Автор: Баранова Ирина Владимировна
Должность: Студент
Учебное заведение: Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Населённый пункт: г. Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВА. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.
Раздел: дополнительное образование
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВА.
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.
В статье рассмотрены задачи бюджетного контроля, его органы, содержание и формы.
Государственный контроль рассматривается, как неотъемлемая часть государственного
устройства.
Ключевые слова: контроль, бюджет, государство, финансы.
Финансовый контроль является неотъемлемым элементом управления финансами и
денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности
финансовых операций. Финансовый контроль прямо и непосредственно вытекает из
контрольной функции финансов. Но если в контрольной функции выражается сущность
финансов, то финансовый контроль — это регламентированная деятельность специально
созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех экономических субъектов. Финансовый контроль можно
разделить на две взаимосвязанные сферы: государственный и негосударственный
контроль.
Государственный контроль — это неотъемлемая часть государственного устройства, одна
из важнейших функций управления страной, обязательное условие правильного
функционирования финансово-кредитной системы. Во многом это обусловлено тем, что
именно на государственные органы ложится большое количество функций по защите
финансовых прав и интересов членов общества, использование различных способов
предотвращения и предупреждения злоупотреблений и краж.
1
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по
обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»
государственный финансовый контроль включает контроль за:
1) исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
2) организацией денежного обращения;
3) использованием кредитных ресурсов;
4) состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов;
5) предоставлением финансовых, налоговых льгот и преимуществ.
Бюджетный контроль — это составная часть государственного финансового контроля,
представляющая собой деятельность уполномоченных государственных органов по
проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании,
распределении и использовании централизованных денежных средств государства и
местных органов власти. Основными задачами бюджетного контроля являются:
1) контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства;
2) обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
1
Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового
контроля в Российской Федерации»
3) обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и
хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом;
4) проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств
внебюджетных фондов;
5) проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других
кредитных учреждениях;
6) контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
7) выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней;
8) обеспечение сохранности государственной собственности.
Бюджетный контроль осуществляется уполномоченными на то органами. К их числу в
России относятся:
• Федеральное казначейство;
• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
• финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют
финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами администраторов
источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов и получателей
бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями
бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных
гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных
средств.
2
В соответствии со ст. 101 — 103 Конституции РФ для осуществления
общегосударственного контроля законодательные органы государственной власти могут
создавать свой орган. Таким органом в России является Счетная палата РФ. Счетная
палата РФ существует в России на основании Федерального закона «О Счетной палате
Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Она является постоянно действующим
органом государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием
РФ, и подотчетна ему. Все органы государственной власти в РФ, органы местного
самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации
независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по
запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
2
Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.
Список использованной литературы:
1.
Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995
год.
2.
Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля в Российской Федерации».
3.
Конституция Российской Федерации.
4.
Алексеев, А.П. Муниципальное право России: учебник / А. П. Алексеев, С. Н.
Братановский. – Москва: Риор, Инфра-М, 2018.
5.
Муниципальное право России: учебник для академического бакалавриата / [И. В.
Захаров и др.]. - 4-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : Юрайт, 2015.
© Баранова И.В., 2019.