Напоминание

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАТНЫХ ВОРОТ У ГРЕБЦОВ–СЛАЛОМИСТОВ 15–16 ЛЕТ


Авторы: Шестак Мария Генадьевна, Баун Александр Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 с УИОП
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАТНЫХ ВОРОТ У ГРЕБЦОВ–СЛАЛОМИСТОВ 15–16 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




УДК 34

М.Г. Шестак

г. Сургут, учитель плавания МБОУ СОШ №46 с УИОП;

тренер-преподаватель МАОУ ДО «Центр плавания «Дельфин»

А.В. Баун

г. Сургут, учитель плавания МБОУ СОШ №46 с УИОП;

тренер-преподаватель МАОУ ДО «Центр плавания «Дельфин»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАТНЫХ ВОРОТ У

ГРЕБЦОВ-СЛАЛОМИСТОВ 15-16 ЛЕТ

Аннотация. В гребном слаломе, результативность спортсменов зависит не только от

уровня их физической подготовленности, но и от степени владения техническими приемами.

В связи с быстрыми темпами роста спортивных результатов гребцов-слаломистов возрастает

роль прохождения слаломных ворот без штрафа

Ключевые слова: гребной слалом, гребец-слаломист, техника, прохождение, обратные

ворота.

В гребном слаломе, как и в любом другом виде спорта, результативность спортсменов

зависит не только от уровня их физической подготовленности, но и от степени владения

техническими

приемами.

В

связи

с

быстрыми

темпами

роста

спортивных

результатов

гребцов-слаломистов возрастает роль прохождения слаломных ворот без штрафа (Жмарев

Н.В.,

2000).

«Чистое»

прохождение

ворот

в

большей

мере

зависит

от

подхода

к

ним.

Эффективность преодоления

слаломной дистанции зависит от умения гребца выдержать

оптимальную траекторию прохождения трассы. Выдержит ли спортсмен траекторию зависит

от подхода, взятия и выхода из обратных ворот, так как слаломная дистанция состоит из

«связок»

и,

делая

ошибку

на

одних

воротах,

гребец

затрудняет

себе

прохождение

последующих ворот в связке.

Основным техническим элементом прохождения обратных ворот является раскрутка

лодки, во время которой и происходит собственно взятие ворот. Отличие обычной раскрутки

от раскрутки на воротах в том, что лодка для пересечения створа ворот должна иметь еще и

поступательное

движение.

Поддержка

вращательного

и

одновременно

поступательного

движения лодки, причем одним гребком – это во многом противоречивые задачи, что очень

сильно поднимает техническую сложность элемента (Крюков С.С., 2004).

Традиционная

методика

совершенствования

техники

взятия

обратных

ворот

недостаточна

эффективна

из-за

тенденции

к

усвоению

внешней

формы

упражнения,

подражанию эталону, образцу, а не осмыслению внутреннего содержания двигательного

действия.

Исходя из этого, следует отметить, что в связи с постоянным ростом конкуренции среди

гребцов и отсутствием полноценной методики по совершенствованию техники прохождения

обратных ворот, возникает острая необходимость в разработке методики, которая позволит

спортсменам достигать высоких результатов.

Цель работы – разработать и определить эффективность методики, направленной на

совершенствование техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет.

С

целью

повышения

эффективности

процесса

совершенствования

техники

прохождения

обратных

ворот

у

гребцов-слаломистов

15-16

лет

и

повышения

результативности

выступления

на

соревнованиях,

нами

была

разработана

методика

с

включением

упражнений

на

стабилане,

упражнений

с

гидротормозом,

с

эспандером

и

комплекса упражнений на гребном тренажере.

Выполнение

упражнений

на

стабилане,

с

эспандером

и

комплекса

на

гребном

тренажере, входящих в содержание основной части тренировочного занятия, проходило в

общеподготовительном

этапе.

Комплекс

упражнений

с

гидротормозом

применялся

в

специально-подготовительном этапе.

Комплекс

на

стабилане

состоял

из

упражнения

«Горнолыжный

спуск»,

которое

выполнялось два раза в течение 2 минуты 30 секунд. Между упражнениями «Горнолыжный

спуск»

проводилась

идеомоторная

тренировка.

Комплекс

применялся

во

второй

день

микроцикла, выполнялся 2-3 раза. Отдых между упражнениями в комплексе составлял одну

минуту.

Комплекс с гидротормозом включал в себя греблю по глади пять минут, вращения на

месте два раза по 30 секунд вправо и влево, взятие обратных ворот с правой и левой стороны

4-6 раз и ускорение 3х10м. Применялся комплекс в третий день микроцикла.

В пятый день микроцикла применялся комплекс на гребном тренажере и с эспандером.

На гребном тренажере выполнялся дуговой гребок и «отхват» в течение 30 секунд. После

этого - отдых 2 минуты. Затем выполнялось упражнение «скручивание» вправо и влево по 30

секунд. Отдых между упражнениями составлял 1 минуту. Упражнения выполнялись сериями

(всего 4 серии) отдых между сериями 4 минуты.

Для определения эффективности разработанной нами методики совершенствования

техники

прохождения

обратных

ворот

у

гребцов-слаломистов

15-16

лет

был

проведен

межгрупповой анализ показателей технической подготовленности спортсменов двух групп.

Для определения уровня технической подготовленности гребцов-слаломистов 15-16 лет была

проведена экспертная оценка прохождения участков слаломной дистанции.

Результаты

экспертной

оценки

прохождения

гребцами-слаломистами

15-16

лет

контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время до и после

эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты экспертной оценки прохождения гребцами-слаломистами 15-16 лет

контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время,

(М+m), (баллы)

измерения

Участки слаломной дистанции

1 участок

2 участок

3 участок

4 участок

К

Г

Э

Г

К

Г

Э

Г

К

Г

Э

Г

К

Г

Э

Г

1 измерение

3

,12 +

0,04

3,

13 +

0,06

2,

99 +

0,05

2,

97 +

0,06

3,

05 +

0,07

3,

03 +

0,05

3,

27 +

0,07

3,

20 +

0,08

р

1

2 измерение

3

,34 +

0,06

3,

50 +

0,04

3,

35 +

0,06

3,

46 +

0,07

3,

32 +

0,04

3,

39 +

0,04

3,

34 +

0,06

3,

48 +

0,06

р

2

0

,004

0,

004

0,

004

0,

004

0,

01

0,

004

0,

004

0,

004

р

1

3 измерение

3

,83 +

0,05

4,

35 +

0,05

3,

87 +

0,06

4,

16 +

0,06

3,

86 +

0,06

4,

21 +

0,06

3,

79 +

0,06

4,

13 +

0,04

р

2

0

,004

0,

004

0,

004

0,

004

0,

004

0,

004

0,

004

0,

004

р

1

=0,0002

=0,009

=0,002

=0,001

Примечания: М – среднее арифметическое; m – средняя ошибка среднего арифметического; р

1

– достоверность

различий результатов между контрольной и экспериментальной группой по критерию Манна-Уитни; р

2

– достоверность

различий результатов внутри групп по критерию Вилкоксона.

В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения

участков слаломной дистанции гребцами-слаломистами контрольной группы определено, что

после второго измерения произошли значимые изменения на всех оцениваемых участках: на

первом участке (3,12+0,04; 3,34+0,06; р=0,004), на втором участке (2,99+0,05; 3,35+0,06;

р=0,004), на третьем участке (3,05+0,07; 3,32+0,04; р=0,01), на четвертом участке (3,27+0,07;

3,34+0,06; р=0,004).

В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения

участков

слаломной

дистанции

гребцами-слаломистами

экспериментальной

группы

определено,

что

после

второго

измерения

произошли

значимые

изменения

на

всех

оцениваемых участках: на первом участке (3,13+0,06; 3,50+0,04; р=0,004), на втором участке

(2,97+0,06; 3,46+0,07; р=0,004), на третьем участке (3,03+0,05;

3,39+0,04; р=0,004), на

четвертом участке (3,20+0,08; 3,48+0,06; р=0,004).

Показатели экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции между

контрольной и экспериментальной группами после первого измерения достоверных различий

между

собой

не

имели.

Это

свидетельствует

о

том,

что

гребцы

и

контрольной

и

экспериментальной

группы

имели

одинаковый

уровень

технической

подготовленности.

После

второго

измерения

значимых

различий

между

результатами

экспертной

оценки

контрольной и экспериментальной группами так же не наблюдается.

Достоверные

различия

между

результатами

экспертной

оценки

контрольной

и

экспериментальной

группами

произошли

на

всех

оцениваемых

участках

слаломной

дистанции

после

третьего

измерения:

первый

участок

(3,83+0,05;

4,35+0,05;

р=0,0002),

второй

участок

(3,87+0,06;

4,16+0,06;

р=0,009),

третий

участок

(3,86+0,06;

4,21+0,06;

р=0,002), четвертый участок (3,79+0,06; 4,13+0,04; р=0,001).

Таким

образом,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

разработанная

методика

совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет

является

эффективной,

о

чем

свидетельствуют

достоверное

улучшение

показателей

экспертной оценки в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Гребля на байдарках и каноэ: примерная программа спортивной подготовки

для ДЮСШ, СДЮСШОР/ авт.-сост.: В.Ф. Каверин. М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.

2.

Емчук И.Ф. Школа гребли/ И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарев. М.: Физкультура и

спорт, 1969. - 176 с.

3.

Жмарев Н.В. Тренировка гребцов/ Н.В. Жмарев. -2-е изд., перераб. и доп. —

М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.

4.

Крюков С. Гребной слалом. Подготовка спортсменов/ С. Крюков. — М.:

Эльф ИПР, 2004. 236 с.



В раздел образования