Напоминание

Формирование чувства патриотизма и гражданственности у учащихся ДШИ "Камертон"


Автор: Грунвальд Наталья Наумовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Камертон"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование чувства патриотизма и гражданственности у учащихся ДШИ "Камертон"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств «Камертон» городского округа Тольятти

Методические рекомендации

На тему: «Формирование чувства патриотизма и гражданственности у

учащихся ДШИ "Камертон"

Выполнила:

преподаватель по классу фортепиано

Грунвальд Наталья Наумовна

0

2018г.

1

Содержание

Введение. Культура как важнейший стратегический ресурс создания

условий для развития человеческого потенциала 2 стр.

1. Формирование чувства патриотизма и гражданственности у учащихся

ДШИ "Камертон"

1.1 Воспитание любви, гордости, уважения к малой и большой

Родине 4 стр.

1.2 Привитие уважения к историческому прошлому своего народа и

национально-культурным традициям 5 стр.

2. Практическое участие в отчетных концертах, посвященных творчеству

отечественных и тольяттинских композиторов 6 стр.

3. Заключение 9 стр.

Список используемой литературы 10 стр.

2

Введение

Культура как важнейший стратегический ресурс создания условий для

развития человеческого потенциала

Тема: Формирование чувства патриотизма и гражданственности у

учащихся ДШИ "Камертон"

Цель: Формирование чувства патриотизма и гражданственности у учащихся

Задачи:

1. Воспитание любви, гордости, уважения к малой и большой

Родине.

2. Привитие уважения к историческому прошлому своего народа и

национально-культурным традициям.

3. Практическое участие в народных праздниках, отчетных

концертах,

посвященных

творчеству

отечественных

и

тольяттинских

композиторов.

Самарская

область

имеет

давние

театральные,

музыкальные

и

художественные

традиции,

обладает

огромным

историко-культурным

и

духовным

потенциалом,

который

определяет

способность

обеспечивать

динамичное социально-экономичное развитие региона, повышать уровень

благосостояния его населения.

На современном этапе сфера культуры рассматривается как важнейший

стратегический

ресурс

создания

условий

для

развития

человеческого

потенциала. Она обеспечивает реализацию прав граждан на свободу всех

видов

творчества,

на

участие

в

культурной

жизни

и

пользование

учреждениями культуры, на доступ к информации и культурным ценностям.

Концепция

областной

целевой

программы

«Развитие

культуры

Самарской области» базируется на приоритетах государственной политики в

сфере

культуры,

обозначенных

в

Концепции

долгосрочного

социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а

3

также в Стратегии развития сферы культуры в Самарской области на период

до

2020

года.

Эта

деятельность

позволила

систематизировать

решение

стоящих перед отраслью задач, способствовала укреплению взаимодействия

государственных и муниципальных органов управления культурой в решении

актуальных проблем развития культуры на территории Самарской области.

Министерство

культуры

Самарской

области

в

рамках

своих

полномочий

занимается

разработкой

и

внедрением

различных

форм

поддержки деятельности расположенных на территории Самарской области

национальных

культурных

центров,

творческих

союзов,

общественных

объединений, а также организаций любых организационно-правовых форм,

участвующих в решении вопросов в сфере культуры.

В частности, в Самарской области значительное внимание уделяется

проблемам сохранения традиционной национальной культуры

Исторически

население

Самарского

края

формировалось

как

полиэтническое.

В

регионе

проживает

более

200

национальностей

и

этнических групп, имеющих собственные традиции. Действует около 70-ти

официально

зарегистрированных

национально-культурных

автономий

регионального и муниципального уровня, объединяющих людей более 20

национальностей.

Для

региона

характерны

сбалансированные

взаимоотношения

представителей разных этносов. В то же время нельзя не учитывать, что в

современной

культуре

отмечается

интенсификация

межкультурной

коммуникации,

что

актуализирует

необходимость

сохранения

культурной

самобытности этносов, проживающих на территории Самарской области.

Речь

идет,

прежде

всего,

о

сохранении

традиционной

национальной

культуры,

обеспечивающей

преемственность

поколений

и

передачу

культурной информации.

В этих целях на территории Самарской области при государственной

поддержке

проводятся

национальные

и

межнациональные

культурно-

массовые

мероприятия:

областной

межэтнический

фестиваль,

«Венок

4

дружбы», фестивали русской песни, эрзяно-мокшанской культуры, татарские

праздники и другие.

В 2010 году подобные мероприятия охватили более 44 тыс. человек.

Традиционно

организуются

поездки

национальных

коллективов,

представителей национально-культурных объединений на всероссийские и

республиканские мероприятия.

В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определена важнейшая задача

патриотической

воспитательной

направленности

«во спитание

гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,

любви к окружающей природе, Родине, семье» [1]

1. Формирование чувства патриотизма и гражданственности у учащихся

ДШИ "Камертон"

1.1 Воспитание любви, гордости, уважения к малой и большой Родине

Что же такое патриотическое воспитание и насколько глубоко мы его

понимаем? Из чего складываются такие простые понятия – любовь к родному

краю, малой и большой Родине? И если есть границы между ними, то какими

единицами измерения это можно вычислить?

Очень точно дает описание Родины К. Д. Ушинский: «Наше Отечество,

наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в

ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в

ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё в ней для нас родное;

матерью – потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку,

как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и

кроме России всяких хороших государств

и земель, но одна у человека

родная мать – одна у него и Родина». [8, 92]

Патриотическое воспитание молодого поколения всегда являлось одной

из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора

для привития священного чувства любви к Родине.

5

Не только научить детей рисовать, музицировать, но и сделать их

достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам

талантливые предки – вот наша общая задача.

Нельзя

заставить

любить

Отечество.

Любовь

к

Родине

надо

воспитывать. И тогда вечные ценности – род, родство, Родина – станут для

юного поколения самым важным и дорогим.

Период

младшего

школьного

возраста

по

своим

психологическим

характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как

ученик

отвечает

доверием

взрослому,

ему

присуще

подражательность,

внушаемость, эмоциональная отзывчивость. Знания, впечатления, пережитые

в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

С детской игрушки, с первой народной сказки, рассказанной бабушкой,

с тихой колыбельной мамы складывается у ребенка представление о семье,

родном очаге. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать

листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево

имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то,

чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это

наши деды и прадеды, в нас живет их разум и сила. Прав был А. Франс, когда

говорил, что «будущее в настоящем, но будущее и в прошлом». [6, 56]

1.2

Привитие

уважения

к

историческому

прошлому

своего

народа

и

национально-культурным традициям

Второй

наиважнейшей

задачей

является

привитие

уважения

к

историческому прошлому своего народа, бережному отношению к народной

памяти,

национально-культурным

традициям,

тем

людям,

кто

своим

творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

6

2. Практическое участие в отчетных концертах, посвященных творчеству

о т е ч е с т в е н н ы х

и

т о л ь я т т и н с к и х

к о м п о з и т о р о в .

Практическое участие наших учеников в народных праздниках, концертах,

выставках,

посвященных

творчеству

композиторов

России

и

Тольятти

и

уважительное отношение к культуре других народов – третья важная задача.

Итогом

годовой

работы

коллектива

преподавателей

и

учащихся

является Отчетный концерт.

[7, 115] При разработке сценария тщательно подбираются номера, а в

течение

учебного

года

на

уроках

музыкальной

литературы,

истории

изобразительного искусства, истории хореографического искусства учащиеся

изучают произведения местных поэтов, композиторов, знакомятся с лучшими

образцами

отечественной

культуры.

Преподаватели

художественного

отделения ежегодно организовывают экскурсию в село Ширяево, где ребята

посещают музей-усадьбу Репина и знакомятся с крестьянским бытом.

Имя Лилии Ивановны Малышко известно в Тольятти, так же как и её

стихи, которые она создает в течение всей своей жизни. Некоторые из стихов

нашли своё музыкальное воплощение в песнях преподавателя нашей школы

Климонтовой

Елены

Николаевны.

Концерт

начинается

песней

«Люблю

Россию», родившуюся в этом творческом дуэте. Теплые слова благодарности

за

профессиональный

труд

были

сказаны

Елене

Николаевне

и

Лилии

Ивановне директором школы А.В. Васильевым.

Специально

вводятся

четверо

ведущих:

двое

малышей

и

двое

выпускников,

чтобы

младшие

перенимали

опыт

старших,

тем

самым,

передавая и поддерживая школьные традиции.

В

каждом

ученике

с

детства

самой

природой

заложена

творческая

активность,

а

детский

хор

самая

доступная

и

популярная

форма

музыкального исполнительства, средство воспитания хорошего вкуса.

7

В концерте принимают участие три хоровых коллектива, в репертуаре

которых много народных песен и произведений отечественных композиторов.

В хорошей песне всегда есть ощущение времени.

Песенное творчество Георгия Александровича Струве, руководителя

первой детской хоровой студии «Пионерия», посвящено детству, красоте

России, любви и дружбе, мужеству и стойкости – всему, что волнует каждого

из нас. Его песни «Музыка», «Дороги вдаль зовут», «Школьный корабль»,

«Матерям погибших героев» поют дети всей страны.

С Георгием Александровичем нашу школу связывала многолетняя дружба.

Он неоднократно приезжал к нам, а наш хор «Камертон» побывал у него в

гостях

в

г.

Железнодорожном,

где

в

творческой

атмосфере

состоялись

незабываемые встречи.

Отечественная

культура

многообразна.

А

культура

это

основа

государственности, общественной нравственности и духовного здоровья, и

нет задачи сложнее и серьезнее, чем быть ее проводником.

Есть

ценное

наследие

советского

времени:

много

детских

песен,

музыки к кинофильмам, театральным постановкам. Но время идет вперед, и

большинство из них не знакомы детям. Исаак Осипович Дунаевский создал

свой музыкальный стиль - жизнерадостный, бодрый, упругий, радующий

энергией

ритмов,

щедростью

красок

и

подлинной

художественной

доступностью.

Дунаевский

обладал

редким

мелодическим

даром,

но

истинная и самая глубокая причина неувядающей

молодости

музыки

Дунаевского - ее способность увлечь в равной мере и детей, и молодежь и

взрослых. Благодаря именно этим свойствам, музыка Дунаевского завоевала

поистине всенародную популярность, вошла в жизнь великого множества

людей как необходимая и важная частица самой этой жизни.

Дунаевский - это свежий ветер над стадионом, это марш, под который

легко шагать, это путевая песня, уносящая в края, где мы с вами

еще не

бывали.

Звучит

О.Хромушина

Фантазия

на

тему

песен

И.Дунаевского

«Вольный ветер» в исполнении оркестра и сводного хора школы.

8

Переплетение

культур

народов

Поволжья

важная

особенность

Тольятти, обусловленная многонациональной структурой населения города.

Именно

культура,

по

глубокому

убеждению

академика

Д.С.Лихачева,

составляет смысл и главную ценность существования человечества – как

народов, малых этносов, так и государств. Поэтому одной из задач школы

является сохранение самобытности народов.

Учащиеся

хореографического

отделения

подготовили

башкирский

и

русский танцы, а младшая группа показала хореографическую композицию

«Мир волшебных цветов», посвященных Волжскому краю.

«В

этом

молодом

городе

очень

много

талантливых

детей.

Город,

слившись

в

конгломерат

всех

народностей

нашей

большой

страны,

стал

своеобразным Новым Светом, светом, который проливается больше всего

через детей» (Спиваков В. Т.) [2, 25]

В рамках международного культурного сотрудничества в 2011 году

состоялось

празднование

двадцатилетия

побратимских

отношений

между

городами Тольятти – Вольфсбург, а также проведение Года Италии и Года

Испании в России. Очень приятно, что о нашем замечательном городе знают

за рубежом. В связи с этим событием в сценарий включено произведение Х.

Турины «Праздничная Кордова».

Каждое историческое событие сразу отражается в народном эпосе, в

живописи, музыке. А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не

только можно, но и должно; не уважать оной постыдное малодушие». [5, 4]

Когда-то, много лет тому назад, наши деды и прадеды спасли мир от

фашизма. Они отдали свои жизни для того, чтобы мы могли жить в мирной

России. [4, 7]

В исполнении «Школьного оркестра» звучит строевой марш на музыку

Д. Тухманова «День Победы», где принимают участие наши самые маленькие

музыканты.

Игра

в

оркестре

воспитывает

у

исполнителя

ряд

ценных

профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, даёт

9

ощущение

нужного

темпа,

способствует

развитию

мелодического,

полифонического и гармонического слуха. [3, 78]

В

процессе

исполнительства

на

народных

инструментах

создается

благоприятный

психологический

климат,

способствующий

раскрытию

индивидуальных

и

коллективных

качеств,

учитываются

природные

особенности детей разного возраста. Народные инструменты помогают детям

по-новому посмотреть на окружающий мир и понять красоту своего края.

Ребята должны видеть, что история нашего города не безлика. Она близкая и

родная потому, что рассказывает о людях, живущих рядом.

В исполнении сводного хора звучит песня тольяттинского композитора

Л. Казачок, на слова А. Базанова «России родник».

3. Заключение

Участвуя

в

общем

концерте,

совместно

с

педагогами,

и

исполняя

произведения

местных

авторов

и

композиторов

России,

дети

получают

эстетическое удовольствие от процесса творчества, испытывают гордость за

своих

преподавателей,

за

свой

город.

Совместное

музицирование

и

исполнение

стилистически

разной

музыки

с

Мастерами

вызывает

неподдельный интерес у учащихся, развивает музыкальные умения, чувство

взаимопонимания

и

взаимной

поддержки.

А

исполнительское

мастерство

преподавателей

и

личный

пример

вдохновляют

ребят

и

расширяют

их

музыкальный кругозор. Можно надеяться, что работа над столь глубокой

темой не прошла зря, заронив в душах те чувства, которые являются основой

патриотизма в душе каждого человека.

10

Список литературы

1.

Федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» от

10.07.1992 N 3266-1

2. Встреча выпускников / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2009.

– 128 с.

3. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М,

1984. – 225 с.

4. Край ты мой, родимый край: стихи русских поэтов XIX в. – М: Детская

литература, 1986. – 136 с.

5.

Кузьменко

С.Е.

Жемчужины

Жигулей.

Куйбышевское

книжное

издательство, 1978. – 152 с.

6. Музыка в школе / Научно-методический журнал №3, 2005. – 79 с.

7. Ушинский К.Д. Детский мир – М: ЭКСМО, 2009. – 672 с.

8. Фольклорные посиделки / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт,

2012. – 128 с.

9. Концепция областной целевой программы «Развитие культуры Самарской

области» на 2013-2017 годы от 16 ноября 2012 года № 666.

11



В раздел образования