Напоминание

Роль концертмейстера в классе хореографии


Автор: Ведрова Ольга Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО Курчатовская ДШИ
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: Роль концертмейстера в классе хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ

В последние годы ,все больше , среди подрастающего поколения

хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат

понимать и создавать прекрасное, они также развивают образное

мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а

также помогают развивать музыкальную и образную выразительность

ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями

для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного

духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и

творческой одаренности. Танцевальное искусство включает в себя

развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку,

согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и

тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и

выразительность.

В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет

музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от

того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист

исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка,

яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и

отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем

гармоническом единстве – прекрасное средство развития

эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением,

фоном для того или иного упражнения, она органически включается в

содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть.

Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает

учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный

кругозор, воспитывает музыкальный вкус. Соединение движений и

музыки при обучении экзерсису является важной задачей. Всем

известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога –

хореограф и музыкант (концертмейстер). Они непременно должны

находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и

музыкальный материал урока. Для успешной организации такого

процесса обучения необходима чёткая координация совместных

образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и

концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. И здесь

можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль

играет психологическая совместимость, личностные качества

концертмейстера и педагога-хореографа. Для истинного творчества

здесь должны присутствовать атмосфера взаимопонимания, дружелюбия

и непринуждённости. Важно, чтобы концертмейстер был другом и

партнёром. Только с позиции творческого подхода можно осуществить

все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской

деятельности учащихся хореографических классов.

Функционально, роль концертмейстера на уроке, заключается в

посредничестве между музыкой и хореографией. Концертмейстер -

активный участник в решении задач, поставленных педагогом-

хореографом перед учениками. При этом важно чтобы в сознании юных

артистов танцевальные движения не просто следовали за

метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения,

но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки

и пластики, развивая их творческий потенциал. Постоянная совместная

деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе

подчас затруднена из-за отсутствия у концертмейстера специальной

подготовки для работы в хореографическом коллективе. Музыкальные

термины итальянского происхождения, а хореографические –

французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-

хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к

тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) -

это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды:

полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное

сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер

4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение

ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях

происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее

возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно

быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4,

4/4. Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение

исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения,

накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать

акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное –

научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –

уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может

остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-

либо кусок упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места

нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного

движения. А еще знание исполнения всех хореографически упражнений,

которыми воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы

провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на

концертмейстера возложены также и педагогические функции. В-третьих,

особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том,

что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить

учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе

обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического

танца, на котором основывается все хореографическое искусство

необходимо изучать специфику народно-сценического танца, модерна,

современного танца (у современного танца так же есть своя

терминология). А так же важно учитывать возрастные особенности

детских групп. В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с

танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в

концертмейстерской практике качество. Играя, концертмейстер должен

четко осознавать, что он не является самостоятельным исполнителем, а

своей игрой должен помагать глубже проникнуть в эмоциональную

структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию

активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс

сотворчества. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное.

Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и

относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как

делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети,

что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом,

динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения

весь класс. Во время исполнения необходимо учитывать и разные

физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда,

когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь

выступает проблема темпового соответствия хореографического

исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой

личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного

воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость у

другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная

способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут

выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая

наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть

быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть

неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в

отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых

градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

Подбирая музыкальный материал к занятиям, надо всегда помнить об

огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами

прошлого и настоящего. Здесь немало настоящих жемчужин, немало

фрагментов, живо воспринимаемых ребенком.

Концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться которых на

уроке хореографии очень важно:

1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Точно

выверенный звук учащиеся лучше слушают.

2. Вся балетная лексика идёт на французском языке - ею приходится

пользоваться. Она абсолютно международна и всеми принята,

концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и

характер его исполнения.

3. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам

определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к

музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в

характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на

музыкальном материале - поклоны в начале и в конце урока, переходы

от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к

согласованию движений с музыкой.

4. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения

музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати,

шестнадцати и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства

музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности

использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих

произведений как основу для импровизаций.

5. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть

свою импровизацию. Пусть поначалу она будет примитивной и

схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствовать

характеру, темпу и ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен

видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных

движениях. Тогда дети и ногу поднимут повыше, и прыгнут полегче, и

рукой «допоют» музыкальную фразу.

6. Когда педагогом задаётся комбинация, концертмейстер должен

запомнить её так же, как и дети у палки. Полезно схематично записать

ритм комбинации.

7. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков -

трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших

классах: одно движение - одна нота, два движения - две ноты. Музыка

является своеобразной подсказкой.

8. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения

выполняются на сильную долю, другие - из-за такта.

Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над

музыкальным материалом для урока хореографии.

Концертмейстер постоянно находиться в поиске, ведь урок хореографии

требует постоянного внимания, нужна хорошая интересная музыка,

музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии

представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый

комплекс. Комплекс умений и навыков, комплекс необычайно развитых

слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на

глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета.

Музыка в руках концертмейстера - это тот фундамент, на котором

держится сегодня искусство хореографии. Это профессия, необходимая

хореографической сцене, профессия, требующая от пианиста творческой

самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.

Используемая литература.

Олех Ю.М., «Музыкальное оформление уроков классического

танца» - методическое пособие в 2-х частях, 2000.

Дубинина В., «Дошкольники в учреждении дополнительного образования:

Сборник программно-методических материалов» – Новосибирск, 2006.

Фирилева Ж.Е., Е.Г.Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для

детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. Санкт-Петербург.

«Детство пресс» 2003.

Ревская Н. «Классический танец. Музыка на уроке. Музыкальное

оформление урока классического танца», Санкт- Петербург, 2004.

Фиш Э., Руднева С.. «Музыкальное движение» Методическое пособие

для педагогов музыкально-двигательного воспитания. Издательский

центр «Гуманитарная академия» Санкт- Петербург, 2000.

Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры

актера».СП6ГУП, 1977.

Ярмолович Л. И. «Классический танец. Методическое пособие».



В раздел образования