Напоминание

Танцевальная композиция «Золотая хохлома» с элементами игры на деревянных ложках


Автор: Курелова Ирина Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: город Новый Уренгой,Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка мастер–класса
Тема: Танцевальная композиция «Золотая хохлома» с элементами игры на деревянных ложках
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка мастер – класса по

народно – сценическому танцу.

Танцевальная композиция «Золотая хохлома» с элементами игры на

деревянных ложках

Методическая

разработка

мастер-класса

направлена

на знакомство

с

историческими сведениями о деревянной ложке;

на особенности и исполнительские

возможности;

и

на

освоение

простых

приёмов

игры

на

деревянных

ложках

одновременно с танцевальными движениями. Соединить все приобретенные навыки и

приемы в единую хореографическую постановку. Опыт на приобретённом мастер- классе

может использоваться на занятиях хореографии, методических объединениях, педагогам

дополнительного образования, воспитателям дошкольных объединений.

Добрый день участники мастер- класса.

Я очень рада приветствовать

вас

на моем мероприятии. Я являюсь руководителем ансамбля народно-

сценического танца «Каблучок». Моя

задача приобщить детей к истокам

народной танцевальной культуры. На моих занятиях, дети учатся танцевать

народные

-

сценические

танцы

всех

национальностей.

Сегодня я

предлагаю

вам

стать

участниками

занятия

по

народному

творчеству,

познакомиться с многообразием и красотой звучания народных «хохломских

ложек»,

и соединить всё в одну хореографическую композицию «Золотая

хохлома». В мире существует большое множество разных танцев. Русский

народный танец является одним из наиболее распространённых и древних

видов народного творчества. Языком танца может быть раскрыт духовный

мир

человека,

показано

его

отношение

к

труду,

к

людям,

к

различным

событиям. Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим.

Это

особенный

вид

колоритной

хореографии.

У

этого

танца

масса

отличительных характеристик и особенностей. Русский народный танец – это

задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые, неизменно

сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Обязательным атрибутом

этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые,

чем сами пляски, так же танцы дополняются разнообразными инструментами

и

предметами.

Ложки

начали

использовать

как

ударный

музыкальный

инструмент очень давно, первое упоминание о них датируется еще 1259

годом.

То,

что

инструмент

бытовал

задолго

до

конца

17в.

косвенно

свидетельствуют

лубочные

картинки,

относящиеся

к

этому

времени.

Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов «Савоськи

и

Парамошки».

В

XIX

XX

веках

ложки

широко

бытовали

в

хорах

песенников

и

ансамблях

русских

народных

инструментов

в

качестве

эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в

прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в

литературе

весьма

восторженные

отзывы.

Ложечники

выступали

соло,

сопровождали

пение

и

пляски,

а

также

входили

в

состав

различных

ансамблей. Ложки делали из осины, берёзы, ольхи и лип Специальными

инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать

гладкой

и

удобной.

Мастера

старались

сделать

ложки

красивыми,

расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки, поварешки из разных

областей

России

отличаются

друг

от

друга.

Геометрической

резьбой

украшены

хотьковские

ложки,

росписью

хохломские;

выжиганием

вятские. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец

– это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души.

Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У

русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его

народа.

Танец – это всегда искренний и самый глубокий ответ личности

обществу.

Народно-характерный

танец

творчество,

направляемое

темпераментом,

национальным

характером,

менталитетом,

природной

одаренностью и так называемым «колоритом духа». Как бы там ни было,

определенная аналогия между национальным характером и национальными

танцами напрашивается сама собой. В танце душа народа.

Уважаемы участки, приглашаю вас принять участие в занятии «Работа над

характером исполнения, отработка синхронности движений в такт с ложками

в хореографической композиции «Золотая хохлома»

Цель мероприятия: Познакомить участников с простыми элементами игры

на

деревянных

ложках,

а

также

объединить

игру

на

ложках

вместе

с

танцевальными движениями.

Задачи:

- Приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через

хореографическое

искусство,

развитие

исполнительского

мастерства,

сценической культуры детей, повышение технического уровня исполнения

танцевальных движений, элементов, комбинаций, народного характера.

-Повторить

наиболее

сложные

танцевальные

комбинации

с

ложками,

акцентируя внимание обучающихся на характере их исполнения.

-

Достичь

эмоционального

и

выразительного

исполнения

в

рисунках,

в

движениях,

а

также

синхронного

исполнения

под

музыку

ложками,

в

хореографической композиции «Золотая хохлома».

- Развитие координации движений, быстроты реакции, а так же мелкой

моторики рук.

- Применить полученные знания умения и навыки для раскрытия

сценического образа в хореографической постановке «Золотая хохлома»

Практическая часть:

В своей работе с детьми в практической части занятия я работаю у

станка и на середине зала для разогрева тела.

Вступление- поклон в характере русского народного танца.

Экзерсис у станка:

3. Plie в характере традиционного русского народного танца;

4 Battement tendu в характере белорусского народного танца;

5. Battement tendu каблучный в характере молдавского народного танца;

6.Выстукивания, в характере русского народного танца;

7. Повороты ноги (винт) в характере венгерского народного танца;

8. Комбинация верёвочки (обратить внимание на особенности) в характере

украинского народного танца;

9. Флик-фляк в характере ирландского народного танца;

10. Адажио в характере бурятского народного танца;

11.Grand battement в характере цыганского народного танца;

12.Прыжки (маленькие).

Экзерсис на середине:

«Дроби»

- Притопы с ложками «мячик»

- Дробная дорожка с ложками.

- Дробь в три ножки.

- Двойная дробь, чередуем с ударами ложек

- Двойная дробь с переступанием.

- Двойная дробь с перескоком, чередуем с ложками.

- Простая дробь.

- Поворот с выносом ноги во 2 позицию на каблук, удар ложками «маятник»

«Присядки»

-«Полуприсядка»

-«Присядка с разворотом корпуса»

-«Разножка» с ударами ложек вверху.

- «Полная присядка» с ударами ложек по голенищу сапога.

- Большой батман, соскок с каблука на две ноги присесть, удар ложками.

Вращения

- На месте по VI позиции на полупальцах, с ложками

- Тур с поджатыми ногами.

-«Блинчики» с ложками.

-«Бегунок» с ложками.

- «Садбаск» с ложками.

- «Андеор» с ложками.

- Вращение с дробью, и с ложками .

- Вращение по кругу.

Практическое

применение

и

особенности

положения

ложек

в

хореографических постановках

Игра двумя ложками.

Самый простой приём игры на ложках. Черенки

ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек

обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют

характерный сухой звук. Возможность без особого навыка выполнять самые

сложные ритмические рисунки. Эти удары можно соединить с «поворотами»,

с «каблучными движениями», с «дробью», с «переступанием», с «простым

шагом», с «подскоками», с «прыжками» и т.д.

Игра двумя ложками «

Солнышко

».

Выполняются удары ложка о ложку

начиная снизу – вправо – вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом

направлении (по кругу). Девочки стоят на месте исполняют «Солнышко», а

мальчики делают присядку вокруг девочек с выносом ноги в сторону ударяя

поочерёдно ложками по голенищу сапог.

Игра

двумя

ложками:

«Маятник»

можно

чередовать

с

«притопами»,

с

«выпадами в сторону», с « поворотами вокруг себя». Это скользящие удары

ложки

о

ложку,

напоминающие

движение

маятника.

Ударяют

тыльными

сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки

можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Игра двумя ложками «

Коленочки

»

. Выполняются удары: ложка о ложку,

начиная под правым бедром колена, затем под левым бедром колена.

Игра двумя ложками. Ритм можно выстукивать также следующим образом:

зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны

кисти рук, производить удары, это можно соединить с «разножкой»,

«полуприсядкой», с «бегом», с «притопами» и т. д.

Игра двумя ложками «

Мячик

». Обе ложки держат в правой руке тыльными

сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая

между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют

ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

Игра двумя ложками «

Качели

». Ложки держат в правой руке; между их

черенками (посередине) находится указательный палец. Выпуклые стороны

черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1-3 см), черенки

ложек зажаты в ладони руки. Удары осуществляются: - по ладони левой руки;

- по правой и левой ногам (место немного выше колена); - по ноге и ладони,

которая находится над ногой; - по плечу и ладони.

Игра

двумя

ложками

«

Глиссандо

».

Обе

ложки

держат

тыльными

сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по

коленям.

Танцоры-виртуозы

при

игре

на

двух

ложках

задействуют

для

произведения ударов практически любую часть их тела, начиная от ступней

ног

и

заканчивая

затылком,

эту

игру

на

ложках

в

основном

исполняют

мальчики.

Музыкальные игры с ложками лучше соединять с танцевальными

движениями. Каждый удар ложками должен идти в такт с движениями под

хорошо

подобранную

музыку,

это

и

является

важной

частью

хореографической работы.

Подводя итог нашей практической части мероприятия, игра на ложках

вносит разнообразие в музыкально-хореографическое воспитание, помогает

развитию

памяти,

ритма,

стимулирует

творческую

инициативу.

Также

позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты

реакции и тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при

музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и

ощущения

закрепляются

в

памяти,

создавая

предпосылки

к

быстрому

освоению других музыкальных инструментов.

В завершении нашего мероприятия, предлагаю всем участникам

сделать "Поклон".

Итог:

Уважаемые коллеги, как мы вместе и дружно научились играть на

ложках в ритм с танцевальными движениями.

Деревянные ложки самый

лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях.

Самый простой и распространённый инструмент русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам

доброго!

Методическая

рекомендация:

следует

отметить

особое

внимание

на

особенности танцевальной лексики, на характер исполнения движений и

одновременной игры на ложках.



В раздел образования