Напоминание

"Балетная гимнастика"


Авторы: Некрасова Анна Владимировна, Кочин Елена Александровна
Должность: Преподаватель,концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. А.С.Розанова"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Балетная гимнастика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА СЕМЕНОВИЧА РОЗАНОВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по учебному предмету

ПО.01.УП.02 ГИМНАСТИКА

(срок обучения 5 (6) лет)

ТЕМА: «Балетная гимнастика».

Авторы - Некрасова Анна Владимировна, преподаватель

хореографических дисциплин МБУДО

«ДШИ имени А.С. Розанова»,

Кочин Елена Александровна, концертмейстер

хореографических дисциплин МБУДО

«ДШИ имени А.С. Розанова».

1

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Введение………………………………………………………………………………3

II. Методические рекомендации……………………………………………………….4

III. Рекомендуемые упражнения для 1 класса………………………………………..6

IV. Нотное приложение………………………………………………………………..9

V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы……………………..21

VI. Сборники для музыкального оформления учебного предмета «Гимнастика»..21

2

I. Введение.

Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение

управлять своими движениями.

Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет «Гимнасти-

ка», задача которого состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений подгото -

вить учеников к успешному освоению движений классического танца.

Программа

учебного предмета

«Гимнастика»

разработана

на

основе

и

с

учетом

федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

хореографического искусства

«Хореографическое творчество».

Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заклю -

чается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и мето -

дов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребен-

ка, способствовать развитию опорно-двигательного аппарата и формировать необходимые дви-

гательные навыки. Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия ба -

летной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно-мышечный аппа -

рат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый

для развития необходимых навыков и умений в области хореографии.

За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и

закрепляется гибкость, координация, точность движений тела.

Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), реко-

мендуемая продолжительность урока – 40 минут. Мелкогрупповая форма позволяет препода -

вателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологи-

ческие особенности.

Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает

особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения

сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей

свободе при выполнении движений.

Срок реализации учебного предмета. Данная методическая разработка для освоения программы

детьми, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от 9 до 12 лет и

составляет 1 год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на

реализацию предмета «Гимнастика» составляет 34 часа.

Цели и задачи учебного предмета.

Учебный предмет «Гимнастика» неразрывно связан с учебным предметом «Классический та -

нец», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразова -

тельной программы в области искусства «Хореографическое творчество».

3

Цель: обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной

активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и

способствующими успешному освоению технически сложных движений.

Задачи:

о

владение знаниями о строении и функциях человеческого тела;

о

бучение приемам правильного дыхания;

о

бучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;

о

богащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний;

ф

ормирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необ-

ходимых для дальнейшей работы;

р

азвитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;

р

азвитие темпово-ритмической памяти учащихся;

в

оспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;

в

оспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с мо -

ральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, коор -

динации.

II. Методические рекомендации.

Предложенные методы работы по гимнастике в рамках предпрофессиональной образователь-

ной программы являются наиболее продуктивными при решении дидактических задач и осно -

ваны на проверенных методиках и многолетнем опыте. Для достижения поставленной цели и

реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

м

етоды организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

м

етод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

м

етод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);

р

епродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний, умений, навы-

ков);

э

вристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения).

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в

себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика по выполне -

нию гимнастических упражнений, рекомендации педагога относительно способов самостоя-

4

тельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не

только конкретными задачами, стоящими перед учениками, но также во многом обусловлена их

индивидуальностями, а также сложившимися в процессе занятий отношениями учеников и пе -

дагога.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, по -

степенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения дол -

жен быть основан на выполнении известных правил: от простого к сложному, от легкого

к трудному, от известного к неизвестному.

Содержание процесса обучения на уроках гимнастики, в соответствии с основополагающими

принципами педагогической науки, должно иметь воспитательный характер и базироваться

на дидактических принципах сознательности и активности, систематичности и последова-

тельности прочного освоения основ изучаемого предмета.

Одна из основных задач гимнастики, как предмета - воспитание важнейших психофизиче -

ских качеств, развитие двигательного аппарата в сочетании с формированием моральных и

волевых качеств личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты реакции, смелости,

творческой инициативы, координации и выразительности.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из физических возможностей ре -

бенка. Необходимым условием для успешного обучения на уроках гимнастики является фор -

мирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки корпуса, рук, ног и голо-

вы. С первых уроков полезно ученику рассказывать об анатомическом строении тела, о

роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.

Преподаватель в занятиях с учеником помогает учащимся увидеть образ движения. Ученик впи-

тывает, как губка, все впечатления от действий педагога, поэтому все поведение педагога на

уроке должно строиться, как положительный образец правильного отношения к общему делу, а

показ должен быть точным, подробным и качественным. Показом надо пользоваться умело – то

есть не злоупотреблять им в тех случаях, когда в нем нет необходимости. Нет смысла по -

казывать движение, которое хорошо известно; это снижает интерес к занятиям и ничего не

дает для развития памяти учеников.

Техника исполнения является необходимым средством для выполнения любого гимнастиче -

ского упражнения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совер-

шенствованием его исполнительской техники.

Особое место занимает работа над координацией движений, поэтому, с первых лет обуче -

ния необходимо развивать ловкость, как одно из наиболее важных двигательных качеств,

необходимых на уроках гимнастики. Без ловкости нельзя усвоить ни одно упражнение. Она

позволяет избежать травм при выполнении сложных движений, что требует умения распре -

делять внимание.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие данных уче -

ника зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа, поэтому,

готовясь к уроку, преподаватель должен, прежде всего, определить его направленность.

Важным методом правильной организации урока является продуманное, спланированное раз -

мещение учащихся. При выполнении движений у станка надо расставить учеников так,

чтобы они не мешали друг другу. При выполнении движений на середине зала лучше раз -

мещать детей в шахматном порядке, чтобы преподаватель мог лучше видеть их, причем че -

рез 2-3 урока следует менять линии.

5

Для самоконтроля за упражнениями необходимо проводить занятия перед зеркалом. Однако за-

нятия перед зеркалом следует чередовать с занятиями без зеркала, чтобы учащиеся учились

контролировать свои движения лишь с помощью мышечного чувства.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка

работать самостоятельно. Творческие задачи развивают такие важные для любого вида деятель -

ности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность,

инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной

самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

III. Рекомендуемые упражнения для 1 класса:

Упражнения по кругу:

1.

Танцевальный шаг по кругу.

2.

Шаги на п/п

3.

Шаги, сгибая ногу назад.

4.

Марш с высоким коленом.

5.

Легкий бег.

6.

Бег jete.

7.

Бег, сгибая ногу назад.

8.

Бег с высоким коленом.

9.

Галоп.

10.

«Цапля» - шаги с паузой.

Прыжки:

1.Temps sauté по VI позиции.

2. Подскоки на месте и с продвижением.

3. На месте перескоки с ноги на ногу.

4. Прыжки с поджатыми ногами.

5. Прыжки с продвижением в полушпагате с

поочередной сменой ног.

6. Прыжок в «лягушку» со сменой ног.

7. «Козлик».

8. Разножка в I выворотной позиции.

6

Упражнения для стоп:

1.

Шаги на всей стопе и на полупальцах.

2. Releve на полупальцах в VI позиции на се-

редине и с одновременным подъемом колена

(лицом к станку).

3. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы

по VI позиции.

4. Лежа на спине, круговые движения сто-

пами.

5. Из положения - сидя на пятках, поднять-

ся

на

пальцы

(подъем

должен

«вывалиться»).

6. Лицом к станку: из

I позиции поставить

правую ногу на полупальцы (колено находит-

ся

в

выворотном

положении),

перевести

ногу на пальцы и вернуть ногу в исходную

позицию.

Упражнения на выворотность:

1.Лежа на спине развернуть ноги из VI пози-

ции в I позицию.

2. «Бабочка» сидя.

2. «Лягушка» (лежа на спине, лежа на животе).

3. «Лягушка» сидя на полу - руки продеть с

внутренней стороны голени и, сцепив кисти в

«замок», подтянуть стопы к себе, при этом

выпрямить корпус, колени максимально отве-

сти от корпуса.

4. «Лягушка» с наклоном вперед.

5. Сидя у стены: согнуть ноги в коленях,

подтянуть их к груди. Захватить носки стоп

руками так, чтобы они сохраняли

I пози-

цию, затем II позицию.

6. Лежа на спине, подъем ног на 90º по I

позиции

с

одновременным сокращением и

вытягиванием стоп.

7

Упражнения на гибкость вперед:

1. «Складочка» по VI позиции с обхватом рук

за стопы.

2. «Складочка» по I позиции: сидя колени со-

гнуть и подтянуть к груди, стопы в выворот-

ной I позиции, руками удержать стопы, ста-

раясь развести их в стороны. Вытянуть ноги

по полу с одновременным наклоном вперед,

руки и стопы вытягиваются.

3. Из положения упор присев (присед, коле-

ни вместе, руки опираются около носков

снаружи) встать в положение упор согнув-

шись (стойка на прямых ногах с опорой ру-

ками около носков, тело согнуто в тазобедрен-

ных суставах).

4. Спиной к станку, держась за опору руками,

пружинящие наклоны вперед (по I и II пози-

циям). Следить за прямой спиной.

5. Лежа на полу, ноги в I позиции. Сесть,

сделать наклон вперед, сесть, вернуться в ис-

ходное положение.

6. В глубоком plie по II позиции, руки продеть

с внутренней стороны голени и взяться

за

стопы, сохраняя положение рук, выпрямить

колени с одновременным наклоном туловища.

7. Спиной к станку: «кошечка», т.е. последо-

вательный волнообразный прогиб из положе-

ния «стоя» в наклон вперед. Прогиб начи-

нается с верхних звеньев позвоночника. Дви-

жение делается и в обратном порядке.

Развитие гибкости назад:

1. Лежа на животе, port de bras назад с опорой

на предплечья, ладони вниз - «поза сфинкса».

2. Лежа на животе, port de bras на вытянутых

руках.

3. «Колечко» с глубоким port de bras на-

зад, одновременно ноги согнуть в коленях,

носками коснуться головы.

4. Стоя на коленях, скручивание корпуса с на-

клоном вправо назад, правой рукой коснуться

левой пятки, и упершись в нее, подать бедра

сильно вперед.

5. «Кошечка» - из положения «сидя на пят-

ках» перейти, не отрывая грудь от пола, в

положение, прогнувшись в «упоре». Сильно

прогнуться и вернуться в исходное положе-

ние.

6. «Корзиночка». В положении лежа на жи-

воте,

взяться

руками

за

голени. Сильно

прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.

7. «Мост».

8

Силовые упражнения для мышц живота:

1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º

(в потолок) и опустить, руки в стороны ла-

донями вниз.

2. «Уголок» из положения - сидя, колени под-

тянуть к груди.

3. «Уголок» из положения лежа.

4. Лежа на спине battements releve lent двух ног

на 90º. Развести в стороны и через rond со-

брать в I позицию.

5. Ножницы, поднимая на 90º.

6. Шаги, поднимая на 90º.

7. «Велосипед».

8. Roll ap или прямые скручивания с port de

bras.

Силовые упражнения для мышц спины:

1. «Самолет». Из положения - лежа на

животе, одновременное подъем и опускание

ног и туловища.

2. «Лодочка». Перекаты на животе вперед и

обратно.

3. Отжимание от пола.

4. «Обезьянка».

Стоя по VI или I позиции,

поднять руки вверх, наклониться вперед, по-

ставить ладони на пол перед стопами. По-

очередно переступая руками вперед, принять

положение – упор, лежа на животе. Затем,

движение проделать в обратном порядке до ис-

ходного положения.

5. Bt.t.jete на животе 30º.

Упражнения на развитие шага:

1. Лежа на полу, battements releve lent на 90º

по I позиции вперед.

2. Лежа на полу, grand battement jete по I пози-

ции вперед.

3. Лежа на спине battements releve lent двух

ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги

в стороны до шпагата, собрать ноги в I пози-

цию вверх.

4. Сидя в положении «лягушка», взяться ле-

вой рукой за стопу правой ноги и выпря-

мить ногу вперед.

5. Сидя в положении «лягушка», взяться ле-

вой рукой за стопу правой ноги и выпря-

мить ногу в сторону, правая рука на полу.

6. Лежа на боку, battement developpe пра-

вой ногой, с сокращенной стопой и захватом

рукой.

7. Равновесие с захватом правой руки голено-

стопного сустава правой ноги.

Шпагаты:

1.Сидя на продольном «полушпагате», повер-

нуть туловище вправо, и с максимальным на-

клоном к правой ноге, взяться левой рукой за

стопу. Правая рука отведена за спину.

2. Сидя на прямом «полушпагате», наклонить

туловище боком вправо, и с максимальным на-

клоном к правой ноге, взяться левой рукой за

стопу. Правая рука на левом бедре.

3.

Шпагаты:

прямой,

на

правую,

на

левую

ноги.

4. Сидя на полу с ногами по I позиции, разве-

сти ноги до прямого шпагата, лечь вперед и,

разворачивая ноги в тазобедренных суста-

вах, перевести их в «лягушку» на животе.

Проделать все в обратном порядке.

9

IV. Нотное приложение.

ГАЛОП 1

ГАЛОП 2

10

ГАЛОП 3

ГАЛОП 4

11

ГАЛОП 5

12

МАРШ 1

МАРШ 2

13

МАРШ 3

14

МАРШ 4

МАРШ 5

15

БЕГ

ПОЛЬКА 1

16

ПОЛЬКА 2

ПОЛЬКА 3

17

18

ПОЛЬКА 4

ПОЛЬКА 5

19

ПОЛЬКА 6

ПОЛЬКА 7

20

ПОЛЬКА 8

21

ПОЛЬКА 9

ПОЛЬКА 10

22

V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

1.

Б

азарова Н., Мэй В. "Азбука классического танца". Искусство. 2007

2.

В

аганова А. "Основы классического танца". Искусство. 2008

3.

В

ихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ. М. 2004

4.

И

влева Л.Д., Куклин А.В. «Анатомо-физиологические основы обучения хореографии». Челя-

бинск. 2008

5.

К

олтановский А., Брыкин А. "Общеразвивающие и специальные упражнения".М. 1973

6.

К

отельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. М.-Л.1973

7.

Л

евин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М.2001

8.

Л

исицкая Т.С. «Хореография в гимнастике». «Физкультура и спорт». М. 1984

9.

М

иловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека». «Медицина». М.1972

23

10.

С

ивакова Д.А. «Уроки художественной гимнастики». «Физкультура и спорт». М. 1968

11.

Т

арасов Н. «Классический танец». «Искусство». 1971

VI. Сборники для музыкального оформления учебного предмета «Гимнасти-

ка».

1.

Л.Минеева .Музыка для ритмики . Издательство"Композитор. Санкт- Петербург", 1997

12.

Л

.Минеева .Музыка для ритмики . Издательство"Композитор. Санкт- Петербург", 1998

13.

Л

.Минеева .Музыка для ритмики . Издательство"Композитор. Санкт-Петербург", 2002

14.

А

.Нефедова. Хрестоматия для уроков классического танца. М.: Музыка, 1997

15.

А

. Луговская. Ритмические упражнения, игры и пляски. М. "Советский композитор", 1991

16.

А

.Чибрикова - Луговская. Ритмика. Методическое пособие. М.:Дрофа, 1998

17.

Г

.Франио, И. Лифиц. методическое пособие по ритмике. М. "Музыка", 1987

24



В раздел образования