Напоминание

Народно–сценический танец


Автор: Некрасова Анна Владимировна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ имени А.С.Розанова"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: Учебная программа ДПОП ХТ срок обучения 5(6) лет
Тема: Народно–сценический танец
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА СЕМЕНОВИЧА РОЗАНОВА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Предметная область

ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.04 НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

(срок обучения 5 (6) лет)

г. Кировск 2019

«Рассмотрено»

Методическим советом

Образовательного учреждения

«_____»___________________г.

«Утверждаю»

Директор МБУДО

«ДШИ имени А.С. Розанова»

_________________

«____»_______________________г.

Разработчик – Некрасова Анна Владимировна, преподаватель хореографических дисциплин

МБУДО «ДШИ им. А. С. Розанова», г. Кировск.

Рецензент – Копликова Виктория Александровна, преподаватель хореографических дисци-

плин в Нахимовском военно-морском училище, г. Мурманск.

Рецензент – Степанова Светлана Николаевна, преподаватель хореографических дисциплин,

заведующая хореографическим отделением МБУДО «ДШИ им. А. С. Розанова», г. Кировск.

Структура программы учебного предмета:

I. Пояснительная записка:

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

2. Срок реализации учебного предмета.

3. Сведения о затратах учебного времени.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

5. Цель и задачи учебного предмета.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

7. Методы обучения.

II. Содержание учебного предмета.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

IV. Формы и методы контроля, система оценок:

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

2. Критерии оценок.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

VI. Список рекомендуемой учебной литературы.

I. Пояснительная записка.

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе и с

учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

хореографиче ского

и с ку с с т ва

«Хореографическое творчество».

Учебный

предмет

«Народно-сценический

танец»

направлен

на

приобщение

детей

к

хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ

исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к

танцевальной культуре народов мира.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области

«Хореографическое

исполнительство».

В

соответствии

с

учебными

планами

предпрофессиональной

программы

«Хореографическое

творчество»

предмет

«Народно-

сценический танец» изучается с 2 по 5 класс (5-летний срок обучения).

Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием

учебных

предметов

«Ритмика»,

«Гимнастика»,

«Подготовка

концертных

номеров»,

«Классический̆

танец».

Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению

экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические

навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у

станка, так и на середине зала.

Обучение

народно-сценическому

танцу

совершенствует

координацию

движений,

способствует

дальнейшему

укреплению

мышечного

аппарата,

развивая

группы

мышц,

которые мало участвуют в процессе классического экзерсиса. Кроме того, занятия народно-

сценическим

танцем

позволяют

учащимся

овладеть

разнообразием

стилей

и

манерой

исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их

исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.

2.Срок реализации учебного предмета.

Срок

освоения

предмета

«Народно-сценический

танец»

для

детей,

поступивших

в

образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 9 до 12 лет, составляет 4 года.

Для

поступающих

в

образовательное

учреждение,

реализующее

о сновные

предпрофессиональные

образовательные

программы

в

области

хореографического

искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

3.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета

«Народно-сценический

танец»,

на

максимальную

нагрузку

обучающихся

и

аудиторные

занятия

со

сроком

освоения

предпрофессиональной

программы

«Хореографическое

творчество» - 5 (6) лет.

Обязательная часть:

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

Классы

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

264

Максимальное

количество

часов

занятий

в

неделю

(аудиторные)

2

2

2

2

2

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные)

66

66

66

66

66

Общее

максимальное

количество

часов

на

весь

период

обучения (аудиторные)

264

Объем времени на консультации (по годам)

6

6

6

6

8

Общий объем времени на консультации

32

Вариативная часть:

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

Классы

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

132

33

Максимальное

количество

часов

занятий

в

неделю

(аудиторные)

1

1

1

1

1

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные)

33

33

33

33

33

Общее

максимальное

количество

часов

на

весь

период

обучения (аудиторные)

132

33

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Мелкогрупповые

занятия,

численность

группы

от

4

до

10

человек, рекомендуемая

продолжительность урока - 40 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю

лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические

особенности.

5.Цель и задачи учебного предмета.

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей

учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых

для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций

народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области

хореографического

исполнительства

и

подготовки

их

к

дальнейшему

поступлению

в

образовательные

учреждения,

реализующие

образовательные

программы

среднего

и

высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи: обучение основам народного танца, развитие танцевальной координации, обучение

виртуозности

исполнения,

обучение

выразительному

исполнению

и

эмоциональной̆

раскрепощенности в танцевальной практике, развитие физической выносливости, умение

танцевать в группе, развитие сценического артистизма, развитие дисциплинированности,

формирование волевых качеств.

6.Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием

структуры

программы

являются

ФГТ,

отражающие

все

аспекты

работы

преподавателя с учеником. В соответствии с данными направлениями строится основной

раздел программы «Содержание учебного предмета».

Программа содержит следующие разделы:

свед

ения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

расп

ределение учебного материала по годам обучения;

опи

сание дидактических единиц учебного предмета;

треб

ования к уровню подготовки обучающихся;

фор

мы и методы контроля, система оценок;

мето

дическое обеспечение учебного процесса.

7.Методы обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы

являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного

предмета

и

основаны

на

проверенных

методиках.

Одним

из

важных

разделов

школы

народно-сценического танца являются так называемые сценические академические танцы.

Их элементы во многом опираются на классические принципы, которые

способствуют

выработке профессиональных танцевальных навыков. Изучение материала возможно как в

академической форме, так и в народном характере. Нужно, чтобы композиция комбинаций

усложнялась, темп исполнения движений ускорялся.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

слов

есный (объяснение, разбор, анализ);

нагл

ядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения, просмотр

видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных

коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития

обучающегося);

прак

тический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на

более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

анал

итический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

эмо

циональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

инд

ивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

II.Содержание учебного предмета.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА:

(в характере изученных национальностей)

2 КЛАСС

(1 год обучения)

3 КЛАСС

(2 год обучения)

4 КЛАСС

(3 год обучения)

5 КЛАСС

(4 год обучения)

6 КЛАСС

(5 год обучения)

Простая подготовка к

началу движения

(prepаration).

Приседание (plie)

по 1-й, 2-й и 3-й

открытым и прямым

позициям:

а) плавное

полуприседание;

б) резкое

полуприседание;

б) плавное полное

приседание.

Приседание (plie):

а) полуприседания

резкие и плавные по

открытым и прямым

позициям;

б) полные

приседания резкие и

плавные по

открытым и прямым

позициям.

Приседание (plie):

а) полуприседания по

заворотным

позициям;

б) полуприседания и

полные приседания,

плавные и резкие по

открытым и прямым

позициям на

полупальцах.

Полное приседание

(plie) с растяжкой.

Полуприседания и

полное приседание

(plie).

Переводы ног из

позиции в позицию

(battement tendu):

а) выведение ноги

приёмом "носок -

каблук - носок" из 1-й

и 3-й открытых

позиций вперед, в

сторону и назад;

б) с полуприседанием

на опорной ноге из 1-

й и 3-й открытых

позиций вперед, в

сторону и назад.

Переводы ног из

позиции в позицию

(battement tendu):

а) выведение ноги

приёмом "носок -

каблук - носок" из 5-

й открытой позиции

вперед, в сторону и

назад с увеличением

количества

переводов

работающей ноги на

носок - каблук;

б) с работой пятки

опорной ноги в 5-й

открытой позиции

вперед, в сторону и

назад.

Переводы ног из

позиции в позицию

(battement tendu):

а) с одинарным

ударом каблуком

опорной ноги;

б) с двойным ударом

каблуком опорной

ноги;

в) с разворотом

работающей ноги в

заворотное и

выворотное

положение;

г) с разворотом

опорной ноги в

заворотное и

выворотное

положение.

Переводы ног из

позиции в позицию

(battement tendu).

Переводы ног из

позиции в позицию

(battement tendu).

Каблучные

упражнения:

а) prepаration к

каблучному

упражнению;

б) подготовка к

каблучному

упражнению;

в) каблучное

упражнение у

щиколотки.

Каблучные

упражнения:

а) каблучное

упражнение на 45

градусов;

б) каблучное

упражнение на 90

градусов.

Маленькие броски

(battement tendu jete):

а) с полуприседанием

на опорной ноге из 1-

й и 3-й открытых

позиций вперед, в

сторону и назад;

б) из полуприседания

в полуприседание из

1-й и 3-й открытых

позиций вперед, в

сторону и назад.

Маленькие броски

(battement tendu jete):

а) с работой пятки

опорной ноги в 5-й

открытой позиции

вперед, в сторону и

назад;

б) маленькие броски

с piques.

Маленькие броски

(battement tendu jete):

а) сквозные по 1-й

открытой позиции в

полуприседании;

б) сквозные по 1-й

открытой позиции в

полуприседании с

работой пятки

опорной ноги;

в) с двумя ударами

стопой работающей

ноги по 5-й открытой

позиции вперед, в

сторону и назад;

г) с одновременным

ударом каблуком

опорной ноги в

полуприседании

вперед, в сторону и

назад.

Маленькие броски

(battement tendu

jete).

Маленькие броски

(battement tendu jete).

Подготовка к

"чечетке" (flic-flac):

а) prepаration к flic-

flac;

б) подготовка к flic-

flac;

в) в открытом

положении вперед, в

сторону и назад;

б) из полуприседания

в полуприседание в

открытом положении

вперед, в сторону и

назад.

Подготовка к

"чечетке" (flic-flac):

а) с ударами

полупальцев

работающей ноги;

б) с переступаниями

на полупальцах по 5-

й позиции с

различными

ритмическими

рисунками.

Подготовка к

"чечетке" (flic-flac):

а) с подскоком на

опорной ноге;

б) с разворотом

работающей ноги в

заворотное

положение;

в) flic в attitude вперёд

и назад.

"Веер" дубль-флик

по полу с работой

пятки опорной ноги.

"Веер" по воздуху с

соскоком на

опорной ноге.

"Чечётка".

Круговые

скольжения по полу

(rond de jambe par

terre):

а) prepаration к rond

de jambe par terre;

б) с вытянутым

носком;

в) с каблуком

работающей ноги;

г) "обводка" (rond de

jambe par terre с

demi-plie).

Круговые скольжения

по полу (rond de

jambe par terre):

а) demi-rond и grand-

rond на 45 градусов с

вытянутым и

сокращенным

подъёмом;

б) demi-rond и grand-

rond на 90 градусов с

вытянутым и

сокращенным

подъёмом;

в) с разворотом пятки

опорной ноги в

заворотное и

выворотное

положение.

Круговые

скольжения по полу

(rond de jambe par

terre) с сухим

соскоком на

опорной ноге в

момент разворота в

заворотное и

выворотное

положение при

исполнении rond de

jambe на 45

градусов.

Круговые скольжения

по полу (rond de jambe

par terre).

Развороты бедра

(battement fondu):

а) prepаration к

battement fondu;

б) подготовка к

battement fondu;

в) низкие развороты

бедра носком в пол

вперед, в сторону и

назад;

г) низкие развороты

бедра на 45 градусов

вперед, в сторону и

назад.

Развороты бедра

(battement fondu):

а) низкие развороты

бедра на 45 градусов

вперед, в сторону и

назад;

б) высокие

развороты бедра на

90 градусов вперед,

в сторону и назад.

Развороты бедра

(battement fondu):

а) низкие развороты

бедра на 45 градусов

вперед, в сторону и

назад;

б) высокие развороты

бедра на 90 градусов

вперед, в сторону и

назад;

в) с подниманием на

полупальцы.

Развороты бедра

(battement fondu):

а) с прыжком;

б) с подгибанием

обеих ног в прыжке.

Развороты бедра

(battement fondu).

Повороты стопы

(pas tortille):

а) prepаration к pas

tortille;

б) одинарные

повороты стопы;

б) двойные повороты

стопы.

Повороты стопы

(pas tortille):

а) двойные повороты

стопы;

б) развороты с ударом

полупальцами

работающей ноги.

Подготовка к

"веревочке":

а) в открытом

положении на всей

стопе без перевода;

б) в открытом

положении на всей

стопе с переводом.

Подготовка к

"веревочке":

а) с поворотом

колена работающей

ноги в закрытое

положение и

обратно;

б) с поворотом

колена работающей

ноги в закрытое

положение с

опусканием на пол и

обратно.

Подготовка к

"веревочке":

а) в полуприседании;

б) на полупальцах;

в) с соскоками на

полупальцах опорной

ноги в

полуприседании и

одновременным

разворотом бедра

работающей ноги.

Подготовка к

"верёвочке".

Подготовка к

"верёвочке".

"Верёвочка":

а) prepаration к

"верёвочке";

б) в открытом

положении с

проскальзыванием по

полу на опорной ноге

(в характере русского

танца).

"Верёвочка":

а) в открытом

положении с

проскальзыванием

по полу на опорной

ноге в

полуприседании (в

характере русского

танца);

б) в открытом

положении с

проскальзыванием

по полу на опорной

ноге в

полуприседании с

двойным ударом

полупальцами

работающей ноги

(в характере

русского танца).

"Верёвочка" на

полупальцах

(в характере

украинского танца).

"Верёвочка"

(в характере

итальянского танца).

.

"Верёвочка".

Дробные

выстукивания:

а) всей стопой;

б) поочередные удары

каблуками и

полупальцами;

в) двойной удар

сверху;

г) двойной удар снизу.

Дробные

выстукивания:

а) дробь "горох";

б) "трилистник";

в) соскоки и удары

каблуками;

г) ключи.

Дробные

выстукивания на

жестких прыжках

(в характере

Марийского танца).

Дробные

выстукивания.

Дробные

выстукивания.

Вынимание

работающей ноги

(battement developpe)

на 90 градусов вперед,

в сторону и назад на

вытянутой ноге.

Вынимание

работающей ноги

(battement

developpe):

а) на 90 градусов

вперед, в сторону и

назад на вытянутой

ноге;

б) на 90 градусов

вперед, в сторону и

назад на

полуприседании.

Вынимание

работающей ноги

(battement developpe):

а) на 90 градусов с

одним ударом

каблуком опорной

ноги в

полуприседании

вперед, в сторону и

назад (плавные и

резкие);

б) на 90 градусов

двойным ударом

каблуком опорной

ноги в

полуприседании

вперед, в сторону и

назад (резкие);

в) в координации с

движением руки.

Вынимание

работающей ноги

(battement

developpe).

Вынимание

работающей ноги

(battement developpe).

Большие броски

(grand battement jete):

а) с переводом

работающей ноги на

каблук и

одновременным

полуприседанием на

опорной ноге;

б) в полуприседании.

Большие броски

(grand battement jete):

а) с падением на

работающую ногу по

5-й открытой позиции

вперед, в сторону и

назад;

б) на всей стопе с

проведением ноги

через 1-ю открытую

позицию.

Большие броски

(grand battement

jete):

а) с растяжкой;

б) с опусканием на

колено;

в) с поворотом в

прыжке и

опусканием на

колено.

Большие броски

(grand battement jete).

Растяжка из 1-й

выворотной позиции:

а) в полуприседании

на опорной ноге,

работающая нога

вперед, в сторону и

назад, стоя лицом к

станку;

б) полное приседание

на опорной ноге

работающая нога

назад, стоя лицом к

станку.

Наклоны и перегибы

корпуса по 1-й

прямой и 1-й

выворотной

позициям на

полупальцах и в

полуприседании

вперед, в сторону и

назад.

"Голубец".

Подготовка к

"штопору" по 1-й

прямой позиции.

"Штопор".

Опускание на

колено с поворотом

на опорной ноге на

360 градусов.

По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:

и

меть представление

о народно-

сценическом танце,

его истоках;

з

нать названия

движений и их

значение;

в

ладеть постановкой

рук, ног, головы,

корпуса,

координацией

движений;

у

меть грамотно

исполнять основные

движения и этюды.

По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:

иметь представление

о балетмейстерах и

педагогах

народного танца

ведущих

хореографических

коллективов

("Березка", "Жок");

владеть

танцевальной

манерой и стилем

исполнения

движений

изученных танцев;

владеть быстротой

запоминания

комбинаций,

культурой

исполнения;

уметь грамотно

исполнять

основные

движения и танцы.

По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:

иметь представление

о творчестве

Государственного

академического

народного ансамбля

танца И.Моисеева;

владеть танцевальной

манерой и стилем

исполнения

движений

изученных танцев;

владеть быстротой

запоминания

комбинаций,

культурой

исполнения;

уметь грамотно

исполнять

основные движения

и танцы.

По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:

имет

ь представление о

творчестве

русского хора

имени

Пятницкого, о его

балетной труппе;

владе

ть танцевальной

манерой и стилем

исполнения

движений

изученных танцев;

владе

ть быстротой

запоминания

комбинаций,

культурой

исполнения;

уметь

грамотно

исполнять

основные

движения и танцы.

По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:

и

меть представление

о ведущих

профессиональных

хореографических

ансамблях разных

национальностей;

в

ладеть танцевальной

манерой и стилем

исполнения

движений

изученных танцев;

в

ладеть быстротой

запоминания

комбинаций,

культурой

исполнения;

у

меть грамотно

исполнять основные

движения и танцы.

ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

2 КЛАСС

(1 год обучения)

3 КЛАСС

(2 год обучения)

4 КЛАСС

(3 год обучения)

5 КЛАСС

(4 год обучения)

6 КЛАСС

(5 год обучения)

Полуповороты

по

четвертям

к р у г а

приемом plie-releve.

П р и п а д а н и е

п о

п е р в о й

п р я м о й

позиции

-

три

на

месте,

четвертое

в

п о в о р о т е

н а

9 0

градусов.

Вращения

приемом

plie-releve (два на ме-

сте, третий – plie, чет-

вертый – вращение).

Вращения на одной

ноге, вторая на щи-

колотке

невыворот-

но, с приходом во 2-

ю

позицию

(невы-

воротно),

без

пауз,

но

в

медленном

темпе

1

полуго-

дие.

То же самое враще-

ние в среднем темпе

– 2 полугодие.

От с ко ки

п о

1 - й

прямой

позиции

в

повороте с выносом

п р а во й

н о ги

н а

каблук.

Полуповороты

по

четвертям

к р у г а

приемам шаг-retere.

Подскоки

-

три

на

месте, а четвертое в

п о в о р о т е

н а

9 0

градусов.

Вращения

приемом

plie-retere

(аналогич-

ная схема изучения).

"Обертас"

по

1-й

прямой позиции – 1

полугодие.

"Обертас"

по

1-й

прямой

позиции

с

ударом – 2 полуго-

дие.

Поворот plie-retere с

переступанием

на

полупальцах.

Полуповороты

по

четвертям

к р у г а

п р и е м о м

p l i e -

каблучки.

"Поджатые" - три на

месте, а четвертое в

п о в о р о т е

н а

9 0

градусов.

В о

в т о р о м

полугодии вводится

п о в о р от

н а

3 6 0

градусов

во

всех

вращениях.

Вращения

приемом

plie-каблучки

(анало-

гичная

схема

изуче-

ния).

"Обертас" с rond на

45 градусов – 1 по-

лугодие, на 90 гра-

дусов - конец 2 по-

лугодия.

Вращение

по

2-й

позиции

невыворотно,

стремительно.

П р и п а д а н и е

п о

п е р в о й

п р я м о й

позиции

-

три

на

месте,

четвертое

в

п о в о р о т е

н а

4 5

градусов.

Вращения

приемом

pirouettes

(аналогич-

ная схема изучения).

Поджатые

прыжки

в

чередовании

с

другими

приемами

вращений на месте.

Бег

на

месте

со

с

с о с ко ком

в

1 - ю

прямую позицию на

сильную

музыкальную долю.

"Поджатые" - три на

месте, а четвертое в

п о в о р о т е

н а

4 5

градусов.

В о

в т о р о м

полугодии вводится

п о в о р о т

н а

9 0

градусов

во

всех

вращениях.

"Вкручивающаяся" на

месте

концовка

вра-

щений с выходом на

полупальцы в финале.

"Вкручивающаяся"

концовка

приемом

вращения на одной

ноге через retere не-

выворотно, уходит в

позицию - 1 полуго-

дие. Концовка в plie

или в полупальцы –

2 полугодие.

Подскоки

-

три

на

месте, а четвертое в

п о в о р о т е

н а

4 5

градусов.

Окончание

враще-

н и я

п р и е м о м

двойного shaine.

ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ ПО ДИАГОНАЛИ КЛАССА

3 КЛАСС

(2 год обучения).

4 КЛАСС

(3 год обучения).

5 КЛАСС

(4 год обучения).

6 КЛАСС

(5 год обучения).

Приемом шаг-retere: 2

шага - retere на месте, 2 -

в повороте на 90 граду-

сов, 5, 6, 7, 8 - шаги на

месте.

К концу полугодия: 2

шага retere на месте, 2 - в

повороте на 180 граду-

сов, 5, 6 – фиксация, 7, 8

– пауза.

Tour-pique,

в

характере

украинского танца и в рус-

ском характере.

Большие

"блинчики"

в

чередовании с маленьки-

ми

"блинчиками",

раз-

личных ритмических ри-

сунках.

Большой "блинчик" в со-

четании с shaine.

Shaine:

а)

shaine

в

сочетании

с

вращением

на

мелких

переступаниях

в

demi

plie;

б)

shaine

в

сочетании

с

вращением на каблучок;

в)

то

же

с

двойным

в р а щ е н и е м

2

полугодие.

Поворот на 4 шага - retere

на 180 градусов - 2 полу-

годие.

Бег

с

выбрасыванием

пра-

вой ноги вперед.

Большие

"блинчики"

в

сочетании с бегом в раз-

личных ритмических ри-

сунках – 2 полугодие.

Маленькие «блинчики» в

сочетании

с

воздушной

прокруткой и grand rond

приемом

«обертас»

с

высотой на 45 градусов –

1

п о л у г о д и е

и

9 0

градусов – 2 полугодие.

Подскоки – разучиваются

по той же схеме.

Бег по 1-й прямой позиции

(поворот за два бега) – 1 по-

лугодие,

поворот

за

один

бег – 2 полугодие.

Маленький

"блинчик"

в

сочетании

с

вращением

шаг на "каблучок".

Вращение на перескоках

с ударами по 1-й прямой

позиции (стремительное).

Дробные выстукивания в

повороте в соединении с

шагом

на

каблук,

выно-

сом

ноги

на

ка бл ук,

"ковырялочкой"

с

выби-

ванием ноги в сторону.

Вращения

в

характере

пройденных

национальных танцев.

ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ ПО КРУГУ

4 КЛАСС (3 год обучения).

5 КЛАСС (4 год обучения).

Приемом шаг-retere, вращение за один шаг.

Отработка концовок во вращениях соответственно

пройденным приемам вращений на середине зала.

Подскоки, вращение за один шаг.

Вращения в различных сочетаниях и в различных

музыкальных ритмах.

Маленькие "блинчики", поворот за один шаг.

Большие "блинчики", аналогично.

Бег по 1-й прямой позиции.

Бег с выбрасыванием ноги вперед.

"Шаг-каблучок", вращение за один шаг.

Tour-pique в раскладке с рукой за голову (украинское),

с платочком (русское) в 3-ю позицию.

Двойная дробь в повороте с переступаниями через

"ковырялочку".

Танцевальный этюды на материале различных национальностей:

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Основные положения ног:

Основные положения рук:

Позиции ног – свободные, прямые, закрытые, открытые.

Подготовительное, первое и второе.

Подготовка к началу движения.

Положения рук в парных и массовых танцах.

Основные движения:

Поклоны.

Раскрывание и закрывание рук.

Простой (бытовой) шаг.

Простой русский шаг.

Боковой шаг.

"Шаркающий шаг".

Основной русский ход "академический".

"Переменный шаг".

"Девичий ход" с переступаниями.

"Гармошка" и "ёлочка".

"Ковырялочка".

Боковое "припадание".

Припадание.

"Моталочка".

Боковые перескоки.

Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к

дробям).

Бег

на

месте

с

продвижением

вперед

и

назад

на

полупальцах.

Поочередные выбрасывания ног перед собой и в стороны

на каблук или на всю стопу.

Подскоки.

"Веревочка".

Подбивка "Голубец".

Притопы и перетопы.

Дробные движения.

"Ключ".

ТАНЦЫ ПРИБАЛТИКИ

Элементы эстонского танца

Элементы литовского танца

Элементы латышского танца

Положения рук.

Легкий бег.

Шаг с подскоком.

Шаг с проскальзыванием.

Шаг с каблука.

Шаг

с

подъемом

ноги

вперед

и

переступанием на полупальцах.

Переступание

с

ноги

на

ногу

с

хлопками в ладоши.

Вальсовый ход.

Вальсовый ход накрест.

Вальс с подскоком на одной ноге.

Полька.

Трехшаговая.

Полька на подскоках.

Положения рук в парном танце.

Расположение танцующих в паре.

Простые шаги.

Шаги

вперед,

одна

нога

накрест

другой.

Боковые шаги.

"Качающийся шаг".

Легкий бег.

Шаги с подскоком.

Подскоки поочередно то на двух, то

на одной ноге.

Перескоки из 4-й позиции во 2-ю

параллельную позицию и обратно.

Концовка в три удара.

Полька.

Полька

с

поворотом

во

время

подскока.

Прыжки

с

полным

поворотом

в

воздухе.

Положения рук.

Расположение

танцующих

в

паре

и

положение рук в парном танце.

Простой шаг.

Легкий бег.

Боковые перескоки с продвижением в

сторону.

Шаг с подскоком.

Проскальзывание на обеих ногах.

Небольшие

подскоки

с

выносом

работающей ноги вперед.

Боковые шаги с выносом работающей

ноги вперед.

Шаг

с

ударом

работающей

ноги

по

стопе опорной ноги.

Галоп с остановкой.

Полька.

ХОРЕОГРАФИЯ ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

Элементы Чешского народного танца

Элементы Словацкого народного танца

Шаг с подскоком.

Вальсообразное.

Вальсообразное (парное).

Боковые шаги.

Подскоки по 4-й параллельной позиции.

Тур в воздухе.

Полька без подскоков.

Полька с трамплином.

Полька с подскоком.

Парные подскоки на одной ноге.

Парное вращение танца "обкрочак".

Парное вращение на подскоках танца "вртак".

Шпоры.

Прыжок с хлопушкой.

Веревочка.

Маршеобразный ход.

Ход через ногу.

Чапаше.

"Шпоры" с хлопушками и опускание на колено.

Ключ.

Ход вперед с проскальзыванием на полупальцах.

Бег по кругу с перекрестными переступаниями.

Повороты корпуса.

Различные ходы.

Перескоки.

Шаг с подскоком.

Парные вращения.

Переходы.

Трешчак.

Поочередные прыжки.

Ход с одной ноги.

Проскакивание с глубоким приседанием.

Вращения.

ТАНЦЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Элементы

таджикского танца

Элементы

узбекского танца

Элементы

туркменского танца

Элементы

казахского танца

Положения ног.

Положения рук.

Поклон.

Движения кистей рук:

Мелкие переводы рук.

Резкие

акцентированные

взмахи.

П о о ч е р е д н ы е

и

одновременные

движения

рук от локтя.

Вращения

перекрещенных

рук

от

локтя

вперед:

от

себя, к себе.

" Х а р а к а т и - К и ф т "

-

п о о ч е р е д н ы е

и

одновременные

движения

плеч.

"Харакати-Сар" - движения

головы.

"Бег перепелки".

Поочередные переступания

в полуприседании.

"Дашнабадский ход".

Положения на коленях.

Перегибание корпуса.

"Чархи".

Движения кистей.

Движения рук.

Движения плеч.

Движения головы.

Ходы.

Повороты

с

хлопком

с

продвижением

вправо

и

влево.

Ш а г

с

с о с к о к о м

и

полуповоротом.

Боковой ход с каблука.

П е р е м е н н ы й

х о д

н а

полупальцах.

Повороты.

Перегибы корпуса.

Опускание на колени.

Положения рук в женском

танце.

Движения

рук

в

женском

танце.

Простой женский ход.

Переменный ход с пятки на

всю

сто пу

на

н и з к и х

полупальцах.

Боковой ход с одной ноги

по 6-й позиции.

"Хым-мыл"

-

опускание

с

низких полупальцев на всю

с т о п у

п р у ж и н я

в

голеностопном

суст аве

(женское).

П р о с т ы е

ш а г и

с

последующим приседанием

(женское).

Переступание накрест.

Подскоки на двух ногах по

4-й позиции.

Ход с проскальзыванием.

Положение рук.

Переменный ход.

Приставной ход.

Припадание.

Переступание накрест.

Переступание

накрест

с

остановкой.

Н а к л о н ы

и

п е р е г и б ы

корпуса.

Боковые шаги с выпадом.

Работа с предметом.

ЭЛЕМЕНТЫ РУМЫНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Положение рук.

Положение рук в парных и массовых танцах.

Основной ход с подтягиванием ноги и ударом каблука.

Ход вперед с выбросом одной ноги вверх.

Подбивка одной ногой другую и выбрасыванием ног

поочередно от колена в сторону.

"Плетенка".

Подведение

ноги

на

высокие

полупальцы

к

другой

ноге и прыжки по 6-й позиции с поворотом на 180

градусов.

Легкий

бег

вперед

и

назад

с

акцентированным

выбросом одной ноги вперед.

Основной ход вперед и назад с хлопками.

Основной ход с подъемом коленей вперед-вверх.

Движение

с

поворотом

плеч

друг

перед

другом

на

основном шаге.

МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

"Хора"

"Молдавеняска"

"Жок"

Положения рук.

Шаг

в

сторону

с

подъемом

ноги

вперед-накрест с плавным подъемом

на полупальцы опорной ноги.

Шаг накрест в полуприседании.

Мелкие

поочередные

переступания

на полупальцах в полуприседании.

Ш а г и

в п е р е д

и

н а з а д

в

полуприседании

с

подъемом

на

полупальцы.

Ш а г

в

с т о р о н у

в

о т к р ы т о м

положении с вытянутым коленом на

полупальцы.

Ш а г

в

с т о р о н у

в

о т к р ы т о м

положении с вытянутым коленом на

ребро каблука.

Положение рук.

Акцентированный

шаг

в

сторону

с

о т к р ы в а н и е м

н о г и

в п е р е д

в

сокращенном

положении

на

всю

стопу.

Бег

с

поочередным

отбрасыванием

согнутых ног назад.

Шаги

с

подскоком

и

подъемом

согнутой ноги вперед на 90 градусов.

Перескоки на полупальцах на месте с

подъемом согнутых ног вперед на 90

градусов.

Короткие

прыжки

с

поджатыми

ногами.

Положения рук.

Основной боковой ход.

Боковой ход с подскоком на впереди

находящейся ноге.

Ход вперед с подскоками и ударами

по голенищу во время прыжка.

Вращение в паре.

Продвижение

по

кругу

(руки

на

плечи).

ТАНЦЫ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Элементы татарского танца

Элементы башкирского танца

Положение рук.

Переменный ход на невысоких полупальцах.

Переменный

ход

на

невысоких

полупальцах

с

небольшим прыжком.

Мелкая дробь по 6-й позиции.

Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону и выносом

вперед на каблук через подскок.

Боковой ход с поворотом стопы.

Ход с каблука.

Переступания с каблука на полупальцы.

Боковой шаг с соскоком на две ноги.

Поворот с подскоком на одной ноге.

Притопы.

Вращения.

Положения рук.

Переменный шаг на невысоких полупальцах вперед.

Переменый шаг на невысоких полупальцах назад.

Боковой ход с ударом полупальцами работающей ноги в

пол и ударом пятками обеих ног.

Простой дробный ход вперед с ударом каблука в пол и

выносом ноги вперед.

Дробь с притопом.

Ход на полупальцах назад с ударом пятки работающей

ноги в пол.

Шаг "трилистник".

Припадание.

Движения мужского танца:

- "голубец";

- широкий бег;

- подскок с ударом каблуками;

- подскоки на полном приседании;

- прыжок с перегибом корпуса назад с одной ноги;

- прыжок с перегибом корпуса назад с двух ног;

- "качалка";

- па де бурре по 5-й и 6-й позициям;

- жесткие соскоки в повороте на одной ноге, вторая,

согнутая

в

колене,

поднята

вытянутыми

пальцами

к

колену опорной ноги.

ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Позиции и положения ног.

Позиции и положения рук.

Положения рук в парном и массовом танце.

Подготовка к началу движения.

Простые поклоны на месте без рук и с руками.

Притоп.

"Дорожка

простая"

(припадание)

с

продвижением

в

сторону и с поворотом.

"Дорожка

плетена"

(припадание)

с

продвижением

в

сторону,

со

сменой

позиции

вперед

и

назад

в

перекрещенном положении.

"Голубцы" с притопами.

"Голубцы" на месте и с продвижением в сторону.

"Веревочка":

а) простая;

б) с переступаниями;

в) в повороте;

г) двойная.

"Выхилястик".

"Выхилястик" с "угинанием".

"Бегунец".

Медленный женский ход.

Ход назад с остановкой на третьем шаге.

"Тынок".

"Похид-вильный".

"Выступцы".

ТАНЦЫ НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Элементы грузинского танца

Элементы армянского танца

Элементы азербайджанского танца

Положения рук.

Положения ног.

Движения рук в женском танце.

Движения кистей в женском танце.

Свла – шаги в три переступания.

Адгилзе – шаги на месте.

Гасма.

Гвердзе

шаги

с

продвижением

в

сторону.

Укусвла

шаги

с

продвижением

назад.

Циповла – шаги вперед.

Сада мухлура – шаги со сгибанием

колена.

Сада – удар каблуком с переходом на

носок.

Бруни – повороты.

Вращения.

Положения рук в женском танце.

Р а п о л о ж е н и е

т а н ц у ю щ и х

и

положения рук в массовых: цепных

или круговых танцах.

Движения рук:

- "дзеркна-птуйт" - вращение кистей

к себе и от себя;

-

н е п ол н о е

в р а щ е н и е

к и с т е й

ладонями к себе и от себя;

- повороты рук от локтя к себе и от

себя;

- "чахарак" - вращение рук от локтя

одна вокруг другой;

- круговое движение рук вокруг лица;

- перевод рук из стороны в сторону;

-

"цалк"

-

легкий

рывок

среднего

пальца вверх;

- "чешмя" - прищелкивание;

- взмах двумя платками перед собой;

- "цап" - хлопки в ладоши.

Положения

и

движения

корпуса,

плеч, головы.

"Двели"

-

ходы

с

непрерывным

и

интенсивным

продвижением

по

кругу и по прямой.

"Сюзьма"

-

танец

на

месте,

без

продвижения

по

с ц е н и ч е с ко й

п л о щ а д к е ,

н о

и н о г д а

с

переступаниями

и

поворотами

на

месте, ваполняемые главным образом

игрой корпуса, рук, лица.

"Манруки"

-

мелкие

движения,

выполнямые

или

на

месте

или

с

небольшим

продвижением

п о

площадке.

"Птуйт" - повороты на одном месте.

Винтообразные движения в прыжке.

Положения рук.

Шаг с подскоком.

Бег.

Легкие переступания с продвижением

вперед.

Легкие переступания с продвижением

назад на полупальцах.

Соскоки по 3-й открытой позиции.

Выпад на ногу, сгибая ногу в колене,

другая

вытянута

с

сокращенной

стопой.

Подскоки на одной ноге на месте.

П о д с к о к и

н а

о д н о й

н о г е

с

продвижением.

Подскоки на одной ноге в повороте.

Подскоки с переступанием:

-

с

ударом

полупальцами

по

1-й

прямой позиции;

-

с

ударом

полупальцами

спереди

накрест опорной ноги;

-

с

ударом

полупальцами

сзади

накрест опорной ноги.

Боковые шаги с остановкой.

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

"Крыжачок"

"Лявониха"

"Полька-Янка"

"Бульба"

Притопы одинарные.

Подскоки на двух ногах по

1-й

прямой

позиции

на

одном месте.

Тройные подскоки на двух

ногах

по

1-й

п р я м о й

позиции.

Про стые

подскоки

н а

месте

и

с

продвижением

вперед и назад.

Основной ход "Крыжачка".

Поочередные

выбрасывания

ног

н а

каблук вперед.

Т р о й н ы е

п р и т о п ы

с

поклоном.

Основной ход.

Тройной притоп.

Молоточки

в

с ол ь н ом

исполнении

и

в

паре

с

поворотом на 180 градусов.

Г а л о п

в

с о л ь н о м

исполнении и в паре.

Боковые повороты.

Т р о й н а я

д р о б ь

с

переступаниями.

Припадание

со

шлепком

работающей

ноги

по

4-й

позиции.

Полуповороты

и

полные

повороты

на

т р о й н ы х

подскоках.

Боковая полька в сольном

исполнении.

Галоп в паре и поворотом

на 180 градусов.

Переброс девушки.

Парное вращение под руки.

Pas польки с подбиванием

ноги.

Боковая полька.

Парная полька.

Шаг с двойным подскоком

на опорной ноге.

Шаг с подбивкой в сторону

с тройным притопом.

Припадание

со

шлепками

работающей ногой.

Шаг

с

соскоком

на

одну

или

две

ноги

и

двойная

дробь.

Д в а

п о д с к о к а

н а

полупальцах

обеих

ног

и

соскок

на

одну

или

две

ноги.

Галоп.

Б о ко в а я

п од б и в к а

н а

присядке у юношей.

Открывание ноги в сторону

на каблук с возвращением

на

носок

и

подбивка

в

сторону.

Ковырялочка

с

тройными

сгибаниями ног назад.

О с н о в н о й

х о д

с

открыванием ног вперед и

назад.

Шаг польки вперед.

Простые подскоки.

Подскоки на полупальцах с

подниманием ног назад.

Галоп.

Боковая полька.

Галоп в сторону с тройным

притопом.

Подскок

с

приседанием

и

тройные переступания.

ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Работа с тамбурином.

Положение в паре.

Перескоки с ноги на ногу.

Бег с отбрасыванием полусогнутых ног назад на 45

градусов (па амбуате).

Боковое

движением

с

подскоком

на

опорной

ноге,

работающая нога поочередно подводится вытянутыми

пальцами

к

стопе

опорной

ноги

и

открывается

в

сторону в пол с сокращенным подъемом.

Соскоки на 2-ю позицию с выносом полусогнутой ноги

вперед на 45 градусов.

Соскоки на 2-ю позицию с поворотом на 360 градусов

и поднятой полусогнутой ногой вперед.

Подскоки на одной ноге в полуприседании:

а) работающая нога с вытянутым подъемом у щиколотки

опорной ноги спереди или сзади;

б) полусогнутая нога поднята вперед или назад на 45 или

90 градусов;

в) работающая нога вытянута и поднята назад на 45 или 90

градусов (поза арабеск).

Повороты:

а) поочередные переступания по 3-й или 5-й позициям

(амбуате) с поворотом на 360 градусов;

б) поворот на 360 градусов на одной ноге, работающая у

колена (пируэт).

Тройные перескоки с ноги на ногу.

ЭЛЕМЕНТЫ МАРИЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Положения рук.

Движения рук.

Движения кистей.

Прищелкивание пальцами.

Горно-марийский основной ход.

Переменный шаг с ударом.

Скользящий шаг в сторону.

Шаг с перескоком с одной ноги на другую.

"Елочка" или "гармошка" вперед, назад, в повороте.

Дробь с двух ног.

Шаг накрест.

Боковая дробь с продвижением.

Шаги вперед и назад с заворотом стоп.

Боковой шаг с поворотом и выносом работающей ноги

на каблук вперед.

Боковой шаг с положением работающей ноги сзади на

полупальцах.

ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Положение ног.

Положение рук.

Переводы рук в различные положения.

Ходы:

а)

удлиненные

шаги

в

полуприседании

с

продвижением вперед в прямом положении;

б) удлиненный шаг вперёд на всю стопу в прямом

п о л о ж е н и и

в

п о л у п р и с е д а н и и

д в у м я

переступаниями

по

1-й

прямой

позиции

на

полупальцах

или

двумя

небольшими

шагами

продвижением вперед).

Соскоки:

а)

в

1-ю

прямую

позицию

на

всю

стопу

с

вытянутыми коленями и в полуприседание;

б) в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на

полупальцы в полуприседание.

Удлиненный

шаг

в

сторону

с

последующими

двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в

полуприседании

(pas

balance)

со

скользящим

подведением

другой

ноги

сзади,

с

поворотом

корпуса и с руками.

Шаг

в

сторону

в

полуприседание

со

скользящим

подведением и подъёмом на полупальцы в 5-ю открытую

позицию другой ноги вперед, с последующим переходом

на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с

движением руки и наклоном корпуса.

Zapateado – поочерёдные выстукивания полупальцами и

каблуками по 1-й прямой позиции:

а) удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с

последующими

ударами

другой

ногой

каблуком

и

полупальцами;

б) шаг по диагонали вперёд или назад с последующим

одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги

по 5-й свободной позиции сзади или спереди.

Опускание

на

колено

с

шага

на

расстоянии

стопы

от

опорной ноги с перегибанием корпуса.

Движения

рук

(port

de

bras)

с

одновременным

перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой,

вытянутой назад и вперёд.

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Позиции и положения ног.

Положение рук в танце.

Волнообразное положение руки.

"Ключ" - удар каблуками:

а) одинарный;

б) двойной.

Шаг в сторону в полуприседании с последующими

двумя переступаниями по 3-й свободной позиции.

"Голубец".

"Перебор" - 3 переступания на месте по 1-й позиции.

Основной ход мазурки.

Легкий бег.

"Голубец" - подбивание ноги подряд в сторону.

"Отбиянэ" - скольжение одной ногой с подбиванием её

другой.

Подготовка к парному вращению.

Уступающий переход на различных движениях.

Опускание на колено:

а) с шага;

б) с выпадом.

Обвод девушки за руку:

а) стоя на колене;

б) стоя на выпаде.

Вращение в паре во внутрь.

"Кабриоль"

в

сторону

45

градусов

в

прямом

положении.

ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Положения рук.

Вынимание

ноги

вперед

с

одновременным

проскальзыванием на опорной ноге вперед.

Двойное "заключение" в повороте.

"Веревочка".

Перебор (па де баск):

а) из стороны в сторону;

б) спереди назад;

в) сзади вперед.

Опускание на колено с шага.

Повороты:

а) на обеих ногах по 5-й позиции внутрь и наружу;

б) на одной ноге из 4-й открытой позиции.

"Голубец".

Ходы "Чардаш":

а)

шаг

в

сторону,

вперед

или

назад

в

прямом

положении

ног

с

последующей

подст авкой

свободной ноги в 1-ю прямую позицию;

б) шаг одной ногой в сторону в прямом положении с

поворотом

стопы

свободной

ноги

в

открытое

положение и из открытого положения в прямое с

двумя ударами ребром каблука.

Переступания:

а) шаг или перескок в сторону в прямом положении с

двумя

последующими

переступаниями

по

1-й

прямой позиции;

б) шаг или перескок в сторону в прямом положении с

двумя последующими переступаниями одной ногой

спереди на ребро каблука, другой сзади на низких

полупальцах;

в)

шаг

или

перескок

в

сторону

в

свободном

положении с двумя последующими переступаниями

в перекрещенном положении, одной ногой сзади на

полупальцы, другой спереди на всю стопу;

г)

шаг

или

пере скок

в

сторону

с

д ву м я

последующими

переступаниями

в

перекрещенном

положении одной ногой сзади на полупальцы, другой

в полуприседании спереди на всю стопу.

"Боказо" - жесткий ключ.

ЭЛЕМЕНТЫ ЦЫГАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Положения рук.

Движения рук.

Движения плеч.

Боковой ход на полупальцах с разворотом стоп.

Шаги с продвижением вперед и назад на полупальцах

с переходом на всю стопу с легким сгибанием колена

опорной ноги.

Выпад на ногу.

Прыжок с легким переступанием.

Наклоны и перегибы корпуса.

Шаги с поворотом.

Переменные шаги с хлопками.

Чечетка.

Соскоки.

Хлопки по коленям.

Переступания на полупальцах по 3-й позиции.

Беглый шаг.

ЭЛЕМЕНТЫ МЕКСИКАНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Покачивание (балансе).

Переменный шаг с каблука.

Переменный шаг с подскоком.

Переменный шаг на месте с поворотом корпуса.

Дробные проходки.

ЭЛЕМЕНТЫ БОЛГАРСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Положения рук.

Положения ног.

Ходы и движения на месте:

а) обыкновенные шаги;

б) мелкие и широкие шаги;

в) перекрестные шаги со скольжением;

г)

качающийся

шаг

лавой

ноги

перед

правой

и

наоборот;

д) винтообразное движение ног со сгибанием корпуса

в сторону винта;

е) шаги с акцентом.

Приседания.

Бег на месте и с продвижением.

Бег с наклоном корпуса.

"Дорожка" из стороны в сторону.

ЭЛЕМЕНТЫ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Положение рук.

Ход с каблука по 6-й позиции.

Ход с выносом ноги вперед.

Ход с каблука с наклоном корпуса вперед.

Перескоки

с

ноги

на

ногу

с

ударом

полупальцами

свободной ноги сзади опорной.

Прыжки по 6-й позиции с различными положениями

рук.

Прыжок с подгибанием ног и перегибом корпуса назад.

Ход с носка с наклоном корпуса вперед "приветствие".

Бег с отбрасыванием ног назад.

Шаг с выносом ноги вперед и поворотом корпуса на

180 градусов.

Вращение в паре.

Па де баск.

Притопы по 6-й и 3-й позициям.

ЭЛЕМЕНТЫ КИТАЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Положения рук.

Движения рук.

Маленькие шаги на низких полупальцах вперед.

Приставные шаги в сторону.

Боковые шаги «елочка».

Повороты на небольшом приседании.

Опускание на пол с выворотными ногами и наклоном

корпуса вперед.

Соскоки в сторону с поворотом вокруг себя.

Поднимание и опускание плеч.

Легкий бег.

Небольшие прыжки вправо и влево с выносом одной

ноги вперед и опусканием на пол.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уровень

подготовки

обучающихся

является

результатом

освоения

программы

учебного

предмета «Народно-сценический танец», который определяется формированием комплекса

знаний, умений и навыков, таких, как:

знан

ие рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на

сцене;

знан

ие балетной терминологии;

знан

ие элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

знан

ие особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

знан

ие средств создания образа в хореографии;

знан

ие принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

уме

ние

исполнять

на

сцене

различные

виды

народно-сценического

танца,

произведения

учебного хореографического репертуара;

уме

ние исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;

уме

ние исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических

танцев;

уме

ние распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при

исполнении народно-сценического танца;

уме

ние понимать и исполнять указания преподавателя;

уме

ние запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;

нав

ыки музыкально-пластического интонирования;

знан

ие исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей

страны и народов мира;

знан

ие

канонов

исполнения

упражнений

и

танцевальных

движений

народно-сценического

танца в соответствии с учебной программой;

влад

ение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-

сценической практике;

испо

льзование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;

знан

ие основных анатомо-физиологических особенностей человека;

при

менение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Народно-сценический танец» включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость

учащихся

проверяется

на

различных

выступлениях:

контрольных

уроках,

экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных

номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на

завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного

на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования

к

содержанию

итоговой

аттестации

обучающихся

определяются

образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По

итогам

выпускного

экзамена

выставляется

оценка

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2.Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в

себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по

пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

«Отлично»

Методически

правильное

исполнение

учебно-

танцевальной

комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное

исполнение

пройденного

материала,

владение

индивидуальной

техникой вращений, трюков.

«Хорошо»

Возможное

допущение

незначительных

ошибок

в

сложных

движениях,

исполнение

выразительное,

грамотное,

музыкальное,

техническое.

«Удовлетворительно»

Исполнение

с

большим

количеством

недочетов,

а

именно:

недоученные

движения,

слабая

техническая

подготовка,

малохудожественное

исполнение,

невыразительное

исполнение

экзерсиса

у

станка,

на

середине

зала,

невладение

трюковой

и

вращательной техникой.

«Неудовлетворительно»

Комплекс

недостатков,

являющийся

следствием

плохой

посещаемости

аудиторных

занятий

и

нежеланием

работать

над

собой.

«Зачет»

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном

этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом

целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,

что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.

Фонды

оценочных

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных

выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального

образования

в

области

музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

оцен

ка годовой работы ученика;

оцен

ка на экзамене;

друг

ие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,

постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения

должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности

ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень

его подготовки.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие

основные принципы:

целе

направленность учебного процесса;

сист

ематичность и регулярность занятий;

пост

епенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;

стро

гая

последовательность

в

процессе

освоения

танцевальной

лексики

и

технических

приемов танца.

С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика

различных

народностей,

изучаемая

в

соответствии

с

программой,

вводится

ряд

новых

приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.

Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине класса.

3. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.

Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое

включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-

сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами

и освоении методики танцевальных движений.

VI. Список рекомендуемой учебной литературы.

1. Алексютович, Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Л. Алексютович. –

Минск, 1978.

2. Богаткова Л. Танцы народов СССР. - Москва: Молодая гвардия, 1951.

3. Борзов А. Танцы народов Мира. - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006.

4. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев Л. Основы характерного танца.-М.-Л.: Искусство, 1939.

5. Богданов Г. Урок русского народного танца. - М., 1995.

6. Василенко, К. Украинский народный танец / К. Василенко. – Москва, 1981.

7. Голейзовский, К. Образы русской хореографии / К. Голейзовский. – Москва, 1964.

8. Гребенщиков, С. Сценические белорусские танцы / С. Гребенщиков. – Минск, 1974.

9. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка) / Г. П. Гусев. –

Москва, 2002.

10. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: ВЛАДОС, 2004.

11. Джарвишвили Д.Грузинские народные танцы. – Тбилиси: Генатбела , 1975.

12. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно сценический

танец.- М.: Искусство , 1976.

13.

Каримова

Р.

Ферганский

танец

(методическое

пособие).-

Ташкент:

Издательство

литературы и искусства Им. Гафура Гуляма, Курбет В., Мардарь М. Молдавские народные

танцы. – Кишинёв: Картя Молдавеняскэ , 1969.

14. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – Москва, 1981.

15. Мардарь, М. Элементы движений молдавского танца / М. Мардарь. – Кишинев, 1975.

16. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца. – СПб., 1999.

17. Мурашко, М. Танцы Марийского края / М. Мурашко. – Йошкар-Ола, 1997.

18. Мурашко, М. Русская пляска: учебное пособие / М. П. Мурашко. – Москва: Издательский

Дом Московского государственного университета культуры и искусств, 2010.

19. Надеждина Н. Русские танцы. М.: Госкультпросветиздат , 1951.

20. Преотяс, М. Румынские народные танцы / М. Преотяс. – Москва, 1959.

21. Стуколкина, Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца / Н. Стуколкина. – Москва,

1972.

22. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца». – СПб.,

1996.

23. Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство , 1967.

24. Ткаченко, Т. Народные танцы / Т. Ткаченко. – Москва, 1975.

25. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие

для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара,

2005.

26. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Сама-

ра: Изд-во СамГПУ, 2000.

27. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. - М., 1972.

28. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Культпросветиздат , 1950.

29. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство , 1976.

30. Чурко Ю. Белорусский народный танец. – Минск: Наука и техника , 1972.



В раздел образования