Напоминание

Сценарий праздника "Сретение"


Автор: Шишацкая Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий праздника "Сретение"
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий народного праздника «Сретение»

Шишацкая С.А., учитель начальных

классов

Краткая аннотация работы

Методическая разработка народного праздника «Сретение».

Праздник проводился в рамках реализации учебного предмета «Основы

религиозных культур и светской этики»» и программы курса внеурочной

деятельности

«Традиции

и

праздники

народов

России.

Содержание

сценария праздника направлено на воспитание толерантного отношения

к

русской

культуре, осознанию своей национальной принадлежности.

Исполнение

песен

под

баян,

использование

устного

народного

творчества в ходе праздника – всё было направлено на формирование

уважительного отношения к истории и культуре своего народа. Участие

ансамбля

«Россиянка»

в

празднике

стало

возможным

благодаря

творческому сотрудничеству двух коллективов: детского и взрослого, что

является наиболее ценным. Работа по оформлению праздника в стиле

русской избы (помощь родителей) была направлена на формирование

эстетических потребностей, ценностей и чувств младших школьников.

Праздник закончился тем, что ребята стали участниками соблюдения

обряда

«зазывание

весны»

при

помощи

закличек

и

развешивания

бумажных жаворонков на деревьях, тем самым вызвав положительные

эмоции.

Сценарий

Цель:

формирование

представления

о

народных

обрядовых

календарных праздниках.

Задачи:

Развивающие: развитие художественно-эстетического вкуса, творческой

активности, коммуникативных навыков; приобщение детей к народным

традициям.

Обучающие:

углубление

знаний

в

области

культуры,

традиций

быта

русского народа.

Воспитательные: расширение кругозора, воспитание любви к своему

народу, родному краю.

Комната украшена предметами быта русской народной избы:

старинные вещи на полках, самотканые половики на полу и

скамейках, старинные санки на полу и глиняная посуда на столе.

Гостей встречают ведущие(педагоги).

1 Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

2

Ведущий. Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого

найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на

каждый вкус.

1 Ведущий.Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

2 Ведущий.Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

1 Ведущий.И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Стук в дверь. Входят девочки в русских сарафанах

под русскую народную музыку.

1 Девочка. Здравствуйте, хозяева, мир Вам и мы к Вам.

1 Ведущий.Проходите, Касатушки. У нас уже и самовар давно вскипел,

вас дожидаемся.

Девочки проходят в комнату, усаживаются на скамейки.

2 Девочка.Амы вот, покуда, пирогов напекли, семечек поджарили. Да

косы заплели, да сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер.

2 Ведущий.А чего мальцов с вами нетути?

3 Девочка.Не споткнутся, прибегут, была бы роща. А соловьи найдутся.

Стук в дверь. Заходят мальчики в русских народных рубахах.

Мальчик. Девочки, на посиделки пускаете?

Девочка.А деньги у вас есть?

Мальчик. Есть.

Девочка.Сколько?

Мальчик. Копейка цельная!

Девочка. Фу-ты, ну-ты, сани гнуты! Для копейки на улице скамейка! Не

нужны вы нам!

Мальчики советуются, цену себе набавляют,

опять обращаются к девочкам.

Мальчик.Девочки, на посиделки пускаете?

Девочка.А деньги у вас имеются?

Мальчик. Имеются.

Девочка.Сколько?

Малчик.Ажно полтинник для вас не пожалеем!

Девочка. Фу-ты, ну-ты, сани гнуты, поворачивайте назад! За полтинник

вам место дорога, да и той много!

Мальчики перешёптываются.

Мальчик.А за кулёк сладостей пустите на посиделки?

Девочки хором. Проходите, садитесь!

1 Ведущий: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном

старинном обычае русского народа – о русских посиделках.

2

Ведущий.

Ребята,

а

что

такое

посиделки? (звучат

ответы

детей).Правильно. Посиделки (посиденки, посидки, посидухи, поседки,

насидушки) – сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним

вечерам под видом рукоделия, а больше для россказней, забав и песен.

А

еще

русские

посиделки

называют

вечерками,

вечерницами

супрядками,

беседками,

заседками,

дозорьками.

На

Руси

посиделки

начались

с

летопроводца

1

сентября)

и

продолжались

до

Благовещенья,

когда

начиналась

серьезная

крестьянская

работа.

Посиделки – встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться,

повеселиться.

Вот и мы с вами сейчас заглянем на вечеринку….

1 ведущий читаетУказ

Внимание! Внимание!

Велено до вас

Довести в сей час указ,

Продиктованный самой,

Нашей матушкой зимой.

Каждый час числа сего,

Как гласит указник,

Будь то город аль село –

Выходи на праздник!

2 Ведущий.Авы знаете, какой праздник 15 февраля?

1 Ведущий. Расскажите всем, что знаете?

Ребята отвечают по очереди

1. 15 февраля по народному календарю Сретениеили как ещё говорят,

Встречанье. В этот день зима с весной встречаются, борются, кто

одолеет, тому идти вперёд.

2. В народе примечают: Какова погода на Сретение, такова и весна

будет.

3.На Сретение снежок – весною - дожжок.

4.Снег метёт через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метёт – то

ранняя.

5. На Сретение утром снег – урожай ранних хлебов, а еслив полдень –

средних, а еслив к вечеру поздних.

6.Если на Сретение перемётывать дорогу, зима затяжная.

7.В

Сретение

капель

предвещает

урожай

пшеницы,

а

ветер

плодородие фруктовых деревьев, поэтому садовники отзаутрени трясут

деревья руками, чтоб были с плодами.

8.В

Сусретьев

день

начинали

закармливать

кур

овсом,

утверждая

«Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

9.На Сретение всегда пекли блины, баранки, они круглы и похожи на

солнышко.

10.

А

ещё

пекли

печенье

в

виде

разных

домашних

животных.

Его

раскладывали везде: в сараях, чтобы скотина водилась, не болела.

11.В кладовых, чтобы много припаса было.

12. На окна, чтобы не болеть и счастливыми быть.

1 Ведущий.Немало придумано было поговорок, связанных со

Сретением.

Дети озвучивают по очереди поговорки.

1. «Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья

только потеет».

2. «Сретение — зима с летом встретились».

3. «У дня больше света, у ночи меньше стужи».

4.«Солнце на лето, зима на мороз».

2

Ведущий.15

февраля

верующие

освящают

в

церкви

свечи,

которые затем приносят в дом как символ света и очищения. Также

в этот день освящают воду, и считается, что она имеет свойство

исцелять от разных болезней.

1 Ведущий.Если вы поссорились с кем-то, и вас тяготит обида,

постарайтесь

встретить

того

человека

на

Сретение

Господне

и

поздороваться с ним первым. Обиду как рукой снимет.

2 Ведущий. Существует примета, что в этот день желания непременно

сбываются.

1 Ведущий.Сретение называли праздникомСвета.В этот день с давних

времен готовились особенные блюда. И прежде всего, это относится к

блинам, которые пекутся на талой воде, капающей с крыш. В народе

считалось, что подобные кулинарные изделия могут исцелить тех, кто

болеет: не только людей, но и животных.

2 Ведущий. В этот день хозяйки пекут «жаворонков», рассказывая детям

сказки.Именно они должны были раньше закликать весну.По древнему

преданию,

февраль

должен

быть

шумным,

весёлым,

и

тогда

весна

наступит быстрее.

Дети встают в хоровод

(исполнение песни «Опять по улице метелица метет»,

сл.Н.Палькина, муз. Э. Рабкина)

После исполнения хоровода ребята садятся на скамейки.

1 Ведущий. Пригласили мы сегодня гостей со всех волостей. А вот и

они.

Заходит хор «Россиянка» с песней «Зима» Г.Заволокина

2 Ведущий.

- У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайтесь – ка сюда.

Будет русская игра.

1

Ведущий. Сейчас

мы

сыграем

в

игру,

в

котоую

играли

наши

прабабушки и прадедушки.

2 Ведущий. А раньше как обувь называлась, в которой зимой в

праздники ходили? (ребята проговаривают свои варианты

ответов).Правильно, в стужу январскую и февральскую молодцы и

девицы валенки надевали. Ведущий подходит к столу и берёт в руки

два валенка

Вот есть у менядва валенка. Один валенок я одной команде дам, а

другой – второй. И проведём мы такую, как сейчас говорят, эстафету. По

моей команде первый человек в команде должен в валенок одну ногу

засунуть, когда ваша пятка дна валенка достигнет, вы должны тут же

ногу обратно достать и вторую ногу сунуть в валенок. Когда вторая нога

целиком

в

валенке

будет,

вы

этот

валенок

легонько

к

соседу

пододвиньте.

Первый

свою

ногу

достаёт,

второй

же,

наоборот,

ногу

засовывает, а потом всё повторяется, пока валенок не достигнет крайней

ноги

крайнего

игрока

на

скамейке.

Так

что

вот

вам

валенки,

потренируйтесь чуток, а через минуту и приступим.

Звучит музыка «Валенки». Ребята играют в игру.

После игры все её участники рассаживаются на места.

1 Ведущий. Хочу у вас спросить, никто ещё не устал? Силы ещё есть,

чтобы забавы продолжать?

2 Ведущий.

Без толчеи, без спешки,

Вас сегодня ожидают русские потешки.

В круг выходят дети и проигрывают потешки.

1 группа: девочка и мальчик

- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Живот болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.

2 группа: девочка и мальчик

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

3 группа: девочка и мальчик

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Под весёлую музыку баяна ребята рассаживаются на скамейках

1

Ведущий. Дорогие

гости!

Вы

прослушали

потешки-насмешки.

Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?

2 Ведущий. Ой, как время – то бежит. Мы ещё одну забаву устроим?

1 Ведущий. Какие же посиделки без задорной, веселой частушки?

2 Ведущий.Молодушки –веселушки.

Запевайте-ка частушки.

В круг выходят девочки

и поют вместе с ансамблем «Россиянка» частушки.

Мальчики стоят по сторонам и играют на музыкальных

инструментах

1.Начинаю я припевку первую, начальную

Я хочу развеселить публику печальную.

2.Прялку продам, веретено продам

Гармонь куплю, плясать пойду.

3. Чаек пила, самоварничала,

Всю посуду перебила, накухарничала.

4.У меня на сарафане косолапы петухи.

Я, сама не косолапа, косолапы женихи.

5.Ой, топну ногой, да притопну другой.

Устоять не могу, характер такой.

6. Не ругай меня, маманя, что сметану пролила,

Мимо окошка шёл Алёшка, я без памяти была.

7.Меня сватать приезжали с позолоченной дугой,

Пока пудрилась, румянилась уехали к другой.

8.На стене висит пальто, не дает конфет никто,

Выйду в поле закричу: "Караул конфет хочу".

9.По деревне я пошла

И Макара видела.

Под кустом сидел и плакал-

Курица обидела.

10.Если б не было воды.

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

В центр круга выходят мальчики и подхватывают частушки

1. Лихо пели и плясали.

Но и мы не отстаем,

И частушки вам споём.

2.Не сдержать от пляса ножки,

Так пляшите от души!

В наш оркестр вступают ложки,

Ах, как ложки хороши!

3.На окошке два цветочка,

Голубой да аленький,

Я мальчонка боевой,

Хоть и ростом маленький.

4.Гармонист устал,

Запинаться стал.

Принесите молока,

Напоите игрока!

5.У кого какая баня -

У меня осинова,

У кого какая девка -

У меня красивая.

Поют все вместе: Мы частушки вам пропели,

Дорогая публика.

За карманы не держитесь,

Не возьмем ни рублика.

1Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще

любили обсудить дела насущные.

Сидя на скамейках девочки ведут беседу

1Девочка. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1 Девочка. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2 Девочка. Как это не знаешь?

3Девочка. Коли заикнулась, так сказывай, давай?

1 Девочка.Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице

хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт

он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза

ей всё заглядывает.

Мимо сидящих на скамейке ребят

проходит парочка, мальчик тянет мешок с семечками

2 Девочка.Ой, глянь, вон Варенька с Серёжкой....

4Девочка.Завидуешь что ли?

2 Девочка.А что ж, не завидовать, он жених завидный.

(парочка садится в центре скамейки на освободившиеся места

и поют песню «»Семечки», муз.и сл. неизвестного автора)

1

Ведущий.А

ещё

на

Сретение

махали

с

крыш

самодельными

бумажными

птичками.

А

некоторые

развешивали

их

на

деревьях

и

проговаривали закличку.

(Ребята встают с мест, берут со столов бумажных жаворонков,

поднимают их вверх и имитируют их полёт.

Ведущая приговаривает вслух заклички для всех присутствующих)

Жаворонкиприлетите к нам,

Красно летечко принесите нам!

Весна – красна, отворяй ворота

Зиму выгоняй, стужу попеняй.

Солнышка давай, тёплышка давай!

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

2 Ведущий. Теперь точно птицы прилетят и на своих крыльях весну

принесут.

1 Ведущий. Много прекрасных традиций было на Руси. И сегодня мы

вспомнили толь часть того, что знали и любили далёкие наши предки.

2Ведущий.

Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми,

чтобы

любили

землю,

на

которой

живёте,

берегли

любовь

свою

к

матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и

клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Коллектив детей и членов ансамбля «Россиянка» исполняют песню

«Росиночка – Россия»

(сл. И.Шевчук, муз.Е.Зарицкой)

(во время проигрыш ко всем участникам праздника обращается

ведущая)

1 Ведущий.Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

После исполнения песни под музыку ребята подходят к столам,

берут блюда с угощениями и подносят их гостям.

В качестве угощения родители учащихся приготовили испеченных

птиц в виде жаворонков.

Праздник закончился тем, что все ребята, одевшись, вышли на

улицу и развесили бумажных жаворонков на деревьях в школьном

дворе.

Список литературы

1

Вайник, А. Ай да русские частушки.- СПб.: ТОО «Диамант», 1955.-640с.

2

Гришкова, Ю. С. Сценарии детских праздников с песнями и нотами.- Мн.:

ООО «Юнипресс», 2004.- 432 с.- (Серия «Досуг, игры, развлечения)

3

Иванов, Ю. Г. Когда душа поёт: Самые популярные песни XX века.-

Смоленск: Русич, 2006.- 640 с.- (Азбука быта)

4

Иванова, Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в начальной школе.- М.:

ООО «Издательство «Астрель», 2001.- 288 с., с ил.



В раздел образования