острая необходимость в разработке методики, которая позволит
спортсменам достигать высоких результатов.
Цель работы – разработать и определить эффективность методики, направленной на
совершенствование техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет.
С
целью
повышения
эффективности
процесса
совершенствования
техники
прохождения
обратных
ворот
у
гребцов-слаломистов
15-16
лет
и
повышения
результативности
выступления
на
соревнованиях,
нами
была
разработана
методика
с
включением
упражнений
на
стабилане,
упражнений
с
гидротормозом,
с
эспандером
и
комплекса упражнений на гребном тренажере.
Выполнение
упражнений
на
стабилане,
с
эспандером
и
комплекса
на
гребном
тренажере, входящих в содержание основной части тренировочного занятия, проходило в
общеподготовительном
этапе.
Комплекс
упражнений
с
гидротормозом
применялся
в
специально-подготовительном этапе.
Комплекс
на
стабилане
состоял
из
упражнения
«Горнолыжный
спуск»,
которое
выполнялось два раза в течение 2 минуты 30 секунд. Между упражнениями «Горнолыжный
спуск»
проводилась
идеомоторная
тренировка.
Комплекс
применялся
во
второй
день
микроцикла, выполнялся 2-3 раза. Отдых между упражнениями в комплексе составлял одну
минуту.
Комплекс с гидротормозом включал в себя греблю по глади пять минут, вращения на
месте два раза по 30 секунд вправо и влево, взятие обратных ворот с правой и левой стороны
4-6 раз и ускорение 3х10м. Применялся комплекс в третий день микроцикла.
В пятый день микроцикла применялся комплекс на гребном тренажере и с эспандером.
На гребном тренажере выполнялся дуговой гребок и «отхват» в течение 30 секунд. После
этого - отдых 2 минуты. Затем выполнялось упражнение «скручивание» вправо и влево по 30
секунд. Отдых между упражнениями составлял 1 минуту. Упражнения выполнялись сериями
(всего 4 серии) отдых между сериями 4 минуты.
Для определения эффективности разработанной нами методики совершенствования
техники
прохождения
обратных
ворот
у
гребцов-слаломистов
15-16
лет
был
проведен
межгрупповой анализ показателей технической подготовленности спортсменов двух групп.
Для определения уровня технической подготовленности гребцов-слаломистов 15-16 лет была
проведена экспертная оценка прохождения участков слаломной дистанции.
Результаты
экспертной
оценки
прохождения
гребцами-слаломистами
15-16
лет
контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время до и после
эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты экспертной оценки прохождения гребцами-слаломистами 15-16 лет
контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время,
(М+m), (баллы)
измерения
Участки слаломной дистанции
1 участок
2 участок
3 участок
4 участок
К
Г
Э
Г
К
Г
Э
Г
К
Г
Э
Г
К
Г
Э
Г
1 измерение
3
,12 +
0,04
3,
13 +
0,06
2,
99 +
0,05
2,
97 +
0,06
3,
05 +
0,07
3,
03 +
0,05
3,
27 +
0,07
3,
20 +
0,08
р
1
–
–
–
–
2 измерение
3
,34 +
0,06
3,
50 +
0,04
3,
35 +
0,06
3,
46 +
0,07
3,
32 +
0,04
3,
39 +
0,04
3,
34 +
0,06
3,
48 +
0,06
р
2
0
,004
0,
004
0,
004
0,
004
0,
01
0,
004
0,
004
0,
004
р
1
–
–
–
–
3 измерение
3
,83 +
0,05
4,
35 +
0,05
3,
87 +
0,06
4,
16 +
0,06
3,
86 +
0,06
4,
21 +
0,06
3,
79 +
0,06
4,
13 +
0,04
р
2
0
,004
0,
004
0,
004
0,
004
0,
004
0,
004
0,
004
0,
004
р
1
=0,0002
=0,009
=0,002
=0,001
Примечания: М – среднее арифметическое; m – средняя ошибка среднего арифметического; р
1
– достоверность
различий результатов между контрольной и экспериментальной группой по критерию Манна-Уитни; р
2
– достоверность
различий результатов внутри групп по критерию Вилкоксона.
В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения
участков слаломной дистанции гребцами-слаломистами контрольной группы определено, что
после второго измерения произошли значимые изменения на всех оцениваемых участках: на
первом участке (3,12+0,04; 3,34+0,06; р=0,004), на втором участке (2,99+0,05; 3,35+0,06;
р=0,004), на третьем участке (3,05+0,07; 3,32+0,04; р=0,01), на четвертом участке (3,27+0,07;
3,34+0,06; р=0,004).
В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения
участков
слаломной
дистанции
гребцами-слаломистами
экспериментальной
группы
определено,
что
после
второго
измерения
произошли
значимые
изменения
на
всех
оцениваемых участках: на первом участке (3,13+0,06; 3,50+0,04; р=0,004), на втором участке
(2,97+0,06; 3,46+0,07; р=0,004), на третьем участке (3,03+0,05;
3,39+0,04; р=0,004), на
четвертом участке (3,20+0,08; 3,48+0,06; р=0,004).
Показатели экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции между
контрольной и экспериментальной группами после первого измерения достоверных различий
между
собой
не
имели.
Это
свидетельствует
о
том,
что
гребцы
и
контрольной
и
экспериментальной
группы
имели
одинаковый
уровень
технической
подготовленности.
После
второго
измерения
значимых
различий
между
результатами
экспертной
оценки
контрольной и экспериментальной группами так же не наблюдается.
Достоверные
различия
между
результатами
экспертной
оценки
контрольной
и
экспериментальной
группами
произошли
на
всех
оцениваемых
участках
слаломной
дистанции
после
третьего
измерения:
первый
участок
(3,83+0,05;
4,35+0,05;
р=0,0002),
второй
участок
(3,87+0,06;
4,16+0,06;
р=0,009),
третий
участок
(3,86+0,06;
4,21+0,06;
р=0,002), четвертый участок (3,79+0,06; 4,13+0,04; р=0,001).
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
разработанная
методика
совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет
является
эффективной,
о
чем
свидетельствуют
достоверное
улучшение
показателей
экспертной оценки в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гребля на байдарках и каноэ: примерная программа спортивной подготовки
для ДЮСШ, СДЮСШОР/ авт.-сост.: В.Ф. Каверин. М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.
2.
Емчук И.Ф. Школа гребли/ И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарев. М.: Физкультура и
спорт, 1969. - 176 с.
3.
Жмарев Н.В. Тренировка гребцов/ Н.В. Жмарев. -2-е изд., перераб. и доп. —
М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.
4.
Крюков С. Гребной слалом. Подготовка спортсменов/ С. Крюков. — М.:
Эльф ИПР, 2004. 236 с.