Автор: Некрасова Анна Владимировна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ имени А.С.Розанова"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: Учебная программа ДПОП ХТ срок обучения 5(6) лет
Тема: Гимнастика
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА СЕМЕНОВИЧА РОЗАНОВА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО"
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02 ГИМНАСТИКА
(срок обучения 5 (6) лет)
Кировск 2019
«Рассмотрено»
Методическим советом
Образовательного учреждения
«_____»___________________г.
«Утверждаю»
Директор МБУДО
«ДШИ имени А.С. Розанова»
_________________
«____»_______________________г.
Разработчик – Некрасова Анна Владимировна, преподаватель хореографических дисциплин
МБУДО «ДШИ им. А. С. Розанова», г. Кировск.
Рецензент – Копликова Виктория Александровна, преподаватель хореографических дисци-
плин в Нахимовском военно-морском училище, г. Мурманск.
Рецензент – Степанова Светлана Николаевна, преподаватель хореографических дисциплин,
заведующая хореографическим отделением МБУДО «ДШИ им. А. С. Розанова», г. Кировск.
Структура программы учебного предмета:
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Сведения о затратах учебного времени.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цели и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета.
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
3. Упражнения, рекомендуемые для домашних занятий.
VI.
Списки рекомендуемой учебно-методической литературы.
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе и с учетом федеральных госу -
дарственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про -
грамме в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Полноценная подго -
товка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями.
Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет «Гимнастика», задача
которого состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений подготовить учеников к успеш-
ному освоению движений классического танца.
Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в
том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи ко-
торых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию
двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.
Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходи -
мо начинать с раннего возраста, когда костно-мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для фи -
зических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в обла-
сти хореографии.
За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепля -
ется гибкость, координация, точность движений тела.
Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмо -
сферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Та -
кое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.
2. Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения программы «Гимнастика» для детей, поступивших в образовательное учреждение в
первый класс в возрасте 9-12 лет составляет 1 год.
3. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Гимна-
стика», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Класс
1
Продолжительность учебных занятий
( в неделях)
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1,0
Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)
1,0
Максимальное количество занятий в неделю (аудиторные и самостоя-
тельные)
2,0
Общее максимальное количество часов по годам
33,0
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по гимнастике определяется с учетом инди -
видуальных способностей учеников с привлечением родителей и под контролем преподавателя.
Виды внеаудиторной работы - это выполнение домашнего задания в виде комплекса специальных фи-
зических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.
Реализация программы по гимнастике обеспечивается консультациями для обучающихся, которые
проводятся с целью подготовки к контрольным урокам по усмотрению образовательного учрежде-
ния. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Гимнастика» распределяется по годам обучения с учетом
общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
5. Цели и задачи учебного предмета.
Учебный предмет «Гимнастика» неразрывно связан с учебным предметом «Классический танец», а также
со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в обла -
сти искусства «Хореографическое творчество».
Цель: обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активно-
сти, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими
успешному освоению технически сложных движений.
Задачи:
• овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;
• обучение приемам правильного дыхания;
• обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;
• обогащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний;
• формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых
для дальнейшей работы;
• развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;
• развитие темпово-ритмической памяти учащихся;
• воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;
• воспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и
волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Гимнастика».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с
учеником. Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
7. Методы обучения.
Предложенные методы работы по гимнастике в рамках предпрофессиональной образовательной про-
граммы являются наиболее продуктивными при решении дидактических задач и основаны на проверен -
ных методиках и многолетнем опыте. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
• метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
• метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
• репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний, умений, навыков);
• эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-технические условия, необходимые для успешной организации образовательного и воспита -
тельного процесса:
• наличие танцевальных залов;
• наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий;
• наличие концертного зала;
• наличие репетиционной и концертной одежды.
II. Содержание учебного предмета.
Упражнения для стоп:
1. Шаги на всей стопе и на полупальцах.
2. Releve на полупальцах в VI позиции на середине и с одновременным подъемом колена (лицом к станку).
3. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
4. Лежа на спине, круговые движения стопами.
5. Из положения - сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен «вывалиться»).
6. Лицом к станку: из
I позиции поставить правую ногу на полупальцы (колено находится в выворот-
ном положении), перевести ногу на пальцы и вернуть ногу в исходную позицию.
Прыжки:
1.Temps sauté по VI позиции.
2. Подскоки на месте и с продвижением.
3. На месте перескоки с ноги на ногу.
4 . «Пингвинчики» - прыжки по I позиции с сокращенными стопами.
5. Прыжки с поджатыми ногами.
6. Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.
7. Прыжок в «лягушку» со сменой ног.
8. «Козлик»..
9. Разножка в I выворотной позиции.
Упражнения на выворотность:
1.Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I позицию.
2. «Лягушка» (сидя, лежа на спине, лежа на животе).
3. «Лягушка» сидя на полу - руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в «замок», под -
тянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса.
4. «Лягушка» с наклоном вперед.
5. Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так,
чтобы они сохраняли I позицию, затем II позицию.
6. Лежа на спине, подъем ног на 90º по
I позиции с одновременным сокращением и вытягиванием
стоп.
Упражнения на гибкость вперед:
1. «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.
2. «Складочка» по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, ру -
ками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным на-
клоном вперед, руки и стопы вытягиваются.
3. Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать
в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в
тазобедренных суставах).
4. Спиной к станку, держась за опору руками, пружинящие наклоны вперед (по I и II позициям). Следить за
прямой спиной.
5. Лежа на полу, ноги в I позиции. Сесть, сделать наклон вперед, сесть, вернуться в исходное положе-
ние.
6. В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя
положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.
7. Спиной к станку: «кошечка», т.е. последовательный волнообразный прогиб из положения «стоя» в
наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев позвоночника. Движение делается и в обратном по -
рядке.
Развитие гибкости назад:
1. Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз - «поза сфинкса».
2. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.
3. «Колечко» с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться
головы.
4. Стоя на коленях, скручивание корпуса с наклоном вправо назад, правой рукой коснуться левой пятки, и
упершись в нее, подать бедра сильно вперед.
5. «Кошечка» - из положения «сидя на пятках» перейти, не отрывая грудь от пола, в положение, прог -
нувшись в «упоре». Сильно прогнуться и вернуться в исходное положение.
6. «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за голени. Сильно прогнуться, подняв
бедра и туловище вверх.
7. «Мост».
Силовые упражнения для мышц живота:
1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз.
2. «Уголок» из положения - сидя, колени подтянуть к груди.
3. «Уголок» из положения лежа.
4. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º. Развести в стороны и через rond собрать в I позицию.
Силовые упражнения для мышц спины:
1. «Самолет». Из положения - лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.
2. «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
3. Отжимание от пола.
4. «Обезьянка». Стоя по VI или I позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на
пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на живо-
те. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.
Упражнения на развитие шага:
1. Лежа на полу, battements releve lent на 90º по I позиции вперед.
2. Лежа на полу, grand battement jete по I позиции вперед.
3. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги в стороны до
шпагата, собрать ноги в I позицию вверх.
4. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
5.Сидя на прямом «полушпагате», повернуть туловище вправо, и с максимальным наклоном к правой ноге,
взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.
6. Сидя на прямом «полушпагате», наклонить туловище боком вправо, и с максимальным наклоном к правой
ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре.
7. Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.
8. Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторо -
ну, правая рука на полу.
9. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая
ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе. Проделать все в обратном порядке.
10. Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с сокращенной стопой и захватом рукой.
11. Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Настоящая программа отражает разнообразие специальных упражнений для выработки большого числа
новых все усложняющихся двигательных навыков, а также возможность индивидуального подхода к каж -
дому ученику.
Преподаватель в работе должен учитывать, что большинство упражнений предназначаются для ис -
полнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель
может устанавливать степень завершенности работы по освоению движений гимнастики.
В гимнастике требуются определенные навыки владения своим телом такие как:
• ловкость;
• гибкость;
• сила мышц;
• быстрота реакции;
• координация движений.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета
«Гимнастика», и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
• знание анатомического строения тела;
• знание приемов правильного дыхания;
• знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
• умение выполнять комплексы упражнений корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных осо-
бенностей организма;
• умение сознательно управлять своим телом;
• умение распределять движения во времени и в пространстве;
• владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
• навыки координаций движений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества освоения учебного предмета "Гимнастика" включает в себя текущий контроль успе -
ваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года обучения. В ка -
честве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, про -
смотры.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренно -
го на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки могут прохо-
дить в виде просмотров.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учеб -
ных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения предмета "Гимнастика" по итогам промежуточной аттестации обучающимся
выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным
учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения. По итогам исполнения программы на контрольном уроке выстав-
ляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Технически качественное и художественно осмысленное ис-
полнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения
4 («хорошо»)
Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими не-
дочетами (как в техническом, так и в художественном пла-
не)
3 («удовлетворительно»)
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
неграмотное и невыразительное исполнение движения, сла-
бая техническая подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, слабое знание методики исполнения изученных
движений
2 («неудовлетворительно»)
Комплекс недостатков, являющийся следствием нерегуляр-
ных занятий, незнание порядка и правил исполнения движе-
ний
и
комбинаций,
невыполнение
программы
учебного
предмета
«зачет» (без отметки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения
Текущие оценки и оценки промежуточной аттестации могут быть дополнены системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно отметить ответ учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечи-
вать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готов -
ности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в обла-
сти хореографического искусства.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. При выведении ито -
говой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на экзамене;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя про-
верку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика по выполнению гимнастических
упражнений, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося.
Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими
перед учениками, но также во многом обусловлена их индивидуальностями, а также сложившимися в
процессе занятий отношениями учеников и педагога.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенно-
сти, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть основан на
выполнении известных правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к
неизвестному.
Содержание процесса обучения на уроках гимнастики, в соответствии с основополагающими принципа-
ми педагогической науки, должно иметь воспитательный характер и базироваться на дидактических
принципах сознательности и активности, систематичности и последовательности прочного освоения
основ изучаемого предмета.
Одна из основных задач гимнастики, как предмета - воспитание важнейших психофизических ка -
честв, развитие двигательного аппарата в сочетании с формированием моральных и волевых качеств
личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты реакции, смелости, творческой инициативы, коорди -
нации и выразительности.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из физических возможностей ребенка. Необ -
ходимым условием для успешного обучения на уроках гимнастики является формирование у ученика
уже на начальном этапе правильной постановки корпуса, рук, ног и головы. С первых уроков полезно
ученику рассказывать об анатомическом строении тела, о роли физической культуры и спорта в фор -
мировании здорового образа жизни.
Преподаватель в занятиях с учеником помогает учащимся увидеть образ движения. Ученик впитывает, как
губка, все впечатления от действий педагога, поэтому все поведение педагога на уроке должно строить -
ся, как положительный образец правильного отношения к общему делу, а показ должен быть точным, по -
дробным и качественным. Показом надо пользоваться умело – то есть не злоупотреблять им в тех случа-
ях, когда в нем нет необходимости. Нет смысла показывать движение, которое хорошо известно; это
снижает интерес к занятиям и ничего не дает для развития памяти учеников.
Техника исполнения является необходимым средством для выполнения любого гимнастического
упражнения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием
его исполнительской техники.
Особое место занимает работа над координацией движений, поэтому, с первых лет обучения необхо -
димо развивать ловкость, как одно из наиболее важных двигательных качеств, необходимых на уроках
гимнастики. Без ловкости нельзя усвоить ни одно упражнение. Она позволяет избежать травм при вы -
полнении сложных движений, что требует умения распределять внимание.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие данных ученика зави -
сят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа, поэтому, готовясь к уроку,
преподаватель должен, прежде всего, определить его направленность.
Важным методом правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение
учащихся. При выполнении движений у станка надо расставить учеников так, чтобы они не мешали
друг другу. При выполнении движений на середине зала лучше размещать детей в шахматном порядке,
чтобы преподаватель мог лучше видеть их, причем через 2-3 урока следует менять линии.
Для самоконтроля за упражнениями необходимо проводить занятия перед зеркалом. Однако занятия перед
зеркалом следует чередовать с занятиями без зеркала, чтобы учащиеся учились контролировать свои
движения лишь с помощью мышечного чувства.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать
самостоятельно. Творческие задачи развивают такие важные для любого вида деятельности личные каче -
ства, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятель-
ность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позво -
ляет значительно активизировать учебный процесс.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а так -
же индивидуальные способности ученика. Следует придерживаться следующих принципов в организа -
ции самостоятельной работы:
• ученик должен быть физически здоров, занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и
нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным;
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематичными;
• периодичность занятий - каждый день или через день, в зависимости от сложности и трудоемкости за-
дания;
• объем времени на самостоятельные занятия в неделю – 1 час;
• индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соот-
ветствии с рекомендациями преподавателя по гимнастике.
3. Упражнения, рекомендуемые для домашних занятий.
Упражнения для стоп.
Задачей данных упражнений является развитие гибкости и силы стопы, растягивание ахилловых сухожи -
лий. Это необходимо для прыжков и в движениях на «полупальцах».
Упражнения на выворотность.
Эти упражнения развивают супинаторы бедра, голени и стопы, увеличивают эластичность связочного
аппарата и подвижность всех суставов тела. Выворотное положение ног в классическом танце вызвано
анатомическими и эстетическими причинами. Выворотность дает возможность очень высоко отводить
ногу. Только при выворотном положении ног создается линия и рисунок классического танца, отвечаю -
щие законам эстетики.
Упражнения на гибкость вперед.
Задача упражнений этой группы направлена на развитие гибкости мышц спины и внутренней части ног. При
выполнении данных упражнений особое внимание необходимо уделить:
а) правильному положению корпуса при наклонах вперед;
б) максимальной вытянутости коленей.
Упражнения на гибкость назад.
Эта группа упражнений развивает гибкость мышц живота и внешней части ног. При выполнении
упражнений данного раздела необходимо следить за тем, чтобы ребенок, прежде чем наклониться на -
зад, максимально вытянулся вверх. Несоблюдение этого условия развивает нарушение осанки, приво -
дит к травмам позвоночника и мышц спины. Силовые упражнения для мышц живота.
В упражнениях на силу преобладающими являются активные сокращения (напряжения) мышц для преодо-
ления силы тяжести тела. Упражнения надо начинать с легких непродолжительных нагрузок, постепенно
включая мышцы в работу. Каждое упражнение выполнять без перерыва несколько раз в подряд, но количе-
ство повторений должно быть таким, чтобы не вызвать большого утомления. Целесообразно пользоваться
различными вариантами одного и того же упражнения.
Силовые упражнения для мышц спины.
Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжения с силовыми. Развитие силы мышц спи -
ны необходимо не только для устранения активной недостаточности, но и для того, чтобы избежать
ослабления поясничного отдела позвоночника и тем самым защитить его от травм.
Упражнения на развитие шага.
Задача этой группы упражнений - подготовить ноги к сложным танцевальным движениям с большой
амплитудой. Это самая трудоемкая часть урока. По характеру выполнения упражнения на растягивание
могут быть:
• медленные, которые являются одновременно и упражнениями на силу и растягивание, к этой группе отно -
сятся так называемые «затяжки»;
• быстрые - резкое выбрасывание ноги с напряженными мышцами, с максимальным приложением
силы (grand battement jete).
Прыжки.
Упражнения этой группы направлены на развитие рессорной функции стопы, «баллона», то есть
способности задерживаться в воздухе в определенной позе. Для этого необходимо учиться достигать
предельной точки прыжка, что помогает повисать в воздухе.
!!! При подготовке к уроку по предмету «Гимнастика» необходимо помнить, что упражнения на развитие
силы надо чередовать с упражнениями на развитие гибкости, так как они являются отдыхом от силовых
упражнений.
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. Базарова Н., Мэй В. "Азбука классического танца". Искусство. 2007;
2. Ваганова А. "Основы классического танца". Искусство. 2008;
3. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ. М. 2004;
4. Ивлева Л.Д., Куклин А.В. «Анатомо-физиологические основы обучения хореографии». Челябинск. 2008;
5. Колтановский А., Брыкин А. "Общеразвивающие и специальные упражнения".М. 1973;
6. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. М.-Л.1973;
7. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М.2001;
8. Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике». «Физкультура и спорт». М. 1984;
9. Миловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека». «Медицина». М.1972;
10. Сивакова Д.А. «Уроки художественной гимнастики». «Физкультура и спорт». М. 1968 ;
11. Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство». 1971.