Автор: Ведрова Ольга Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО Курчатовская ДШИ
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: Роль концертмейстера в классе хореографии
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ
В последние годы ,все больше , среди подрастающего поколения
хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они также развивают образное
мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а
также помогают развивать музыкальную и образную выразительность
ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями
для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного
духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и
творческой одаренности. Танцевальное искусство включает в себя
развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку,
согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность.
В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет
музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от
того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист
исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка,
яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и
отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем
гармоническом единстве – прекрасное средство развития
эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением,
фоном для того или иного упражнения, она органически включается в
содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть.
Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает
учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный
кругозор, воспитывает музыкальный вкус. Соединение движений и
музыки при обучении экзерсису является важной задачей. Всем
известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога –
хореограф и музыкант (концертмейстер). Они непременно должны
находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и
музыкальный материал урока. Для успешной организации такого
процесса обучения необходима чёткая координация совместных
образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и
концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. И здесь
можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль
играет психологическая совместимость, личностные качества
концертмейстера и педагога-хореографа. Для истинного творчества
здесь должны присутствовать атмосфера взаимопонимания, дружелюбия
и непринуждённости. Важно, чтобы концертмейстер был другом и
партнёром. Только с позиции творческого подхода можно осуществить
все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской
деятельности учащихся хореографических классов.
Функционально, роль концертмейстера на уроке, заключается в
посредничестве между музыкой и хореографией. Концертмейстер -
активный участник в решении задач, поставленных педагогом-
хореографом перед учениками. При этом важно чтобы в сознании юных
артистов танцевальные движения не просто следовали за
метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения,
но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки
и пластики, развивая их творческий потенциал. Постоянная совместная
деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе
подчас затруднена из-за отсутствия у концертмейстера специальной
подготовки для работы в хореографическом коллективе. Музыкальные
термины итальянского происхождения, а хореографические –
французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-
хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к
тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) -
это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды:
полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное
сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер
4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение
ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях
происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее
возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно
быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4,
4/4. Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение
исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения,
накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать
акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное –
научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –
уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может
остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-
либо кусок упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места
нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного
движения. А еще знание исполнения всех хореографически упражнений,
которыми воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы
провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на
концертмейстера возложены также и педагогические функции. В-третьих,
особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том,
что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить
учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе
обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического
танца, на котором основывается все хореографическое искусство
необходимо изучать специфику народно-сценического танца, модерна,
современного танца (у современного танца так же есть своя
терминология). А так же важно учитывать возрастные особенности
детских групп. В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с
танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в
концертмейстерской практике качество. Играя, концертмейстер должен
четко осознавать, что он не является самостоятельным исполнителем, а
своей игрой должен помагать глубже проникнуть в эмоциональную
структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию
активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс
сотворчества. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное.
Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и
относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как
делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети,
что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом,
динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения
весь класс. Во время исполнения необходимо учитывать и разные
физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда,
когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь
выступает проблема темпового соответствия хореографического
исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой
личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного
воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость у
другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная
способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут
выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая
наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть
быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть
неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в
отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых
градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
Подбирая музыкальный материал к занятиям, надо всегда помнить об
огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами
прошлого и настоящего. Здесь немало настоящих жемчужин, немало
фрагментов, живо воспринимаемых ребенком.
Концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться которых на
уроке хореографии очень важно:
1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Точно
выверенный звук учащиеся лучше слушают.
2. Вся балетная лексика идёт на французском языке - ею приходится
пользоваться. Она абсолютно международна и всеми принята,
концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и
характер его исполнения.
3. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам
определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к
музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в
характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на
музыкальном материале - поклоны в начале и в конце урока, переходы
от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к
согласованию движений с музыкой.
4. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения
музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати,
шестнадцати и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства
музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности
использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих
произведений как основу для импровизаций.
5. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть
свою импровизацию. Пусть поначалу она будет примитивной и
схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствовать
характеру, темпу и ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен
видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных
движениях. Тогда дети и ногу поднимут повыше, и прыгнут полегче, и
рукой «допоют» музыкальную фразу.
6. Когда педагогом задаётся комбинация, концертмейстер должен
запомнить её так же, как и дети у палки. Полезно схематично записать
ритм комбинации.
7. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков -
трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших
классах: одно движение - одна нота, два движения - две ноты. Музыка
является своеобразной подсказкой.
8. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения
выполняются на сильную долю, другие - из-за такта.
Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над
музыкальным материалом для урока хореографии.
Концертмейстер постоянно находиться в поиске, ведь урок хореографии
требует постоянного внимания, нужна хорошая интересная музыка,
музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии
представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый
комплекс. Комплекс умений и навыков, комплекс необычайно развитых
слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на
глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета.
Музыка в руках концертмейстера - это тот фундамент, на котором
держится сегодня искусство хореографии. Это профессия, необходимая
хореографической сцене, профессия, требующая от пианиста творческой
самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.
Используемая литература.
Олех Ю.М., «Музыкальное оформление уроков классического
танца» - методическое пособие в 2-х частях, 2000.
Дубинина В., «Дошкольники в учреждении дополнительного образования:
Сборник программно-методических материалов» – Новосибирск, 2006.
Фирилева Ж.Е., Е.Г.Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для
детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. Санкт-Петербург.
«Детство пресс» 2003.
Ревская Н. «Классический танец. Музыка на уроке. Музыкальное
оформление урока классического танца», Санкт- Петербург, 2004.
Фиш Э., Руднева С.. «Музыкальное движение» Методическое пособие
для педагогов музыкально-двигательного воспитания. Издательский
центр «Гуманитарная академия» Санкт- Петербург, 2000.
Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры
актера».СП6ГУП, 1977.
Ярмолович Л. И. «Классический танец. Методическое пособие».