Автор: Курелова Ирина Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: город Новый Уренгой,Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка мастер–класса
Тема: Танцевальная композиция «Золотая хохлома» с элементами игры на деревянных ложках
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка мастер – класса по
народно – сценическому танцу.
Танцевальная композиция «Золотая хохлома» с элементами игры на
деревянных ложках
Методическая
разработка
мастер-класса
направлена
на знакомство
с
историческими сведениями о деревянной ложке;
на особенности и исполнительские
возможности;
и
на
освоение
простых
приёмов
игры
на
деревянных
ложках
одновременно с танцевальными движениями. Соединить все приобретенные навыки и
приемы в единую хореографическую постановку. Опыт на приобретённом мастер- классе
может использоваться на занятиях хореографии, методических объединениях, педагогам
дополнительного образования, воспитателям дошкольных объединений.
Добрый день участники мастер- класса.
Я очень рада приветствовать
вас
на моем мероприятии. Я являюсь руководителем ансамбля народно-
сценического танца «Каблучок». Моя
задача приобщить детей к истокам
народной танцевальной культуры. На моих занятиях, дети учатся танцевать
народные
-
сценические
танцы
всех
национальностей.
Сегодня я
предлагаю
вам
стать
участниками
занятия
по
народному
творчеству,
познакомиться с многообразием и красотой звучания народных «хохломских
ложек»,
и соединить всё в одну хореографическую композицию «Золотая
хохлома». В мире существует большое множество разных танцев. Русский
народный танец является одним из наиболее распространённых и древних
видов народного творчества. Языком танца может быть раскрыт духовный
мир
человека,
показано
его
отношение
к
труду,
к
людям,
к
различным
событиям. Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим.
Это
особенный
вид
колоритной
хореографии.
У
этого
танца
масса
отличительных характеристик и особенностей. Русский народный танец – это
задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые, неизменно
сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Обязательным атрибутом
этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые,
чем сами пляски, так же танцы дополняются разнообразными инструментами
и
предметами.
Ложки
начали
использовать
как
ударный
музыкальный
инструмент очень давно, первое упоминание о них датируется еще 1259
годом.
То,
что
инструмент
бытовал
задолго
до
конца
17в.
косвенно
свидетельствуют
лубочные
картинки,
относящиеся
к
этому
времени.
Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов «Савоськи
и
Парамошки».
В
XIX
–
XX
веках
ложки
широко
бытовали
в
хорах
песенников
и
ансамблях
русских
народных
инструментов
в
качестве
эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в
прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в
литературе
весьма
восторженные
отзывы.
Ложечники
выступали
соло,
сопровождали
пение
и
пляски,
а
также
входили
в
состав
различных
ансамблей. Ложки делали из осины, берёзы, ольхи и лип Специальными
инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать
гладкой
и
удобной.
Мастера
старались
сделать
ложки
красивыми,
расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки, поварешки из разных
областей
России
отличаются
друг
от
друга.
Геометрической
резьбой
украшены
хотьковские
ложки,
росписью
–
хохломские;
выжиганием
–
вятские. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец
– это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души.
Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У
русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его
народа.
Танец – это всегда искренний и самый глубокий ответ личности
обществу.
Народно-характерный
танец
творчество,
направляемое
темпераментом,
национальным
характером,
менталитетом,
природной
одаренностью и так называемым «колоритом духа». Как бы там ни было,
определенная аналогия между национальным характером и национальными
танцами напрашивается сама собой. В танце душа народа.
Уважаемы участки, приглашаю вас принять участие в занятии «Работа над
характером исполнения, отработка синхронности движений в такт с ложками
в хореографической композиции «Золотая хохлома»
Цель мероприятия: Познакомить участников с простыми элементами игры
на
деревянных
ложках,
а
также
объединить
игру
на
ложках
вместе
с
танцевальными движениями.
Задачи:
- Приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через
хореографическое
искусство,
развитие
исполнительского
мастерства,
сценической культуры детей, повышение технического уровня исполнения
танцевальных движений, элементов, комбинаций, народного характера.
-Повторить
наиболее
сложные
танцевальные
комбинации
с
ложками,
акцентируя внимание обучающихся на характере их исполнения.
-
Достичь
эмоционального
и
выразительного
исполнения
в
рисунках,
в
движениях,
а
также
синхронного
исполнения
под
музыку
ложками,
в
хореографической композиции «Золотая хохлома».
- Развитие координации движений, быстроты реакции, а так же мелкой
моторики рук.
- Применить полученные знания умения и навыки для раскрытия
сценического образа в хореографической постановке «Золотая хохлома»
Практическая часть:
В своей работе с детьми в практической части занятия я работаю у
станка и на середине зала для разогрева тела.
Вступление- поклон в характере русского народного танца.
Экзерсис у станка:
3. Plie в характере традиционного русского народного танца;
4 Battement tendu в характере белорусского народного танца;
5. Battement tendu каблучный в характере молдавского народного танца;
6.Выстукивания, в характере русского народного танца;
7. Повороты ноги (винт) в характере венгерского народного танца;
8. Комбинация верёвочки (обратить внимание на особенности) в характере
украинского народного танца;
9. Флик-фляк в характере ирландского народного танца;
10. Адажио в характере бурятского народного танца;
11.Grand battement в характере цыганского народного танца;
12.Прыжки (маленькие).
Экзерсис на середине:
«Дроби»
- Притопы с ложками «мячик»
- Дробная дорожка с ложками.
- Дробь в три ножки.
- Двойная дробь, чередуем с ударами ложек
- Двойная дробь с переступанием.
- Двойная дробь с перескоком, чередуем с ложками.
- Простая дробь.
- Поворот с выносом ноги во 2 позицию на каблук, удар ложками «маятник»
«Присядки»
-«Полуприсядка»
-«Присядка с разворотом корпуса»
-«Разножка» с ударами ложек вверху.
- «Полная присядка» с ударами ложек по голенищу сапога.
- Большой батман, соскок с каблука на две ноги присесть, удар ложками.
Вращения
- На месте по VI позиции на полупальцах, с ложками
- Тур с поджатыми ногами.
-«Блинчики» с ложками.
-«Бегунок» с ложками.
- «Садбаск» с ложками.
- «Андеор» с ложками.
- Вращение с дробью, и с ложками .
- Вращение по кругу.
Практическое
применение
и
особенности
положения
ложек
в
хореографических постановках
Игра двумя ложками.
Самый простой приём игры на ложках. Черенки
ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек
обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют
характерный сухой звук. Возможность без особого навыка выполнять самые
сложные ритмические рисунки. Эти удары можно соединить с «поворотами»,
с «каблучными движениями», с «дробью», с «переступанием», с «простым
шагом», с «подскоками», с «прыжками» и т.д.
Игра двумя ложками «
Солнышко
».
Выполняются удары ложка о ложку
начиная снизу – вправо – вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом
направлении (по кругу). Девочки стоят на месте исполняют «Солнышко», а
мальчики делают присядку вокруг девочек с выносом ноги в сторону ударяя
поочерёдно ложками по голенищу сапог.
Игра
двумя
ложками:
«Маятник»
можно
чередовать
с
«притопами»,
с
«выпадами в сторону», с « поворотами вокруг себя». Это скользящие удары
ложки
о
ложку,
напоминающие
движение
маятника.
Ударяют
тыльными
сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки
можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
Игра двумя ложками «
Коленочки
»
. Выполняются удары: ложка о ложку,
начиная под правым бедром колена, затем под левым бедром колена.
Игра двумя ложками. Ритм можно выстукивать также следующим образом:
зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны
кисти рук, производить удары, это можно соединить с «разножкой»,
«полуприсядкой», с «бегом», с «притопами» и т. д.
Игра двумя ложками «
Мячик
». Обе ложки держат в правой руке тыльными
сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая
между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют
ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
Игра двумя ложками «
Качели
». Ложки держат в правой руке; между их
черенками (посередине) находится указательный палец. Выпуклые стороны
черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1-3 см), черенки
ложек зажаты в ладони руки. Удары осуществляются: - по ладони левой руки;
- по правой и левой ногам (место немного выше колена); - по ноге и ладони,
которая находится над ногой; - по плечу и ладони.
Игра
двумя
ложками
«
Глиссандо
».
Обе
ложки
держат
тыльными
сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по
коленям.
Танцоры-виртуозы
при
игре
на
двух
ложках
задействуют
для
произведения ударов практически любую часть их тела, начиная от ступней
ног
и
заканчивая
затылком,
эту
игру
на
ложках
в
основном
исполняют
мальчики.
Музыкальные игры с ложками лучше соединять с танцевальными
движениями. Каждый удар ложками должен идти в такт с движениями под
хорошо
подобранную
музыку,
это
и
является
важной
частью
хореографической работы.
Подводя итог нашей практической части мероприятия, игра на ложках
вносит разнообразие в музыкально-хореографическое воспитание, помогает
развитию
памяти,
ритма,
стимулирует
творческую
инициативу.
Также
позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты
реакции и тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при
музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и
ощущения
закрепляются
в
памяти,
создавая
предпосылки
к
быстрому
освоению других музыкальных инструментов.
В завершении нашего мероприятия, предлагаю всем участникам
сделать "Поклон".
Итог:
Уважаемые коллеги, как мы вместе и дружно научились играть на
ложках в ритм с танцевальными движениями.
Деревянные ложки самый
лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях.
Самый простой и распространённый инструмент русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам
доброго!
Методическая
рекомендация:
следует
отметить
особое
внимание
на
особенности танцевальной лексики, на характер исполнения движений и
одновременной игры на ложках.