Напоминание

"Перцептивные действия и этапы их формирования"


Автор: Мазурина Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №40 "Берёзка"
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Перцептивные действия и этапы их формирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Общая характеристика перцептивных действий
Одной из программных задач развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего возраста является знакомство детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, оказание помощи в освоении перцептивных действий. Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах развития человека. С помощью перцептивных действий подготавливается фундамент всех умственных действий, который определит познание внешних и внутренних свойств вещей, скрытых от наблюдения связей и зависимостей. Перцептивные действия — это действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации. Известно, что наиболее благоприятным периодом для развития перцептивных действия является дошкольный возраст, когда восприятие является одной из ведущих психических функций в развитии ребенка. У детей формируется умение последовательно осматривать части, элементы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение. В связи с этим очень важным моментом является специальная организация развития детей, обучение наиболее эффективным перцептивным действиям в тех или иных условиях восприятия. Общее направление развития перцептивных действий в процессе опознания объектов состоит в переходе от последовательного разглядывания к свернутому, моментному. Перцептивные действия формируются в обучении, и в их развитии проходит
ряд этапов
. Первый этап связан с формированием у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие которых происходит в процессе игры-манипуляции с малознакомыми предметами. Причем ведущую функцию в контакте с предметным миром у ребенка пока выполняют руки. Именно руки через действия и переместительные движения, осуществляемые с объектом, «предоставляют» маленькому человеку информацию об основных пространственных характеристиках предмета: его форме, объеме, месте положения в перцептивном поле и др. В результате через практический опыт у ребенка не только создается представление о предметах материального мира, но и формируются операции психической деятельности, на основе которых ребенок учится и приобретает возможность адекватно воспринимать окружающий его реальный мир. На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с
помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаз. Например, ребенок уже в состоянии глазами «ощупать» предмет. Т. е. в процессе возрастного развития ребенка происходит перенос его внешних практических действий во внутренний план. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.
Возрастная

характеристика

сформированности

перцептивных

действий среднего возраста
В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о параметрах величин, о пространстве, о времени, особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др). Восприятием детей четырех-пяти лет управляет и руководит взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог организует, направляет обследование объекта для выделения разных его сторон. Основной метод обследования предметов определяет следующую последовательность действий ребенка (Н.Н.Поддъяков). Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Сенсорное развитие детей пятого года жизни оценивается по следующим умениям: - представление о форме предметов
- умение ребенка выделять предметы определенной формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие по форме друг другу. - представление о величине предметов - умение ребенка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды (от меньшего к большему и наоборот), выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и т.п.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами; - представление о цвете предметов - умение ребенка ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними, знания ребенка об основных цветах и оттенках, понимание отношений "часть-целое" - уровень развития умений ребенка разделять целое на части (определять, из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) и составлять целое из частей (складывать разрезные картинки и т.п.); - понимание пространственных отношений - умение ребенка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы (в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга (мишка за зайчиком, собачка рядом с мишкой и т.д.), понимание отношений "сходство-различие" - умение ребенка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам (например, по цвету, форме, величине, назначению и т.д.); - понимание отношений "общее-частное" - умение ребенка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства (стул, стол, диван - это мебель и т.д.); - понимание причинно-следственных связей - умение ребенка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке (лужи появились, потому что дождь прошел и т.д.); - объем знаний - является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребенка знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - развитие математических представлений - наличие и уровень развития у ребенка элементарных математических знаний о количестве, числе, счетных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном расположении предметов; - временные представления - уровень развития у ребенка представлений о сезонных явлениях, чередовании времен года, месяцев, дней недели, частей суток и режиме дня, а также умение определять время по часам.
Методы развития
Если задуматься над вопросом, что является важнейшим условием для развития восприятия у ребенка, то психологи и педагоги сразу ответят, что таким условием является прежде всего
труд.
У детей он может проявляться не только в форме общественно-полезного труда, например выполнения
ребенком своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, познавательно-исследователской деятельности, т. е. в форме разнообразной познавательно-предметной деятельности. Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию перцептивных действий и усвоению сенсорных эталонов, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов. Самым доступным и интересным способом овладения сенсорными эталонами для детей в дошкольном возрасте является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Для развития сенсорных эталонов и перцептивных действий используются такие дидактические игры как:
Форма
«Домино фигур», «Угадай, что это», «Чудесный мешочек», Домино «Предмет и форма», «Из каких фигур состоит предмет? », «Выкладывание орнамента по рисунку»,«Склеим чайник»
Цвет
«Радуга», Кубики «Народные узоры», «Цветные матрешки», «Окраска воды» «Подбери себе товарищей», «Подбери предметы похожего цвета», «Какого цвета предметы в нашей группе», «Какого цвета не стало», «Цветные автомобили», «Одень кукол красиво», «Цветной лед»
Развитие тактильных и вкусовых ощущений
«Из чего сделано? », «Угадай, что съел? », «Когда это бывает? », «Кто в домике? », «Угадай, что в руке? », «Узнай предмет по звуку», «Вкусная игра»
Величина
«Упражнение с брусками изменяющихся размеров», «Что изменилось? », «Найди елочки», «У кого какая вещь», «Карлики и великаны», «Три медведя», «Широкий и узкий» Таким образом, развитие перцептивных действий у детей среднего дошкольного возраста имеет свои психологические особенности, которые необходимо учитывать педагогу при организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.


В раздел образования